Напоминание

Безопасность ребенка в интернет пространстве


Автор: Родина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Селятинская СОШ № 1
Населённый пункт: п.Селятино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность ребенка в интернет пространстве
Раздел: начальное образование





Назад




Безопасность ребенка в интернет пространстве

Е.В. Родина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 1

В современном мире ИКТ являются неотъемлемой частью жизни человека. А

сеть

интернет

с

каждым

днем

становится

более

доступной

и

в

то

же

время

необходимой для большинства людей. Все чаще интернет начинает сопровождать

человека с самых первых дней его жизни. Многие современные родители пользуются

сетью

интернет,

как

справочником

по

воспитанию

их

чада,

находят

различные

советы, развивающие и познавательные занятия для ребенка и просто мультики,

чтобы занять ребенка на время. Т.е. ребенок фактически уже с первого года жизни

привыкает

к

просмотру

цифровых

гаджетов

вместо

тактильного

изучения

окружающего

пространства.

Следующий

этап

развития

детского

организма

тоже

сопровождается

активным

внедрением

родителями

компьютерных

технологий

в

жизнь

ребенка.

В

детский

сад

современные

детки

приходят

уже

с

хорошо

сложившимся навыком работы с мобильным телефоном, планшетом и т.п. И уже на

пороге школы первоклассники не только владеют цифровой техникой, но и имеют

свободный доступ в сеть интернет. Они имеют свои странички в социальных сетях и

друзей по переписке, в т.ч. виртуальных. Но так ли необходимо столь тесное общение

подрастающего поколения с ИКТ и безопасно ли оно?

В первую очередь о чем стоит задуматься – это замена живого общения. Ведь за

компьютером

или

планшетом

дети

проводят

намного

больше

времени,

чем

с

родителями и друзьями – реальными живыми людьми. Вместо того чтобы учиться

общаться друг с другом и совершенствовать навыки общения, они уходят в другую

реальность. Ведь за той стороной монитора никто не видит, что они делают

,

их никто

не ругает, не поправляет. Появляется воображаемый мир без запретов. Возникает

зависимость такого общения, ведь там ребенку ничего не нужно делать, не нужно ни

за

что

отвечать,

соблюдать

правила

поведения

и

прочее…Создается

иллюзия

«свободы» и взрослой жизни, к которой они так стремятся.

Именно этим и пользуются различные недоброжелатели. В последнее время

появилось особенно много различных групп людей, занимающихся манипуляцией

детского сознания по средством интернет ресурсов. Большинство из них ведут очень

грамотную «психологическую игру», в которую ребенок начинает играть и даже не

замечает

свою

вовлеченность

во

что-то

большее

чем

просто

игра.

Он

начинает

информировать

«собеседника»

по

ту

сторону

экрана

о

какой-либо

личной

информации, выполнять задания, в том числе носящие суицидальный характер и т.п.

Так называемые виртуальные «группы смерти» сейчас появляются с немыслимой

скоростью, а смертность детей, играющих в эти игры увеличивается.

По мнению психологов, особенно подвержены таким «играм» дети, которые

лишены родительского внимания и контроля, в первую очередь в сети интернет. Часто

среди таких ребят оказываются дети, которые имеют какие – либо проблемы в школе

или дома. Ведь именно там, в виртуальном мире, ребята прячутся от глобальных для

них проблем. А те самые недоброжелатели как раз и рассчитывают на такие ситуации.

Как же защитить себя и своих детей от такого рода воздействия?

Прежде всего быть внимательным к своему ребенку, стараться находить время

среди повседневных дел для общения с детьми, не дожидаясь глобальных проблем.

Интересоваться

повседневной

жизнью

ребенка,

его

успехами

и

поражениями.

Обсуждать волнующие его вопросы и стараться вместе с ним находить их решение.

Научиться слушать, слышать, доверять и сочувствовать ребенку, сопереживать ему,

стремиться стать другом ребенку.

Как

выявить

увлеченность

опасными

играми

и

детскую

зависимость

в

интернете?

По

рекомендации

психологов

необходимо

обратить

внимание

на

следующие моменты:

- как часто и как длительно ребенок находится за компьютером или планшетом,

телефоном, имеющим свободный доступ к интернету;

- время общения ребенка с друзьями, имеющими свободные доступ в интернет;

- легко ли ребенок прекращает взаимодействие с цифровыми новинками, слышит

ли родителей осваивая просторы интернета, может ли сразу выйти из виртуального

общения;

- изменения в поведении ребенка, замкнутость;

- чрезмерная увлеченность какой-либо он-лайн игрой, требующей выполнения

заданий;

- появление нехарактерных для ребенка поступков и их фиксирование на фото

или видео и т.п.;

- появление царапин в виде картинок, букв, слов, схем на теле ребенка.

В случае обнаружения родителями этих моментов необходимо обратиться к

психологу, поставить в известность учителя. Необходимо наладить доверительные

отношения с ребенком и попробовать поговорить с ним. Если ребенок доверяет

родителям, возможно он расскажет, что его тревожит и чем ему обещали помочь в

игре, что он хочет получить от этой игры или другого виртуального увлечения. Тогда

задача

в

решении

проблемы

многократно

упрощается.

Не

даром

говорят

«предупрежден, значит вооружен».

Необходимо иметь представление об увлечениях ребенка и его друзей. Одно из

мер

профилактики

и

безопасности

ребенка

-

ограничение

свободного

доступа

интернета.

Должен

быть

обязательный

систематический

контроль

не

только

успеваемости

в

школе,

но

и

мобильных

устройств

любимого

чада

и

страничек

социальных

сетей,

которые

он

посещает.

Будет

хорошо,

если

в

доверительной

обстановке

ребенок

сам

будет

показывать

всю

свою

«историю»

из

мобильного

телефона и интернета, обсуждать ее с родителями, делиться своими увлечениями и

впечатлениями от общения с друзьями.

Также

необходимо

поддерживать

тесное

сотрудничество

между

учителем

и

родителем.

Только

при

слаженной

работе

всех

ее

участников

можно

добиться

положительного

решения

какой-либо

проблемы.

В

школе

должны

проводиться

профилактические беседы с ребятами и родителями. До их сведения должны быть

доведены

возможные

риски

в

интернет

пространстве

и

меры

их

профилактики.

Возможно и привлечение узких специалистов для проведения родительских собраний

и лекториев, бесед с ребятами, например психологов.

Важно помнить, что доверие между родителем и ребенком бесценно, а его

отсутствие

часто

приводит

к

печальным

последствиям.

Именно

доверие

в

отношениях может помочь в решении многих вопросов, даже в случаях когда ребенок

начинает играть в «опасные игры». Ведь, доверяя взрослому, он рассказывает ему

самое

ценное

свои

переживания

и

опасения,

все

то,

что

ему

интересно

или

тревожит его, задает вопросы о том, что ему не понятно. А если доверия нет, то и

совета ребенку спросить не у кого. В поисках ответа на вопросы остаются друзья,

которые

тоже

могут

не

доверять

родителям,

и

обширная

сеть

интернет

с

виртуальными друзьями и виртуальной реальностью.



В раздел образования