Напоминание

"График функции"


Автор: Зеленева Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ №11
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: урок
Тема: "График функции"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по алгебре в 7 классе Зеленева Е.В.

на тему:

«График функции»

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Технология: Личностно–ориентированная.

Дидактические цели:

Обеспечить условия для:

1. Повторения и закрепления понятий и определений: функция, график функции, независимая переменная,

зависимая переменная.

2. Умение выполнять построения графиков по формуле;

3. Умение определять по графику соответствующие значения аргумента и функции.

Развивающие цели:

Обеспечить условия для:

1. Самостоятельного добывания знаний, осмысленного отношения к своей деятельности;

2. Самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные

выводы;

3. Формирования культуры учебной деятельности;

4. Личностного саморазвития учащихся;

5. Развития математической зоркости;

6. Развития грамотной устной и письменной речи учащихся.

7. Формирование потребности приобретения знаний.

Воспитательные цели:

Обеспечить условия для:

1. Воспитания аккуратности;

2. Воспитания ответственного отношения к учению;

3. Воспитания культуры общения;

4. Воспитания интереса к предмету.

5.Воспитание положительной мотивации к изучению предмета.

Формы:

1. опрос;

2. самостоятельная работа;

3. работа в парах;

4. совместная работа с классом.

Средства обучения:

1. учебник;

2. линейка

Литература:

1. Интернет ресурсы;

2. Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра: 7 класс» / Т.

М. Ерина. – 3-изд.,стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011;

3. Учебник «Алгебра. 7 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.:

Просвещение, 2012;

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Этап проверки домашнего задания(3 мин)

3. Этап повторения. Актуализация опорных знаний (7 мин).

4. Введение в тему. Постановка учебных задач (2 мин).

5. Этап оперирование ЗУН при решении заданий(10 мин).

6. Релаксация(2 мин).

7. Этап поверки усвоения знаний в виде самостоятельной работы. (7 мин)

8. Этап взаимопроверки самостоятельной работы. (3 мин).

9. Этап информирования обучающихся о домашнем задании (2 мин).

10 Этап подведения итогов урока (2 мин).

11.Рефлексия (1 мин).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель: Обеспечить рабочую

обстановку на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проводит

проверку готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, садитесь.

А сейчас чтобы поднять вам настроение я

прочту 4 строчки.

Чтобы легче всем жилось

Чтоб решалось, чтоб моглось,

Улыбнись, удача всем,

Чтобы не было проблем,

- Улыбнулись друг другу, создали Хорошее

настроение и начнем работать.

Готовность учащихся к уроку

алгебры

2.

Этап проверки домашнего

задания

Цель: проверить правильность

выполнения домашнего задания.

Итак, ребята начинаем урок с проверки

домашнего задания

Проверку будем осуществлять с помощью

«Колеса проблем». Отметьте только те

вопросы , которые вызывают у вас

затруднения

1. Можешь ли ты привести пример

функциональной зависимости одной

переменной от другой.

2.Назовите способы задания функции?

3.Знаешь, ли ты как называется независимая

переменная?

4.Знаешь, ли ты как называется зависимая

переменная?

5.Знаешь ли ты алгоритм построения графика

Учащиеся отвечают на вопросы

функции?

Поднимите руки у кого возникли затруднения

с ответом на эти вопросы? А ребята помогут

нам разрешить возникшие проблемы. Как вы

думаете правильно! Проблема снята.

Скрутите колесо проблем.

3. Актуализация опорных знаний

обучающихся.

Цель: Организовать

познавательную деятельность

учащихся.

А теперь продолжаем изучать начатую на

прошлом уроке тему, работать будете в парах,

у вас на столах лежат желтые карточки

- если вы правильно выполните вычисления,

ответите на вопросы и выпишите в таблицу

буквы, соответствующие найденным ответам,

то узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Функция задана формулой у =

0,2х+7. Найдите значение функции,

соответствующее значению аргумента,

равного 0.

а) 5 п) -7 г) 7

2. Функция задана формулой у =

4х- 8. Для значения аргумента, равного 2,

найдите соответствующее значение функции.

р) 0 а) -8 и) 2

3. Функция задана формулой у =

3х- 6. Найдите значение аргумента, при

котором значение функции равно 0.

о) 0 а) 2 р) 5

4. Переменная, значения которой выбираются

произвольно.

и) зависимая ф) независимая

р) формула

5. Переменная, значения которой

определяются выбранными значениями

аргумента.

и) зависимая ф) формула

о) график

6. Наиболее распространенный способ

задания функции

м) аргумент к) формула

н) уравнение

г

р

а

ф

и

к

Ответить на вопрос:

Зависимость, при которой каждому значению

независимой переменной соответствует

Обучающиеся, работая в паре,

выполняют задание и

осуществляют контроль

правильности выполнения

задания.

единственное значение зависимой

переменной.

ф

у

н

к

ц

и

и

4. Введение в тему.

Самопостановка учебных задач.

Цель: Обеспечить целеполагание.

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:

«График функции»

- Подумайте и определите цель

сегодняшнего урока

Цель, поставленная на уроке поможет при

выполнении самостоятельной работы.

Откройте свои рабочие тетради и запишите

число 22. 10. 15 тему урока «График

функции».

Ребята значимость данной темы в курсе

математике Задание в 9 классе ГИА и 11

классе ЕГЭ

Где в жизни вы встречаете график функции?

(среднемесячная температура воздуха,

атмосферное давление воздуха,

кардиограмму сдаем в больнице)

- Какие профессии используют график

функции? (кардиолог , терапевт, метеоролог,

механик)

Межпредметная связь

-На каких уроках вы используете графики

функций? (физика, география,

информатика)

Внимательно выслушать тему

и говорят цели урока

- Открывают свои тетради и

записывают число и тему урока.

Отвечают на вопросы

5. Этап оперирование ЗУН при

решении заданий

Цель: Создать условия для

закрепления обучающимися

изученного материала.

А теперь поработаем в тетради и у доски.

Желающие поднимите руки. Учитель следит

за работой класса и за правильностью

выполнения данного задания учащимся у

доски и всего класса.

Работа с классом.

Построить график функции заданную

формулой

у = х +1, где -1 ≤ х ≤ 4.

- Какие значения может принимать аргумент?

Сейчас поработаем, а потом отдохнем.

Работаем по готовому рисунку

- По графику функции, изображённому на

рисунке, найти:

1) значение функции при х = 3;

К доске выходит ученик и

выполняет данное задание

с подробным разбором, все

остальные учащиеся выполняют

это же задание в своих тетрадях.

- Дети работают по готовому

графику и определяю

т значение функции и значение

2) значение аргумента, при котором у = 4

Спасибо!

аргумента

6. Релаксация

Цель: снять утомление,

обеспечить активный отдых и

повысить умственную

работоспособность учащихся

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте,

что вы лежите на красивой поляне. Сделайте

глубокий вдох и медленно делайте выдох,

пусть все напряжение уходит. Вокруг зеленая

трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы

чувствуете, какая теплая земля. Светит яркое

солнышко. Один теплый лучик упал на ваше

лицо. Лицо стало теплым и расслабилось. А

луч света пошел гулять по вашему телу. Вам

хорошо приятно греться на солнышке.

Вокруг зеленая трава, вдалеке большой лес,

поют птицы. Вы чувствуете, какая теплая

земля. Земля вам дает силу и уверенность.

Сделайте глубокий вдох и медленно делайте

выдох, пусть все напряжение уходит. Еще раз

вдох и выдох … на счет 5 вы вернетесь

обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо

лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются

глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные

сил и уверенности.

Дети делают то, что им говорит

учитель.

Этап оперирование ЗУН при

решении заданий

А теперь вернемся к работе. Откройте

учебники на странице 61 и давайте

выполним № 285.

Что мы должны сделать?

А сейчас будем работать под диктовку.

- Если х = -2, то у = 1,5

х = -1, то у = 0

х = 0, то у = -1

х = 1, то у = 0,5

х = 5, то у = 2

Молодцы, хорошо поработали.

Есть проблемы? Будем возвращаться к колесу

проблем.

Тогда продолжаем работать.

Открывают учебники на

указанной странице и

записывают номер в тетрадь.

- Ученик читает задание, все

остальные слушают его.

Ответы учащихся:

- Если х = -2, то у = 1,5

х = -1, то у = 0

х = 0, то у = -1

х = 1, то у = 0,5

х = 5, то у = 2

7. Этап поверки усвоения знаний

в виде самостоятельной работы

Цель: Создать условия для

закрепления полученных знаний.

Ребята, я точно знаю, что проблемы в

выполнении самостоятельной работе у вас не

будет. Сейчас в течение 7 минут вы

выполняете сам. работу с последующей

самопроверкой

Самостоятельная работа

1 вариант

1. На рисунке 15 стр 61 изображен график

Обучающиеся выполняют

самостоятельную работу

Кто выполнил быстрее всех,

получает дополнительное

индивидуальное задание

функции f(x). Определите по

графику:

1)область определения функции;

2)область значений функции;

3)какие значения принимает функция при х=-

2;

4)какие значения аргумента соответствуют

значениям функции, равным -1.

2 вариант

На рисунке 16 стр 61 изображен график

функции f(x). Определите по

графику: 1)область

определения функции;

2)область значений функции;

3)какие значения принимает функция при х =

2; 4)какие значения аргумента

соответствуют значениям функции, равным 2.

8. Этап взаимопроверки

самостоятельной работы.

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

-3 ≤х≤6

-3 ≤х≤6

2

-1 ≤у≤3,5

-2 ≤у≤2

3

у=1,5

у=1

4

у= 0

у=0,5

Ребята поменяйтесь с соседом по

парте тетрадями. Возьмите в руки простые

карандаши и за правильный ответ ставим 1

балл,0 баллов неправильный.

Система оценивания

Количество баллов

Оценка

4

5(отлично)

3

4(хорошо)

2

3(удовл)

1

2(неудовл)

Выставите отметки.

Ребята меняются работами.

Ребята оценивают работы друг

друга, сдают учителю.

Заполняют таблицу

Фамилия имя _____________

Задание

№1

№2

№3

№4

Итого

Отметка

9. Домашнее задание.

Цель: Дать инструкцию по

выполнению домашнего задания.

- А сейчас вложите в свои дневники

домашнее задание:

Творческое задание.

1.Составить творческую работу в жанре

сказки, используя изученные

Раздать листочки в форме

звезды

понятия.

2. Общее задание № 297, № 308

10. Итог урока.

Цель: Подвести итоги урока,

обобщить и систематизировать

знания, полученные на уроке.

- Итак, у нас сегодня был урок повторения и

закрепления темы «График функции». А

теперь скажите, у всех ли сняты проблемы

по изучению этой темы. Я очень рада, что у

вас все получилось.

Что вызвало затруднение?

Что понравилось?

Что было необычное на

уроке? Выставляются оценки на

основании результатов работы на уроке

и самостоятельной работы.

Обсуждение вопросов

учащимися.

11. Рефлексия. (1 мин)

Дайте определение понятия графика

функции.

Напутствие, спасибо за урок

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

- Молодцы, урок окончен, до свидания!

Формулирование правильности

ответов.



В раздел образования