Автор: Рынза Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 14
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование занимательного материала в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста геометрических представлений"
Раздел: дошкольное образование
«Использование занимательного материала в процессе освоения детьми
старшего дошкольного возраста геометрических представлений»
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. В
детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные
математические знания.
Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования
к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение
дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на
формирование умственных действий.
В соответствии с программой дети должны получить элементарные
математические представления о геометрических фигурах и форме предмета.
Действия по преобразованию фигур имеют большое значение в развитии
геометрического мышления.
В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами
формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).
Работа по формированию представлений о геометрических фигурах и форме
предмета у старших дошкольников осуществляется на коллективных
занятиях по математике. Однако наиболее эффективно работа ведется в
процессе практической и игровой деятельности.
При очевидной важности наличия у дошкольников геометрических
представлений, дети, приходя в первый класс, имеют отрывочные не
систематические знания о геометрических фигурах. Это препятствует
успешному освоению математики в школе.
Причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений
детей данного возраста в значительной мере объясняется несовершенством
форм и методов обучения.
Актуальность проблемы данного исследования связана с разрешением
противоречий между современными подходами к организации обучения
дошкольников и недостаточным уровнем их реализации в работе
дошкольного учреждения.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования.
Цель дипломной работы: изучить возможности занимательного материала в
процессе совершенствования представлений о геометрических фигурах и
формах предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о
геометрических фигурах и формах предметов у старших дошкольников.
Предмет исследования: занимательный математический материал,
использующийся для формирования представлений о геометрических
фигурах и формах предметов у старших дошкольников.
Гипотеза: предполагается, что использование занимательного
математического материала сделает процесс формирования представлений о
геометрических фигурах и формах предметов более эффективным при
условии:
2
- работа будет проводиться под руководством воспитателя;
-работа будет проводиться с использованием разнообразного занимательного
математического материала.
Для реализации цели и проверки достоверности выдвинутой гипотезы
поставлены задачи:
1.
Проанализировать
научно
-
методическую
литературу
по
тем«Формирование
представлений
о
геометрических
фигурах
и
формах
предметов
у
старших
дошкольников
средствами
занимательного
математического материала»
2.
Проанализировать опыт применения занимательного материала в
формировании
представлений
о
геометрических
фигурах
и
формах
предметов у старших дошкольников.
3.
Спланировать
и
прове сти
работу
по
формированию
представлений о геометрических фигурах и формах предметов у старших
дошкольников с использованием занимательного материала.
Данная работа носит опытно-экспериментальный характер, состоит из
введения, 2-х глав, заключения.
Первая глава посвящена теоретическому исследованию.
Изучив
научно-методическую
литературу,
выяснилось,
что
формирование
геометрических
представлений
у
дошкольников
имеет
большое значение для сенсорного и умственного развития, для подготовки
детей к школе.
Восприятие
геометрических
фигур
неодинаково
на
протяжении
дошкольного
детства.
Вначале
фигуры
рассматриваются
как
целые
и
различаются
только
по
своей
форме.
В
дальнейшем
проводится
анализ
воспринимаемых
форм,
в
результате
которого
эмпирическим
путем
выявляются их свойства.
Проанализировав программы, рекомендованные для обучения и воспитания
дошкольников, я заметила, что общими для всех по разделу «ознакомления с
формой» являются задачи:
-
знакомить детей с новыми геометрическими фигурами,
-
учить определять форму предмета и его частей,
-
учить преобразованию фигур.
Анализ методической литературы по формированию у дошкольников
представлений о геометрических фигурах показал, что основными методами
является показ, упражнение, сравнение с помощью наложения и приложения.
Для
закрепления
полученных
представлений,
а
также
для
повышения
интереса к математике широко используются дидактические игры, которые
являются
разновидностью
занимательного
материала.
Их
время
и
место
использования
зависит
от
задач,
поставленных
педагогом,
от
уровня
имеющихся у детей знаний, от интереса детей.
Педагоги
–
практики,
учитывая
значимость
знакомства
детей
с
геометрическими
фигурами
для
сенсорного,
умственного
развития,
продуктивных
видов
деятельности,
для
подготовки
детей
к
школе
ищут
3
наиболее эффективные пути формирования геометрических представлений у
дошкольников. Часто педагоги обращаются за помощью к занимательному
математическому материалу.
Очень
популярны
среди
воспитателей
игры,
разработанные
В.
Воскобовичем.
Например,
Алексашкина
О.В. (воспитатель
МДОУ
№63,
г.Кандалакша, Мурманская обл), Демидова Н.В. (воспитатель МБДОУ №1
Солнышко г.Снежногорск, Мурманская область)
1
,
Осипова Е.В. (воспитатель
ЛГПУ
№
7
г.Санкт-Петербург)
2
с
помощью
этих
игр
решают
большое
количество образовательных задач, в том числе и задачи по формированию
геометрических представлений. Примечательно, подчеркивают воспитатели,
что игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона и
имеют
сказочную
огранку,
что
привлекает
внимание
детей
и
легко
запоминается.
Педагогами
использовались
игры
–
головоломки
со
шнурками,
«Геоконт»,
«Квадрат
Воскобовича»,
который
легко
трансформируется
в
различные
плоскостные
и
объемные
фигуры. Задачи
по
преобразованию
фигур
решались
и
в
других
играх
В.Воскобовича:
«Логоформочки»,
«Прозрачный квадрат», «Фонарики». Кроме того, увлеченность воспитателя
Демидовой
Н.В.
играми
Воскобовича
вылилась
в
создание
проекта
«Развивающие
игры
Воскобовича»,
результатом
которого
стала
книга
с
придуманными детьми сказками.
Идею
использования
народного
фольклора
как
средства
повышения
математического
образования
детей
предлагает Е.Шаталова,
кандидат
педагогических наук из г. Белгорода, в статье «Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!». Она доказывает, что малые фольклорные жанры
могут
широко
использоваться
в
работе
с
дошкольниками
при
совершенствовании
методов
обучения
детей
понятиям
о
геометрических
фигурах как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве
с новым материалом, при закреплении знаний.
Е.
Шаталова
сделала
подборку
практического
материала:
загадки,
пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
1
2
4
О.Жарковская, педагог дополнительного образования ДОУ №1767 г.Москвы,
предлагает
ряд
занимательных
игр
подвижного
характера
с
детьми
дошкольного возраста, которые помогут им в будущем с интересом осваивать
«объемную» геометрию. Эти игры позволяют детям соотносить объемную
фигуру с ее проекцией на плоскость.
Например, игра «Прятки». Детям показывают карточку с изображением
круга (квадрата, треугольника).
- Какие фигуры могут спрятаться за этой формой'?
Игра «Летчики».
- Мы пролетаем над геометрическими фигурами. Какими мы их видим?
Золтана Дьенеша – автора, всемирно известного венгерского профессора
математики, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей
математике, в том числе и основам геометрических знаний и умений, знают
многие педагоги детских садов. Его логический материал представляет собой
набор
из
48
логических
блоков,
различающихся
четырьмя
свойствами:
формой, толщиной, размером, цветом.
Этим
материалом
с
успехом
пользуются воспитатели Привалова Э.А. (воспитатель
НДОУ "Детский сад
№166
ОАО
"РЖД"
г.
Москва)
3
,
Корабельникова
М.В.
(воспитатель
г.Астрахань ДОУ №2 "Петушок")
4
,
Коробова Т. В. (воспитатель ГБДОУ
детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербурга)
5
.
Основная цель использования педагогами дидактического материала (по
имени
автора называемого
"блоки
Дьенеша"): учить
"Читать"
карточки-
символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; научить
дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам, включая
признак
формы, выявлять
и называть в объектах разнообразные свойства,
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или
трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Дидактические
игры с этим материалом («Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры», «Кто
быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место») помогли достигнуть
поставленных целей.
Таким
образом, занимательный
материал
позволяет
решить
все
образовательные задачи по формированию представлений о геометрических
ф и г у р а х
и
ф о р м а х
п р е д м е т о в .
Теоретическое
исследование
показало,
что
в
процессе
формирования
представлений о геометрических фигурах занимательный материал является
э ф ф е к т и в н ы м
с р е д с т в о м .
Практическая
часть
данного
исследование
проводилась
на
базе
Муниципального образовательного учреждения Детский сад №14 Советского
района Волгограда с целью доказать правомерность выдвинутой гипотезы о
том, что использование занимательного математического материала сделает
процесс формирования геометрических представлений у дошкольников более
3
4
5
5
эффективным, если работа будет вестись под руководством взрослого, и
использоваться разнообразный занимательный материал.
Работа проводилась с детьми в возрасте 5-6 лет в количестве 10 человек
Для
подтверждения
выдвинутой
гипотезы
был
проведен
ряд
экспериментов.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Его цель
–
выявление
начального
уровня
представлений
детей
о
геометрических
фигурах и формах предметов. Для этого были подобраны задания «Предмет
и форма», «Путешествие по групповой комнате», «Сложи фигуру», которые
позволяют
оценить
уровень
знаний
детей
старшей
группы
по
соответствующему разделу программы. Все задания проводились с детьми в
индивидуальной форме.
Для качественного анализа знаний и умений детей экспериментальной
группы
в
качестве
критериев
были
взяты
т ребования основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
6
под ред. Н. Е.
Вераксы,
Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой к уровню математического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
по
соответствующему
разделу.
Констатирующий эксперимент показал недостаточно высокий уровень
знаний детей о геометрических фигурах. (Приложение № 1)
Было выявлено с низким уровнем 4 детей (40%), со средним уровнем –
4
д е т е й
( 4 0 % ) ,
с
в ы с о к и м
–
2
д е т е й
( 2 0 % ) .
По результатам диагностики были определены задачи дальнейшей работы.
Был составлен план работы с пользованием разнообразного математического
материала. Эти задачи являлись целями работы: совершенствовать умение
различать и правильно называть геометрические фигуры, сопоставлять и
группировать фигуры по признаку формы, выделять и правильно называть
форму предмета и его части, преобразовывать фигуры.
На втором этапе
практического
исследования
был
проведен
формирующий
эксперимент,
проводился с целью совершенствования представлений о геометрических
фигурах и формах предметов у детей старшего дошкольного возраста, а
также проверка достоверности выдвинутой гипотезы. По резуль -
татам диагностики были определены задачи дальнейшей работы. Эти задачи
являлись целями работы:
Был
составлен
план
работы
с
пользованием
разнообразного
занимательного математического материала.
Для
совершенствования
умение
различать
и
правильно
называть
геометрические фигуры использовались Д/и «Найди пару», «Домино фигур»,
«Найди
свою
фигуру»,
«Геометрическое
лото»
которые
не
вызвали
затруднений у детей.
Для закрепления материала детьми использовала фольклорный материал
в виде загадок, (Приложение3) мною были использованы знакомые детям
6
6
игры
с
блоками
Дьенеша
«Цепочка»,
«Второй
ряд»,
«Домино».
(Приложение4)
Обучая
сопоставлять
и
группировать
фигуры
по
признаку
формы
проводились Д/и «Кто быстрее», «Найди ошибку».
Выделять
и
правильно
называть
форму
предмета
и
его
части,
преобразовывать
фигуры-
проводились
игры
«Геометрическое
лото»,
«Отремонтируй
робота»,
также
были
включены
игры
Воскобовича
они
помогли
разнообразить
задания
это
«Геоконт»,
«Прозрачный
квадрат».
(Приложение 6)
В
заключении
работы
было
проведено
развлечение
«В
подводном
царстве». (Приложение 7). Дети с удовольствием приняли участие в играх.
В
развлечении
были
включены
задания,
позволяющие
закрепить
умение
различать фигуры («Подводный лабиринт»), составлять фигуру из других
фигур («Вьетнамская игра»), группировать их по признаку формы «Кратеры
подводного вулкана».
На третьем этапе практического исследования был проведен контрольный
эксперимент (Приложение8) проводился с целью выявить результаты работы
по
формированию
геометрических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
включал
повторную
диагностику.
В
результате
проведенной работы был выявлен положительный результат, знания детей
расширились, закрепились.
На конец эксперимента с высоким уровнем выявлено 5 детей (50%), со
средним – 5 (50%), с низким уровнем детей не выявлено.
Задания проводились в разное время дня, индивидуально, группами или
фронтально.
Очередность
проведения
мероприятий
была
обусловлена
степенью
сложно сти,
по ставленными
задачами,
имеющимися
представлениями о геометрических фигурах у детей.
Такие результаты были получены благодаря тому, что
вся
работа
велась
под
руководством
взрослого:
составлен
план
работы,
организованы
дидактические
игры,
игры
Воскобовича,
Никитина,
развлечения,
занимательные
упражнения,
использованы
блоки
Дьенеша,
загадки.
Из
этого
можно
сделать
вывод:
положительный
результат
экспериментальной работы доказывает правомерность выдвинутой гипотезы
о том, что занимательный материал
способствует наиболее
эффективному
процессу
формирования
представлений
о
геометрических
фигурах у дошкольников с соблюдением поставленных условий.
Таким образом в ходе работы было решено несколько задач.
Была изучена научно-методическая литература различных авторов по
данной
проблеме,
был
проведен
анализ
педагогического
опыта
по
использованию
занимательного
материала.
Была
проведена
опытно-
экспериментальная работа.
Таким
образом,
теоретическое
исследование
и
опытно-
экспериментальная
работа
показала,
что
использование
занимательного
материала,
который
будет
предлагаться
в
системе,
последовательно,
под
7
руководством
взрослых
повысит
эффективность
овладения
детьми
геометрическими представлениями.
В результате исследования все задачи были решены, гипотеза нашла
свое
подтверждение,
цель
достигнута,
программа
исследования
успешно
завершена.