Автор: Родина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Селятинская СОШ № 1
Населённый пункт: п.Селятино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность ребенка в интернет пространстве
Раздел: начальное образование
Безопасность ребенка в интернет пространстве
Е.В. Родина
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 1
В современном мире ИКТ являются неотъемлемой частью жизни человека. А
сеть
интернет
с
каждым
днем
становится
более
доступной
и
в
то
же
время
необходимой для большинства людей. Все чаще интернет начинает сопровождать
человека с самых первых дней его жизни. Многие современные родители пользуются
сетью
интернет,
как
справочником
по
воспитанию
их
чада,
находят
различные
советы, развивающие и познавательные занятия для ребенка и просто мультики,
чтобы занять ребенка на время. Т.е. ребенок фактически уже с первого года жизни
привыкает
к
просмотру
цифровых
гаджетов
вместо
тактильного
изучения
окружающего
пространства.
Следующий
этап
развития
детского
организма
тоже
сопровождается
активным
внедрением
родителями
компьютерных
технологий
в
жизнь
ребенка.
В
детский
сад
современные
детки
приходят
уже
с
хорошо
сложившимся навыком работы с мобильным телефоном, планшетом и т.п. И уже на
пороге школы первоклассники не только владеют цифровой техникой, но и имеют
свободный доступ в сеть интернет. Они имеют свои странички в социальных сетях и
друзей по переписке, в т.ч. виртуальных. Но так ли необходимо столь тесное общение
подрастающего поколения с ИКТ и безопасно ли оно?
В первую очередь о чем стоит задуматься – это замена живого общения. Ведь за
компьютером
или
планшетом
дети
проводят
намного
больше
времени,
чем
с
родителями и друзьями – реальными живыми людьми. Вместо того чтобы учиться
общаться друг с другом и совершенствовать навыки общения, они уходят в другую
реальность. Ведь за той стороной монитора никто не видит, что они делают
,
их никто
не ругает, не поправляет. Появляется воображаемый мир без запретов. Возникает
зависимость такого общения, ведь там ребенку ничего не нужно делать, не нужно ни
за
что
отвечать,
соблюдать
правила
поведения
и
прочее…Создается
иллюзия
«свободы» и взрослой жизни, к которой они так стремятся.
Именно этим и пользуются различные недоброжелатели. В последнее время
появилось особенно много различных групп людей, занимающихся манипуляцией
детского сознания по средством интернет ресурсов. Большинство из них ведут очень
грамотную «психологическую игру», в которую ребенок начинает играть и даже не
замечает
свою
вовлеченность
во
что-то
большее
чем
просто
игра.
Он
начинает
информировать
«собеседника»
по
ту
сторону
экрана
о
какой-либо
личной
информации, выполнять задания, в том числе носящие суицидальный характер и т.п.
Так называемые виртуальные «группы смерти» сейчас появляются с немыслимой
скоростью, а смертность детей, играющих в эти игры увеличивается.
По мнению психологов, особенно подвержены таким «играм» дети, которые
лишены родительского внимания и контроля, в первую очередь в сети интернет. Часто
среди таких ребят оказываются дети, которые имеют какие – либо проблемы в школе
или дома. Ведь именно там, в виртуальном мире, ребята прячутся от глобальных для
них проблем. А те самые недоброжелатели как раз и рассчитывают на такие ситуации.
Как же защитить себя и своих детей от такого рода воздействия?
Прежде всего быть внимательным к своему ребенку, стараться находить время
среди повседневных дел для общения с детьми, не дожидаясь глобальных проблем.
Интересоваться
повседневной
жизнью
ребенка,
его
успехами
и
поражениями.
Обсуждать волнующие его вопросы и стараться вместе с ним находить их решение.
Научиться слушать, слышать, доверять и сочувствовать ребенку, сопереживать ему,
стремиться стать другом ребенку.
Как
выявить
увлеченность
опасными
играми
и
детскую
зависимость
в
интернете?
По
рекомендации
психологов
необходимо
обратить
внимание
на
следующие моменты:
- как часто и как длительно ребенок находится за компьютером или планшетом,
телефоном, имеющим свободный доступ к интернету;
- время общения ребенка с друзьями, имеющими свободные доступ в интернет;
- легко ли ребенок прекращает взаимодействие с цифровыми новинками, слышит
ли родителей осваивая просторы интернета, может ли сразу выйти из виртуального
общения;
- изменения в поведении ребенка, замкнутость;
- чрезмерная увлеченность какой-либо он-лайн игрой, требующей выполнения
заданий;
- появление нехарактерных для ребенка поступков и их фиксирование на фото
или видео и т.п.;
- появление царапин в виде картинок, букв, слов, схем на теле ребенка.
В случае обнаружения родителями этих моментов необходимо обратиться к
психологу, поставить в известность учителя. Необходимо наладить доверительные
отношения с ребенком и попробовать поговорить с ним. Если ребенок доверяет
родителям, возможно он расскажет, что его тревожит и чем ему обещали помочь в
игре, что он хочет получить от этой игры или другого виртуального увлечения. Тогда
задача
в
решении
проблемы
многократно
упрощается.
Не
даром
говорят
«предупрежден, значит вооружен».
Необходимо иметь представление об увлечениях ребенка и его друзей. Одно из
мер
профилактики
и
безопасности
ребенка
-
ограничение
свободного
доступа
интернета.
Должен
быть
обязательный
систематический
контроль
не
только
успеваемости
в
школе,
но
и
мобильных
устройств
любимого
чада
и
страничек
социальных
сетей,
которые
он
посещает.
Будет
хорошо,
если
в
доверительной
обстановке
ребенок
сам
будет
показывать
всю
свою
«историю»
из
мобильного
телефона и интернета, обсуждать ее с родителями, делиться своими увлечениями и
впечатлениями от общения с друзьями.
Также
необходимо
поддерживать
тесное
сотрудничество
между
учителем
и
родителем.
Только
при
слаженной
работе
всех
ее
участников
можно
добиться
положительного
решения
какой-либо
проблемы.
В
школе
должны
проводиться
профилактические беседы с ребятами и родителями. До их сведения должны быть
доведены
возможные
риски
в
интернет
пространстве
и
меры
их
профилактики.
Возможно и привлечение узких специалистов для проведения родительских собраний
и лекториев, бесед с ребятами, например психологов.
Важно помнить, что доверие между родителем и ребенком бесценно, а его
отсутствие
часто
приводит
к
печальным
последствиям.
Именно
доверие
в
отношениях может помочь в решении многих вопросов, даже в случаях когда ребенок
начинает играть в «опасные игры». Ведь, доверяя взрослому, он рассказывает ему
самое
ценное
–
свои
переживания
и
опасения,
все
то,
что
ему
интересно
или
тревожит его, задает вопросы о том, что ему не понятно. А если доверия нет, то и
совета ребенку спросить не у кого. В поисках ответа на вопросы остаются друзья,
которые
тоже
могут
не
доверять
родителям,
и
обширная
сеть
интернет
с
виртуальными друзьями и виртуальной реальностью.