Автор: Федоряка Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 5
Населённый пункт: ст. Ясенская, Ейский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с
семьей
(СТАТЬЯ)
Автор: Федоряка И.В.
Новые
государственные
образовательные
стандарты
в
дошкольном
образовании вносят существенные коррективы во всю систему взаимодействий
на
российском
рынке
образовательных
услуг. Современные
тенденции
в
развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым
критерием
–
его
качеством,
которое
непосредственно
зависит
от
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
и
педагогической
культуры
родителей.
По
свидетельству
ученых
ребенок
дошкольного
возраста
более
всего
подвержен
воздействию
членов
семьи.
Поэтому,
улучшение
качества
дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий
семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. Признание
приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и
детского сада.
Основной целью сотрудничества является создание необходимых условий
для
развития
доверительных
ответственных
отношений
с
семьями
воспитанников,
обеспечивающих
целостное
развитие
личности
ребенка,
повышение компетентности родителей в воспитании своих детей. Иначе говоря,
семья и детский сад – дают ребёнку определённый социальный опыт, но только
во
взаимодействии
друг
с
другом
они
создают
оптимальные
условия
для
вхождения малыша в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть
в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных
поступков
и
проявлений
в
поведении,
формирование
ценных
жизненных
ориентиров.
В первую очередь мы должны работать над тем, чтобы цели и задачи
воспитания и развития здорового ребенка были поняты и приняты родителями.
Я работаю в ДОУ 33 года и, наверное, выражаю мнение многих коллег, что
система
семейного
воспитания
в
наши
дни
претерпевает
значительные
изменения, происходит разрушение её статуса, как воспитательного института.
Даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между
супругами детьми и родителями, изменилось качество самой семьи, прервалась
преемственность воспитательных традиций. Современные родители достаточно
грамотны,
но
зачастую
не
имеют
возможности
для
воспитания
детей
(по
причине нехватки времени, отсутствия знаний по воспитанию и образованию
детей).
Поэтому
у
нас
особая
миссия-организация
воспитательно-
образовательного процесса не только для детей, но и их родителей.
Для установления партнерских отношений с родителями с первого
знакомства придерживаюсь следующих принципов:
- доброжелательный стиль общения с родителями. Ведь, позитивный настрой на
общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся
работа педагогов группы с родителями;
-
в
общении
неуместны
категоричность,
требовательный
тон,
ведь
от
ежедневных контактов зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в
целом.
Доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные
и,
конечно,
хорошо
знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому считаю,
что позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее - создание
атмосферы
взаимопомощи
и
поддержки
семьи
в
сложных
педагогических
ситуациях, совместное обсуждение проблемных вопросов, искреннее желание
помочь. Очень сближают совместные мероприятия, о них я расскажу позже.
Всегда обращаюсь к родителям, как к знающим специалистам, приглашаю
помочь
участием
в
мероприятиях.
Родители
чувствуют
себя
в
группе
как
главные участники процесса воспитания детей, с удовольствием делятся друг с
другом опытом воспитания.
Если родители испытывают потребность в консультативной или
направляющей работе, то используется индивидуальный подход. В общении с
родителями
чувствуется
ситуация,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
мы
используем
человеческое
и
педагогическое
умение
успокоить
родителя,
посочувствовать
и
вместе
подумать,
как
помочь
ребенку
в
той
или
иной
ситуации. В
помощь
родителям,
мы
с
коллегой,
создали
специальные
консультативные уголки. Это – «Уголок здоровья», «Уголок консультаций по
воспитательно-образовательному
процессу»,
«Помощь
логопеда»,
уголок
безопасности
«Берегите
детей
-
наше
богатство»,
где
размещаются
рекомендации по основам безопасной жизнедеятельности детей и родителей.
Кроме того, для более успешного взаимодействия с родителями мы используем
нетрадиционную форму проведения родительских собраний, что способствует
установлению
неформальных
контактов,
доверительных
отношений
с
родителями. Так, первое собрание в 2016 – 2017 учебном году решили начать с
концерта,
который показал умения, творческий потенциал, как детей, так и
взрослых, взаимосвязь в работе воспитателей и музыкального руководителя. А
само общение с родителями было построено в форме игры.
Например, родители прокатывали друг другу клубок, наматывали нить на
палец и высказывали свое мнение о том, чему должны научить их ребенка в
детском саду; какими они хотят видеть своих детей. Таким образом, родители и
педагоги
оказались,
как
бы
связаны
одной
единой
нитью
воспитательно-
образовательного процесса. В такой обстановке родители лучше узнают своих
детей сближаются с педагогами.
На протяжении всего учебного года проводим выставки совместного
творчества детей и родителей: «Дары осени», «Ёлочка нарядная», «Мамины
умелые ручки».
Организация взаимодействия детского сада и семьи основанная на
сотрудничестве
позволяет
каждому
ребенку
и
родителю
чувствовать
себя
полноправным
участником
образовательного
процесса.
Как
вы
знаете,
родителей можно классифицировать по уровню их педагогической культуры,
укладу семейной жизни:
- родители-активисты, у них высокий уровень воспитательных возможностей;
- родители-статисты, средний уровень;
- родители группы риска.
С ними общение происходит наиболее трудно, поэтому такие родители на
особом контроле, и мы стараемся их расположить к себе в непринужденной
эмоционально
насыщенной
обстановке.
Например,
вместе
рассматриваем
творческие
работы
их
детей,
восхищаемся
достигнутыми
результатами.
Предлагаем
выполнить
дома
вместе
с
ребенком
творческую
работу
для
оформления
группы.
Посещаем
такие
семьи
на
дому.
И
любое,
даже
незначительное участие их в работе группы, нуждается в похвале. Как сказал
знаменитый французский моралист Франсуа де Ларошфуко «Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях».
В конце учебного года по традиции поздравляем и награждаем родителей
за
участие
в
жизни
группы.
По
предложению
родительского
комитета
в
раздевалке мы сделали «Копилку семейного опыта», желающие могут делиться
с другими рецептами здоровой пищи, народными средствами лечения простуды
и других заболеваний.
Кроме того, родители нашей группы принимают активное участие в
спортивных соревнованиях и развлечениях. «Папа, мама, я - спортивная семья»,
«Веселые
старты»,
«Новогодний
праздник»,
«Колядки»,
«День
защитника
Отечества», «Мамин День», «День Победы», «День семьи».
Совместная трудовая деятельность также является одной из эффективных форм
взаимодействия ДОУ и родителей. Регулярно проводим трудовые десанты по
благоустройству территории детского сада, группы, на групповых участках, в
цветнике.
Для повышения уровня взаимодействия традиционными стали выпуски
газет освещающих жизнь группы в разные режимные моменты – «Репортаж с
прогулки», «Мы трудимся».
Работа с семьей – это кропотливый труд. Анализ работы в данном
направлении, а именно проведенное анкетирование, показал, что такой подход к
работе
с
родителями
позволяет
добиться
положительных
результатов
и
способствует
повышению
педагогической
грамотности
родителей,
качества
образования,
формированию
эмоционального
благополучия
полноценного
физического
психического
социальногои
духовно-нравственного
здоровья
наших детей.