Напоминание

"Стыд, вина, извинение"


Автор: Григорьева Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №40"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: технологическая карта урока по ОРКСЭ
Тема: "Стыд, вина, извинение"
Раздел: начальное образование





Назад




Этапы урока

Хроно-

метраж

№ слайда

презентац

ии,

раздаточн

ый

материал

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Стадия вызова

1.

Организацион

ный момент.

1 мин

Учитель приветствует

обучающихся, проверяет

готовность к уроку. Настрой

класса на положительное

восприятие новых знаний.

Приветствуют друг друга, учителя,

настраиваются на работу.

Личностные

Коммуникативные

Смысловая стадия

2.

Создание

проблемной

ситуации.

4 мин

Слай № 2;

Прило-

жение 1

Чтение учителем рассказа

«Осколки в сердце».

- Почему человек спустя столько

лет решил найти этого слепого?

О чем мы сегодня будем говорить

на уроке?

Прослушивание обучающимися

рассказа.

- Ему было стыдно.

- О чувстве стыда.

Личностные

Регулятивные

3.

Сообщение

темы урока.

3 мин

- Как вы думаете, о чем пойдет

речь на сегодняшнем уроке?

- А как вы думаете, что значит

«стыд»?

- Когда человек может

испытывать чувство вины?

- О том, что такое стыд.

Примерные ответы детей.

- Когда кого-то обманул, обидел и т.д.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

4.

Этап изучения

новых знаний.

Практическая

работа с

учебником.

10 мин

Организует работу с текстом

учебника.

Понятие «стыд».

Работа со словарем.

- Испытывали ли вы когда-

нибудь это чувство?

- А что такое «ложный стыд»?

Приведите примеры.

Читают материал в учебнике (стр.44)

Работа со словарями.

Рассказы детей.

Читают текст в учебнике с. 44-45.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

- А что мы чувствуем, когда нам

стыдно?

- Что нужно сделать, если тебе

стыдно за какой-либо поступок?

- А что значит прощать других

людей?

- Почему важно уметь прощать и

просить прощение?

- А трудно ли вам просить

прощение?

Мы испытываем чувство вины.

(Учебник с. 45)

Нужно попросить прощение,

извиниться.

Ответы детей.

5.

Физминутка

2 мин

6.

Применение

теоретических

положений в

условиях

выполнения

упражнений и

решения задач.

5 мин

Слайд

№ 3;

Прило-

жение 2

Организация работы с

репродукцией картины А. Ф

Решетникова «Опять двойка».

- Ребята, внимательно

рассмотрите картину. Давайте

попробуем определить, какие

чувства испытывает каждый

персонаж?

- Кто является главным

персонажем картины?

- Какие чувства он испытывает?

-А почему он испытывает эти

чувства?

- Что выражает взгляд матери?

- Почему?

- Что выражает взгляд старшей

сестры?

- Почему?

- А как на мальчика смотрит

младший брат?

- Почему?

- Мальчик

- Стыд, вину.

Возможно, он получил плохую отметку.

- Грусть

- Она смотрит с осуждением.

- Он смотрит с улыбкой, ехидно.

Личностные

Познавательные

7.

Самостоятельн

ое и

творческое

5 мин

Практическое задание. Работа в

парах.

-Как связаны между собой слова:

- Стыд – ответственность перед

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

использование

сформированн

ых умений и

навыков.

СТЫД, ВИНА, РАСКАЯНИЕ,

ИЗВИНЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ?

другими, вина – ответственность перед

собой. После признания чувства вины

наступает раскаяние. Чтобы избавиться

от чувства вины, нужно извиниться.

Когда человек извиняется, наступает

прощение.

8.

Обобщение

усвоенного и

включение его

в систему

ранее

усвоенных

ЗУНов и УУД.

6 мин

Прило-

жение 3

Слайд

№ 4;

Прило-

жение 4

Прило-

жение 3

Практикум-игра « Корзина

ситуаций».

В этой корзине разные

жизненные ситуации. Мы

попробуем найти правильный

выход их них. У вас на столах

лежат сигнальные карточки.

«Желтая» - согласны

«Красная» - не согласны

«Синяя» - согласен, но у меня

есть дополнение.

Каждая группа получает свою

ситуацию, которую нужно

обсудить, завершить и

инсценировать.

1 ситуация.

Аня получила за контрольную

работу «2» и вырвала страницу

из дневника. А мама узнала про

эту отметку на собрании.

2 ситуация.

Катя выронила в классе деньги, а

Петя это увидел. Он забрал их

себе и никому не сказал.

3 ситуация.

Саша опоздал на урок.

4 ситуация.

Таня разбила мамину любимую

вазу.

Обучающиеся в группах читают

материал, обсуждают, предлагают

варианты концовки ситуации,

распределяют роли для инсценировки,

представляют ситуацию перед классом

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

5 ситуация.

Вася ехал в автобусе. На

остановке в автобус зашла

бабушка. Вася сделал вид, что не

заметил её.

9.

Рефлексия

деятельности.

3 мин

Продолжите фразу « Сегодня я

научился (узнал)…….»

Делятся своими впечатлениями от урока.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Домашняя деятельность

10. Домашнее

задание.

1 мин

Подобрать пословицы, рассказы,

сказки про стыд.

Регулятивные



В раздел образования