Напоминание

"Формы и методы проведения занятий в творческих объединениях"


Автор: Рамонова Фиолета Бештауовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: РДЭБЦ
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формы и методы проведения занятий в творческих объединениях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая тема:

«Формы и методы проведения

занятий в творческих объединениях»

Автор: Рамонова Ф.Б.-

педагог доп.образования

РДЭБЦ г.Владикавказ

2015г.

Методика обучения- это передача и усвоение знаний,

умений и навыков, предусмотренных содержанием

обучения в

процессе взаимодействия учителя и учеников.

Методы обучения в отечественной педагогике подразделяют

на 3 группы, такие как:

-словесные, наглядные, практические

-поисковые, исследовательские

-индуктивные и дедуктивные.

Кроме того, методы обучения можно подразделить на 3

обобщенные группы:

-пассивный

метод,

где

учитель-основное

действующее

лицо

на

занятии, а учащиеся- пассивные слушатели.

-активный метод- когда учитель и учащиеся взаимодействуют друг

с другом в ходе занятия.

-интерактивный метод,означающий взаимодействовать, находиться

в режиме беседы с кем-то. Этот метод ориентирован не только на

взаимодействие учеников с учителем, но и друг с другом.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают

сегодня все большее признание и используются при преподавании

различных

учебных

предметов.

Использование

интерактивных

форм и методов обучения является приоритетным направлением

технологизации образования.

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в

обеспечении достижения ряда образовательных целей:

- стимулирование мотивации и самостоятельности обучаемых;

- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

-

развитие

навыков

анализа,

критичности

мышлении,

взаимодействия и коммуникации;

- сотрудничество;

- саморазвитие, активизация мыслительной деятельности, умение

вступать

в

диалог

с

преподавателем

и

у ч а с т н и к а м и

образовательного процесса.

По дидактическим целям различают классические и

нетрадиционные типы уроков.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

1.

Нетрадиционные формы занятий:

- занятия – «погружения»;

- занятия - деловые игры;

- занятия – соревнования;

- занятия – консультации;

- занятия – аукционы;

- занятия – конкурсы;

- занятия – игры;

- занятия – «суды»;

- занятия – поиска истины;

- занятия – концерты;

- занятия – диалоги;

2.Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

-

интегрированные

(межпредметные)

занятия,

объединенные

единой темой или проблемой.

-

комбинированные

(лекционно-семинарские

и

лекционно-

практические)

занятия,

способствующие

длительной

концентрации

внимания

и

системному

восприятию

учебного

материала.

-

проектные

занятия,

направленные

на

воспитание

культуры

сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Целью проектных занятий является развитие умений

управлять

своей

деятельностью,

т.е.

самостоятельно

намечать

свои цели, планировать свои действия, представлять результаты

своей деятельности.

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его

функциональным жизненным потребностям». С. Френе.

Одной из форм интерактивного обучения является игра.

В

игре

воссоздается

предметное

и

социальное

содержание

деятельности,

моделирование

систем

отношений,

адекватных

условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и

методы обучения; она рационально дополняет, позволяет более

эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного

занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает

интерес

обучающихся

к

учебным

занятиям,

стимулирует

рост

познавательной активности, что позволяет учащимся получать и

усваивать

большее

количество

информации,

способствует

приобретению

навыков

принятия

естественных

решений

в

разнообразных ситуациях. Игра улучшает отношения между ее

участниками.

Специалисты по активным методам по-разному

оценивают

эффективность

игр

в

усвоении

учебного

материала.

Если при лекционной подаче материала усваивается не более 20%

информации, то в деловой игре – до 90%.

В своей работе я стараюсь использовать различные

формы проведения занятий. В зависимости от изучаемой темы это

бывают

занятия-игры,

занятия-конкурсы,

занятия-викторины,

занятия -диалоги.

Так

25.10.2013г. у нас проходил «Суд над

автомобилем». Дети очень увлеченно искали « плюсы» и « ми-

нусы»

у

автомобилей.

После

изучения

новой

темы

провожу

викторину

или

тестирование.

Для

поощрения

хороших

знаний

использую

специальные

жетончики.

Дети

всегда

стремятся

получить их побольше, чтобы стать победителями. Традиционными

стали у нас и праздники: «Дары осени», «Здравствуй Зимушка»,

«День воды», «День Земли», «День птиц» и выставки рисунков.

Дети очень любопытны. Учитывая это, я учу их быть

внимательными

к

окружающей

среде

и

находить

удивительное

рядом. Готовлю разные презентации, сообщения. К их подготовке

привлекаю своих одаренных учеников.

Экскурсия – одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-

воспитательной работы.

Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.

Можно

проводить

экскурсии

и

перед

изучением

темы

(экскурсия-

вступление).

Они

ориентируют

учащихся

на

вопросы,

которые

предполагается рассмотреть на занятиях.

Перед учащимися можно поставить конкретные учебные задачи, познакомить

с планом экскурсии

В своих программах я планирую много экскурсии., в ходе которых

дети лучше узнают родную природу, учатся её любить и защищать,

беречь от загрязнения. Узнают названия растений, птиц, насекомых

и многое другое.

«Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет

попутного ветра» Сенека.

Литература

1.Алексюк А.Н. «Общие методы обучения в школе» 1983г.

2.Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения» 1996г.



В раздел образования