Автор: Николаева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе
Раздел: начальное образование
Применение ИКТ
в учебно - воспитательном процессе
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не
дополнительным
«довеском»
в
обучении
и
воспитании,
а
неотъемлемой
частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его
качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года)
В настоящее время в становлении новой системы образования нельзя
представить современное обучение и воспитание учащихся без применения
информационно-коммуникативных
технологий
(ИКТ).
П о д
И К Т
подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео,
мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может
представлять широкие возможности для коммуникации.
Внедрение
ИКТ
способствует
достижению основной
цели
модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению
доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности,
ориентирующейся
в
информационном
пространстве,
приобщенной
к
информационно-коммуникационным возможностям современных технологий
и
о б л а д а ю щ е й
и н ф о р м а ц и о н н о й
к у л ь т у р о й .
Задача современной школы – формировать способность действовать,
и
быть
успешным
в
условиях
динамично
развивающегося
современного
общества. То обстоятельство, что детям придётся жить, реализовывать свои
цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о
формировании
у
выпускников
способностей
к
саморазвитию
и
самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами
развития
самого
общества,
но
и
опережать
их.
Поэтому
необходимо
переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как
я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества),
к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
Сегодня
педагог
свободно
использует
компьютерные
технологии
в
своей
профессиональной
деятельности.
Он
вооружен
современными
методиками и новыми образовательными технологиями, общается с детьми
на одном языке. Цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения
более
эффективным
и
дают
возможность
повысить
собственный
профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала.
Использование ИКТ способствует:
повышению эффективности процесса обучения и воспитания;
усилению межпредметных связей;
повышению мотивации обучения;
активизации познавательной сферы учащихся;
стремлению учащихся и педагогов к постоянному
самосовершенствованию;
отслеживанию результатов обучения и воспитания;
планированию и систематизации работы.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от
которого
трудно
добиться
слова,
начните
показывать
картинки,
и
класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён Ушинского картинки
явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Мультимедийные
презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал
как
систему
ярких
опорных
образов,
наполненных
исчерпывающей
структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае
задействуются
различные
каналы
восприятия,
что
позволяет
заложить
информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в
память детей. Прежде всего – аудио- и видеоряд позволяют сделать занятия
эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой
интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным
материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека,
а информационная
компетентность,
наряду
с коммуникативной,
все
более
определяет уровень его образованности.
Применение
ИКТ
позволяет
рационально
и экономно
использовать
время и силы педагога: подбор иллюстративного материала к уроку и для
оформления стендов, класса, подбор познавательного материала к занятиям,
мероприятиям,
знакомство
со
сценариями
праздников
и внеклассных
мероприятий, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других
педагогов,
оформление
документации,
отчетов. Все материалы школьных
мероприятий
обрабатываются,
систематизируются
в
папки. Сегодня
невозможно
представить
внеурочную
деятельность
без
использования
проектора,
цифровых
фотоаппаратов
и
видеокамер. Ведутся видеосъемки
мероприятий,
затем
систематизируются
в
электронный
школьный
фотоальбом.
Проводятся
педсоветы
и
семинары,
мониторинг
с
использованием ИКТ, ведутся портфолио, классные часы и общешкольные
родительские собрания с использованием презентаций и видеофильмов.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей
школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным
участником учебно-воспитательного процесса, превратился в партнёра.
Новое
поколение
школьников
активно
вовлекается
в
сферу
мультимедиа-технологий. Использование
детских
презентаций
на
уроке
многократно
повышает
мотивацию
детей,
особенно
авторов
материалов.
Создание мультимедийных проектов становится привычной формой урочной
и
в н еу р оч н о й
д е я т е л ь н о с т и . Включение
учащихся
в проектную
и исследовательскую
деятельность
с использованием
ИКТ
способствует
закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает
условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет
детям
принимать
участие
в конкурсах,
творческих
проектах
школьного,
районного,
областного
и
всероссийского
уровней.
Старшеклассниками
создаются видеофильмы, ролики для важных событий и мероприятий. В
детском
объединении
ведется
диагностика
успеваемости,
оформляется
рейтинг по активной жизненной позиции классных коллективов,
работает
пресс-центр, результатом которого являются выпуски школьной газеты и
литературных альманахов, печатаются буклеты, плакаты, рисунки, открытки.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно
представить
себе
современную
школу.
Создание
единого
информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и
воспитательной
работе
способствует
повышению
интереса
учащихся
ко
всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую
активность детей. Учителю нельзя оставаться в стороне от модернизации
учебно-воспитательного
процесса
в
рамках
национального
проекта
«Образование»,
необходимо
стремиться
к
самосовершенствованию,
познавать новые стороны информатизации, стараться не отходить от модели
«Делай лучше меня».
Информатизация
образовательного
процесса
-
это
реальность
сегодняшнего дня, ИКТ завоевало себе место не только в учебном, но и в
воспитательном,
методическом
и
управленческом
процессах
в
школе.
Работать по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее
школьного образования.