Автор: Шаронова Надежда Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад "Полянка" Населённый пункт: город Норильск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Игра в жизни ребенка" Раздел: дошкольное образование
Игра в жизни ребёнка .
Шаронова Надежда Михайловна
МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка» г. Норильск
Заповеди родителям.
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или как
ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не вымещай на ребёнке свои обиды; что посеешь, то и
взойдёт.
3. Не требуй от ребёнка оплаты за всё, что ты для него
делаешь: ты дал ему жизнь — как он может тебя от-
благодарить?
4. Он даст жизнь другому: это необратимый закон бла-
годарности.
5. Не думай, что ребёнок твой — он Божий.
6. Не относись к его проблемам свысока.
7. Не унижай!
8 . Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для
своего ребёнка, мучай, если можешь и не делаешь.
9.
Помни:
для
ребёнка
сделано
не
достаточно,
если
не сделано всё.
10. Умей любить, чужого ребёнка. Не делай чужому то, что
не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
11.
Люби
своего
ребёнка
любым:
неталантливым,
не-
удачливым, взрослым; общаясь с ним, радуясь с ним,
радуйся, потому что
ребёнок—это праздник, который пока с тобой.
По книге А. Фромм
« Азбука для
родителей»
Присмотримся
внимательно,
какое
место
занимает
игра
в
жизни
ребёнка,
особенно
в
дошкольном возрасте. Для него игра – это самое
серьёзное
дело.
В
игре
раскрывается
перед
детьми
мир,
раскрываются
т во рч е с к и е
способности личности. Без игры нет, и не может
быть полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Психолог советует.
Игра в жизни ребёнка имеет первостепенное значение.
Это как у нас, взрослых - работа. От неё мы получаем
удовольствие,
повышаем
свой
профессиональный
уровень. Игра занимает основное время в жизни ребёнка,
она его развивает умственно, физически, она делает
его полноценной личностью.
Ток
давайте
посмотри,
что
можете
сделать
Вы
родители,
для
того,
чтобы
игра
действительно
развивала и формировало.
Дети играют в «дочки - матери», в водителей, в
лётчиков, в детский сад, в больницу - всё это сюжеты
их
игр,
в
которых
воспроизводятся
действия
и
взаимоотношения людей. Это и составляет основное
содержание
игры.
Разыгрывая
это
содержание,
дети
берут но себя определённые роли, выполняют игровые
действия, используя тот или иной игровой материал.
Ч т о б ы
в о с п р о и з в е с т и
в
и г р е
р е а л ь н ы е
взаимоотношения
взрослых
людей,
ребёнку
нужны
партнёры, которые, не просто молча, выносят любое
обращение, но и сами участвуют в игре.
Чем же здесь могут помочь родители? Прежде всего они
сами
могут
принять
участие
в
игре,
беря
на
себя
определённые роли. Только учтите – дети очень неохотно
играют роль детей.
Кому
интересно
играть
самого
себя?
Ведь
игра
нужна
ребёнку для того, чтобы на время, хотя бы «понарошку»,
стать взрослым. Значит, если уж «дочки – матери», так
пусть
дочка
играет
роль
мамы,
а
маме
придётся
изображать дочку. Зато как весело и смешно!
Ну а в другом случае мама может сыграть гостью, которая
пришла навестить хозяйку, да ещё своего ребёнка (куклу)
привела
с
собой...
Включаясь
в
игру
взрослому
нужно
исподволь,
не распоряжаться и не объяснять ребёнку в
ходе игры, что он должен, а чего не должен делать. Чем
разнообразнее
сюжеты
детских
игр,
тем
больше
игра
будет способствовать умственному развитию.
2-ой момент. Даже если Ваш ребёнок уже искушён в играх с
Вашим участием, вряд ли он сможет войти в
нужный
контакт со сверстником. И научить ребёнка объединяться
в
совместной
игре
-
опять
токи
задача
родителей,
и
решать её можно уже известным нам способом - приняв
участие в игре, выступив в ней в определённой роли.
3-й момент. Вожен и подбор игрушек. И здесь на
первый
план
выступает
функциональность
-
возможность
использования, выполнения игровых действий. Совсем ни к
чему изобилие мелких внешних деталей, которые кажутся
привлекательными. Достаточно, если предмет узнаваем. для
умственного
развития
ребёнка
большое
значение
имеет
неоформленный игровой материал.
Широкое использование заместителей, умение увидеть в
одной
и
той
же
ничем
не
примечательной
палочке
термометр, расчёску, ложку, а может быть скрипку, трубку
и доже пароход и наоборот, умение использовать вместо
необходимой в игре машины кубик или стульчик - это то,
что послужит предпосылкой воображения и творчества.
Boт
Вы
идёте
вместе
с
сыном
гулять
и
останавливаетесь
у
забора,
за
которым
идёт
стройка
нового дома, воспользуйтесь случаем, расскажите ему, как
рождается и идёт стройка, люди каких профессий в ней
участвуют,
как
люди
ждут
новых
квартир
и
радуются,
въезжая в них.
А
потом,
дома
затейте
игру
«в
строительство»
в
«новоселье». Или вот другой повод. Возвращаясь с дочкой,
домой Вы остановились у почтового ящика, вынули газеты
и письмо. Откуда они пришли, как попали в ящик?
После рассказа можно начинать игры в «письмографию», «в
почту».
Богатый
материал
для
игр
дают
праздники:
и
детские, и взрослые, в которых они участвовали и видели по
телевизору: сюжеты сказок, фильмов.
Но дело, конечно, не только в рассказывании ребенку
новых сюжетов, общее направление в развитии детских игр
-
постепенный
перевод
детей
от
воспроизведения
отдельных действий изображаемых в игре персонажей к
ведению
взаимоотношений
между
ними.
Здесь
возникает
необходимость
учитывать
в
играх
субординацию,
соподчинение людей, занимающих разные места, несущих
ответственность
за
разные
участки
работы.
Таким
образом, сюжетно-ролевая игра - сложная многоплановая
деятельность
и
она
растёт,
развивается
в разных
направлениях от возраста к возрасту и важно, чтобы Вы,
родители, знали и помнили об этом.
Какую игрушку купить ребёнку?
Какую игрушку купить ребенку? Как разобраться в том
многообразии игрушек на прилавках магазина и коммер-
ческих
ларьков?
К
сожалению
встречаются
такие
игрушки,
чья
сиюминутная
привлекательность
весьма
высока.
Но
они
настолько
малофункциональны,
что
играть с ними практически невозможно. Каждая игрушка
дает
возможность
развивать
ребенку
те
или
иные
качества. Мы попробуем проконсультировать вас в этом
вопросе.
Настольно-печатные
игры
направлены
на
уточнение
представлен и й
о б
о к р у ж а ю щ е м .
Систематизацию
знаний
развивают
мыслительные
процессы
и
операции
типа
«Лото»,
«Разрезные
картинки»,
«Домино»,
«Лабиринты»).
Строительно-
конструктивные игры. В них дети отражают свои знания
и
впечатления
об
окружающем
предметном
мире,
самостоятельно делают различные постройки, возводят
сооружения.
Ребенок
учится
ориентироваться
в
пространстве,
различать
и
устанавливать
величину
предмета и его пропорции... (различные строительные
наборы,
кубики,
конструк торы
типа
«Лего»
и
др.)Различные виды игры в «театр». Эти игры строятся
на основе литературного произведения. Они оказывают
большое
влияние
на
речь
ребенка,
учат
выразительно
передавать образ (пальчиковые куклы, настольный или
кукольный театры, наборы сюжетных игрушек).
Сюжетно-образные игрушки используются детьми для сю-
жетно-ролевых
игр.
Они
дают
возможность
ребенку
отразить в своих играх жизньл ю д е й ,
и х
б ы т,
т р у д ,
разнообразные отношения (это игрушки, отображающие
предметы домашнего обихода: посуду, мебель, и орудия
труда взролых, куклы, животные). Технические игрушки
знакомят
детей
с
внешним
видом,
образом
предмера,
характерными для него действиями (различные машины,
средства связи, трансформеры, сборные модели).
М о т о р н ы е
и г ру ш к и
о б е с п еч и в а ю
а к т и в н у ю
деятельность
детей
в
повседневной
жизни
(мячи,
скакалки,
обручи
и
т.д.).
Развивающие
игры
-
игры,
дающие
«пищу»
для
развития
творческих
способно-
стей, внимания памяти воображения и других ценных
качеств («Уникуб», «Танграм», «Конструктор-механик»,
«Сложи
узор»
и
другие).
А
теперь
мысленно
посмотрите
игры
своего
ребенка.
А
может
быть,
получив зарплату, стоит сделать ребенку сюрприз? Ну
а знания собственного малыша всегда поможет Вам
выбрать для растущего ребенка именно то, что ему
нужно.
Искусство любить .
У
психологов
есть
понятие
тактильного
голода.
Оно
бывает у детей, которых вполне достаточно кормя, но
которых мало ласкают. Это одна из основных бед детей,
воспитывающихся
в
детских
домах.
Их
некому
обнять,
прижать, потормошить,
можно), поцеловать. На это способны только родители в
минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах
сдержать свои порывы. Но в наш стремительный век мы
становимся всё холоднее Многие родители переносят и в
дом привычку быть подчёркнуто сдержанными, научились
подавлять
желание
прижаться
к
родной
головке.
Знаю
многие семьи, где боязнь избаловать детей вытеснила
родительскую ласку, а призывы относиться к детям как к
равным воспринимаются слишком буквально.
В
стремлении
«воспитывать
правильно»
не
надо
стараться уподоблять наше общение с ребёнком общению
учителя ученика. Учитель, в первую очередь, апеллирует к
мысли ребёнка, к душе. Учитель спросит ученика: « Что
ты-понял из прочитанного?» А мама с сыном заплачут на
последних страничках «Белого пуделя», прижмутся друг к
другу, и не о чём надо будет может, воспоминания об этом
горько - сладком миге останутся с сыном на долго, уйдут с
ними во взрослую жизнь и седин будут волновать сердце
внезапной тёплой волной,
Так
давайте
подарим
детям
такие
ощущения,
чтобы остаться с ними на всю жизнь.
Юрий Азаров