Автор: Цаголова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ №1
Населённый пункт: город Калач-а-Дону Волгоградская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: сценарий урока русского языка "Разбор глагола как части речи"
Раздел: начальное образование
Сценарий урока русского языка в 3 классе
Тема: Разбор глагола как части речи.
Цели:
привести в систему имеющиеся знания о глаголе; тренировать в изменении глагольных
форм; развивать орфографическую память и зоркость; воспитывать аккуратность при выполнении
работы; содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических
игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов; развивать внимание, память,
способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у
учащихся умение осуществлять мыслительные операции. П
рививать любовь к произведениям
великих русских классиков.
Тип урока : урок рефлексии.
Ход урока
1.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности посредством создания
эмоциональной обстановки.
Как ваше настроение? Что человеку нужно сказать, чтобы настроение ему поднять?
(комплимент). Предлагаю вам в паре сказать комплименты друг другу. Кто-нибудь желает
поделиться тем, какие комплименты услышал? Я вам тоже хочу сказать комплименты
всем сразу : вы у меня очень хорошие дети, умные, старательные, и я всегда с
удовольствием иду к вам на урок. А мне комплимент кто-нибудь скажет? Но только один,
а то я в ваших комплиментах УТОНУ. Ребята, а к какой части речи относится слово? (глагол)
Итак, общая тема, которую мы с вами изучаем – глагол. Слайд 1.А еще мне хотелось бы
сегодня вместе с вами коснуться сказок А.С .Пушкина.Слайд 2.Показать выставку
книг.Предложить на перемене почитать.Приготовить тетради для работы-оценка
на полях.
2.Минутка чистописания
Буквосочетания мм тт ее. На что похоже? (на волны). А в какой сказке упоминаются
волны?(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
3.Актуализация знаний.
1)А кроме глагола, слова каких частей речи мы изучили? ( сущ., прил.)
Хорошо умеете отличать части речи?
Проверим. Игра «Светофор»
Существительное Слова из отрывка сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
.
Прилагательное поёт, белка, хрустальный, песенки, орешки, грызет, золотые
Глагол
Читаю отрывок, значение слова затейница (Алеша заранее готовит)
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
(
Затейница-женский род к существительному затейник. Затейник-
изобретательный, склонный к затеям, забавам человек,выдумщик)
2)Молодцы, знаете части речи. А нам надо говорить о глаголе. Расскажите , что вы уже
знаете. (Дети рассказывают)
- часть речи, отвечает на вопросы…., обозначает действие предмета.
- изменяется по временам
-в прошедшем времени имеет суффикс л
-изменяется по числам
-частица не пишется раздельно
-Неопределенная форма отвечает на вопрос что делать что сделать, и меет суффиксы ть,
ти или оканчивается на чь.
- в прошедшем времени изменяется по родам
Ребята, а что вам сложнее всего определить у глагола? (время)Давайте поупражняемся.
Вспоминают вопросы времен глагола (на доске появляются)
Упражнение на закрепление по определению времени
Слайд 3.
Проверка Слайд 4.
3.Формулирование темы и цели урока. Вот мы столько всего знаем о глаголе. Чему тогда
мы сегодня будем учиться? (разбирать глагол как часть речи)Слайд 5
4.Основная часть
Составление алгоритма
Я предлагаю вам составить алгоритм разбора глагола.А поможет нам в этом Кот-ученый из
поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Я буду вам читать начало поэмы, а вы когда
услышите первый глагол-хлопните в ладоши.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Итак глагол –ходит. ». Справка , Лукоморье- это…..(Алеша заранее подготовил)
Лукоморье-морской залив, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян –
заповедное место на краю мира.
А сотрудничать с котом будет Соня.(работает у доски, остальные в тетрадях)
Составление алгоритма:
1)Задаем вопрос.Слайд 6
2)Устанавливаем что это глагол.Слайд 7
3) Ставим глагол в неопред. Форма. Слайд 8
4)Определяем признаки глагола: время, число, род ( в прошедшем времени)Слайд 9
Это образец, а все получают памятки-алгоритмы.Слайд 10
.Первичное закрепление
Работа в парах . Дают друг другу задание, глагол, который нужно разобрать как часть речи
Пользуются памятками. Взаимопроверка, оценивание. Учитель выслушивает одну пару.
Физ минутка
«Богатыри» .Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
(проводит Женя А.)Слайд11
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Работа над глаголами одеть и надеть
Ребята, а вы знаете кто рассказывал в детстве сказки А.С.Пушкину.(няня- Арина
Родионовна)Слайд 12 Такой портрет ее сохранился. Какой вам кажется Арина
Родионовна? А что у нее на голове?(Платок)А как называется головной убор который
носил Пушкин? Слайд 13.(справочные данные-Алеша)
Цилиндр- высокая твердая мужская шляпа цилиндрической формы с узкими полями.
И мне тоже захотелось головной убор. .Что я сейчас сделала? Так надела или одела?
Сообщение небольшое от Даши В.
Подберите антонимы к словам одевать, надевать.(на доске появлятся слова)
Работа в парах с глаголами одеть надеть. Слайд 14.Взаимопроверка.Оценивание .
5.Итог урока
Итак, ребята, кто же разобрался в теме урока?
Давайте еще раз убедимся в этом….да и поможем безграмотному лешию…он не кот-
ученый, живет в глуши, где нет школы. Попробовал тоже разобрать глагол, да наделал
ошибок. Давайте их найдем. Слайд 15. –А почему же он выбрал глагол бродит?
Дети ищут ошибки, исправляют. Слайд 16.
Работа с книгами. Выбрать глагол и разобрать его как часть речи.
6.Рефлексия
Кто получил оценку, которую планировал получить.
Чем понравился урок?
Какие трудности испытали?
Как вы думаете, можно ли начать изучать следующую часть речи?
Какую? (наречие)
7.Домашнее задание
Из сказки «О рыбаке и рыбке» выписать три глагола и разобрать как часть речи.
Всем спасибо за урок. Слайд 17