Напоминание

"Путешествие в Мир книг"


Автор: Жарко Татьяна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Балашиха. Московская область
Наименование материала: познавательно- творческий проект
Тема: "Путешествие в Мир книг"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашаха

«Детский сад комбинированного вида №30 «Лесная сказка»

Проект

«Путешествие в Мир книг»

Проект подготовила

Жарко Татьяна Михайловна,

старший воспитатель

Г.о.Балашиха,2017г.

Содержание.

Тип: познавательно- творческий проект.

Срок: долгосрочный - 8 месяцев.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30 «Лесная

сказка».

Автор: старший воспитатель - Жарко Татьяна Михайловна.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы,

родители (законные представители).

Проблема: Каким образом привлечь интерес к книгам детей дошкольного возраста

и их родителей (законных представителей)?

Обрати же свое сердце к книгам:

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги,

если бы я мог показать тебе их красоты!

(Кхроди. Из наставления

древнеегипетского чиновника сыну)

Актуальность проекта:

Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных технологий,

различного рода связей не актуально говорить о книге и чтении.

Чтение книг играет значительную роль в формировании личности ребенка

дошкольного возраста, оно напрямую связано с грамотностью и образованностью,

формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир

человека.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир,

сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить

книгу, тянуться к ней!

В книгах заключено особое очарование, они вызывают в нас наслаждение,

разговаривают с нами, дают нам добрый совет, становятся живыми друзьями для

нас.

Нам всем известно воздействие художественной литературы на умственное и

эстетическое развитие ребенка и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку дошкольного

возраста жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она

развивает

мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает

прекрасные образцы русского литературного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Основная задача педагогов и родителей – привить любовь к художественному слову,

уважение к книге.

В

результате

приобщения

к книге облагораживается

сердце

ребенка,

совершенствуется

его

ум,

развивается

речь,

мышление,

память,

воображение,

закладываются основы нравственности.

Кроме того, чтение книг благотворно воздействует и на его здоровье.

В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса, много детей

с

гиперактивным

и

гипоактивным

поведением.

Чтение

художественной

литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка и

раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует

тому,

что

они

начинают

пользоваться

этим

богатством

в

обыденном

речевом

общении и в самостоятельном словесном творчестве.

В

старшем

дошкольном

возрасте

у

детей

воспитывается

способность

наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования

любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Данный проект посвящен привлечению интереса к книгам детей и их родителей,

которые должны направлять своих детей в этой деятельности, поэтому необходима

повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой,

причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в

нестандартной.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес

к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей

дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при

анализе произведения.

Почему возникла идея проекта «Путешествие в Мир книг»?

Занимаясь организацией воспитательной работы в ДОУ с детьми дошкольного

возраста, я обратила внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой

( часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники,

могли нарисовать в книге или порвать её, использовали ее в качестве строительного

материала или попросту книги лежали и пылились на полке).

При общении с детьми, я поняла, что дети не могут ответить на такие вопросы

как: Откуда взялась книга? Кто делает книги? Какие бывают книги? и т.д.

Я

рассчитываю, что благодаря этому проекту дети познакомятся с историей

создания книги, получат знания о мире книг, усвоят нравственные ценности и

идеалы, обогатят речь, а у родителей появится желание читать своим детям, ведь

стойкий интерес к чтению формируется в семье.

Цель проекта: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской

книгой

через

развитие творческих,

познавательных

способностей

детей

дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Для детей:

Формировать

у

дошкольников

потребность

ежедневного

общения

с

художественной литературой;

обеспечить понимание того, что книга – основной источник знаний;

пробудить чувство бережного отношения дошкольников к книге и уважение к

труду взрослых, правилам обращения с книгой;

развивать коммуникативные, познавательные умения детей старшего возраста,

умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;

умения

ве сти

диалог,

выразительного

рассказывания,

ум е н и я

импровизировать;

создать условия для развития детской инициативы, стремления к

реализации

замыслов,

творческих

способностей,

самостоятельности,

ответственности, активности, аккуратности, культуры общения и поведения в

социуме;

способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков

у дошкольников;

воспитывать

интерес,

любовь

к

книге,

произведениям

художественной

литературы, как источнику знаний, бережного отношения к книге;

привлечь в библиотеку новых читателей.

Для родителей:

вовлечь родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе;

создать условия для повышения уровня компетентности родителей в вопросах

ознакомления

детей

дошкольного

возраста

с

детской

художественной

литературой;

оказать методическую помощь родителям в руководстве домашнего

чтения

детям;

показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в

процессе совместного чтения;

способствовать развитию установления доброжелательных отношений между

детьми и родителями.

Для педагогов:

создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группах

старшего дошкольного возраста;

подобрать наглядный информационный материал.

Материально-техническое

и

методическое

обеспечение

проектной

деятельности:

оформление информационных стендов для родителей и детей на тему:

"Книга- верный наш друг!»;

координация деятельности участников проекта;

оформление выставки детского творчества «Моя сказка!»

организация мероприятий по данной теме;

организовать выставку детских рисунков «Герои любимых сказок»;

ознакомить

детей

с

литературными,

художественными

и

музыкальными

произведениями по тематике;

организовать экскурсии в библиотеку, по плану;

участие в мероприятиях , проводимых в библиотеке;

провести заключительное мероприятие представление презентации проекта

перед педагогами.

Сроки реализации проекта.

Проект является познавательно-творческим, долгосрочным и должен реализоваться

в течение 8месяцев (октябрь- май)

Ожидаемые результаты:

повышение

интереса

у

детей

дошкольного

возраста

к

чтению

и

художественной литературе;

обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи

дошкольников;

повышение уровня развития речи у детей дошкольного возраста;

активное участие родителей в жизни детского учреждения;

положительное отношение родителей к совместной деятельности с детьми и

педагогами;

возрождение чтения в кругу семьи;

развитие поэтического слуха у детей дошкольного возраста , интонационной

выразительности речи.

Этапы реализации данного проекта:

1 этап –организационный

(1 месяц) :

подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстрированный

материал по данной теме;

постановка целей и задач проекта; проведение анкетирования для родителей

и дошкольников;

написание плана взаимодействия работы с библиотекой нашего города;

разработка комплекса мероприятий в рамках проекта.

2 этап – практический

(6 месяцев):

проведение мероприятий по осуществлению проекта:

беседы,

экскурсии,

НОД,

викторины,

заучивание

стихов,

чтение

художественной

литературы,

конкурсы,

развлечения,

организация

и

проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, изготовление книжек-

самоделок.

3этап – итоговый (заключительный )

(1месяц):

сбор и обработка методических, практических материалов;

обобщение материалов проекта, представление проекта на педагогическом

совете.

Пополнение

развивающей

среды

группового

помещения

материалами

и

оборудованием по теме проекта:

грамотное оформление центра Книголюба;

оформление картотеки загадок, стихотворений, художественных книг;

подборка

картинок,

раскрасок

по

героям

и

событиям

сказок

для

самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста;

изготовление книжек - малышек детьми на разные темы.

План работы с детьми

старшего дошкольного возраста по реализации проекта

Мероприятие

Тема

Задачи

Дата

проведения

Опрос дошкольников

«Любишь ли ты

книги?»

Выявить отношение детей к

книгам

Ноябрь,

2016г.

Выставка

художественной и

методической

литературы

«Книга- верный

наш друг!»

Обеспечить понимание у детей

дошкольного возраста того,

что книга – основной источник

знаний

В течение

всего

проекта

Чтение

художественной

литературы

Список

художественной

литературы

Обеспечить понимание у детей

дошкольного возраста того,

что книга – основной источник

знаний,

воспитывать умение

внимательно слушать и

слышать чтение литературного

произведения

В течение

всего

проекта

Тематические беседы

с детьми старшего

дошкольного

«Книга-страна

Прекрасного!»

«Как выбрать книгу

Воспитывать интерес, любовь к

книге, произведениям

художественной литературы,

В течение

реализации

проекта

возраста

для чтения?»

как источнику знаний,

бережного отношения к книге

Просмотр

мультфильмов

Смешарики. Азбука

- чтения

Развивать представления

воспитанников об окружающем

мире, через просмотр

мультфильмов ,

совершенствовать правила

поведения при просмотре

1раз в месяц

Экскурсия в

библиотеку

«Абонементский

зал в библиотеке»

Развивать представления

воспитанников об окружающем

мире, через художественную

литературу , показывая

социальную значимость

библиотеки, совершенствовать

правила поведения в

библиотеке

Ноябрь,

2016г.

НОД с детьми

старшего

дошкольного

возраста

«Путешествие

Буратино»

Создать условия для развития

детской инициативы,

стремления к познавательной

деятельности и

самостоятельности в

реализации замыслов

Ноябрь,

2016г.

Экскурсия в

библиотеку

«Музей сказок в

библиотеке»

Пробудить чувство бережного

отношения дошкольников к

книге и уважение к труду

взрослых

Декабрь,

2016г.

Конкурс- выставка

детских рисунков

«Герои любимых

сказок»

Создать условия для развития

детской инициативы,

стремления к познавательной

деятельности и

самостоятельности в

реализации замыслов после

прочитанных произведений

Декабрь,

2016г.

Региональный

конкурс

«Первые шаги»

Развить поэтический слух у

детей дошкольного возраста ,

интонационную

выразительность речи

Декабрь,

2017г.

Презентация для

детей старшего

дошкольного

возраста

«Как появилась

книга?»

Сформировать у детей

старшего возраста

представления об истории

возникновения книги;

пробудить чувство бережного

отношения к книге и уважение

к труду взрослых

Январь,

2017г.

Викторина с детьми

старшего

дошкольного

возраста

«Путешествие по

сказкам …»

Повысить интерес у детей

дошкольного возраста к чтению

и художественной литературе

воспитывать интерес, любовь к

книге;

Январь,

2017г.

Конкурс – выставка

книжек- самоделок

«Моя сказка!»

Создать условия

для формирования творческих

способностей детей

дошкольного возраста;

способствовать развитию

установления

доброжелательных отношений

между детьми и родителями

Январь,

2017г.

НОД с детьми

старшего

дошкольного

возраста

«Колосок»

Создать условия для развития

детской инициативы,

стремления к познавательной

деятельности и

самостоятельности в

реализации замыслов

Февраль,

2017г.

Совместный

праздник ДОУ и

библиотеки –

Международный день

дарения книг

«Подари

библиотеке книги»

Развивать интерес,

воспитывать любовь к книге,

произведениям художественной

литературы, как источнику

знаний, бережного отношения

к книге;

развивать коммуникативные,

умения детей старшего

возраста, культуры общения и

поведения в социуме

Февраль,

2017г.

Игры- драматизации

с детьми старшего

дошкольного

возраста

«Блин, воробей и

мышка»

Создать условия

для формирования творческих

способностей детей

дошкольного возраста, через

игру-драматизацию;

учить детей воспроизводить по

прочитанному произведению

героя, показывая его

особенности;

развивать способность

свободно и раскрепощено

держаться при выступлении,

побуждать к

импровизации средствами

мимики, выразительных

движений и интонаций; учить

детей соотносить героев сказок

из книг с героями, которых

играют люди

Февраль,

2017г.

Тематическая неделя

«Книжкина

мастерская»

Воспитывать любовь и

бережное отношение к книгам

Февраль,

2017г.

Экскурсия в

библиотеку

«По сказкам Корнея

Чуковского!»

Развивать представления

воспитанников о творчестве

писателя К. И. Чуковского,

совершенствовать правила

поведения в библиотеке

Март,

2017г.

Досуг

«Умники и

Умницы» по

русским народным

сказкам

Развивать интерес,

воспитывать любовь к книге,

произведениям художественной

литературы, как источнику

Март,

2017г.

знаний, бережного отношения

к книге;

развивать коммуникативные,

умения детей старшего

возраста, культуры общения и

поведения в социуме

Экскурсия в

библиотеку

Экологический

калейдоскоп

«Международный

день Земли»

Познакомиться с Красной

книгой, развивать

представления воспитанников о

бережном отношении к Земле,

об экологии; совершенствовать

правила поведения в

библиотеке

Апрель,

2017г.

Конкурс чтецов

«Ты самый

лучший!»

Учить детей рассказывать

стихотворения

выразительно,

предавая его настроение;

прививать интерес к поэзии,

развивать у детей дошкольного

возраста способность

чувствовать художественный

образ; совершенствовать

навыки поэтического слуха,

интонационной

выразительности речи;

способствовать развитию

установления

доброжелательных отношений

между детьми и родителями

Апрель,

2017г.

Театрализованное

представление

педагогов для детей

старшего

дошкольного

возраста

«Дорогою добра»,

«Самый смелый и

слабый»

«Теремок», «Репка»

«Крокодил Гена и

Чебурашка

помогают

дошколятам»

Создать условия

для формирования творческих

способностей детей

дошкольного возраста, через

игру-драматизацию;

учить детей воспроизводить по

прочитанному произведению

героя, показывая его

особенности;

развивать способность

свободно и раскрепощено

держаться при выступлении,

побуждать к

импровизации средствами

мимики, выразительных

движений и интонаций; учить

детей соотносить героев сказок

из книг с героями, которых

играют люди

Апрель-

май,

2017г.

Совместный

праздник ДОУ и

библиотеки

«Юбилей - нам 25

лет!»

Развивать способность

свободно и раскрепощено

держаться при выступлении,

побуждать к

импровизации средствами

мимики, выразительных

движений и интонаций;

совершенствовать правила

Апрель,

2017г.

поведения в библиотеке

Экскурсия в

библиотеку

«Юбилей Юнны

Петровны Мориц»

Развивать представления

воспитанников о творчестве

русской поэтессы Юнны

Петровны Мориц,

совершенствовать правила

поведения в библиотеке

Май,

2017г.

Презентация проекта

«Путешествие в

мир книг»

Ознакомить педагогов с

результатами проекта

Май,

2017г.

План работы с родителями

по реализации проекта

Мероприятия

Тема

Задачи

1.

Анкетирование родителей

«Книга в жизни вашего ребенка»

Выявить: читают ли

родители детям книги,

знают ли , что

нравиться их детям,

научить родителей,

помогать детям,

выбирать книги.

2.

Памятки для родителей

«

Важность семейного чтения!»

«Какие книги нужно читать

своему малышу»

«Нужно ли беседовать с

ребенком после чтения книг?»

Привлечь родителей к

книге и чтению

художественной

литературы,

возрождение традиций

семейного чтения

.

3.

Участие родителей в

праздниках и развлечениях

«Ты самый лучший!»

«Юбилей - нам 25 лет!»

«Умники и Умницы» по

русским народным сказкам

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей.

2. Наличие необходимой литературы.

3. Методические разработки.

4. Обязательное активное участие родителей.

Реализация проекта через:

Непосредственно образовательную деятельность.

Совместную деятельность педагогов и детей;

Работу педагогов с родителями;

Создание предметно-развивающей среды.

Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Методы и формы реализации проекта:

Анкетирование родителей (законных представителей).

Отбор

и

изучение

методической

и

художественной

литературы

с

целью

выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с

родителями и детьми.

Информационно-выставочная

работа:

разработка

и

оформление

книжных

выставок; буклетов; накопительных папок; рекомендательных списков.

Выступление

на

родительских

собраниях

с

беседами,

обзорами,

рекомендациями.

Организация массовых программ и творческих работ для всей семьи.

Организация работы совместно с городской детской библиотекой.

Итоги проекта

В

ходе

реализации

проекта

«Путешествие

в

Мир

книг»

предполагаемые

результаты были достигнуты: мы повысили интерес у детей дошкольного возраста к

книгам и чтению художественной литературы.

Многие дошкольники вместе со своими родителями записались читателями в

городскую детскую библиотеку.

Хорошо организованные

мероприятия способствовали

приобщению детей

дошкольного

возраста

к

книжной

культуре,

у

детей

повысился

интерес

и

стремление получать знания через книгу, улучшились показатели в развитии связной

речи дошкольников.

При проведении ряда мероприятий дети узнали об истории появления книги, о

первых берестяных книгах, и печатных станках, об использовании древесины для

создания бумаги.

Был пополнен речевой запас детей новыми словами: целлюлоза, иллюстрации,

тайга, лесной вездеход, сплавщики, бумажный комбинат.

При организации и проведению «Книжкиной

мастерской» дети научились

бережно относиться к книгам: не рвать их, не бросать, брать только чистыми руками.

Кроме того, дети научились «лечить» книжки, с которыми плохо обращались. На

протяжении всей недели был использован проблемный метод обучения, поисково-

исследовательский и деятельный метод, когда дети на всех этапах деятельности

самостоятельно добывали знания о книге и о том, как ее лечить.

При организации НОД с элементами конструирования дети узнали об этапах

создания книги, о людях, которые трудятся над созданием книги, и попробовали

самостоятельно

сделать

«книжки-малышки»,

которые

были

представлены

на

конкурс- выставку в ДОУ «Моя сказка»

Результатом данного проекта стало:

создание

единого

образовательного

пространства «Дошкольное

учреждение

семья» в вопросах приобщения детей к художественной литературе;

• расширение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного

читателя, речевого развития ребёнка;

• осознание родителями

ценности детского чтения, как эффективного средства

развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;

• возрождение традиции домашнего чтения;

• активное участие родителей в работе коллектива ДОУ по реализации мероприятий

в

рамках проекта, что позволило укрепить связи между педагогами и семьями

воспитанников,

что

послужило

раскрытию

творческих

способностей

детей

и

взрослых;

повышение

интереса

детей

к

художественной

литературе

через

плодотворное

сотрудничество с детской библиотекой;

• совершенствование уровня профессиональной компетенции педагогов в сфере

применения

современных

технологий

по

ознакомлению

дошкольников

с

художественной литературой.

Участвуя в проекте «Путешествие

в Мир книг» дошкольники обогатились

социальным

опытом,

научились

работать

в

коллективе,

что

способствует

формированию уверенности в себе, общительности, открытости, любознательности,

активности.

Итоговые мероприятия проекта:

для

детей

и

родителей

(законных

представителей)

конкурс

чтецов,

театрализованное представление, показанное детьми;

для воспитателей – презентация проекта на педчасе.

Список используемой литературы:

1.Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» - М.: Просвещение, 2000г.

2.

Гурович

Л.М.,

Береговая

Л.Б.,

Логинова

В.И.

«

Ребёнок

и

книга»

М.:

Просвещение, 1992.

3.

Гербова

В.В.

«Приобщение

детей

к

художественной

литературе»

-М.,

Просвещение, 1999г.

4. Жукова Г.Д «Родительское собрание по детскому чтению» - М: Русская школьная

библиотечная

ассоциация, 2007 г.

5. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу» - Сфера, 2003г.

6. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной

«семьи» и в

сохранении

традиции

семейного

чтения

в

условиях

детского

дома,

организованного по

семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г

7. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. «Работа с семьей и продвижение семейного

чтения» – М.:

Просвещение, 1996 г.

8.

Руденко

Т.,

Мелик

Пашаева

М.

«Книги

хорошие,

книги

плохие»

-

Ж.:

Дошкольное

образование. 2010. - №6.

9. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г.

10. Инернет-ресурсы

Фотоматериалы по проекту:

Конкурс

чтецов

«

Ты

самый

лучший

Совместный

праздник

ДОУ

и

библиотеки

Международный

день

дарения

книг

«

Подари

библиотеке

книги

»

Викторина

«

Путешествие

по

сказкам

…»

Досуг

-

викторина

«

Умники

и

умницы

»-

по

русским

народным

сказкам

Экскурсия

в

библиотеку

«

Абонеменский

зал

»

Конкурс

-

выставка

детских

рисунков

«

Герои

любимых

сказок

»

Конкурс

книжек

-

самоделок

«

Моя

сказка

»

Экскурсия

в

библиотеку

«

По

сказкам

Корнея

Чуковского

Выставка

художественной

и

методической

литературы

Экскурсия

в

библиотеку

,

«

Музей

сказок

»

Совместный

праздник

ДОУ

и

библиотеки

«

Юбилей

-

нам

25

лет

Экскурсия

в

библиотеку

.

Экологический

калейдоскоп

«

Международный

день

Земли

»

Грамоты

Показ

театрализованного

представления

Приложение № 1

Анкета для родителей

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют

Вашему мнению.

Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. _________________________________________________________

Ф. И. О. ребёнка _______________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

А)

да (почему) __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_______________________________________________

б)нет (почему) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме

детского чтения?

А) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную

литературу (нужное подчеркнуть).

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

А) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните

нужное, другое (что именно)

_____________________________________________________________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости

(подчеркните нужное, друге (что именно)

_____________________________________________________________________

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

А) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) _______________________________________

г) все вместе

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

А) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое

последнее произведение Вы прочитали?

А) да

Б) нет

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ___________________________________________________________________

б) нет.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг,

которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ___________________________________________________________________

б) нет.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да___________________________________________________________________

Б) нет.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной

культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________

Спасибо за искренние ответы!

Приложение №2

Консультация для родителей

«Роль чтения книг в жизни дошкольника»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

(Валентин Берестов)

Сейчас достаточно много красочно оформленных книг. Казалось бы дети сами с интересом

должны их рассматривать. Но просто рассматривать картинки этого мало. И малыши часто просит

взрослых почитать им не только для того, чтобы узнать о чем эта красочная книга, но чтобы

поговорить со взрослым.

Детям необходимо совместное чтение. Это дает ребенку стремление к интеллектуальному

развитию – развивает речь, кругозор, мышление, знакомит с нравственными ценностями. Процесс

познания у дошкольников, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.

Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное

чтение. В этом виде

чтения ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя.

Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно

обыгрывать,

не

торопиться,

создавать

голосом

образы

героев

произведения.

Такое чтение

несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого. Ребенок ни минуты не сидит на

месте. Постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. И взрослым нужно быть готовыми

реагировать на возникшие по ходу текста вопросы.

Чтение в первую очередь - это общение и напоминать об этом необходимо только взрослым, а

для детей это само собой разумеющееся. Это не только разговор с малышом, но и диалог с автором

произведения.

Не надо отказываться от совместного чтения вслух. Даже когда ребенок научился читать

самостоятельно - продолжайте ему читать сами, читайте с ним по очереди, внимательно слушайте,

как он читает, устраивайте семейные чтения. Не лишайте его возможности развиваться и не

забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Будущего читателя необходимо

воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое

удивление от соприкосновения с окружающим. Дети должны понимать смысл прочитанного и

услышанного.

Не понимание может происходить по нескольким причинам:

- недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов;

- слабое интеллектуальное развитие – приводит к неспособности к обобщению,

- непонимание причинно-следственных связей.

Не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендуем

родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые

обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный

запас.

Читаемые тексты необходимо усложнять, от простых коротких сказок к рассказам и повестям.

Когда ребенок начнет более пристально следить за приключениями книжных героев. И если ему

что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него

разрушается ход событий.

Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого.

Необходимо не только произносить текст вслух, но и стараться его осмыслить, понять.

Совместное чтение художественной

литературы,

его

осмысление

должны

вылиться

в

обсуждение

прочитанного. Чтение сказки

наталкивает

нас

на

рассуждения

о

добре

и

зле.

Знакомство

со

стихотворными

произведениями

заставляет

задуматься

о

неограниченных

возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить читать, сколько сделать

так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию

нового, неизвестного, непонятного.

В педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Желание научиться читать

проявится

у

детей

в

том

случае,

если

взрослые

владеют

техникой

выразительного чтения.

Чтобы чтение стало более увлекательным совсем не сложно. Взяв в руки книгу предложите детям

почитать

по

ролям,

организуйте

семейное чтение,

по

ходу чтения используйте

элементы

театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей оценкой прочитанного.

Детям необходимо читать книжки потому, что:

посредством чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас;

чтение развивает мышление, ребенок учится абстрактно мыслить, книга объясняет ему

жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим;

книга стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей

мыслить образами;

чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор;

из книг ребенок

узнает

о

других

странах

и

другом

образе жизни,

о

природе,

технике,

истории и обо всем, что его интересует.

Книги помогают ребенку познать самого себя. Для ребенка очень важно знать, что другие люди

чувствуют, думают, и реагируют так же, как он сам.

Книги помогают детям понять не только себя, но и других. Читая книги и, видя, что мысли и

чувства людей других культур и эпох похожи на наши, дети лучше понимают их.

Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Совместное чтение способствует

духовному

общению

и

сближению родителей

и

детей.

Устанавливаются

взаимопонимания,

близость, доверительность.

Книга объединяет поколения. Книги помогают родителям в решении воспитательных задач. Они

заставляют размышлять о добре и зле, учат детей культуре поведения, развивают способность к

сопереживанию.

Книги увлекают

и

развлекают.

Они

заставляют

детей

и

взрослых

плакать

и

смеяться. Книги

приносят

утешение

и

указывают

выход

из

создавшегося

затруднительного

положения.

Они

придают силы и вдохновение.

Чтение книг это – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-

психического развития ребенка занятие.

Родители должны помнить, что будущего читателя надо воспитывать, когда он еще является

слушателем.

Приложение №3

Викторина

«Путешествие по сказкам»

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие

Познавательное развитие:

- закреплять умение узнавать название сказки;

-продолжать

развивать

аналитическое

мышление,

внимание,

учится

выделять

отличительные

признаки путем сравнения;

Речевое развитие:

-развивать связную речь дошкольников;

-активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас;

-закреплять умение пользоваться при ответах разными предложениями;

-совершенствовать интонационную выразительность речи у детей

Социально-коммуникативное развитие:

- оценивать свои поступки и поступки героев;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

Художественно-эстетическое развитие:

-воспитывать интерес к художественной литературе;

-продолжать читать и рассказывать детям сказки;

- воспитывать интерес к русскому народному фольклору

Предварительная работа: чтение и рассказывание с детьми сказок

Оборудование, методическое пособие: презентация по теме, картинки, игрушка лиса, шкатулка,

кубики, МП3 –плеер (аудиозаписи), большая книга сказок и журналы для поощрения

Раздаточный материал: бумага, кисточки, гуашь, салфетки.

План викторины:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса. А что

это у меня в руках? Правильно, это книга. Да не простая, а со сказками. Сказки передавались от

одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному

творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.

Особенно сказки любят дети.

Воспитатель: А вы любите сказки? Много сказок вы знаете?

Ответы детей.

(В руках у воспитателя коробка. Коробка полностью накрыта куском ткани, так чтобы детям не

было видно. В коробке спрятана игрушечная Лиса с кубиками).

Воспитатель: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да

и нет». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду

отвечать на них или да, или нет.

Ответы детей.

Воспитатель: Дети! Вы отгадали. Это Лисенок. Но она чем-то расстроена.

(Дети находят Лису под тканью. А вокруг нее разбросаны кубики с картинками).

Лиса: «Не могу попасть в свою сказку, дети, помогите мне!»

(Ребята складывают картинки- кубики и отгадывают сказку «Лисичка сестричка и серый волк».

Лисичка довольная убегает в лес).

Воспитатель: Молодцы ребята. Помогли Лисе попасть в свою сказку. Эту сказку вы узнали.

Давайте сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток

сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и

самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину «Путешествие по

сказкам».

Воспитатель: Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.

Слайд № 1

- Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Название этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь).

Ответы детей.

Слайд № 2

- Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится на её пути.

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)

Ответы детей

Слайд № 3

- В этой сказке – именины. Много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха).

Ответы детей

Слайд № 4

- Столяр Джузеппе - Сизый Нос полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

Ответы детей.

Слайд № 5

- Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка)

Ответы детей.

Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А сможете ли вы узнать сказку по

иллюстрации?

«Знатоки сказок»

Слайд № 6. На мониторе размещается иллюстрацию к сказке («Гуси-лебеди»).

Воспитатель : Посмотрите на монитор и ответьте на мои вопросы:

- Как называется эта сказка?

- Почему Гуси-лебеди унесли братца?

-Почему Алёнушке помогли печка, яблонька и речка?

- Чтобы сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?

Слайд № 7

Воспитатель: Посмотрите на монитор и ответьте на мои вопросы:

-Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

-Строил ей глупые рожицы;

-Защекотал до полусмерти;

-Въехал во дворец на печке.

- Что бы вы попросили у щуки, если бы вы её поймали?

Слайд № 8

Воспитатель: Посмотрите на монитор и ответьте на мои вопросы:

- Когда вы первый раз услышали эту сказку?

- Кто вам её рассказал?

-Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?

Воспитатель: Вы опять молодцы, можете узнать сказку по картинке. А сможете ли вы узнать

сказку по героям?

«Узнай сказку по героям».

Воспитатель: А теперь самое сложное задание. Я буду называть и показывать на мониторе

сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

Слайд № 9

Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).

Ответы детей

Слайд № 10

Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).

Ответы детей

Слайд № 11

Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).

Ответы детей

Слайд № 12

Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Песни сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и

назвать, из какой он сказки.

МП3 –плеер (аудиозаписи)

- «Песенка «Буратино»

- «Красной Шапочки».

- «Песенка героя сказки».

- «Весёлые вопросы».

Воспитатель: Ну, а теперь самый важный этап викторины.

Отвечай быстро.

Воспитатель: За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам

вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.

-Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).

- В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).

- Мальчик-луковка? (Чиполино).

- Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).

- Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).

- Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).

- Герой джунглей? (Маугли).

- Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).

- Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).

- В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).

- Деревянный мальчик? (Буратино) .

«Мой любимый герой сказки».

Воспитатель: У каждого из вас есть самая любимая сказка. Правда?

Перед вами листочки бумаги и разные материалы. Нарисуйте мне своего любимого сказочного

героя из вашей сказки. А потом все вместе попробуем их отгадать.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки. А самому

лучшему знатоку сказок я вручаю новую большую книгу сказок.

С которой, ты сможешь познакомиться сам или вместе с родителями.

Остальным участникам вручаются памятные призы за участие в викторине.

Приложение №4

Памятка для родителей

.

Уважаемые родители!

Открывая ребенку книгу –

Вы открываете ему мир.

Вы заставляете его размышлять,

наслаждаться и узнавать как можно больше.

Личный пример - самый главный пункт вашей воспитательной работы. Вне

зависимости от возраста ребенка демонстрируйте ему, что чтение – это приятно и

увлекательно.

Сделайте семейной традицией читать книги на ночь.

Малышам читайте выразительно, на разные голоса, время от времени делая

паузу, если замечаете, что он затрудняется в понимании какого-нибудь слова или

ситуации.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в книжном магазине,

библиотеке).

Выделите пространство. Отдельное место для чтения и книжная полка для

детских книг. Пусть ребенок сам выберет книги, которые будут на ней стоять, и

расставит их по своему вкусу.

Создание собственной маленькой библиотеки (сказки, стихи, рассказы).

Еще одна замечательная традиция – дарить ребенку книги. Пусть он

привыкает к мысли, что это лучший подарок и с нетерпением ждет следующего

повода его получить.

Не только читайте детям книги, но и обязательно давайте им их в руки, чтобы

они научились перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации. Попадая в

ручонки малыша они развивают тактильные ощущения т. к сегодня их делают из

различных материалов. (ткани, резины, плотного картона).

Сочиняйте вместе. Придумывайте продолжения к сказке или рассказу. Стройте

домик свинке Пеппе, отправляйтесь в путешествие с Лунтиком.

Создайте собственную книгу. Пусть это будет книга в виде

коллажа (вырезанные картинки из ненужных журналов и каталогов и приклеены в

альбом или на листы, которая будет отражать, например, рассказ от вчерашней

прогулки или какой-либо поездки.

Удачи!

Приложение №5

Просмотр мультфильмов.

«Гришкины книжки»

Смешарики. Азбука- чтения «Любишь книгу- больше знаешь»

Смешарики. Азбука- чтения «Я люблю читать»

Смешарики. Азбука- чтения «Читать всегда. Читать везде!»

Смешарики. Азбука- чтения «Чтение расширяет горизонты»

«Домовой и книга»

«Лесная книга»

Три котёнка- «Берегите книги»(развивающие мультики)

Три котёнка- «Книги мы не будем обижать»(развивающие мультики)

Приложение №6

Консультация для педагогов

«Особенности чтения художественной литературы дошкольникам»

У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с

возрастом развиваются.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения

языка. Воспитателю приходится считаться с особенностями детей воспринимать речь, с умением

сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

Младшие дошкольники,

по мере развития

внимания,

постепенно приобретают способность

произвольно

сосредоточиваться

на

содержании

сказки,

рассказа,

стихотворения,

с

интересом

слушать, целенаправленно запоминать. Однако, они легко отвлекаются.

К 5—6 годам дошкольники приобретают умение самостоятельно сосредоточивать внимание на

предлагаемом

объекте

изучения,

и

слушание

получает

характер

выполнения

речевой задачи:

прослушать

и

ответить

на

вопросы,

прослушать

и

извлечь

из

прочитанного

определенную

информацию, рассказать содержание товарищам, вспомнить похожий случай и рассказать в группе

и др.

Воспитатель должен не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение,

но

и

подготовить

детей

к восприятию

произведения,

предусмотреть

возможные

их

вопросы,

реакции

на

те

или

иные

события,

изображаемые

в

произведении,

учесть

впечатление

от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.

Чтение

художественного произведения не следует прерывать. Если же слушание текста

требует длительного

времени,

надо

предусмотреть

перерыв

по

окончании чтения

части,

законченной в смысловом отношении.

При чтении

произведений

воспитатель следит

не

только

за

своим

исполнением,

но

и

за восприятием, за вниманием слушателей. В случае ослабленного

внимания детей

надо

незаметно для них перестроиться: задать вопрос, показать предмет, о котором читают, или его

изображение.

Воспитатель во время чтения художественных произведений должен стоять или сидеть перед

детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть его лицо, наблюдать за мимикой,

выражением

глаз,

жестами.

Мимика

и

жест

не

принадлежат

к

средствам

словесной

выразительности,

но

они

являются

формами

проявления

различных

чувств,

дополняют

и

усиливают впечатление от чтения.

Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслями и чувствами чтеца,

который использует мимику как средство внешней выразительности речи, применяемой по его

замыслу.

В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты

изображаемой

жизни.

Не

следует

часто

использовать

жесты, особенно

однообразными,

иллюстративными, которые ничего не добавляют к содержанию высказывания.

Во время чтения мимика и жест играют еще большую роль.

Обмен впечатлениями — необходимая часть занятия после чтения, обычно дети хотят тут же

обменяться

впечатлениями,

полученными

от чтения.

Это

желание

естественно,

выслушав

ребят, воспитатель и сам может высказать свои мысли о прочитанном или описать переживания.

Воспитатель

своими

суждениями

или

высказываниями обобщает

или

конкретизирует

представления детей о прочитанном событии, явлении.

Дети, заинтересовавшись,

иногда просят прочитать другие рассказы на ту же тему, что

показывает проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности

и интенсивного развития познавательной деятельности.

Даже

само восприятие

художественного произведения

приобретает

характер

целевой

направленности — узнать новое, воспроизвести в воображении картины, пережить те или иные

эмоциональные состояния.

Порядок проведения выразительного чтения в группе примерно следующий:

1. Подготовка детей к слушанию. Воспитатель поясняет, ставит цель слушания рассказа, басни,

сказки или стихотворения.

2. Во время чтения детям художественного произведения используют иллюстрации, картины, и

другие

наглядные пособия,

конкретизирующие

или

обобщающие

образы художественного

произведения.

3. Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного: непосредственные высказывания

детей, вопросы к воспитателю, а также ответы на вопросы по прочитанному, передачу содержания,

разного

рода

творческие

работы

ребят,

связанные

с

прочитанным

текстом (зарисовка,

лепка,

придумывание конца рассказа и др).

4.

Обобщение

полученных

детьми

представлений

о

той

или

иной

конкретной

области

действительности, которая отражена в художественном произведении, которое возможно в беседе

по

вопросам воспитателя,

в

его

рассказе,

дополняющем

или

углубляющем

тему

беседы

или

прочитанного рассказа, стихотворения.



В раздел образования