Напоминание

"Инклюзивное образование"


Автор: Русскова Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 8
Населённый пункт: город Балаково,Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Инклюзивное образование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование.

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по

реализации права на образование лиц с особыми потребностями, были впервые

наиболее полно сформулированы по результатам Всемирной конференции по

образованию лиц с особыми потребностями в Саламанской декларации «О принципах,

политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми

потребностями» в 1994 году. В данной декларации была признана необходимость

обеспечения для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными

потребностями в рамках обычной системы образования.

Инклюзивное образование постепенно стало одним из основных направлений реформы и

трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Среди основополагающих документов ООН необходимо выделить: Всеобщую

Декларацию прав человека (10.12.1948 г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в

области образования (14.12.1960 г.) и, наконец принятую 13 декабря 2006 г. Генеральной

Ассамблей ООН Конвенцию о правах инвалидов. В ней, в частности указывается, что

государства-участники должны создавать и обеспечивать необходимые возможности для

того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию,

профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей

жизни без дискриминации и наравне с другими.

Данная конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., подписана Российской Федерацией 24

сентября 2008 г. и ратифицирована РФ 3 мая 2012 г

В настоящее время реализация права на образование лиц с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов составляет один из значимых аспектов

государственной политики РФ в сфере образовании

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в

жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию

равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на

развитие у всех людей способностей, необходимых для общения

Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное

влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников,

способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом,

инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над

другой.

Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского

сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на

выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное

обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно

закону «Об образовании В Российской Федерации».

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и

детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим

обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на

образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не

только в области образования, но и в области демографического и социально-

экономического развития.

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей

инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить

свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его

развития образования и воспитания.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание

технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в дошкольные и

общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса,

который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Принцип инклюзивного образования заключается в том что администрация и педагоги

обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными

потребностями и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов,

ориентированных на потребности этих детей.

Педагоги и администрация детского сада, принявшие идею инклюзии, особенно остро

нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма

доступность не только для детей, но и для взрослых.

Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных

психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и

психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование

родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья –

это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я - концепция», где

он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная

природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за

своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его

личностные особенности.

Задачей педагогической и психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов

является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных

ресурсов.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою

деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так,

чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной

деятельности и находить пути преодоления трудностей

Условия для реализации инклюзивного образования в ДОУ:

-психологическая готовность коллектива;

-наличие специалистов (учителей – логопедов, педагогов – психологов);

-наличие специальных условий;

-повышение квалификации педагогов.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за

последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи

семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование —

значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Горелов Игорь Олегович № 116-026-262-12

Филатова Анна Евгеньевна № 174-877-266-26

Толобова Оксана Николаевна № 136-469-341-82

Колодяжная Ольга Владимировна № 187-268-937-34

Кравченко Наталья Борисовна № 072-430-285-35

Роговая Евгения Владимировна № 167-141-278-63

Шибко Ирина Викторовна № 076-502-533-59

Морева Татьяна Владиславовна № 144-655-324-66

Дуда Алена Павловна № 124-630-112-10

Городничева Екатерина Геннадьевна № 136-202-748-31

Кортнева Анастасия Витальевна(Герасимова Василиса) № 124-208-906-29

Смоляк Наталья Иосифовна № 150-759-946-92

Смирнова Татьяна Евгеньевна № 119-465-522-74



В раздел образования