Автор: Лобанова Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6" г. Коряжма
Населённый пункт: г. Коряжма Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания уроков и элективных курсов обществоведческого характера в профильных классах
Раздел: полное образование
Тема: Особенности преподавания уроков и элективных курсов
обществоведческого характера в профильных классах.
Учитель – Лобанова Т.В.
МОУ «СОШ№6» г
. Коряжма.
Современный мир сложен, многообразен,
требует от современного ученика, а тем более
выпускника
многое.
Чтобы
быть
успешным
и
благополучным,
уметь
ориентироваться
в
современной жизни, он должен обладать познаниями и опытом, умениями и навыками, а также
способностями,
позволяющими ему обоснованно судить о многом, мобилизовывать себя и
эффективно действовать в различных сферах общественной жизни. Иными словами он должен
обладать целым рядом компетенций. Для этого и нужен
школьный курс «Обществознание» —
учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных
знаний
о
человеке
и
обществе.
Базовыми
для
школьного
обществоведческого
образования
являются
науки,
изучающие общество: экономика,
социология,
политология,
культурология,
юридические науки и др.
Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы,
система гумани-
стических
и
демократиче ских ценностей,
способы
познавательной
и
практической
деятельности,
а
также
другие
элементы
нравственной,
экономической,
политической,
правовой
культуры, культуры
социального
поведения
граждан.
Этот
курс
призван
спо-
собствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося
общества.
Взаимодействуя
с
курсом
истории,
обществознание
имеет
собственное
содержание,
обращено к актуальным проблемам современного общества и человека в нем.
По сравнению с традиционным уровнем изучения курса,
часы на который, в последнее
время,
в
старшем
звене
сокращаются
до
2
часов
в
неделю,
в
профильных
классах
предусматривается раскрытие новых аспектов основных тем и боле глубокое изучение тех
проблем, которые представлены в учебнике
«Обществознание».
Я веду уроки и курсы в социально – экономических классах:
Элективный курс «Основы мировых цивилизаций»,11 класс, 1 час.
Элективные курсы: «Право и политика», «Основы правоведения», 11 класс, 2 часа.
Каждый курс рассчитан на 34 часа, кроме того, в профильных классах этого направления даются
дополнительные часы на более полное изучение материала, а также практическое применение
знаний.
При работе над этими элективными курсами я ставлю следующие цели:
- Воспитание законопослушного гражданина, активного избирателя, яркой, думающей
личности, знающей не только свои права, но и обязанности, а также уважающей права
других, человека, заботящегося о природе и обществе.
-
Получение,
систематизация,
закрепление,
обобщение
и
углубление
ЗУН
о
человеке,
обществе и государстве, практическое их применение.
-Расширение правового
самосознания
учащихся,
повышение
правовой
и
политической
культуры,
формирование
цивилизационного
гражданина,
способного
совместить
свои
желания с интересами общества.
-Осмысление и осознание современное понимание роли права как права компромиссов,
основанного на принципах справедливости, равенства, свободы.
- Учиться понимать происходящие в мире и стране процессы, вырабатывать активную
жизненную и гражданскую позицию, защищать свои права.
-Побуждать учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, высказывать свое
мнение по определенным проблемам, приобщиться к достижениям мировой правовой и
политической культуры.
Основные ОУНН, развиваемые в ходе работы по этим курсам:
- Формируется четкое представление о правовых и политических нормах, учащиеся учатся
анализировать, оценивать события, происходящие в современном многообразном мире.
- Развиваются мировоззренческие позиции, идёт приобщение к сложному миру права и
политики.
-Дети
учатся
раскрывать
теоретические
положения
(понятия)
на
конкретных
примерах,
приводить
примеры
определенных
политических
и
правовых
норм,
действий,
событий,
явлений.
- Решают проблемные задачи, применяя знания на практике, используют высказывания
ученых и политиков.
- Развиваются умение соотносить свои интересы с интересами государства, народа.
- Учатся осуществлять анализ, объяснять и оценивать политические события и явления.
- Развивать умение конструктивного диалога или спора, исходя из принципа уважения к
оппоненту.
По
темам
курсов
мною
разработано
тематическое
планирование,
в
основе
которого
лежат
программы:
Никитин
А.
Ф. Основы государства и права, 10 – 11 класс, Салыгин Ю. Г. ,
Салыгина Е. Л. Обществознание: Человек и общество, 10 11 класс, Методические рекомендации
по обществознанию, под редакцией Л. Н. Боголюбова, 10 – 11 кл,
рассчитанные на 2- 3 ч. в неделю
Высокий уровень обществоведческой подготовки, может быть,
достигнут
только на
основе
активной
учебной
деятельности
учащихся,
их
возрастающей
познавательной
самостоятельности и учетом направленности их интересов.
На этой основе мы с учащимися используем разные формы деятельности:
работа
с различными
источниками
социальной
информации,
включая
современные
средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое их восприятие и
осмысление разнородной социальной информации,
анализ
явлений
и
событий,
происходящих
в
современной
социальной
жизни,
с
применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы
социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих
ситуации из реальной жизни;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике,
разработка
индивидуальных и групповых ученические проектов;
подготовка
рефератов,
освоение
приемов
оформления
результатов
исследования,
актуальных социальных проблем;
Большое значение имеют межпредметные связи обществознания и истории.
Главную свою задачу я вижу в организации активной самостоятельной деятельности учащихся.
Для
этого,
имеется
широкий арсенал средств: школьная лекция, включающая
проблемные
вопросы
и
задания,
элементы
беседы,
работа с
таблицей,
школьным
словарем
и
т.
д.
На
лабораторном
занятии учащиеся
работают с текстом учебника или другим источником. На
практических
занятиях
привлекается
комплект
познавательных
и
практических
заданий.
Практические задания также используются при проведении семинарских занятий и занятий,
имеющих нетрадиционную форму:
- групповая работа над проектами, презентациями,
- работа с материалами периодической печати,
- дискуссия по определенной проблеме,
- сообщения учащихся с последующим обсуждением,
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений (следствие, учебный совет,
патентное бюро),
-
уроки,
напоминающие
публичные
формы
общения
или
общественно
–
культурные
мероприятия (пресс - конференции, заочные экскурсии, репортажи,) и т. д.
На этой основе, я надеюсь, учащиеся приобретают опыт познавательной и практической
деятельности,
который в последующем и поможет им ориентироваться в этом сложном и
многообразном мире.