Исследовательская деятельность на уроках литературы
Автор: Сидоренко Ирина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Боровская СОШ №1 Населённый пункт: п. Боровский, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Исследовательская деятельность на уроках литературы Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Тема: Исследовательская деятельность на уроках литературы.
Учитель начальных классов:
Сидоренко Ирина Геннадьевна
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном,
так
и
в
учебном
пространстве,
необходимо
создать
благоприятные
условия
для
её
реализации.
Предполагается,
что
образовательный
процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня
образованности
учащихся,
который
был
бы
достаточен
для
самостоятельного
творческого
решения
мировоззренческих
проблем
теоретического
или
прикладного
характера.
Достижение
этой
цели
связывается
с
организацией
учебной
деятельности,
имеющей
исследовательскую
направленность.
Как
показали
исследования
немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при
участии
в
групповых
дискуссиях,
80%
-
при
самостоятельном
обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся
непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной
постановке
проблем,
выработке
и
принятии
решения,
формулировке
выводов
и
прогнозов,
он
запоминает
и
усваивает
материал
на
90%.
Близкие к приведенным данные были получены также американскими и
российскими исследователями.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая
деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие
детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает
условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого
потенциала, является средством их активизации, формирования интереса
к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие
умения.
Исследовательская деятельность на уроках литературы.
В
процессе
включения
младших
школьников
в
учебно-
исследовательскую
деятельность
перед
учителем
встает
проблема
организации
решения
единых
учебно-исследовательских
задач
при
различном
уровне
развития
исследовательского
опыта
учащихся.
В
решении
этой
проблемы
следует
исходить
из
того,
что
необходимо
подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы
проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на
уроках окружающего мира и литературы, поскольку этому способствует
сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности.
Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников
задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я».
Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание:
найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните,
какая
буква
чаще
употребляется.
Такое
задание
не
только
развивает
внимание
и
способствует
усвоению
букв,
но
и
носит
поисково-
исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по
поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём
«Попробуй
узнать
сам»,
т.
е.
спросить
дома,
в
библиотеке,
а
затем
рассказать в классе.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного
творчества
можно
проводить
сравнительный
анализ
народных
сказок.
Простой
пример
–
сказка
«Теремок»,
знакомая
учащимся
с
раннего
детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки
(есть
ли
в
сказке
муха
и
комар).
Для
того
чтобы
его
разрешить,
познакомились
с
разными
вариантами
сказки
(из
сборника
«Русский
фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели,
что,
несмотря
на
отличие
деталей
(разные
герои;
разный
теремок:
лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков.
Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об
особенности
народного
творчества
(вариативность).
Сравнили
русскую
народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили
представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку
«Теремок»
с
пьесой-сказкой
Сергея
Михалкова
и
увидели
отличие
народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько
возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская
сказка.
В учебнике «Литературное чтение», Свиридовой В.Ю. многие задания
имеют исследовательскую направленность:
Попробуй по рифмам вспомнить загадки.
Расставь перепутанные заголовки.
Продолжи текст так, чтобы получилась задача, сказка, рассказ «Ваня
и Алена пошли в лес…»
Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение.
Придумай любую забавную азбуку
Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель
О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.
Во втором классе на помощь ребятам приходят знаменитый английский
сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон, которые
раскрыли
немало тайн. Таким образом, продолжая исследовательскую работу, они
ставят перед детьми новые цели и проблемы. Так на одном из уроков по
теме «Погоня за секретами литературы…» дети знакомились с японской
поэзией, сравнивали с русской, анализировали. В результате исследования
ребята попытались сочинить свои хокку.
Большую помощь в реализации исследовательской деятельности
оказывает
тетрадь по литературному чтение С.В. Самыкиной, где не
только задания, но многие работы требуют от ученика самостоятельного
поиска и решение проблемы. Работы представлены в рубрике «Страничка
исследователя».
В настоящее время во 2А классе работает 5 исследовательских групп.
Каждая группа имеет свое название и девиз.
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории и
практики
позволил
нам
выявить
следующие
компоненты
исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
1.
Умение работать с рекомендованной литературой, а это является
основой
научного
исследования.
Необходимо
читать
материал
последовательно,
т.е.
необходимо
читать
источник
по
порядку,
досконально
изучать
все
термины
и
понятия.
Для
того,
чтобы
разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в
подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2.
Умение критически осмысливать материал, представленный в
книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и
явления,
делать
собственные
выводы.
Определяя
верность
или
ложность
того
или
иного
понятия,
необходимо
ставить
себе
следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное
представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из
представленных
в
литературе
наиболее
объективно?
–
Подтверждается
ли
теоретическое
положение
фактическим
материалом?
3.
Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение
своего
исследования
необходимо
излагать
последовательно,
не
перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть
использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне
известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
4.
Д а
и
п е д а г о г
т о ж е
д о л ж е н
о б л а д а т ь определенными
компетентностями :
Педагог должен сам быть творческой личностью
Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
Должен
занимать
активную
педагогическую
позицию,
иметь
собственное стремление к исследовательской деятельности
Должен
уметь
прогнозировать
перспективу
собственной
деятельности, так и деятельности учащегося
Должен
уметь
налаживать
деловые
формы
общения
с
учащимися,
уметь
диагностировать
творческие
способности
учащихся в определенной области
Заключение
Проведение
исследований
стимулирует
мыслительный
процесс,
направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская
деятельность
требует
высокого
уровня
знаний,
в
первую
очередь
от
самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых
объектов,
наличия
солидной
библиотеки
с
серьезной
литературой,
и,
вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых
объектов.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на
доступном
для
детского
восприятия
уровне,
само
исследование
быть
посильным, интересным и полезным.
Именно
поэтому
подготовка
ребенка
к
исследовательской
деятельности,
обучение
его
умениям
и
навыкам
исследовательского
поиска
становится
важнейшей
задачей
образования
и
современного
учителя.
Список литературы:
1.
Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. –
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2010
2.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 1класса. –
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2010
3.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 2
ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2011
4.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса. В 2
ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2011
5.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса. В 2
ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2011
6.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2-4
классов. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2010
7.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю: Тетради по чтению к
«Азбуке»: в 3 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2010