Автор: Вялкова Александра Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №28
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: статья методическая разработка учебная программа
Тема: "Программа по математике 6 класс учебник Виленкин И.Я и др."
Раздел: среднее образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №28 г.Шахты Ростовской области
346503 г.Шахты, Ростовская область, ул. Врубовая, 27/29, тел. (8636) 26-48-49, E-mail: shkola28_shahty@mail.
ru
Рассмотрено на
Принята педагогическим
Утверждаю:
заседании МО
советом протокол №_____
Директор МБОУ ООШ №28
протокол № _____
от«_____»__________2017г.
____________В.А. Куринова
от «_____»__________2017г.
Приказ № _____
Руководитель МО____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету математика
класс 6
количество часов в год 170
в неделю 5 часов
Составлена на основе
Примерной программы основного общего
образования по математике и программы для общеобразователь-
ных учреждение по математике 6 класса Бурмистровой Т.А. – М :
Просвещение, 2014г
Учебник Математика – 6 класс, Н.Я. Виленкин и др., Моск-
ва «Мнемозина» 2015г
Составитель:
Вялкова Александра Николаевна
г. Шахты
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного об-
разовательного стандарта основного общего образования, примерной програм-
мы основного общего образования по учебным предметам для общеобразова-
тельных учреждений, издательство М: «Просвещение», 2014 г., автор- состави-
тель Бурмистрова Т.А и др.; Федерального перечня учебников, допущенных к ис-
пользованию в образовательном процессе в ОУ, базисного учебного плана, с уче-
том преемственности с программами для начального общего образования.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редак-
цией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Швар-
цбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г. Москва, 2015;
- Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2015 и разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного
общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учре-
ждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения
3. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-
е издание, переработанное – М. Просвещение. 2014 – 64 с (Стандарты второго
поколения)
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 6
классе базового уровня.
На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 170 ча -
сов в год. В том числе 15 контрольных работ, включая итоговую контрольную ра-
боту.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (математики)
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образова-
тельной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна-
нию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследова-
тельской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приво-
дить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человече-
ской деятельности, об этапах её развития,о её значимости для развития цивили-
зации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные выска-
зывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятель-
ности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые корректи-
вы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её реше-
ния;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи;строить логические рас-
суждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково- символические сред-
ства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функ-
ции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулиро-
вать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области ис-
пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент-
ности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об уни-
версальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для ре-
шения математических проблем,и представлять её в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информа-
ции;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (ри-
сунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необ-
ходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на ре-
шение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-
пользовать различные языки математики (словесный, символический, графиче-
ский), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дро-
би, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная,
угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), фор-
мирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и
различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выраже-
ний, применять их для решения учебных математических задач и задач, возни-
кающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных;
умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении за-
дач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосред-
ственному применению известных алгоритмов.
Содержание учебного предмета (математики)
1. Делимость чисел.
Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на
2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на про-
стые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наи-
меньшее общее кратное.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу
для освоения действий с обыкновенными дробями.
Познакомить с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение
при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знамена-
телю.
Познакомить с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел.
При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие
умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему
знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменате-
лями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения
и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свой-
ства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения
к новому знаменателю.
При рассмотрении действий с дробями закрепить правила сложения и вычитания
дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Особое вни-
мание обратить на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Применение распределительного
свойства умножения. Взаимно обратные числа. Основные задачи на дроби.
Дробные выражения.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обык-
новенными дробями и решения основных задач на дроби.
Сформировать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными
дробями. Алгоритмы действий с обыкновенными дробями должны стать в даль-
нейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраически-
ми дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в
которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его
дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции.
Отношения. Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помо-
щью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин.
Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга.
Шар.
Основная цель — сформировать понятия отношение двух величин, пропорции,
прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как
оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, до-
статочное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач
на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформиро-
вать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом
практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упро-
щения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Со-
ответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение
геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа.
Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа. Противополож-
ные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.
Сравнение чисел. Изменение величин.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения
отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержатель-
ных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отри-
цательные числа на координатной прямой, как наглядной основы для правил
сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия
модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения
сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами
арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чи-
сел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положи-
тельных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изме-
нении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующи-
ми перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправ-
ленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении дей-
ствий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рацио-
нальном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение за-
конов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с поло-
жительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабаты-
ваются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с на-
выками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обык-
новенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель.
В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь об-
ращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. Учащиеся
должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ½, ¼.
8. Решение уравнений.
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подоб-
ных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых за-
дач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выраже-
ний, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения
подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы
для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет
ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с од-
ним неизвестным.
9. Координаты на плоскости.
Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбча-
тые диаграммы. Графики.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат
на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и па-
раллельные прямые. Основным результатом знакомства учащихся с координат-
ной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоско-
сти и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по за-
данным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на коорди-
натной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построе-
ние
столбчатых
диаграмм.
При
выполнении
соответствующих
упражнений
найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Ф
ормы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
тренинг;
консультация;
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных ра-
бот, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут
с дифференцированным оцениванием
Текущий контроль проводится с целью
проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содер-
жание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материа-
ла, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы
проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема
Количе-
ство часов
Количе-
ство
контроль-
ных ра-
бот
Делимость чисел
20
1
Сложение и вычитание дробей с разными знаме-
нателями
22
2
Умножение и деление обыкновенных дробей
32
3
Отношения и пропорции
19
2
Положительные и отрицательные числа
13
1
Сложение и вычитание положи тельных и отри-
цательных чисел
11
1
Умножение и деление положи тельных и отрица-
тельных чисел
12
1
Решение уравнений
15
Координаты на плоскости
13
1
Итоговое повторение курса математики 5—6
классов
13
1
Общее количество часов
170
15
Тематическое планирование.
№ §
Тема
Колич.
часов
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Делимость чисел
20
Формулировать определения дели-
теля и кратного, простого и состав-
ного числа, свойства и признаки де-
лимости.
Доказывать и опровергать с помо-
щью контрпримеров утверждения о
делимости чисел. Классифициро-
вать натуральные числа (четные и
нечетные, по остаткам от деления
на 3 и т. п.).
Исследовать простейшие числовые
закономерности, проводить число-
вые эксперименты (в том числе с
использованием калькулятора,
компьютера).
1
Делители и кратные
3
2
Признаки делимости на 1ё0, на
5,и на 2
3
3
Признаки делимости на 9 и на
3
2
4
Простые и составные числа
2
5
Разложение на простые мно-
жители
2
6
НОД. Взаимно простые числа
3
7
НОК
4
Контрольная работа №1
1
Сложение и вычитание дробей с
разными знаменателями
22
Моделировать в графической, пред-
метной форме понятия и свойства,
связанные с понятием обыкновен-
ной дроби.
Формулировать, записывать с помо-
щью букв основное свойство обык-
новенной дроби, правила действий
с обыкновенными дробями.
Преобразовывать обыкновенные
дроби, сравнивать и упорядочивать
их.
8
Основное свойство дроби
2
9
Сокращение дробей
3
10
Приведение дробей к общему
знаменателю
3
11
Сравнение, сложение и вычита-
ние дробей с разными знамена-
телями
6
Контрольная работа № 2
1
12
Сложение и вычитание смешан-
ных чисел
6
Контрольная работа №3
1
Умножение и деление обык-
новенных дробей
32
Выполнять вычисления с обыкно-
венны ми дробями.
Проводить несложные исследова-
ния, связанные со свойствами дроб-
ных чисел, опираясь на числовые
эксперименты (в том числе с ис-
пользованием калькулятора,
компьютера)
13
Умножение дробей
4
14
Нахождение дроби от числа
4
15
Применение распределитель-
ного свойства умножения
5
Контрольная работа №4
1
16
Взаимно обратные числа
2
17
Деление
5
Контрольная работа№5
1
18
Нахождение числа по его дро-
би
5
19
Дробные выражения
3
Контрольная работа №6
1
Отношения и пропорции
19
Приводить примеры использования
отношений в практике.
Решать задачи на проценты и дроби
(в том числе за дачи из реальной
практики, используя при необходи-
мости калькулятор); использовать
понятия отношения и пропорции
при решении задач.
20
Отношения
5
21
Пропорции
3
22
Прямая и обратная пропорцио-
нальные величины
3
Контрольная работа№7
1
23
Масштаб
2
24
Длина окружности и площадь
круга
2
25
Шар
2
Контрольная работа №8
1
Положительные и отрица-
тельные числа
13
Приводить примеры использования
в окружающем мире положитель-
ных и отрицательных чисел (темпе-
ратура, выигрыш-проигрыш, выше
26
Координаты на прямой
3
27
Противоположные числа
2
ниже уровня моря и т. п.).
Изображать точками координатной
прямой положи тельные и отрица-
тельные рациональные числа.
Характеризовать множество целых
чисел, множество рациональных
чисел.
Сравнивать и упорядочивать рацио-
нальные числа, выполнять вычис-
ления с рациональными числами.
28
Модуль числа
2
29
Сравнение чисел
3
30
Изменение величин
2
Контрольная работа №9
1
Сложение и вычитание положи
тельных и отрицательных чисел
11
Формулировать и записывать с по-
мощью букв свойства сложения и
вычитания положительных и отри-
цательных чисел.
Выполнять сложение и вычитание
положительных и отрицательных
чисел. Вычислять числовое значе-
ние буквенного выражения при за-
данных значениях букв.
31
Сложение чисел с помощью
координатной прямой
2
32
Сложение отрицательных чи-
сел
2
33
Сложение чисел с разными
знаками
3
34
Вычитание
3
Контрольная работа №10
1
Умножение и деление положи
тельных и отрицательных чисел
12
Вычислять числовое значение
дробного выражения. Грамматиче-
ски верно читать записи произведе-
ний и частных, содержащих поло-
жительные и отрицательные числа.
Формулировать и записывать с по-
мощью букв свойства действий с
рациональными числами, приме-
нять для преобразования числовых
выражений.
35
Умножение
3
36
Деление
3
37
Рациональные числа
2
Контрольная работа №11
1
38
Свойства действий с рацио-
нальными числами
3
Решение уравнений
15
Читать и записывать буквенные вы-
ражения, составлять буквенные вы-
ражения по условиям задач. Вычис-
39
Раскрытие скобок
4
лять числовое значение буквенного
выражения при заданных значениях
букв. Составлять уравнения по
условиям задач. Решать простей-
шие уравнения на основе зависимо-
стей между компонентами арифме-
тических действий. Решать
текстовые задачи с помощью урав-
нений.
40
Коэффициент
2
41
Подобные слагаемые
3
Контрольная работа №12
1
42
Решение уравнений
4
Контрольная работа №13
1
Координаты на плоскости
13
Строить на координатной плоско-
сти точки и фигуры по заданным
Изменение величин по координа-
там, определять координаты точек.
Извлекать информацию из таблиц и
диаграмм, выполнять вычисления
по табличным данным, сравнивать
величины, находить наибольшие и
наименьшие значения и др.
Выполнять сбор информации в не-
сложных случаях, организовывать
информацию в виде таблиц и диа-
грамм,.
43
Перпендикулярные прямые
2
44
Параллельные прямые
2
45
Координатная плоскость
3
46
Столбчатые диаграммы
2
47
Графики
3
Контрольная работа №14
1
11
Итоговое повторение курса
математики 5-6 классов
13
Совершенствовать навыки вычис-
лений, решения уравнений, реше-
ния задач арифметическим спосо-
бом и с помощью уравнений. Рабо-
тать с геометрическим материалом,
графиками и диаграммами.
Действия с десятичными дро-
бями
2
Действия с обыкновенными
дробями
2
Действия с рациональными
числами
2
Решение задач на проценты
2
Решение задач с помощью
уравнений
2
Итоговая контрольная рабо-
та
1
Решение занимательных задач
1
Обобщающий урок
1
Общее количество часов
170
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.
Примерная основная образовательная программа образовательного учре-
ждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просве-
щение. 2011 – 352 с.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-
е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты вто-
рого поколения)
3.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного
общего образования (Министерство образования и науки Российской Феде-
рации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения)
4.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-
е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты вто-
рого поколения)
5.
. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистро-
ва]. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
6.
Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразо-
вательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015
7.
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику
Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013
8.
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6
класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – «
Экзамен», 2011
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
1.
Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры
matematika-na
2.
Энциклопедия для детей the800/yentsiklopediya-dlya-detey-
matematika
3.
Энциклопедия по математике
krugosvetenc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
4.
Справочник по математике для школьников
resolventademo/demomath.htm
5.
Математика он-лайн uchit.rastu
Сайты для учителя:
1.
Педсовет, математика pedsovet/load/135
2.
Учительский портал. Математика uchportalload/28
3.
Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии
uroki/docmat.htm
4.
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа:
festival.1september
7.
Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа:
school-collection.edu
8.
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Ре-
жим доступа: fcior.edu