Напоминание

"Эволюция опорно-двигательной системы животных"


Автор: Корчевная Любовь Андреевна
Должность: учитель географии, биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени Ф.П. Котляра
Населённый пункт: г. Вяземский, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка урока по биологии в 7 классе
Тема: "Эволюция опорно-двигательной системы животных"
Раздел: среднее образование





Назад




Эволюция

Эволюция

опорно-

опорно-

двигательной

двигательной

системы

системы

животных

животных

Цель урока:

Цель урока:

изучить эволюцию строения

опорно-двигательной

системы на примере животных

разных систематических групп

* Опора

* Поддержание

постоянной формы тела

* Защита клеток, тканей, органов

* Передвижение

Основные функции

Основные функции

опорно-двигательной

опорно-двигательной

системы

системы

Животные осваивали новые территории,

приспосабливались к меняющимся

условиям среды, изменяли свой облик.

скелет

скелет

наружный

внутренний

Пример:

Пример:

Каковы

Каковы

достоинства и недостатки

достоинства и недостатки

наружного

наружного

скелета?

скелета?

Стр

Стр

194

194

Каковы преимущества

Каковы преимущества

внутреннего

внутреннего

скелета?

скелета?

Достоинства

Достоинства

Наружного скелета

*прочность

*прикрепление мышц

и обеспечение

передвижения

*освоение новых

способов

перемещения

(прыжки, полет)

и расселения

Внутреннего скелета

*растет вместе с животным

*постоянно выполняет

защитную функцию

*не ограничивает размеры

тела

*увеличивает скорость

перемещения тела за счет

большей специализации

отдельных мышц и их групп

Недостатки внутреннего

Недостатки внутреннего

скелета

скелета

не растет вместе с животным;

делает животное беззащитным во время

линьки;

ограничивает размеры тела (особенно у

сухопутных животных

Скелет

Скелет

– совокупность костей,

– совокупность костей,

хрящей и управляющих им связок.

хрящей и управляющих им связок.

Внутренний скелет

Внутренний скелет

Типы соединения костей?

Типы соединения костей?

последний абзац

на стр. 194 учебника

Типы соединения костей

Типы соединения костей

* Неподвижное

* Полуподвижное

* Подвижное (суставы)

Примеры суставов

Примеры суставов

Давайте разомнемся

Давайте разомнемся

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Это ветер сбивает росу.

Руки в сторону, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложим назад.

Осевой скелет бесчерепных

представлен хордой, а позвоночных –

позвоночником, состоящим из

хрящевых или

костных позвонков.

Каковы особенности строения позвонка?

Каковы особенности строения позвонка?

Почему появление позвонков

Почему появление позвонков

в осевом скелете

в осевом скелете

является важной прогрессивной чертой?

является важной прогрессивной чертой?

рис. 147 на стр. 195 учебника

Строение позвонка

Строение позвонка

Позвонки

придают

скелету

прочность

и гибкость,

защищают

спинной мозг

Задание группам:

выявить особенности строения скелетов

рыб, земноводных, пресмыкающихся,

птиц, млекопитающих

(работа с учебником , скелетами разных групп

животных, карточками – 3мин.;

выступления – по 2мин.)

Основные направления

Основные направления

эволюции скелета

эволюции скелета

позвоночных

позвоночных

дифференцировка

позвоночника

-подвижное соединение

шейных позвонков

появление и развитие

грудной клетки

-дифференцировка черепа

на мозговой и лицевой отделы,

развитие мозгового отдела

появление и развитие парных

передних и задних конечностей

и их поясов – плечевого и тазового

появление и развитие

частных приспособлений

в связи с полетом у птиц и т. п.

Вопрос:

Вопрос:

О чем говорит

сходный план

строения

скелетов

разных

позвоночных

животных?

Домашнее задание

Домашнее задание

§ 37

понаблюдать за способами передвижения

своих домашних животных

(аквариумных рыб и моллюсков, черепах, птиц, хомяков, кошек, собак),

подготовить небольшой устный рассказ

о способах их передвижения,

о том, способны ли они менять способ передвижения

при изменении условий, например, при прикосновении.

Биологические

Биологические

задачи

задачи

Биологическая задача:

Биологическая задача:

Известно, что рыбы

не могут

поворачивать голову.

Могут ли это делать

лягушки и тритоны?

Ответ поясните.

Биологическая задача:

Биологическая задача:

В скелете змей

отсутствует грудная клетка.

В связи с чем она была утрачена

у этих животных?

Биологическая задача:

Биологическая задача:

Любой лишний груз был бы

помехой при полете.

Какие изменения в связи с

этим произошли

в опорной структуре

птиц?

Биологическая задача:

Биологическая задача:

Шея у млекопитающих

имеет разную длину:

у собаки она короткая,

у жирафа длинная.

Чем определяются такие различия?

Проверка уровня усвоения

учебного материала урока -

выполнение письменного

тестового задания

по вариантам

(2 минуты)

Ответы:

Ответы:

(один правильный ответ – один балл)

(один правильный ответ – один балл)

ОТВЕТЫ:

1ВАР. 1а 2в 3б

2ВАР. 1в 2г 3б

1ВАР. Задание 2 1а 2в 3б

2ВАР. Задание 2 1в 2г 3б

Достигнута ли цель

Достигнута ли цель

урока?

урока?

Цель:

изучить эволюцию строения

опорно-двигательной

системы на примере животных

разных систематических групп

Вопрос:

Вопрос:

Что лежит в основе

эволюционных изменений

опорно-двигательной системы?

Определи собственные

Определи собственные

знания и умения по

знания и умения по

изученной теме

изученной теме

:

:

1. «Я все понял(а), смогу

объяснить этот материал

другому».

2. «Я понял(а) материал, могу

объяснить другому, но при

некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал

частично».

4. «Я ничего не понял(а)».



В раздел образования