Напоминание

"Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей"


Автор: Федоряка Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 5
Населённый пункт: ст. Ясенская, Ейский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с

семьей

(СТАТЬЯ)

Автор: Федоряка И.В.

Новые

государственные

образовательные

стандарты

в

дошкольном

образовании вносят существенные коррективы во всю систему взаимодействий

на

российском

рынке

образовательных

услуг. Современные

тенденции

в

развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым

критерием

его

качеством,

которое

непосредственно

зависит

от

уровня

профессиональной

компетентности

педагогов

и

педагогической

культуры

родителей.

По

свидетельству

ученых

ребенок

дошкольного

возраста

более

всего

подвержен

воздействию

членов

семьи.

Поэтому,

улучшение

качества

дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий

семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. Признание

приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и

детского сада.

Основной целью сотрудничества является создание необходимых условий

для

развития

доверительных

ответственных

отношений

с

семьями

воспитанников,

обеспечивающих

целостное

развитие

личности

ребенка,

повышение компетентности родителей в воспитании своих детей. Иначе говоря,

семья и детский сад – дают ребёнку определённый социальный опыт, но только

во

взаимодействии

друг

с

другом

они

создают

оптимальные

условия

для

вхождения малыша в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей

позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть

в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных

особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных

поступков

и

проявлений

в

поведении,

формирование

ценных

жизненных

ориентиров.

В первую очередь мы должны работать над тем, чтобы цели и задачи

воспитания и развития здорового ребенка были поняты и приняты родителями.

Я работаю в ДОУ 33 года и, наверное, выражаю мнение многих коллег, что

система

семейного

воспитания

в

наши

дни

претерпевает

значительные

изменения, происходит разрушение её статуса, как воспитательного института.

Даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между

супругами детьми и родителями, изменилось качество самой семьи, прервалась

преемственность воспитательных традиций. Современные родители достаточно

грамотны,

но

зачастую

не

имеют

возможности

для

воспитания

детей

(по

причине нехватки времени, отсутствия знаний по воспитанию и образованию

детей).

Поэтому

у

нас

особая

миссия-организация

воспитательно-

образовательного процесса не только для детей, но и их родителей.

Для установления партнерских отношений с родителями с первого

знакомства придерживаюсь следующих принципов:

- доброжелательный стиль общения с родителями. Ведь, позитивный настрой на

общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся

работа педагогов группы с родителями;

-

в

общении

неуместны

категоричность,

требовательный

тон,

ведь

от

ежедневных контактов зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в

целом.

Доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с

родителями

значит

гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в

большинстве

своем

люди

грамотные,

осведомленные

и,

конечно,

хорошо

знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому считаю,

что позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее - создание

атмосферы

взаимопомощи

и

поддержки

семьи

в

сложных

педагогических

ситуациях, совместное обсуждение проблемных вопросов, искреннее желание

помочь. Очень сближают совместные мероприятия, о них я расскажу позже.

Всегда обращаюсь к родителям, как к знающим специалистам, приглашаю

помочь

участием

в

мероприятиях.

Родители

чувствуют

себя

в

группе

как

главные участники процесса воспитания детей, с удовольствием делятся друг с

другом опытом воспитания.

Если родители испытывают потребность в консультативной или

направляющей работе, то используется индивидуальный подход. В общении с

родителями

чувствуется

ситуация,

настроение

мамы

или

папы.

Здесь

мы

используем

человеческое

и

педагогическое

умение

успокоить

родителя,

посочувствовать

и

вместе

подумать,

как

помочь

ребенку

в

той

или

иной

ситуации. В

помощь

родителям,

мы

с

коллегой,

создали

специальные

консультативные уголки. Это – «Уголок здоровья», «Уголок консультаций по

воспитательно-образовательному

процессу»,

«Помощь

логопеда»,

уголок

безопасности

«Берегите

детей

-

наше

богатство»,

где

размещаются

рекомендации по основам безопасной жизнедеятельности детей и родителей.

Кроме того, для более успешного взаимодействия с родителями мы используем

нетрадиционную форму проведения родительских собраний, что способствует

установлению

неформальных

контактов,

доверительных

отношений

с

родителями. Так, первое собрание в 2016 – 2017 учебном году решили начать с

концерта,

который показал умения, творческий потенциал, как детей, так и

взрослых, взаимосвязь в работе воспитателей и музыкального руководителя. А

само общение с родителями было построено в форме игры.

Например, родители прокатывали друг другу клубок, наматывали нить на

палец и высказывали свое мнение о том, чему должны научить их ребенка в

детском саду; какими они хотят видеть своих детей. Таким образом, родители и

педагоги

оказались,

как

бы

связаны

одной

единой

нитью

воспитательно-

образовательного процесса. В такой обстановке родители лучше узнают своих

детей сближаются с педагогами.

На протяжении всего учебного года проводим выставки совместного

творчества детей и родителей: «Дары осени», «Ёлочка нарядная», «Мамины

умелые ручки».

Организация взаимодействия детского сада и семьи основанная на

сотрудничестве

позволяет

каждому

ребенку

и

родителю

чувствовать

себя

полноправным

участником

образовательного

процесса.

Как

вы

знаете,

родителей можно классифицировать по уровню их педагогической культуры,

укладу семейной жизни:

- родители-активисты, у них высокий уровень воспитательных возможностей;

- родители-статисты, средний уровень;

- родители группы риска.

С ними общение происходит наиболее трудно, поэтому такие родители на

особом контроле, и мы стараемся их расположить к себе в непринужденной

эмоционально

насыщенной

обстановке.

Например,

вместе

рассматриваем

творческие

работы

их

детей,

восхищаемся

достигнутыми

результатами.

Предлагаем

выполнить

дома

вместе

с

ребенком

творческую

работу

для

оформления

группы.

Посещаем

такие

семьи

на

дому.

И

любое,

даже

незначительное участие их в работе группы, нуждается в похвале. Как сказал

знаменитый французский моралист Франсуа де Ларошфуко «Похвала полезна

хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях».

В конце учебного года по традиции поздравляем и награждаем родителей

за

участие

в

жизни

группы.

По

предложению

родительского

комитета

в

раздевалке мы сделали «Копилку семейного опыта», желающие могут делиться

с другими рецептами здоровой пищи, народными средствами лечения простуды

и других заболеваний.

Кроме того, родители нашей группы принимают активное участие в

спортивных соревнованиях и развлечениях. «Папа, мама, я - спортивная семья»,

«Веселые

старты»,

«Новогодний

праздник»,

«Колядки»,

«День

защитника

Отечества», «Мамин День», «День Победы», «День семьи».

Совместная трудовая деятельность также является одной из эффективных форм

взаимодействия ДОУ и родителей. Регулярно проводим трудовые десанты по

благоустройству территории детского сада, группы, на групповых участках, в

цветнике.

Для повышения уровня взаимодействия традиционными стали выпуски

газет освещающих жизнь группы в разные режимные моменты – «Репортаж с

прогулки», «Мы трудимся».

Работа с семьей – это кропотливый труд. Анализ работы в данном

направлении, а именно проведенное анкетирование, показал, что такой подход к

работе

с

родителями

позволяет

добиться

положительных

результатов

и

способствует

повышению

педагогической

грамотности

родителей,

качества

образования,

формированию

эмоционального

благополучия

полноценного

физического

психического

социальногои

духовно-нравственного

здоровья

наших детей.



В раздел образования