Напоминание

Особенности преподавания уроков и элективных курсов обществоведческого характера в профильных классах


Автор: Лобанова Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6" г. Коряжма
Населённый пункт: г. Коряжма Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания уроков и элективных курсов обществоведческого характера в профильных классах
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Особенности преподавания уроков и элективных курсов

обществоведческого характера в профильных классах.

Учитель – Лобанова Т.В.

МОУ «СОШ№6» г

. Коряжма.

Современный мир сложен, многообразен,

требует от современного ученика, а тем более

выпускника

многое.

Чтобы

быть

успешным

и

благополучным,

уметь

ориентироваться

в

современной жизни, он должен обладать познаниями и опытом, умениями и навыками, а также

способностями,

позволяющими ему обоснованно судить о многом, мобилизовывать себя и

эффективно действовать в различных сферах общественной жизни. Иными словами он должен

обладать целым рядом компетенций. Для этого и нужен

школьный курс «Обществознание» —

учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных

знаний

о

человеке

и

обществе.

Базовыми

для

школьного

обществоведческого

образования

являются

науки,

изучающие общество: экономика,

социология,

политология,

культурология,

юридические науки и др.

Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы,

система гумани-

стических

и

демократиче ских ценностей,

способы

познавательной

и

практической

деятельности,

а

также

другие

элементы

нравственной,

экономической,

политической,

правовой

культуры, культуры

социального

поведения

граждан.

Этот

курс

призван

спо-

собствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося

общества.

Взаимодействуя

с

курсом

истории,

обществознание

имеет

собственное

содержание,

обращено к актуальным проблемам современного общества и человека в нем.

По сравнению с традиционным уровнем изучения курса,

часы на который, в последнее

время,

в

старшем

звене

сокращаются

до

2

часов

в

неделю,

в

профильных

классах

предусматривается раскрытие новых аспектов основных тем и боле глубокое изучение тех

проблем, которые представлены в учебнике

«Обществознание».

Я веду уроки и курсы в социально – экономических классах:

Элективный курс «Основы мировых цивилизаций»,11 класс, 1 час.

Элективные курсы: «Право и политика», «Основы правоведения», 11 класс, 2 часа.

Каждый курс рассчитан на 34 часа, кроме того, в профильных классах этого направления даются

дополнительные часы на более полное изучение материала, а также практическое применение

знаний.

При работе над этими элективными курсами я ставлю следующие цели:

- Воспитание законопослушного гражданина, активного избирателя, яркой, думающей

личности, знающей не только свои права, но и обязанности, а также уважающей права

других, человека, заботящегося о природе и обществе.

-

Получение,

систематизация,

закрепление,

обобщение

и

углубление

ЗУН

о

человеке,

обществе и государстве, практическое их применение.

-Расширение правового

самосознания

учащихся,

повышение

правовой

и

политической

культуры,

формирование

цивилизационного

гражданина,

способного

совместить

свои

желания с интересами общества.

-Осмысление и осознание современное понимание роли права как права компромиссов,

основанного на принципах справедливости, равенства, свободы.

- Учиться понимать происходящие в мире и стране процессы, вырабатывать активную

жизненную и гражданскую позицию, защищать свои права.

-Побуждать учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, высказывать свое

мнение по определенным проблемам, приобщиться к достижениям мировой правовой и

политической культуры.

Основные ОУНН, развиваемые в ходе работы по этим курсам:

- Формируется четкое представление о правовых и политических нормах, учащиеся учатся

анализировать, оценивать события, происходящие в современном многообразном мире.

- Развиваются мировоззренческие позиции, идёт приобщение к сложному миру права и

политики.

-Дети

учатся

раскрывать

теоретические

положения

(понятия)

на

конкретных

примерах,

приводить

примеры

определенных

политических

и

правовых

норм,

действий,

событий,

явлений.

- Решают проблемные задачи, применяя знания на практике, используют высказывания

ученых и политиков.

- Развиваются умение соотносить свои интересы с интересами государства, народа.

- Учатся осуществлять анализ, объяснять и оценивать политические события и явления.

- Развивать умение конструктивного диалога или спора, исходя из принципа уважения к

оппоненту.

По

темам

курсов

мною

разработано

тематическое

планирование,

в

основе

которого

лежат

программы:

Никитин

А.

Ф. Основы государства и права, 10 – 11 класс, Салыгин Ю. Г. ,

Салыгина Е. Л. Обществознание: Человек и общество, 10 11 класс, Методические рекомендации

по обществознанию, под редакцией Л. Н. Боголюбова, 10 – 11 кл,

рассчитанные на 2- 3 ч. в неделю

Высокий уровень обществоведческой подготовки, может быть,

достигнут

только на

основе

активной

учебной

деятельности

учащихся,

их

возрастающей

познавательной

самостоятельности и учетом направленности их интересов.

На этой основе мы с учащимися используем разные формы деятельности:

работа

с различными

источниками

социальной

информации,

включая

современные

средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое их восприятие и

осмысление разнородной социальной информации,

анализ

явлений

и

событий,

происходящих

в

современной

социальной

жизни,

с

применением методов социального познания;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы

социально-гуманитарного знания;

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих

ситуации из реальной жизни;

осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике,

разработка

индивидуальных и групповых ученические проектов;

подготовка

рефератов,

освоение

приемов

оформления

результатов

исследования,

актуальных социальных проблем;

Большое значение имеют межпредметные связи обществознания и истории.

Главную свою задачу я вижу в организации активной самостоятельной деятельности учащихся.

Для

этого,

имеется

широкий арсенал средств: школьная лекция, включающая

проблемные

вопросы

и

задания,

элементы

беседы,

работа с

таблицей,

школьным

словарем

и

т.

д.

На

лабораторном

занятии учащиеся

работают с текстом учебника или другим источником. На

практических

занятиях

привлекается

комплект

познавательных

и

практических

заданий.

Практические задания также используются при проведении семинарских занятий и занятий,

имеющих нетрадиционную форму:

- групповая работа над проектами, презентациями,

- работа с материалами периодической печати,

- дискуссия по определенной проблеме,

- сообщения учащихся с последующим обсуждением,

- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений (следствие, учебный совет,

патентное бюро),

-

уроки,

напоминающие

публичные

формы

общения

или

общественно

культурные

мероприятия (пресс - конференции, заочные экскурсии, репортажи,) и т. д.

На этой основе, я надеюсь, учащиеся приобретают опыт познавательной и практической

деятельности,

который в последующем и поможет им ориентироваться в этом сложном и

многообразном мире.



В раздел образования