Автор: Мазелюк Александра Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Буровичок"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Как узнать сформирован ли фонематический слух у малыша
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
присмотра и оздоровления №7 «Буровичок»
«Как узнать сформирован ли фонематический слух у малыша»
Фонематический
слух
–
это
тонкий,
систематизированный
слух,
позволяющий
различать
и
узнавать
фонемы
(звуки)
родного
языка.
Речь
детей
с
Фонетико-
Фонематическим
Недоразвитием
характеризуется
неправильным
произношением
звуков:
пропусками,
искажениями,
заменами.
Наряду
с
нарушенным
звукопроизношением
у
детей
наблюдаются
ошибки
в
слоговой
структуре
и
звуконаполняемости.
Способность
дифференцировать
фонемы
можно
условно
разделить
на
шесть
этапов:
Узнавание неречевых звуков;
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе, темпу
голоса;
Различение слов, близких по звуковому составу;
Дифференциация (различение) слогов;
Дифференциация фонем;
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задания на проверку уровня сформированности фонематического слуха у детей 3-
4 лет.
1.
Игра «Покажи, кто как голос подает» перед ребенком раскладываете картинки с
изображением животных: кошки, барана, коровы и просите покажи кто как
кричит му, бе, мяу. Произнеси, как мычит корова, как мяукает кошка, как кричит
баран.
2.
Игра «Дай картинку» раскладываете парные картинки и просите: «Покажи, где
коса,
а
где
коза».(Уточка-удочка,
ложки-рожки,
мышка-мишка,
сабля-цапля,
уши-усы).
Задания на проверку уровня сформированности фонематического слуха у детей 4-
5 лет.
1.
Игра «Покажи картинку». Учить ребенка различать слова, близкие по звучанию
(коза-коса).
2.
Игра «Будь внимательным». Выделять гласный звук из звукового ряда. Поднять
руку, если услышишь гласный звук «А» среди других звуков: а, о, у, а, и, ы и т.д.
3.
Игра «Эхо». Развивать слуховое внимание, восприятие и умение воспроизвести
слоговые ряды в заданной последовательности:
Па-ба Ка-га Та-да па-ба-ба та-да-та па-ба-па
Задания на проверку уровня сформированности фонематического слуха у детей 5-
6 лет.
1.
Игра «Эхо». Повторять за взрослым слоговые ряды.
2.
Игра «Повтори». Развитие внимания, восприятия, умения воспроизводить
слова, в заданной последовательности: кот-год, уточка-удочка, том-дом-ком.
3.
Игра «Будь внимательным» развитие фонематического слуха. Я буду называть
слова, если услышишь звук ш, хлопни в ладоши: зайка, шапка, домик, мишка.
Задания на проверку уровня сформированности фонематического слуха у детей
6-7 лет.
1.
Игра «Эхо» воспроизводить слоги: па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, са-за-
са, ка-ха-ка, за-са-за
2.
Игра
«Повтори»
развитие
слухового
внимания,
восприятия
и
умения
правильно
воспроизводить
предлагаемые
слова
в
за д а н н о й
последовательности: крыса-крыша, полено-колено, земля-змея, тачка-
дачка-кочка, бабушка-кадушка-подушка.
3.
Игра
«Будь
внимательным»
развитие
фонематического
слуха.
Я
буду
называть слова, а ты хлопни, если услышишь звук «ж» или придумай
слова со звуком ш, с, л.
4.
Игра «Угадай, сколько звуков» развитие фонематического слуха и умения
выполнять звуковой анализ. ДОМ – сколько звуков? Назови 1, 2, 3 звук.
Другие слова ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Игры для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Формирование фонематического восприятия
начинается с неречевых звуков.
Обращайте внимания ребенка:
на звуки улицы;
на бытовые звуки;
Определение:
источника звука (хлопки, притопы);
направления звука;
высоты звука;
продолжительности звучания (долгий - короткий);
громкости (громкий - тихий) (идет медведь, кошечка крадется);
ритму ( идут, скачут).
Игра «Тишина»
Попросите ребенка закрыв глаза, «слушать тишину». Через 1-2 минуты предлагается
открыть глаза и сказать, что же он услышал.
Игра «Угадайка»
Выложите на стол музыкальные инструменты, называйте их, извлекайте звуки. Затем
предложите ребенку закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать,
какие звуки он услышал. По команде («день») открыть глаза, показать инструмент с
звучащих предметов.
Игра «Нарисуй звук»
Ребенок под звучание дудочки рисует на листе полоски: долгому звуку соответствует
длинная полоска, короткому – короткая.
Игра «Эхо»
Спросите у ребенка : «Ты слышал когда-нибудь эхо?»
Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в
большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. Увидеть его, конечно, не удастся, а
вот услышать - можно. Если ты скажешь: «Эхо, привет!», то оно ответит: «Эхо,
привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что
ему говорят. А теперь
давайте поиграем в эхо». Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и
длинным. Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и
прозаические фразы.
Игра «Найди место для своей картинки»
Покажите ребенку картинку, где изображен шар. Говорите: «Когда выходит воздух из
шара,
слышно: ш-ш-ш-ш... Эту
картинку
я
кладу
с
левой
стороны
стола».
Затем
показываетем картинку, где изображен жук, и напоминаете, как жук жужжит: ж-ж-ж-
ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и
называть картинки, а ты слушай, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если
услышишь звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее
надо положить справа»...Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки
соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце
слова или перед глухим согласным.
Игра «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй».
Бросая
мяч,
произносите
слово.
Ребенок,
поймав
мяч,
определяет
последовательность звуков в слове и называет их количество.
Игра «Повтори правильно»
Ребенок
должен
поймать
мяч
и
внимательно
послушать
цепочку
слогов,
затем
правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными:
ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
Игра «Полминутки на шутку»
Почитайте стихотворение. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.
-Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»
-Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
-Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
-Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
-Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки.
Игра «Поймай звук»
Ребенку
предлагается
хлопнуть
в
ладоши,
когда
он
услышит
звук
[а].
Далее
предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить
только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как
гласных, так и согласных.
Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского),
и Вашему ребенку не придется чувствовать себя "чужим среди своих". Общаться будет
для него одним удовольствием.
Подготовила
Учитель-логопед
Мазелюк А.И.