Авторы: Конова Галина Борисовна, Харина Алефтина Юрьевна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №72"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры на асфальте летом в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Игры на асфальте летом в детском саду.
старший воспитатель Харина Алефтина Юрьевна
заведующий Конова Галина Борисовна
МБДОУ «Детский сад №72»
г.Энгельс, Саратовская область
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к
уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной
готовности при переходе из детского сада в школу. В связи с этим происходит
поиск таких подходов к оздоровлению , воспитанию и развитию детей
средствами физкультуры, которые будут повышать не только физическую
готовность, но и умственные, и познавательные способности.
Однако на сегодняшний день предметно-развивающая среда на воздухе не в
полной мере обеспечивает физическое развитие дошкольников, что вызывает
трудности при разработке и использовании соответствующих приемов и методов
физического воспитания.
Для решения задач физического воспитания, важно использовать все ресурсы
детского сада. При этом создаваемая предметно-развивающая среда должна
соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены
и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, являться
доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной
для дошкольников.
При организации двигательной активности детей на воздухе в качестве
предметно-развивающей среды актуально использовать игры на асфальте.
И вот мы вооружитесь разноцветной краской, валиками и кисточками и
превратите скучный асфальт в веселую игровую площадку! Для этого надо
придумали, расчертили и нарисовали игры на асфальте, которые являются одной
из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их
двигательный опыт и обогащать новыми координационно сложными
движениями. Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе
их проведения существуют разные виды движений, варьируются способы
организации детей.
Количество участников в играх на асфальте не ограничено и их правила
предусматривают одномоментное участие детей в игре без выбывания, что
способствует повышению двигательной плотности физкультурно-
оздоровительного мероприятия. Используя один рисунок, можно организовать
несколько игр для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической
подготовленности – игр, направленных на развитие двигательных навыков с
учетом зоны их ближайшего развития. Отличительная особенность игр
заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день,
используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что
позволяет избежать однообразия.
Игры помогают воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю
гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, организовать самостоятельную
деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и
совершенствованию двигательных навыков и умений.
Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют
умственную деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета,
форм геометрических фигур цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор
детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, о поведении
животных, поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют
психофизические процессы. Игры на асфальте содействуют обогащению
нравственного опыта. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель
учит детей вежливому, тактичному и внимательному отношению к товарищам по
команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать
на сигнал организует и дисциплинирует дошкольников, развивает
сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Игры на
асфальте способствуют формированию волевых черт характера. Они основаны
на продолжительном и многократном повторении достаточно однообразных
двигательных действий; при этом возникает необходимость проявлять волевые
усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального
напряжения. Многие упражнения в играх на асфальте (в том числе и
общеразвивающие) выполняются коллективно (под музыкальное
сопровождение), что требует согласованности и синхронности действий,
воспитывает положительные эмоции. У детей формируется представления об
эстетике в физическом развитии, во внешнем виде человека: упражнения
развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку. Кроме
того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр
на асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышение
сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по
физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными.
Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее
эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.
Литература
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. «Методика физического воспитания детей
дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. М: Айрис –
пресс, 2007.
Шебеко
В.Н.,
Ермак
Н.Н.,
Шишкина
В.А. Физическое
воспитание
дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных
заведений: 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2007.