Автор: Корчевная Любовь Андреевна
Должность: учитель географии, биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени Ф.П. Котляра
Населённый пункт: г. Вяземский, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка урока по биологии в 7 классе
Тема: "Эволюция опорно-двигательной системы животных"
Раздел: среднее образование
Эволюция
Эволюция
опорно-
опорно-
двигательной
двигательной
системы
системы
животных
животных
Цель урока:
Цель урока:
изучить эволюцию строения
опорно-двигательной
системы на примере животных
разных систематических групп
* Опора
* Поддержание
постоянной формы тела
* Защита клеток, тканей, органов
* Передвижение
Основные функции
Основные функции
опорно-двигательной
опорно-двигательной
системы
системы
Животные осваивали новые территории,
приспосабливались к меняющимся
условиям среды, изменяли свой облик.
скелет
скелет
наружный
внутренний
Пример:
Пример:
Каковы
Каковы
достоинства и недостатки
достоинства и недостатки
наружного
наружного
скелета?
скелета?
Стр
Стр
194
194
Каковы преимущества
Каковы преимущества
внутреннего
внутреннего
скелета?
скелета?
Достоинства
Достоинства
Наружного скелета
*прочность
*прикрепление мышц
и обеспечение
передвижения
*освоение новых
способов
перемещения
(прыжки, полет)
и расселения
Внутреннего скелета
*растет вместе с животным
*постоянно выполняет
защитную функцию
*не ограничивает размеры
тела
*увеличивает скорость
перемещения тела за счет
большей специализации
отдельных мышц и их групп
Недостатки внутреннего
Недостатки внутреннего
скелета
скелета
не растет вместе с животным;
делает животное беззащитным во время
линьки;
ограничивает размеры тела (особенно у
сухопутных животных
Скелет
Скелет
– совокупность костей,
– совокупность костей,
хрящей и управляющих им связок.
хрящей и управляющих им связок.
Внутренний скелет
Внутренний скелет
Типы соединения костей?
Типы соединения костей?
последний абзац
на стр. 194 учебника
Типы соединения костей
Типы соединения костей
* Неподвижное
* Полуподвижное
* Подвижное (суставы)
Примеры суставов
Примеры суставов
Давайте разомнемся
Давайте разомнемся
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Это ветер сбивает росу.
Руки в сторону, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем,
Крылья сложим назад.
Осевой скелет бесчерепных
представлен хордой, а позвоночных –
позвоночником, состоящим из
хрящевых или
костных позвонков.
Каковы особенности строения позвонка?
Каковы особенности строения позвонка?
Почему появление позвонков
Почему появление позвонков
в осевом скелете
в осевом скелете
является важной прогрессивной чертой?
является важной прогрессивной чертой?
рис. 147 на стр. 195 учебника
Строение позвонка
Строение позвонка
Позвонки
придают
скелету
прочность
и гибкость,
защищают
спинной мозг
Задание группам:
выявить особенности строения скелетов
рыб, земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих
(работа с учебником , скелетами разных групп
животных, карточками – 3мин.;
выступления – по 2мин.)
Основные направления
Основные направления
эволюции скелета
эволюции скелета
позвоночных
позвоночных
дифференцировка
позвоночника
-подвижное соединение
шейных позвонков
появление и развитие
грудной клетки
-дифференцировка черепа
на мозговой и лицевой отделы,
развитие мозгового отдела
появление и развитие парных
передних и задних конечностей
и их поясов – плечевого и тазового
появление и развитие
частных приспособлений
в связи с полетом у птиц и т. п.
Вопрос:
Вопрос:
О чем говорит
сходный план
строения
скелетов
разных
позвоночных
животных?
Домашнее задание
Домашнее задание
§ 37
понаблюдать за способами передвижения
своих домашних животных
(аквариумных рыб и моллюсков, черепах, птиц, хомяков, кошек, собак),
подготовить небольшой устный рассказ
о способах их передвижения,
о том, способны ли они менять способ передвижения
при изменении условий, например, при прикосновении.
Биологические
Биологические
задачи
задачи
Биологическая задача:
Биологическая задача:
Известно, что рыбы
не могут
поворачивать голову.
Могут ли это делать
лягушки и тритоны?
Ответ поясните.
Биологическая задача:
Биологическая задача:
В скелете змей
отсутствует грудная клетка.
В связи с чем она была утрачена
у этих животных?
Биологическая задача:
Биологическая задача:
Любой лишний груз был бы
помехой при полете.
Какие изменения в связи с
этим произошли
в опорной структуре
птиц?
Биологическая задача:
Биологическая задача:
Шея у млекопитающих
имеет разную длину:
у собаки она короткая,
у жирафа длинная.
Чем определяются такие различия?
Проверка уровня усвоения
учебного материала урока -
выполнение письменного
тестового задания
по вариантам
(2 минуты)
Ответы:
Ответы:
(один правильный ответ – один балл)
(один правильный ответ – один балл)
ОТВЕТЫ:
1ВАР. 1а 2в 3б
2ВАР. 1в 2г 3б
1ВАР. Задание 2 1а 2в 3б
2ВАР. Задание 2 1в 2г 3б
Достигнута ли цель
Достигнута ли цель
урока?
урока?
Цель:
изучить эволюцию строения
опорно-двигательной
системы на примере животных
разных систематических групп
Вопрос:
Вопрос:
Что лежит в основе
эволюционных изменений
опорно-двигательной системы?
Определи собственные
Определи собственные
знания и умения по
знания и умения по
изученной теме
изученной теме
:
:
1. «Я все понял(а), смогу
объяснить этот материал
другому».
2. «Я понял(а) материал, могу
объяснить другому, но при
некоторой помощи учителя».
3. «Я понял(а) материал
частично».
4. «Я ничего не понял(а)».