Автор: Шабакова Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: конспект урока русского языка в 4 классе по системе Л.В. Занкова
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ГЛАГОЛАХ С ВОЗВРАТНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4-м классе (система Л.В. Занкова)
Учебник русского языка А.В. Поляковой
Шабакова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ГЛАГОЛАХ С ВОЗВРАТНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Цель: сформировать у учащихся понятие о глаголах с возвратным значением.
Задачи:
1.
познакомить учащихся с понятием “глагол с возвратным значением”;
2.
формировать умение различать и образовывать такие глаголы;
3.
развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать;
4.
создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.
Ход урока:
1)
Скажите, какие слова могут сказать о себе такое?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
(глагол)
Что вы знаете о глаголе?
Какие морфологические признаки имеет эта часть речи? (спряжение, род, лицо, время, число вид, возвратное
значение)
На какие группы их можно разделить? (неизменяемые и изменяемые признаки) –
группировка у доски
Проблема: возвратное значение
В какую группу отнести?
Возвратное значение – это тоже морфологический признак глагола.
Какой это признак постоянный или нет, мы узнаем чуть позже.
Как вы думаете, называются глаголы, которые имеют возвратное значение? (Возвратные)
А вы хотите узнать о них подробнее? Т.е. сформировать о них понятие?
Тогда, как мы обозначим тему сегодняшнего урока?
Возвратные глаголы или глаголы с возвратным значением.
Что вы хотели бы узнать об этой группе глаголов?
На какие вопросы получить ответы?
План урока:
1)
На какие вопросы отвечают?
2)
Что обозначают?
3)
Как образуются?
4)
В чем особенность их написания?
Цель урока: сформировать понятие о глаголах с возвратным значением будет достигнута, если мы ответим на наши
вопросы.
Какие виды деятельности нам помогут в реализации поставленной цели? (наблюдение, сравнение, сопоставление)
Давайте вспомним критерии для оценивания ответа своих товарищей.
Критерии оценки ответа:
- Знать морфологические признаки глагола.
- Уметь правильно отвечать на поставленные вопросы, грамотно формулировать мысль.
- Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.
2)
Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?
н.ф. 3 л. н.вр. ед.ч. возврат. гл.
красить красит красится
держать держит держится
смотреть смотрит смотрится
(Это глаголы начальной формы, 1 спряжения, 2 глаголы-исключения)
(2 и 3 столбики закрыты)
Спишите 1 столбик глаголов, а рядом во 2 столбике запишите их в 3 лице настоящем времени единственном числе.
Окончания глаголов 2 столбика выделите.
Правила посадки.
Некоторые четвероклассники нашей школы утверждают, что после окончания у глаголов может быть еще не менее
важная часть слова.
- А вы как думаете, возможно ли это?
- Как можно спрятать окончания глаголов 2 столбика в середину слова?
- Как называется эта значимая часть слова?
- Где она пишется?
(-ся является суффиксом, но суффикс этот стоит после окончания. Его называют постфикс, т.е. суффикс, который
стоит после окончания)
- На какой вопрос отвечают глаголы 3 столбика?
- А если поставить данные глаголы в форму множественного числа?
- А глаголы в начальной форме могут иметь суффикс – ся?
- На какие вопросы в зависимости от вида они отвечают?
Историческая справка.
Суффикс – ся раньше был отдельным словом и писался отдельно. Он обозначал “себя”.
краситься – красить себя
держится – держит себя
смотрится – смотрит себя
Переходит ли действие этих глаголов на другой предмет?
(Действие глаголов не переходит на другой предмет, а как бы возвращается к самому действующему лицу).
Поэтому такие глаголы называются как? (возвратные)
Чтение правила (стр. 78)
Какое еще небольшое уточнение о возвратных глаголах вы хотели бы сделать после прочтения правила? (У
возвратных глаголов может быть суффикс –сь)
Значит, как можно назвать глаголы 3 столбика? (глаголы с возвратным значением или возвратные)
На какие вопросы по плану урока мы уже ответили?
Суффикс –ся теперь понятно-
Сделает глагол возвратным.
Физкультминутка.
3)
Какой следующий вопрос по нашему плану? Прочитайте. Разобраться в ответе на него нам поможет упр. 340
стр.78.
Чтение задания.
Прочитайте глаголы 1 абзаца. На какие группы их можно разделить? Сравните формы глаголов с суффиксами – ся, -
сь.
Обратите внимание: какой звук обозначает буква перед суффиксом – ся? А какой звук перед суффиксом – сь? Какой
вывод можно сделать? Чтение вывода с 78.
Прочитайте глаголы с суффиксом –ся. Совпадает ли написание с произношением? –ся [ца]
Ответили ли мы на наш вопрос?
Закройте учебники и отложите их в сторону.
4)
У каждого из вас на парте лежат 2 карточки. Возьмите карточку №1 и прочитайте задание. Есть ли вопросы по
его выполнению?
Правила посадки.
Карточка № 1.
Выпишите из каждого столбика в строчку через запятую глаголы с возвратным значением.
веселит огорчает
разрушает строит
поднимает охлаждается
веселится опускается
разрушается опускает
греет огорчается
поднимается строится
греется охлаждается
На глаголы посмотри и на группы раздели. (Работа в парах)
Глаголы 1 и 2 спряжения. Прочитайте глаголы 2 спряжения (веселится, строится)
Присмотритесь внимательно к глаголам. Как еще можно продолжить с ними работу?
(Да, слова и глаголы-антонимы)
Запишите глаголы-антонимы парами в строчку через тире. Запись первой пары начинайте с большой буквы.
Взаимопроверка.
Поднимите руку, чей сосед успешно справился с заданием. Молодцы!
5)
Прочитайте предложение своего варианта.
1 вариант. Мама умывает Веру.
2 вариант. Папа причесывает Олега.
Какое задание, опираясь на тему нашего урока, с ними можно выполнить?
Измените предложение так, чтобы глаголы приняли возвратное значение.
Вера умывается. Олег причесывается.
Какие знания помогли вам выполнить это задание? Молодцы!
6)
Дифференцированные задания по выбору учащихся. (разноуровневые задания)
Возьмите карточку №2. В чем ее особенность? (Задания по выбору)
Сколько заданий предлагается? (3)
Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его в тетради.
Задание 1. Найдите глаголы, которые могут принимать возвратное значение.
Запишите их с суффиксом – ся
Радуешь, стою, блестишь, удивляешь, гремит, ползет, стучит, нарядит, ездить.
Какой вывод можно сделать по данному заданию?
Вывод: Не все глаголы могут принимать возвратное значение.
Значит, признак возвратное значение мы можем считать изменяемым или неизменяемым у глаголов?
Задание 2. Запишите глаголы синонимами с суффиксом – ся.
Хохочет, грустит, спешит, работает.
(Смеется, печалится, торопится, трудится)
Задание 3. Замените фразеологические обороты возвратными глаголами.
Надуть губы. Ждать у моря погоды. Не верить своим глазам. Писать, как курица лапой.
(Обидеться, не торопиться, ошибаться, не стараться)
7)
Вот и подходит к концу наш сегодняшний урок.
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале?
- Кто из ребят активнее всего работал на уроке?
Оцените их работу, обращая внимание на критерии оценки ответа.
Домашнее задание.
1.
Расскажите своим близким о том, что узнали нового на уроке.
2.
Задания по выбору:
а) выполнить в тетради остальные два задания с карточки № 2
б) подбор и запись пословиц с возвратными глаголами
Спасибо за работу на уроке.