Напоминание

"Полидисциплинарный тест как метод формирования информационной компетентности ученика"


Автор: Брызгалова Елена Львовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Полидисциплинарный тест как метод формирования информационной компетентности ученика"
Раздел: среднее образование





Назад




Полидисциплинарный тест как метод формирования информационной

компетентности ученика

В

процессе

становления

и

развития

постиндустриального

общества

особую

актуальность

приобрело

понятие

«информационной

культуры»

личности.

В

широком

понимании

информационная

культура

предполагает

сформированную потребность в получении и постоянном обновлении знаний,

умение

работать

с

источниками

информации

различного

типа,

навыки

в

интерпретации конкретных фактов и применение полученной информации на

практике.

Современная система образования именно эти параметры включает в

понятие

«социальная

компетентность

обучающегося».

Остановимся

на

краткой

характеристике

основных

линий

компетентности

современного

школьника:

- в первую очередь, это когнитивная компетентность, предполагающая

наличие

предметных

знаний,

умение

использовать

научные

термины,

грамотно трактовать законы и формулы;

- коммуникативная компетентность предполагает сформированное умение

выражать свою позицию вербальными и невербальными приемами;

-

методологическая

компетентность

основывается

на

способности

выдвигать

гипотезы,

выстраивать

модели,

анализировать,

применять

и

трансформировать информацию, использовать современные информационно-

технические средства;

-

валеологическая

компетентность

особенно

актуальна

сегодня,

когда

ученик

испытывает

информационные

и

физические

перегрузки,

поэтому

умение

рационально

организовать

собственную

деятельность,

осознать

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, является важной

характеристикой школьника;

- правовая компетентность предполагает знание основ законодательства

РФ

и

международных

документов

с

целью

грамотного

использования

полученной

информации

в

рамках

правового

поля

нашего

государства

и

мирового сообщества.

Возрастание объема информации и скорости ее распространения сегодня

ведут к предметному дроблению, что зачастую уничтожает интеллектуальную

целостность

образования.

Но

ведь

следует

признать,

что

границы

между

многими школьными предметами (алгебра, геометрия, логика или история,

обществознание, правоведение) весьма условны, а учащиеся воспринимают

усвоенную информацию, ассоциируя ее с конкретным предметом, уроком в

расписании или учителем. Интеграция дает возможность трансформировать

отраслевые знания в мобильную мировоззренческую структуру, что и является

проявлением социальной компетентности ученика.

Еще

до

официального

введения

современных

образовательных

стандартов,

нацеленных

на

достижение

обучающимися

личностных,

предметных и метапредметных результатов, некоторые педагоги-предметники

реализовали

принцип

полидисциплинарности

в

процессе

создания

познавательных и контрольно-измерительных заданий.

И тут особое внимание хотелось бы уделить тестированию как методу

педагогического измерения знаний учащихся.

Родоначальником тестового движения

в педагогике принято считать

английского ученого Фрэнсиса Дальтона, который на практике предложил

апробировать метод исследования способностей детей от 5 до 8 лет. В России

в 1872-1877 гг. в ходе реализации Великих реформ Александра II прошли

первые

дискуссии

о

«полезности

и

вредности

балльных

оценок

знаний».

Отчеты

о

результатах

споров

представило

Санкт-Петербургское

педагогическое

общество.

В

советский

период

тесты

были

объявлены

буржуазной технологией, а тестовые исследования были прекращены, хотя

элементы тестовой проверки знаний использовались некоторыми педагогами-

предметниками на уроках. В 90-е годы XX века работа по теории и практике

тестирования была возобновлена, и на сегодняшний день мы имеем итоговую

аттестацию выпускников средней школы в тестовом формате по ряду заданий.

Несмотря

на

многолетние

дискуссии,

относительно

необходимости

и

объективности

тестового

контроля

знаний,

педагогический

тест

следует

рассматривать и как метод педагогического измерения качества воспринятой

учеником

информации,

и

как

результат

применения

его.

Следовательно,

тестовые

задания

одновременно

могут

выполнять

как

обучающие,

так

и

контролирующие

функции.

Обучающие

задания

применяются

для

активизации процесса получения и обработки информации, саморазвития и

определения

ученического

потенциала.

Контролирующие

задания

применяются педагогом после завершения определенного срока обучения с

целью диагностики уровня подготовленности учащегося.

По форме и объему тесты могут быть разнообразны. Основными же

условиями для определения структуры теста являются следующие параметры:

- соответствие заданий интеллектуальному уровню развития учащихся;

- количество заданий или вопросов в задании;

- указание максимального времени для выполнения теста;

- наличие рейтинговой шкалы, позволяющей дать оценку работе ученика.

В

тест

логично

отбирать

то

минимально

достаточное

количество

заданий, которое позволит определить уровень подготовленности ученика.

Интерпретация результатов обычно ведется через процентные показатели,

демонстрирующие сравнительный нормативно-ориентированный результат.

Этот факт не вполне укладывается в рамки традиционной для нашей школы

пятибалльной

системы

оценивания

знаний.

Но

на

сегодняшний

день

ценностью

мирового

образования

является

не

только

глубокое

знание

предмета

или

отраслевая

образованность,

чем

всегда

славилась

отечественная

система

образования,

но

и

практическая

применимость

приобретенных знаний в различных сферах человеческой деятельности. А

потому

важнейшими

компетентностными

характеристиками

ученика

средней и старшей школы сегодня являются:

- умение читать и интерпретировать тексты;

- умение понимать и воспроизводить цифровую, графическую, табличную

информацию;

- умение анализировать данные;

-

умение

выстраивать

теоретические

и

практические

выводы

из

разнородных фактов.

«Счет лет в истории» - тема, которая вызывает сложности у некоторых

обучающихся. На уровне воспроизведения фактов ученики оперируют датами,

выстраивают

события

в

хронологическом

порядке.

Но

задания,

предполагающие перевод дат из различных систем летоисчисления или анализ

исторического текста, в котором надо узнать событие, для многих становятся

проблемным.

Ребенок

не

может

совместить

математические

операции

и

исторические факты.

В

качестве

иллюстрации

обозначенных

задач,

решаемых

в

процессе

формирования информационной культуры ученика, приведем модель заданий,

которые можно отнести к развивающим и назвать интегрированными или

полидисциплинарными.

1.

Основоположник

одной

из

мировых

религий

(буддизм)

Гаутама

родился в 623г. до н.э. по современному (григорианскому) календарю. Какую

годовщину

со

дня

рождения

Гаутамы

(Будды)

будет

отмечать

мировое

сообщество буддистов в следующем (нынешнем) году?

2. Более сложное задание может быть построено учителем с применением

хронологической формулы, позволяющей узнать год события либо по Хиджре

(мусульманскому календарю, либо по григорианскому летоисчислению). Г = И

+ 622 – (И/33), где Г - год события по григорианскому календарю, И - год по

Хиджре,

в

скобках

вычисляется

и

берется

только

целая

часть

частного,

позволяющая объяснить расхождения приблизительно в год. Формула может

быть

упрощена

(без

расчета

погрешности

в

скобках),

что

позволит

обучающимся сопоставлять годы событий, указанных в

мусульманских и

христианских источниках.

Диагностика универсальных учебных действий обучающихся проводится

посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые

требуют обобщенных знаний в области двух или более научных дисциплин,

поднимают престиж межпредметных связей в обучении.

Оценка

за

выполнение

теста

измеряется

в

баллах

(ответ

на

вопрос

задания – 1 балл). В оцениваемые задания могут быть включены вопросы на

знание имен, терминов, фактов, упоминаемых в заданиях. При необходимости

сумма баллов может быть переведена в пятибалльную отметку. К сожалению,

отойти от количественных параметров измерения качества обучения мы пока

не можем.

Нетрадиционная

форма

интегрированных

тестовых

заданий

вызывает

повышенный интерес у учащихся и позволяет педагогу выявить и умение

ученика работать по аналогии (подставить данные текста в формулу, чтобы

получить ответ), и уровень творческой компетентности, поскольку решение

теста требует общей эрудиции и умения мыслить логически.

Создание

полидисциплинарных

тестов

длительный

и

интересный

процесс, который требует от педагогов широкого общего кругозора, серьезных

временных

затрат,

умения

работать

в

команде.

От

ученика

же

работа

с

заданиями

такого

формата

требует

добротного

владения

общеучебными

универсальными

навыками,

которые

призвана

сформировать

современная

школа.

Список использованной литературы

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. 2 изд. М.: Адепт, 1998.-

217с.

2. Кулаков А.Е. Религии мира. М.: АСТ, 1996.- 349с.

3. Классы и виды тестов. М., 2005. Выпуск 13.



В раздел образования