Напоминание

"Программа по математике 6 класс учебник Виленкин И.Я и др."


Автор: Вялкова Александра Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №28
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: статья методическая разработка учебная программа
Тема: "Программа по математике 6 класс учебник Виленкин И.Я и др."
Раздел: среднее образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №28 г.Шахты Ростовской области

346503 г.Шахты, Ростовская область, ул. Врубовая, 27/29, тел. (8636) 26-48-49, E-mail: shkola28_shahty@mail.

ru

Рассмотрено на

Принята педагогическим

Утверждаю:

заседании МО

советом протокол №_____

Директор МБОУ ООШ №28

протокол № _____

от«_____»__________2017г.

____________В.А. Куринова

от «_____»__________2017г.

Приказ № _____

Руководитель МО____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету математика

класс 6

количество часов в год 170

в неделю 5 часов

Составлена на основе

Примерной программы основного общего

образования по математике и программы для общеобразователь-

ных учреждение по математике 6 класса Бурмистровой Т.А. – М :

Просвещение, 2014г

Учебник Математика – 6 класс, Н.Я. Виленкин и др., Моск-

ва «Мнемозина» 2015г

Составитель:

Вялкова Александра Николаевна

г. Шахты

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного об-

разовательного стандарта основного общего образования, примерной програм-

мы основного общего образования по учебным предметам для общеобразова-

тельных учреждений, издательство М: «Просвещение», 2014 г., автор- состави-

тель Бурмистрова Т.А и др.; Федерального перечня учебников, допущенных к ис-

пользованию в образовательном процессе в ОУ, базисного учебного плана, с уче-

том преемственности с программами для начального общего образования.

Рабочая программа опирается на УМК:

- Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редак-

цией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Швар-

цбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г. Москва, 2015;

- Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2015 и разработана в

соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного

общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учре-

ждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения

3. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-

е издание, переработанное – М. Просвещение. 2014 – 64 с (Стандарты второго

поколения)

Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 6

классе базового уровня.

На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 170 ча -

сов в год. В том числе 15 контрольных работ, включая итоговую контрольную ра-

боту.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (математики)

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образова-

тельной программы основного общего образования:

личностные:

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна-

нию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследова-

тельской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приво-

дить примеры и контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человече-

ской деятельности, об этапах её развития,о её значимости для развития цивили-

зации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные выска-

зывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении

арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятель-

ности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических

объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения

целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые корректи-

вы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её реше-

ния;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи;строить логические рас-

суждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково- символические сред-

ства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функ-

ции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулиро-

вать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области ис-

пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент-

ности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об уни-

версальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в

окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для ре-

шения математических проблем,и представлять её в понятной форме; принимать

решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информа-

ции;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (ри-

сунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необ-

ходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в

соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для

решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на ре-

шение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение

необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и

письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-

пользовать различные языки математики (словесный, символический, графиче-

ский), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дро-

би, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная,

угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), фор-

мирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и

различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выраже-

ний, применять их для решения учебных математических задач и задач, возни-

кающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных;

умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении за-

дач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосред-

ственному применению известных алгоритмов.

Содержание учебного предмета (математики)

1. Делимость чисел.

Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на

2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на про-

стые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наи-

меньшее общее кратное.

Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу

для освоения действий с обыкновенными дробями.

Познакомить с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение

при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знамена-

телю.

Познакомить с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел.

При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие

умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.

Учащиеся должны уметь разложить число на множители.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему

знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменате-

лями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения

и вычитания дробей.

Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свой-

ства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения

к новому знаменателю.

При рассмотрении действий с дробями закрепить правила сложения и вычитания

дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Особое вни-

мание обратить на случай вычитания дроби из целого числа.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей.

Умножение и деление обыкновенных дробей. Применение распределительного

свойства умножения. Взаимно обратные числа. Основные задачи на дроби.

Дробные выражения.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обык-

новенными дробями и решения основных задач на дроби.

Сформировать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными

дробями. Алгоритмы действий с обыкновенными дробями должны стать в даль-

нейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраически-

ми дробями.

Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в

которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его

дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.

4. Отношения и пропорции.

Отношения. Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помо-

щью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин.

Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга.

Шар.

Основная цель — сформировать понятия отношение двух величин, пропорции,

прямой и обратной пропорциональностей величин.

Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как

оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, до-

статочное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач

на проценты.

Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформиро-

вать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом

практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упро-

щения решения соответствующих задач.

В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Со-

ответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение

геометрических фигур завершается знакомством с шаром.

5. Положительные и отрицательные числа.

Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа. Противополож-

ные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.

Сравнение чисел. Изменение величин.

Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения

отрицательных чисел.

Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержатель-

ных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отри-

цательные числа на координатной прямой, как наглядной основы для правил

сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.

Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия

модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения

сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами

арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чи-

сел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положи-

тельных и отрицательных чисел.

Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изме-

нении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующи-

ми перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправ-

ленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении дей-

ствий с целыми и дробными числами.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рацио-

нальном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение за-

конов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с поло-

жительными и отрицательными числами.

Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабаты-

ваются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с на-

выками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обык-

новенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель.

В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь об-

ращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. Учащиеся

должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ½, ¼.

8. Решение уравнений.

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подоб-

ных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых за-

дач с помощью линейных уравнений.

Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выраже-

ний, решению уравнений.

Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения

подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы

для решения несложных уравнений.

Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет

ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с од-

ним неизвестным.

9. Координаты на плоскости.

Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбча-

тые диаграммы. Графики.

Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат

на плоскости.

Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и па-

раллельные прямые. Основным результатом знакомства учащихся с координат-

ной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоско-

сти и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по за-

данным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на коорди-

натной плоскости.

Формированию вычислительных и графических умений способствует построе-

ние

столбчатых

диаграмм.

При

выполнении

соответствующих

упражнений

найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

10. Повторение. Решение задач.

Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Ф

ормы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

практические занятия;

тренинг;

консультация;

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных ра-

бот, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут

с дифференцированным оцениванием

Текущий контроль проводится с целью

проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содер-

жание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материа-

ла, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы

проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.

Распределение учебных часов по разделам программы

Тема

Количе-

ство часов

Количе-

ство

контроль-

ных ра-

бот

Делимость чисел

20

1

Сложение и вычитание дробей с разными знаме-

нателями

22

2

Умножение и деление обыкновенных дробей

32

3

Отношения и пропорции

19

2

Положительные и отрицательные числа

13

1

Сложение и вычитание положи тельных и отри-

цательных чисел

11

1

Умножение и деление положи тельных и отрица-

тельных чисел

12

1

Решение уравнений

15

Координаты на плоскости

13

1

Итоговое повторение курса математики 5—6

классов

13

1

Общее количество часов

170

15

Тематическое планирование.

№ §

Тема

Колич.

часов

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Делимость чисел

20

Формулировать определения дели-

теля и кратного, простого и состав-

ного числа, свойства и признаки де-

лимости.

Доказывать и опровергать с помо-

щью контрпримеров утверждения о

делимости чисел. Классифициро-

вать натуральные числа (четные и

нечетные, по остаткам от деления

на 3 и т. п.).

Исследовать простейшие числовые

закономерности, проводить число-

вые эксперименты (в том числе с

использованием калькулятора,

компьютера).

1

Делители и кратные

3

2

Признаки делимости на 1ё0, на

5,и на 2

3

3

Признаки делимости на 9 и на

3

2

4

Простые и составные числа

2

5

Разложение на простые мно-

жители

2

6

НОД. Взаимно простые числа

3

7

НОК

4

Контрольная работа №1

1

Сложение и вычитание дробей с

разными знаменателями

22

Моделировать в графической, пред-

метной форме понятия и свойства,

связанные с понятием обыкновен-

ной дроби.

Формулировать, записывать с помо-

щью букв основное свойство обык-

новенной дроби, правила действий

с обыкновенными дробями.

Преобразовывать обыкновенные

дроби, сравнивать и упорядочивать

их.

8

Основное свойство дроби

2

9

Сокращение дробей

3

10

Приведение дробей к общему

знаменателю

3

11

Сравнение, сложение и вычита-

ние дробей с разными знамена-

телями

6

Контрольная работа № 2

1

12

Сложение и вычитание смешан-

ных чисел

6

Контрольная работа №3

1

Умножение и деление обык-

новенных дробей

32

Выполнять вычисления с обыкно-

венны ми дробями.

Проводить несложные исследова-

ния, связанные со свойствами дроб-

ных чисел, опираясь на числовые

эксперименты (в том числе с ис-

пользованием калькулятора,

компьютера)

13

Умножение дробей

4

14

Нахождение дроби от числа

4

15

Применение распределитель-

ного свойства умножения

5

Контрольная работа №4

1

16

Взаимно обратные числа

2

17

Деление

5

Контрольная работа№5

1

18

Нахождение числа по его дро-

би

5

19

Дробные выражения

3

Контрольная работа №6

1

Отношения и пропорции

19

Приводить примеры использования

отношений в практике.

Решать задачи на проценты и дроби

(в том числе за дачи из реальной

практики, используя при необходи-

мости калькулятор); использовать

понятия отношения и пропорции

при решении задач.

20

Отношения

5

21

Пропорции

3

22

Прямая и обратная пропорцио-

нальные величины

3

Контрольная работа№7

1

23

Масштаб

2

24

Длина окружности и площадь

круга

2

25

Шар

2

Контрольная работа №8

1

Положительные и отрица-

тельные числа

13

Приводить примеры использования

в окружающем мире положитель-

ных и отрицательных чисел (темпе-

ратура, выигрыш-проигрыш, выше

26

Координаты на прямой

3

27

Противоположные числа

2

ниже уровня моря и т. п.).

Изображать точками координатной

прямой положи тельные и отрица-

тельные рациональные числа.

Характеризовать множество целых

чисел, множество рациональных

чисел.

Сравнивать и упорядочивать рацио-

нальные числа, выполнять вычис-

ления с рациональными числами.

28

Модуль числа

2

29

Сравнение чисел

3

30

Изменение величин

2

Контрольная работа №9

1

Сложение и вычитание положи

тельных и отрицательных чисел

11

Формулировать и записывать с по-

мощью букв свойства сложения и

вычитания положительных и отри-

цательных чисел.

Выполнять сложение и вычитание

положительных и отрицательных

чисел. Вычислять числовое значе-

ние буквенного выражения при за-

данных значениях букв.

31

Сложение чисел с помощью

координатной прямой

2

32

Сложение отрицательных чи-

сел

2

33

Сложение чисел с разными

знаками

3

34

Вычитание

3

Контрольная работа №10

1

Умножение и деление положи

тельных и отрицательных чисел

12

Вычислять числовое значение

дробного выражения. Грамматиче-

ски верно читать записи произведе-

ний и частных, содержащих поло-

жительные и отрицательные числа.

Формулировать и записывать с по-

мощью букв свойства действий с

рациональными числами, приме-

нять для преобразования числовых

выражений.

35

Умножение

3

36

Деление

3

37

Рациональные числа

2

Контрольная работа №11

1

38

Свойства действий с рацио-

нальными числами

3

Решение уравнений

15

Читать и записывать буквенные вы-

ражения, составлять буквенные вы-

ражения по условиям задач. Вычис-

39

Раскрытие скобок

4

лять числовое значение буквенного

выражения при заданных значениях

букв. Составлять уравнения по

условиям задач. Решать простей-

шие уравнения на основе зависимо-

стей между компонентами арифме-

тических действий. Решать

текстовые задачи с помощью урав-

нений.

40

Коэффициент

2

41

Подобные слагаемые

3

Контрольная работа №12

1

42

Решение уравнений

4

Контрольная работа №13

1

Координаты на плоскости

13

Строить на координатной плоско-

сти точки и фигуры по заданным

Изменение величин по координа-

там, определять координаты точек.

Извлекать информацию из таблиц и

диаграмм, выполнять вычисления

по табличным данным, сравнивать

величины, находить наибольшие и

наименьшие значения и др.

Выполнять сбор информации в не-

сложных случаях, организовывать

информацию в виде таблиц и диа-

грамм,.

43

Перпендикулярные прямые

2

44

Параллельные прямые

2

45

Координатная плоскость

3

46

Столбчатые диаграммы

2

47

Графики

3

Контрольная работа №14

1

11

Итоговое повторение курса

математики 5-6 классов

13

Совершенствовать навыки вычис-

лений, решения уравнений, реше-

ния задач арифметическим спосо-

бом и с помощью уравнений. Рабо-

тать с геометрическим материалом,

графиками и диаграммами.

Действия с десятичными дро-

бями

2

Действия с обыкновенными

дробями

2

Действия с рациональными

числами

2

Решение задач на проценты

2

Решение задач с помощью

уравнений

2

Итоговая контрольная рабо-

та

1

Решение занимательных задач

1

Обобщающий урок

1

Общее количество часов

170

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1.

Примерная основная образовательная программа образовательного учре-

ждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просве-

щение. 2011 – 352 с.

2.

Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-

е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты вто-

рого поколения)

3.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного

общего образования (Министерство образования и науки Российской Феде-

рации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения)

4.

Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-

е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты вто-

рого поколения)

5.

. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистро-

ва]. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.

6.

Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразо-

вательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015

7.

Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику

Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013

8.

Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6

класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – «

Экзамен», 2011

Интернет – ресурсы:

Сайты для учащихся:

1.

Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры

matematika-na

2.

Энциклопедия для детей the800/yentsiklopediya-dlya-detey-

matematika

3.

Энциклопедия по математике

krugosvetenc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

4.

Справочник по математике для школьников

resolventademo/demomath.htm

5.

Математика он-лайн uchit.rastu

Сайты для учителя:

1.

Педсовет, математика pedsovet/load/135

2.

Учительский портал. Математика uchportalload/28

3.

Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии

uroki/docmat.htm

4.

Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа:

festival.1september

7.

Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа:

school-collection.edu

8.

Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Ре-

жим доступа: fcior.edu



В раздел образования