Напоминание

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе


Автор: Николаева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Применение ИКТ

в учебно - воспитательном процессе

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не

дополнительным

«довеском»

в

обучении

и

воспитании,

а

неотъемлемой

частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его

качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года)

В настоящее время в становлении новой системы образования нельзя

представить современное обучение и воспитание учащихся без применения

информационно-коммуникативных

технологий

(ИКТ).

П о д

И К Т

подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео,

мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может

представлять широкие возможности для коммуникации.

Внедрение

ИКТ

способствует

достижению основной

цели

модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению

доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности,

ориентирующейся

в

информационном

пространстве,

приобщенной

к

информационно-коммуникационным возможностям современных технологий

и

о б л а д а ю щ е й

и н ф о р м а ц и о н н о й

к у л ь т у р о й .

Задача современной школы – формировать способность действовать,

и

быть

успешным

в

условиях

динамично

развивающегося

современного

общества. То обстоятельство, что детям придётся жить, реализовывать свои

цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о

формировании

у

выпускников

способностей

к

саморазвитию

и

самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами

развития

самого

общества,

но

и

опережать

их.

Поэтому

необходимо

переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как

я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества),

к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

Сегодня

педагог

свободно

использует

компьютерные

технологии

в

своей

профессиональной

деятельности.

Он

вооружен

современными

методиками и новыми образовательными технологиями, общается с детьми

на одном языке. Цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения

более

эффективным

и

дают

возможность

повысить

собственный

профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала.

Использование ИКТ способствует:

повышению эффективности процесса обучения и воспитания;

усилению межпредметных связей;

повышению мотивации обучения;

активизации познавательной сферы учащихся;

стремлению учащихся и педагогов к постоянному

самосовершенствованию;

отслеживанию результатов обучения и воспитания;

планированию и систематизации работы.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от

которого

трудно

добиться

слова,

начните

показывать

картинки,

и

класс

заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён Ушинского картинки

явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Мультимедийные

презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал

как

систему

ярких

опорных

образов,

наполненных

исчерпывающей

структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае

задействуются

различные

каналы

восприятия,

что

позволяет

заложить

информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в

память детей. Прежде всего – аудио- и видеоряд позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека,

а информационная

компетентность,

наряду

с коммуникативной,

все

более

определяет уровень его образованности.

Применение

ИКТ

позволяет

рационально

и экономно

использовать

время и силы педагога: подбор иллюстративного материала к уроку и для

оформления стендов, класса, подбор познавательного материала к занятиям,

мероприятиям,

знакомство

со

сценариями

праздников

и внеклассных

мероприятий, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других

педагогов,

оформление

документации,

отчетов. Все материалы школьных

мероприятий

обрабатываются,

систематизируются

в

папки. Сегодня

невозможно

представить

внеурочную

деятельность

без

использования

проектора,

цифровых

фотоаппаратов

и

видеокамер. Ведутся видеосъемки

мероприятий,

затем

систематизируются

в

электронный

школьный

фотоальбом.

Проводятся

педсоветы

и

семинары,

мониторинг

с

использованием ИКТ, ведутся портфолио, классные часы и общешкольные

родительские собрания с использованием презентаций и видеофильмов.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей

школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным

участником учебно-воспитательного процесса, превратился в партнёра.

Новое

поколение

школьников

активно

вовлекается

в

сферу

мультимедиа-технологий. Использование

детских

презентаций

на

уроке

многократно

повышает

мотивацию

детей,

особенно

авторов

материалов.

Создание мультимедийных проектов становится привычной формой урочной

и

в н еу р оч н о й

д е я т е л ь н о с т и . Включение

учащихся

в проектную

и исследовательскую

деятельность

с использованием

ИКТ

способствует

закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает

условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет

детям

принимать

участие

в конкурсах,

творческих

проектах

школьного,

районного,

областного

и

всероссийского

уровней.

Старшеклассниками

создаются видеофильмы, ролики для важных событий и мероприятий. В

детском

объединении

ведется

диагностика

успеваемости,

оформляется

рейтинг по активной жизненной позиции классных коллективов,

работает

пресс-центр, результатом которого являются выпуски школьной газеты и

литературных альманахов, печатаются буклеты, плакаты, рисунки, открытки.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже

невозможно

представить

себе

современную

школу.

Создание

единого

информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и

воспитательной

работе

способствует

повышению

интереса

учащихся

ко

всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую

активность детей. Учителю нельзя оставаться в стороне от модернизации

учебно-воспитательного

процесса

в

рамках

национального

проекта

«Образование»,

необходимо

стремиться

к

самосовершенствованию,

познавать новые стороны информатизации, стараться не отходить от модели

«Делай лучше меня».

Информатизация

образовательного

процесса

-

это

реальность

сегодняшнего дня, ИКТ завоевало себе место не только в учебном, но и в

воспитательном,

методическом

и

управленческом

процессах

в

школе.

Работать по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее

школьного образования.



В раздел образования