Напоминание

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Автор: Иванычева Татьяна Алексеевна
Должность: начальник отдела программно-методического сопровождения профессионального образования
Учебное заведение: Государственное автономное образовательное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования "ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел: высшее образование





Назад




Иванычева Татьяна Алексеевна, к.с.н, доцент,

начальник отдела программно-методического сопровождения

профессионального образования Центра непрерывного профессионального

образования

Государственное автономное образовательное учреждение

Тюменской области

дополнительного профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КОНЦЕПЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА

СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ

ОБЛАСТИ

В настоящее время библиотеки для молодежи повсеместно – практически

единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры

для

обучающихся

системы

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО), их родителей.

Это уникальный социальный институт, необходимый как отдельному

индивидууму,

так

и

обществу

в

целом.

Уровень

благосостояния

библиотек

наглядная

демонстрация

степени

экономического

благополучия

государства

и

зрелости

общества.

Библиотечное

обслуживание

детей

в

ряде

случаев

из

специализированного и приоритетного становится рядовой задачей библиотек для

взрослых [11]. В то же время специфика культуры детства/отрочества диктует

необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего

возрастные и психологические особенности обучающейся молодежи, существенно

отличающиеся от потребностей взрослого человека и соответствующие духовным,

исследовательским и познавательным потребностям личности.

Обучающиеся

имеют право на свою суверенную территорию, организованную как открытая,

саморазвивающаяся

система,

способная

к

трансформации.

Чтобы

быть

востребованной,

библиотека

для

обучающейся

молодежи

должна

стать

безопасным,

комфортным,

свободным

пространством

для

развития

личности:

чтения,

образования,

развивающих

игр,

творчества,

общения

и

досуга;

быть

навигатором в цифровом мире.

Данная Концепция создана на основе «Концепции библиотечного

обслуживания

детей

в

России

на

2014–2020

гг»,

принятой

Конференцией

Российской библиотечной ассоциации на XIX Ежегодной сессии (22.05.2014 г.), с

учетом на итогов проведения методической площадки для сотрудников библиотек

системы

среднего

профессионального

образования

Тюменской

области

(23.06.2017) , в ходе которого рассматривались такие вопросы, как «Основные

направления

развития

современной

библиотеки

в

системе

СПО

Тюменской

области»;

«Концепция

школьного

Информационно-Библиотечного

Центра»,

«Консорциум

библиотек

Тюменской

области», «Организация

выставочной

деятельности библиотеки», «Библиографический обзор «ТОП 50 востребованных

и перспективных профессий СПО», а также деловая игра «Библиотека будущего:

Видение. Миссия. Ценности» и Практикум «Работа с электронными ресурсами»,

присутствовало 25 сотрудников библиотек профессиональных образовательных

организаций Тюменской области: ГАПОУ ТО «Тобольский колледж искусств и

культуры

имени

А.А.Алябьева»

ГАПОУ

ТО

«Тюменский

техникум

индустрии

питания, коммерции и сервиса», ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный

техникум»,

ГАПОУ

ТО «Агротехнологический

колледж»,

ЧПОУ

ТО

СПО

«Тюменский колледж экономики, управления и права», ГАПОУ ТО "Тюменский

лесотехнический

техникум",

ГАПОУ

ТО

"Тюменский

колледж

транспортных

технологий

и

сервиса",

ГАПОУ

ТО

«Тобольский

медицинский

колледж

имени

Володи Солдатова», ГАПОУ ТО "Тюменский техникум строительной индустрии и

городского хозяйства" ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум», ГА

ПОУ

ТО

«Ишимский

медицинский

колледж»,

ГАПОУ

ТО

"Голышмановский

агропедагогический колледж", ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»

Концепция информационно-библиотечного центра (далее ИБЦ) системы

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО)

Тюменской

области

представлена общими положениями, где определена миссия, цель и задачи ИБЦ

системы СПО Тюменской области. В Концепции автором рассматривается ИБЦ

системы

СПО

ТО

как

пространство

коммуникаций

и

дополнительного

образования,

выделяются

особенности

библиотечного

обслуживания

обучающихся

СПО

ТО

со

специальными

потребностями,

рассматривается

информатизация

библиотек

и

обеспечение

безопасности

обучающихся

в

библиотечноинформационном

пространстве

ИБЦ,

научноисследовательская

и

научнометодическая деятельность

в системе деятельности ИБЦ системы СПО

ТО, и, определены ожидаемые результаты реализации Концепции ИБЦ системы

СПО ТО.

1.

Общие положения

Права обучающихся СПО на информационное и библиотечное обслуживание

закреплены в ряде документов, в частности, Конвенция ООН о правах ребёнка,

Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные

правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации в

сфере библиотечного дела.

Настоящая Концепция Информационно-Библиотечного Центра системы

СПО

Тюменской

области

(далее

Концепция)

призвана

сформулировать

основополагающие принципы социокультурной политики в сфере библиотечного

обслуживания обучающихся на региональном уровне. Концепция разработана в

соответствии c общепризнанными нормами российского и международного права

в области культуры, детства и библиотечной деятельности. В ней учитываются

положения

Концепции

долгосрочного

социально-экономического

развития

Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной стратегии действий

в интересах детей на 2012–2017 годы.

Ключевое положение, на котором базируется Концепция – признание

обучающихся

особой

группой

читателей,

имеющей

право

на

приоритетное

библиотечноинформационное

обслуживание.

В

свете

стратегической

цели

развития РФ, которая сформулирована в Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как

формирование

инновационного,

социально

ориентированного

типа

экономического

развития,

обучающиеся

СПО

являются

важнейшим

ресурсом

человеческого потенциала России. Концепцией признается, что «ведущая роль в

формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится

сфере

культуры».

Следовательно,

библиотечное

обслуживание

обучающейся

молодежи, направленное на их социальное, интеллектуальное, нравственное и

иное

развитие,

должно

рассматриваться

как

приоритетное

направление

деятельности отрасли культуры и образования в целях развития человеческого

потенциала страны. Библиотеки – часть государственной системы сохранения и

передачи

будущим

поколениям

культурного

наследия

нации

служат

инструментом улучшения качества жизни населения, являются одним из факторов

обеспечения стабильного и бесконфликтного развития общества.

Библиотеки

сформировали уникальные фонды, накопили богатый опыт популяризации книги и

приобщения

к

чтению.

При

этом

данные

библиотеки

обладают

не

только

обширными

материалами,

предназначенными

для

подростков,

но

и

специалистами, знающими педагогику и психологию, особенности организации

информационно

библиотечного

обслуживания

подростков.

Способствуя

повышению

образовательного

уровня

обучающихся

СПО,

библиотеки

предоставляют

широкие

возможности

для

развития

творческой,

социально

ответственной личности, являясь практически единственными на сегодняшний

день некоммерческими социально ориентированными учреждениями культуры.

Концепция призвана описать действующую модель библиотечного

обслуживания обучающихся СПО ТО, определить миссию, стратегические цели и

задачи,

приоритетные

направления

деятельности

библиотек,

пути,

методы

и

средства их достижения.

Цель настоящей Концепции – содействие развитию библиотечного дела и

создание

условий

для

эффективного

функционирования

библиотек,

обслуживающих

обучающихся

СПО,

в

соответствии

с

запросами

личности

обучающегося

профессиональной

образовательной

организации

(далее

ПОО)

Тюменской области, общества и государства.

Концепция направлена на усиление роли специализированных библиотек

СПО как значимого ресурса развития общества, культуры и образования, на

развитие библиотечного дела как современной высокотехнологичной отрасли, т.к.

создается в период глубоких политических, экономических, демографических и

социально-культурных изменений в обществе, связанных:

-с активным внедрением информационно коммуникационных технологий,

-освоением новых методик использования гуманитарных ресурсов и

-повышением требований к качеству библиотечных услуг.

Концепция разработана с учётом важнейших проблем библиотечной

деятельности в системе среднего профессионального образования Тюменской

области, требующих решения:

-несовершенство нормативно правовой базы, которая не охватывает всего

спектра

существующих

отношений,

связанных

со

спецификой

функционирования библиотек ПОО ТО;

-неотрегулированность

финансового

обеспечения

библиотек

в

условиях

рыночной экономики;

-слабая

материально-техническая

база

библиотек,

препятствующая

эффективному решению задач по сохранению и популяризации ценностей

чтения и приобщения к мировой культуре;

-неравномерность

развития

библиотек

различных

территорий

ТО,

когда

наряду

с

ведущими

библиотеками,

работающими

на

уровне

мировых

стандартов (например, Тюменская областная научная библиотека имени Д.

И.

Менделеева),

имеется

множество

библиотек

(системы

СПО

ТО),

несоответствующих современным потребностям общества;

-отставание

в

освоении

и

внедрении

новых

технологий

и

практик

библиотеками, обслуживающими обучающихся ПОО ТО;

-кризис кадрового обеспечения отрасли, обусловленный несовершенством

действующей системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров,

невысоким статусом и низкой оплатой труда библиотечных специалистов.

В Концепции обозначены основные подходы, идеи и способы решения

названных выше проблем, и, исходит из того, что библиотеки, обслуживающие

обучающихся СПО ТО, участвуют в решении насущных задач общества, таких как:

-повышение качества человеческого капитала;

-предоставление возможностей для развития личности обучающегося через

непрерывное образование и самообразование;

-улучшение

качества

социальной

среды,

обеспечение

доступа

к

национальным

и

мировым

информационным

ресурсам

и

культурным

ценностям;

-формирование

национальной,

региональной

и

локальной

идентичности

личности обучающегося на основе исторического сознания и социальной

ответственности;

-формирование

и

внедрение

ценностей

и

стандартов

здорового

образа

жизни, социального доверия, толерантности, экологически ответственного

поведения ребёнка;

-создание на основе ресурсов информационного и культурного наследия

дополнительных

источников

для

обеспечения

устойчивого

развития

региона;

-развитие межкультурного диалога.

Решение

проблем,

препятствующих

развитию

библиотечной

деятельности,

позволит

библиотекам,

обслуживающим

обучающихся

СПО

ТО,

активнее

участвовать

в

решении

актуальных

социальных

проблем

и

способствовать

сохранению

и

развитию

интеллектуального

и

культурного

наследия

будущих

поколений российских граждан.

Миссия ИБЦ системы СПО ТО: «Образование сегодня – успех завтра» т.е.

приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры;

удовлетворение

потребностей

в

духовном

и

интеллектуальном

росте,

образовании и самообразовании;

обеспечение равного доступа к информации;

создание комфортных условий для творческого развития.

Отметим основную цель - содействие успешной социализации подрастающего

поколения путём предоставления широкого спектра качественных информационно

библиотечных ресурсов и услуг, в соответствии с их ожиданиями, возрастными и

иными особенностями и потребностями.

Реализация

намеченной

цели

предполагает

решение

библиотеками,

обслуживающими обучающихся СПО ТО, следующих задач:

-совершенствование

нормативно

правовой

базы

библиотечной

деятельности;

-выстраивание эффективной сети библиотек и развитие корпоративного

взаимодействия на территории Тюменской области;

-выработка критериев эффективности библиотечной деятельности;

-внедрение

современных

технологий

и

практик

во

все

направления

библиотечной деятельности;

-укрепление

и

регулярное

обновление

материально-технической

базы

библиотек системы СПО ТО;

-формирование

позитивного

восприятия

чтения

у

обучающихся

профессиональных

образовательных

организаций

пользователей

библиотек;

-формирование информационной культуры у обучающихся СПО ТО;

-повышение

привлекательности

и

комфортности

библиотек

для

обучающихся СПО ТО;

-обеспечение

защищенного

библиотечного

и

информационного

пространства;

-стимулирование

активности

библиотек

в

сфере

образовательной

деятельности и на рынке досуговых услуг.

Таким

образом,

важнейшей

задачей

для

библиотечного

сообщества

в

Тюменской области в целом является

-развитие

на

основе

принципов

и

норм

международного

права

законодательной базы в области регулирования участия обучающихся СПО

в принятии решений, затрагивающих их интересы в сфере библиотечного

обслуживания:

-внедрение

социальных

технологий

по

привлечения

детей

к

участию

в

жизни библиотеки, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся их

прав и интересов;

-создание системы постоянного мониторинга и оценки участия обучающихся

СПО ТО в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Следовательно, необходимо обеспечить соблюдение основных принципов

участия обучающихся СПО ТО в принятии решений, затрагивающих их интересы:

-добровольность, включённость всех групп обучающейся молодежи;

-приоритет развития личности;

-участие в принятии значимых для них решений с учетом степени его

возрастных и психологических возможностей;

-доверие

(предоставление

обучающимся

большей

свободы

действий,

увеличение зоны их ответственности);

-открытость, честность взрослых в общении с обучающимися;

-недопущение

использования

молодежи

различными

политическими

силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

2.

Информационно-Библиотечный Центр

системы СПО ТО как пространство коммуникаций и дополнительного образования

Важнейшим вектором развития библиотек системы СПО ТО становится

организация

пространства

коммуникации

для

представителей

различных

социальных,

культурных,

этнических

и

конфессиональных

групп

местного

сообщества.

Библиотеки,

обслуживающие

обучающихся

СПО

ТО,

способны

оказать значительное влияние на решение проблемы формирования локальной и

региональной

идентичности,

включаясь

в

процесс

культурной

адаптации

мигрантов

и

социализации

неблагополучных

членов

местного

сообщества.

Предоставляя

возможность

конструктивного

диалога

и

выражения

различных

позиций,

библиотека

превращается

в

существенный

фактор

развития

гражданского общества.

Условиями модернизации библиотек системы СПО ТО является изменение

роли личности в библиотечном пространстве. Из пользователяпотребителя он

превращается в равноправного участника библиотечного процесса. Идеология

«открытой

библиотеки»

строится

на

основе

развития

интерактивных

форм

взаимодействия и сотворчества.

Библиотека СПО ТО должна использовать в своей деятельности мнение и

идеи обучающегося – партнёра, отступая от роли авторитарной институции.

В

процессе

библиотечного

обслуживания

обучающихся

СПО

ТО

необходимо

учитывать следующие приоритетные принципы:

-уважение к личности;

-учет потребностей при предоставлении услуг;

-предоставление широкого спектра возможностей для активной позитивной

деятельности;

-развитие творческих способностей;

-создание условий для самореализации;

-развитие уверенности в себе и самооценки, умения принимать решения;

-создание комфортной, дружественной среды;

-безопасное, доступное место;

-открытость для всех категорий обучающихся, включая трудных подростков

и прочих групп риска;

-возможности для волонтерства и профориентации;

-ориентация в социальной сфере, помощь в адаптации к взрослой жизни;

-современный технологический уровень;

-учёт мнения пользователейобучающихся при распределении средств;

-приветливый, квалифицированный персонал.

Итак, библиотека становится пространством, в котором обучающийся СПО ТО

может удовлетворить индивидуальные потребности в знаниях, впечатлениях и

общении.

Привлечение

к

решению

практических

задач,

стоящих

перед

библиотекой,

совершенствованию

услуг,

условий,

формированию

фондов,

подготовке

и

проведению

мероприятий

вовлечение

в

активную

позитивную

деятельность

формирует

у

обучающегося

чувство

сопричастности,

умение

принимать решения и нести за них ответственность.

3.

Библиотечное обслуживание обучающихся

СПО ТО со специальными потребностями

ИБЦ системы СПО ТО, являясь социально ориентированными и включёнными

в решение проблем местного социума учреждениями, должно уделять внимание

развитию сервисов для обучающихся СПО ТО со специальными потребностями.

Участие в создании современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-

образовательной

помощи

детяминвалидам

и

детям

с

ограниченными

возможностями здоровья, обучающимся в профессиональных образовательных

организациях

Тюменской

области

поможет

библиотекам,

обслуживающим

обучающихся СПО, на правах социального партнёрства обеспечить равный доступ

со специальными потребностями к качественному образованию всех уровней и

форм, реализовать их права на инклюзивное образование по месту жительства.

Обслуживание обучающихся СПО ТО с ограниченными возможностями

здоровья

должно

строиться

на

основе

взаимодействия

со

специальными

библиотеками с использованием их методических и информационных ресурсов.

Организация

регулярного

мониторинга

потребностей

семей,

воспитывающих

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг

в библиотечной сфере, будет способствовать созданию и внедрению системы

информационнобиблиотечного и культурнодосугового сопровождения таких семей.

На базе библиотек должны быть созданы условия для социализации

посредством

включения

их

в

среду

здоровых

сверстников

и

обеспечения

их

участия в культурных мероприятиях, выстроена система творческой реабилитации

и психологической поддержки их семей.

Библиотеки входящие в систему ИБЦ

могут стать полноценной площадкой проведения просветительской деятельности

среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-

сирот,

детейинвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

формированию отношения к ним как к равным членам общества. Дальнейшее

развитие на основе системного подхода должен получить уже накопленный в

библиотеках

собственный

опыт

технологий

мобильного

внестационарного

обслуживания

обучающихся,

адаптации

библиотечной

среды

к

потребностям

детейинвалидов и детей с особыми потребностями. Усилия библиотек, должны

быть

направлены

на

адресную

поддержку

одарённых

детей.

Выявление,

обеспечение психологического и эмоционального комфорта, создание условий

для самореализации и приобщения к чтению каждого талантливого обучающегося

СПО ТО особенно актуально для библиотек малых городов, сельской местности.

Библиотека

-

партнер

ПОО

ТО

в

осуществлении

подготовки

и

повышения

квалификации

педагогов,

работающих

с

одарёнными

детьми

и

талантливой

молодёжью, осуществляя продвижение инновационных технологий и обеспечивая

информационнометодическое сопровождение работы с одарёнными детьми.

4.

Информатизация библиотек и обеспечение безопасности обучающихся в

библиотечноинформационном пространстве ИБЦ системы СПО ТО

Внедрение новых технологий продвижения услуг для обучающихся СПО ТО в

рамках реализации ИБЦ повышает уровень требований к базовым направлениям

работы библиотек системы СПО Тюменской области: - формированию фондов и

организации

каталогов,

библиотечноинформационному

обслуживанию,

образовательнопросветительской, культурнодосуговой деятельности.

Автоматизация библиотек выступает как ключевой инструмент модернизации

и средство достижения стратегических целей развития формирует необходимость

ускорения

темпов

компьютеризации

и

увеличения

объемов

сетевого

взаимодействия библиотек, обеспечения обучения персонала и пользователей

работе

в

высокотехнологичном

библиотечноинформационном

пространстве.

Внедрение информационных технологий как основы свободного и равного доступа

подростков к информации предусматривает:

-приоритетное укрепление ITинфраструктуры библиотек системы СПО ТО;

-участие библиотек, в корпоративных проектах по созданию и взаимному

использованию электронных ресурсов в режиме online и режиме удалённого

доступа;

-оснащение

библиотек

современными

техническими

средствами

и

программными

продуктами

с

последующим

систематическим

их

обновлением;

-обеспечение доступа пользователей к ресурсам Интернет и электронным

базам данных;

-создание автоматизированных рабочих мест для пользователей, в том

числе для инвалидов с использованием адаптивных технологий;

-формирование

системы

обучения

детей

использованию

ITтехнологий в

библиотеках.

Развитие новых информационных технологий привносит также опасности и

риски для здоровья и развития обучающихся СПО ТО. Особенно актуальным в

ближайшие

годы

будет

развитие

технологий

обеспечения

безопасности

в

информационнобиблиотечном пространстве, следовательно, на библиотеки СПО

ТО возлагается решение следующих задач:

-обучение правилам безопасного поведения в интернетпространстве;

-предупреждение

рисков

вовлечения

в

противоправную

деятельность,

порнографию;

-создание механизмов экспертизы фонда документов и интернетконтента для

обучающихся;

-создание порталов, баз данных, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах

для обучающихся СПО ТО и их родителей.

5.

Научноисследовательская и научнометодическая деятельность

в системе деятельности ИБЦ системы СПО ТО

В перспективе в рамках реализации ИБЦ системы СПО ТО необходимо

качественно изменить ситуацию с научнометодической деятельностью в сфере

библиотечного обслуживания обучающихся СПО ТО, обеспечив её опережающее

развитие.

Ключевым направлением деятельности является

А . - и з у ч е н и е ,

м о н и т о р и н г,

н а у ч н ометодическое

обеспечение

функционирования библиотек;

Б.-обеспечение направлений, процессов, форм и методов библиотечной

работы

соответствующими

рекомендациями

и

руководствами

по

повышению

доступности,

качества

и

востребованности

библиотечно-

информационных услуг.

Важнейшей составляющей научноисследовательской деятельности библиотек

должна

стать

популяризация

и

транслирование

её

результатов.

Накопленная

научная

и

методическая

информация

должна

содействовать

практической

реализации инновационных методик, развитию корпоративного сотрудничества

библиотек, обслуживающих обучающихся системы СПО ТО.

Возникает необходимость дополнить научнометодическую деятельность

библиотек

СПО

ТО

сетевым

партнерством

в

целях

выработки

общей

библиотечной

политики,

реализации

совместных

проектов,

решении

текущих

проблем основной деятельности.

Приоритетным направлением остаётся деятельность библиотек по изучению

литературы

для

сохранению

традиций

отечественной

книжной

культуры,

возрождение системы рекомендательной библиографии.

В свете новых законодательных реалий, регламентирующих оборот

информационной продукции в зависимости от их возраста, актуальным становится

системное развитие экспертной деятельности в области детской/подростковой

литературы и чтения.

Перспективной задачей является внедрение новых информационных

технологий в практику повседневной методической деятельности: расширение

интерактивного

онлайн

взаимодействия

на

основе

виртуальных

методических

объединений библиотек, работающих с обучающимися СПО ТО.

6.

Ожидаемые результаты реализации Концепции ИБЦ системы СПО ТО

Реализация настоящей Концепции позволит сохранить накопленный

библиотеками

системы

СПО

Тюменской

области

потенциал

и

вывести

информационнобиблиотечное

обслуживание

обучающихся

СПО

ТО

на

качественный уровень; будет способствовать сохранению, развитию библиотек

региона и координации их деятельности в рамках единого информационного и

культурно-просветительского пространства на территории Тюменской области.

Ожидаемые результаты:

-Совершенствование

нормативно

правовой

базы,

обеспечивающей

развитие библиотечного обслуживания в системе СПО ТО.

-Развитие мобильного информационно библиотечного обслуживания.

-Увеличение числа читающих обучающихся системы СПО ТО при росте

общего количества пользователей публичных библиотек.

-Создание

условий

для

формирования

информационной

культуры,

нравственных и гражданских ориентиров личности обучающегося.

-Обеспечение равного доступа к информационным и культурным ресурсам

и услугам, независимо от места проживания обучающегося.

-Укрепление

и

развитие

взаимодействия

библиотек

из

других

профессиональных

образовательных

организаций

и

организациями

дополнительного образования.

-Реализация мер по обеспечению поддержки государственной политики по

вопросам

оказания

помощи

обучающимися

СПО

ТО

с

особыми

потребностями и одарённым детям.

-Сохранение, пополнение фонда детской литературы РФ; формирование

Национальной электронной детской библиотеки, как важнейшего ресурса

развития культуры народов России, части мировой культуры.

-Обеспечение

информационной

безопасности

путем

реализации

единой

государственной политики в сфере защиты обучающихся от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию.

-Модернизация материальнотехнической базы библиотек, обслуживающих

обучающихся СПО ТО, расширение библиотечных услуг с использованием

новых информационных технологий.

-Развитие библиотек системы СПО ТО в качестве научных и методических

центров.

-Формирование

многоуровневой

системы

подготовки

и

повышения

квалификации библиотечных специалистов, обслуживающих обучающихся

СПО ТО.

-Укрепление

кадрового

потенциала

библиотек

специалистами

разного

профиля.

В росте профессионального уровня библиотечных работников системы СПО

ТО значительную роль призвана сыграть система повышения квалификации и

профессиональной

переподготовки,

реализуемой

ТОГИРРО,

на

основе

применения

современных

интерактивных

форм

и

методик

обучения

(кейс-

технологии, коучобучение и др. с использованием мультимедийных ресурсов и

интернеттехнологий), реализуя следующие задачи:

-определение

приоритетов

и

задач

непрерывного

библиотечно-

информационного образования сотрудников библиотек системы СПО ТО;

-обеспечение

возможности

получения

работниками

библиотек

профессиональных

знаний,

необходимых

для

выполнения

новых

функциональных задач и видов деятельности;

-реализация

профессиональных

образовательных

программ

повышения

квалификации

по

инновационным

направлениям

развития

библиотечно-

информационной деятельности.

Таким образом, можно определить основные функции информационно-

библиотечного центра (ИБЦ) системы СПО ТО. Информационно-библиотечный

центр как социальный институт призван выполнять следующие основные шесть

функций:

1. Образовательная:

-обеспечение интеграции отдельных предметных дисциплин и поддержку

образовательного процесса;

-удовлетворение

индивидуальных

образовательных

потребностей

посетителей в рамках самостоятельных занятий;

- п ред ос тавл ен и е

и н фрас т ру к т уры

д л я

реал и з аци и

у ч е б н о -

исследовательских проектов и других видов совместной работы.

2. Информационно-методическая:

-обеспечение поддержки педагогов современными научно-методическими

наработками, помощи при формировании поисковых и библиографических

запросов;

-повышение информационной грамотности посетителей

-содействие

педагогам

в

формировании

собственной

инновационной

программы и педагогического портфолио

3. Обеспечивающая:

-пополнение

и

обновление

фондов

печатных

изданий,

предоставления

новых

видов

ресурсов

(электронные

ресурсы,

учебное

оборудование,

помещения, доступ в Интернет), удовлетворение новых типов потребностей

-обеспечение духовного-нравственного развития читателей, приобщение их

к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для

репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.

4. Профориентационная:

содействие обучающимся в самоопределении, построении и реализации

индивидуальных образовательных траекторий, организации тематических

мероприятий (дни профессии, профориентационные игры);

- предоставление информационных ресурсов и программного обеспечения,

оказывающих

профориентационную

поддержку

в

информационной

и

игровой форме.

-

создание

информационную

продукцию:

осуществляет

аналитико-

синтетическую переработку информации;

организует

и

ведет

справочно-библиографический

аппарат:

каталоги

(алфавитный,

систематический),

картотеки

(систематическую

картотеку

статей, тематические картотеки), электронный каталог;

разрабатывает

рекомендательные

библиографические

пособия

(списки,

обзоры, указатели и т.п.);

обеспечивает

информирование

пользователей

об

информационной

продукции;

5. Культурно-просветительская:

-организация тематических мероприятий соответствующей направленности

(выставок, чтений, кружков), (подготовка стенгазет, театральных постановок,

интеллектуальных игр);

-подбор

информационных

ресурсов,

ориентированных

на

внутренние

потребности посетителей и учитывающих ценностные ориентиры ФГОС.

6.Досуговая:

-организация

общественного

пространства

для

неформального

времяпрепровождения

(встреч,

развлекательных

мероприятий

с

интеллектуальным наполнением, развивающих кружков и клубов).

-

стимулирование

когнитивной

деятельности,

всестороннее

развитие

посетителей.

-дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

обучающихся:

организует

обучение

навыкам

независимого

библиотечного

пользователя

и

потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и

навыков работы с книгой и информацией;

оказывает

информационную

поддержку

в

решении

задач,

возникающих

в

процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

-дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с

обучением, воспитанием и здоровьем детей;

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области

педагогических инноваций и новых технологий;

содействует

профессиональной

компетенции,

повышению

квалификации,

проведению аттестации;

• создает банк педагогической информации как основы единой информационной

службы

общеобразовательного

учреждения,

осуществляет

накопление,

систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;

просмотр электронных версий педагогических изданий;

осуществляет

текущее

информирование

(дни

информации,

обзоры

новых

поступлений

и

публикаций),

информирование

руководства

по

вопросам

управления образовательным процессом;

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

•дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

родителей

(иных законных представителей) обучающихся:

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в

библиотеку;

консультирует

по

вопросам

организации

семейного

чтения,

знакомит

с

информацией по воспитанию;

• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2.

Конвенция

о

правах

ребенка.

Принята

резолюцией

44/25

Генеральной

Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии

действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)(с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2017).

5.Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. №436-ФЗ.

6.Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. №78-ФЗ.

7.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации» от 27.07.2006 г. №149ФЗ.

8.Постановление

Правительства

Российской

Федерации

«Об

утверждении

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

от 29.05.2015 г. №996-Р.

9.

Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

«Об

утверждении

концепции дополнительного образования детей» от 4.09.2014 г. №1726-Р.

10.Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

«Об

утверждении

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020

года» от 08.12.2011 г. №2227-Р.

12.Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг»,

принятой Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XIX Ежегодной

сессии (22.05.2014 года, город Рязань), М.-2014.- 20 с.

13. Концепция библиотечного обслуживания детей в России: Проект / Российская

государственная детская библиотека; сост.:

Н. В. Бубекина, Н. С. Волкова. –

Москва, 2011. – 40 с.

14.Руководство для детских библиотек России : принято Конференцией Рос. библ.

ассоц., XIV Ежегод. сессия, 21 мая 2009 г., г. Вологда / Рос. библ. ассоц. – СПб. :

Рос. нац. бка, 2010. – 52 с.

15. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту ИФЛА об Интернете / Междунар.

федерация библ. ассоц. и учреждений, Рос. библ. ассоц. – СПб. : Рос. нац. бка,

2007. – 72 с.



В раздел образования