Автор: Русскова Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 8
Населённый пункт: город Балаково,Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Инклюзивное образование"
Раздел: дошкольное образование
В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование.
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по
реализации права на образование лиц с особыми потребностями, были впервые
наиболее полно сформулированы по результатам Всемирной конференции по
образованию лиц с особыми потребностями в Саламанской декларации «О принципах,
политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми
потребностями» в 1994 году. В данной декларации была признана необходимость
обеспечения для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными
потребностями в рамках обычной системы образования.
Инклюзивное образование постепенно стало одним из основных направлений реформы и
трансформации системы специального образования во многих странах мира.
Среди основополагающих документов ООН необходимо выделить: Всеобщую
Декларацию прав человека (10.12.1948 г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в
области образования (14.12.1960 г.) и, наконец принятую 13 декабря 2006 г. Генеральной
Ассамблей ООН Конвенцию о правах инвалидов. В ней, в частности указывается, что
государства-участники должны создавать и обеспечивать необходимые возможности для
того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию,
профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей
жизни без дискриминации и наравне с другими.
Данная конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., подписана Российской Федерацией 24
сентября 2008 г. и ратифицирована РФ 3 мая 2012 г
В настоящее время реализация права на образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов составляет один из значимых аспектов
государственной политики РФ в сфере образовании
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в
жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию
равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на
развитие у всех людей способностей, необходимых для общения
Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное
влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников,
способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом,
инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над
другой.
Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского
сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на
выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи
С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное
обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно
закону «Об образовании В Российской Федерации».
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не
только в области образования, но и в области демографического и социально-
экономического развития.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей
инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить
свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его
развития образования и воспитания.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание
технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в дошкольные и
общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса,
который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Принцип инклюзивного образования заключается в том что администрация и педагоги
обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными
потребностями и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов,
ориентированных на потребности этих детей.
Педагоги и администрация детского сада, принявшие идею инклюзии, особенно остро
нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма
доступность не только для детей, но и для взрослых.
Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных
психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и
психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование
родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья –
это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я - концепция», где
он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная
природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за
своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его
личностные особенности.
Задачей педагогической и психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов
является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных
ресурсов.
Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою
деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так,
чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной
деятельности и находить пути преодоления трудностей
Условия для реализации инклюзивного образования в ДОУ:
-психологическая готовность коллектива;
-наличие специалистов (учителей – логопедов, педагогов – психологов);
-наличие специальных условий;
-повышение квалификации педагогов.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за
последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи
семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование —
значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Горелов Игорь Олегович № 116-026-262-12
Филатова Анна Евгеньевна № 174-877-266-26
Толобова Оксана Николаевна № 136-469-341-82
Колодяжная Ольга Владимировна № 187-268-937-34
Кравченко Наталья Борисовна № 072-430-285-35
Роговая Евгения Владимировна № 167-141-278-63
Шибко Ирина Викторовна № 076-502-533-59
Морева Татьяна Владиславовна № 144-655-324-66
Дуда Алена Павловна № 124-630-112-10
Городничева Екатерина Геннадьевна № 136-202-748-31
Кортнева Анастасия Витальевна(Герасимова Василиса) № 124-208-906-29
Смоляк Наталья Иосифовна № 150-759-946-92
Смирнова Татьяна Евгеньевна № 119-465-522-74