Автор: Григорьева Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №40"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: технологическая карта урока по ОРКСЭ
Тема: "Стыд, вина, извинение"
Раздел: начальное образование
Этапы урока
Хроно-
метраж
№ слайда
презентац
ии,
раздаточн
ый
материал
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УДД
Стадия вызова
1.
Организацион
ный момент.
1 мин
Учитель приветствует
обучающихся, проверяет
готовность к уроку. Настрой
класса на положительное
восприятие новых знаний.
Приветствуют друг друга, учителя,
настраиваются на работу.
Личностные
Коммуникативные
Смысловая стадия
2.
Создание
проблемной
ситуации.
4 мин
Слай № 2;
Прило-
жение 1
Чтение учителем рассказа
«Осколки в сердце».
- Почему человек спустя столько
лет решил найти этого слепого?
О чем мы сегодня будем говорить
на уроке?
Прослушивание обучающимися
рассказа.
- Ему было стыдно.
- О чувстве стыда.
Личностные
Регулятивные
3.
Сообщение
темы урока.
3 мин
- Как вы думаете, о чем пойдет
речь на сегодняшнем уроке?
- А как вы думаете, что значит
«стыд»?
- Когда человек может
испытывать чувство вины?
- О том, что такое стыд.
Примерные ответы детей.
- Когда кого-то обманул, обидел и т.д.
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
4.
Этап изучения
новых знаний.
Практическая
работа с
учебником.
10 мин
Организует работу с текстом
учебника.
Понятие «стыд».
Работа со словарем.
- Испытывали ли вы когда-
нибудь это чувство?
- А что такое «ложный стыд»?
Приведите примеры.
Читают материал в учебнике (стр.44)
Работа со словарями.
Рассказы детей.
Читают текст в учебнике с. 44-45.
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
- А что мы чувствуем, когда нам
стыдно?
- Что нужно сделать, если тебе
стыдно за какой-либо поступок?
- А что значит прощать других
людей?
- Почему важно уметь прощать и
просить прощение?
- А трудно ли вам просить
прощение?
Мы испытываем чувство вины.
(Учебник с. 45)
Нужно попросить прощение,
извиниться.
Ответы детей.
5.
Физминутка
2 мин
6.
Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения задач.
5 мин
Слайд
№ 3;
Прило-
жение 2
Организация работы с
репродукцией картины А. Ф
Решетникова «Опять двойка».
- Ребята, внимательно
рассмотрите картину. Давайте
попробуем определить, какие
чувства испытывает каждый
персонаж?
- Кто является главным
персонажем картины?
- Какие чувства он испытывает?
-А почему он испытывает эти
чувства?
- Что выражает взгляд матери?
- Почему?
- Что выражает взгляд старшей
сестры?
- Почему?
- А как на мальчика смотрит
младший брат?
- Почему?
- Мальчик
- Стыд, вину.
Возможно, он получил плохую отметку.
- Грусть
- Она смотрит с осуждением.
- Он смотрит с улыбкой, ехидно.
Личностные
Познавательные
7.
Самостоятельн
ое и
творческое
5 мин
Практическое задание. Работа в
парах.
-Как связаны между собой слова:
- Стыд – ответственность перед
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
использование
сформированн
ых умений и
навыков.
СТЫД, ВИНА, РАСКАЯНИЕ,
ИЗВИНЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ?
другими, вина – ответственность перед
собой. После признания чувства вины
наступает раскаяние. Чтобы избавиться
от чувства вины, нужно извиниться.
Когда человек извиняется, наступает
прощение.
8.
Обобщение
усвоенного и
включение его
в систему
ранее
усвоенных
ЗУНов и УУД.
6 мин
Прило-
жение 3
Слайд
№ 4;
Прило-
жение 4
Прило-
жение 3
Практикум-игра « Корзина
ситуаций».
В этой корзине разные
жизненные ситуации. Мы
попробуем найти правильный
выход их них. У вас на столах
лежат сигнальные карточки.
«Желтая» - согласны
«Красная» - не согласны
«Синяя» - согласен, но у меня
есть дополнение.
Каждая группа получает свою
ситуацию, которую нужно
обсудить, завершить и
инсценировать.
1 ситуация.
Аня получила за контрольную
работу «2» и вырвала страницу
из дневника. А мама узнала про
эту отметку на собрании.
2 ситуация.
Катя выронила в классе деньги, а
Петя это увидел. Он забрал их
себе и никому не сказал.
3 ситуация.
Саша опоздал на урок.
4 ситуация.
Таня разбила мамину любимую
вазу.
Обучающиеся в группах читают
материал, обсуждают, предлагают
варианты концовки ситуации,
распределяют роли для инсценировки,
представляют ситуацию перед классом
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
5 ситуация.
Вася ехал в автобусе. На
остановке в автобус зашла
бабушка. Вася сделал вид, что не
заметил её.
9.
Рефлексия
деятельности.
3 мин
Продолжите фразу « Сегодня я
научился (узнал)…….»
Делятся своими впечатлениями от урока.
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Домашняя деятельность
10. Домашнее
задание.
1 мин
Подобрать пословицы, рассказы,
сказки про стыд.
Регулятивные