Напоминание

"Социальная адаптация"


Автор: Горбунова Екатерина Петровна
Должность: мастер производственного обучения, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральского радиотехникума"
Населённый пункт: г.Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: учебная программа по дисциплине
Тема: "Социальная адаптация"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-производственной работе

_____________/Исакова Т.А./

«____» ______________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОПД .06. Дисциплины «Социальная адаптация»

г. Каменск-Уральский

2016 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1 .

П А С П О Р Т

РА Б О Ч Е Й

П Р О Г РА М М Ы

У Ч Е Б Н О Й

ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

2

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная адаптация»

профессиональной подготовки по профессии

17531 «Рабочий зеленого

хозяйства»,

адаптированная

на

основе

программы

профессионального

обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья выпускников

специальной

(коррекционной)

школы

(далее

рабочая

программа

учебной

дисциплины «Социальная адаптация») разработана на основе учебного плана

и

программ

для

подготовки

и

повышения

квалификации

рабочих

на

производстве

по

профессии 17531

«Рабочий

зеленого

хозяйства»

утвержденного

экспертно-методическим

Советом

ФГУ

«ВНИИ

охраны

и

экономики труда»

Уральский межрегиональный филиал г. Екатеринбург. 2008 г.

О р г а н и з а ц и я - р а з р а б от ч и к :

ГА П ОУ

С О

« К а м е н с к - Ур а л ь с к и й

радиотехнический техникум»

Разработчик:

Горбунова

Е.П.,

мастер

производственного

обучения

ГАПОУ СО«Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

Проведена

внутренняя

техническая

и

содержательная

экспертиза

рабочей программы учебной практики.

ОДОБРЕНА цикловой комиссией сферы потребительского сервиса

Протокол заседания ЦК №

от « 28 » августа 2016г.

Председатель ЦК __________ К.А.Мамаева.

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной

дисциплины «Социальная адаптация» является частью образовательной

программы профессиональной подготовки по профессии 17531 «Рабочий

зеленого хозяйства», адаптированная на основе программы

профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями

здоровья (выпускников специальной (коррекционной) школы) в части

освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

1.2.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:

Учебная

дисциплина

"Социальная

адаптация"

относится

к

общепрофе ссиона льному

циклу

о сновной

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

образовательной программы 17531 «Рабочий зеленого хозяйства».

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины.

Цель:

Формирование

адаптивной

развитой

личности

в

условиях

профессионального образования.

Задачи:

- рассмотреть теоретические представления о личности человека, её

взаимодействии с социумом;

- проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных

проблем;

- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,

выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

-

развивать

социальную

восприимчивость,

доверие,

умение

выслушивать

другого

человека,

способность

к

эмпатии,

сочувствию,

сопереживанию;

- показать методы развития собственной личности.

-

развивать

у

обучающихся

собственные

позитивные

личностные

установки;

-

формировать

в

процессе

проведения

коллективных

мероприятий

умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать нормы позитивного социального поведения;

- использовать свои права адекватно законодательству;

- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения

конкретных условий их реализации;

- составлять необходимые заявительные документы;

- составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;

4

- использовать приобретённые знания и умения в различных жизненных и

профессиональных ситуациях.

знать:

- механизмы социальной адаптации;

- основополагающие международные документы, относящиеся к правам

инвалидов;

- основы гражданского и семейного законодательства;

- основы трудового законодательства, особенности регулирования труда

инвалидов;

- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и

образования;

- функции органов труда и занятости населения;

- ориентироваться в процессе развития собственной личности;

- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом;

- теоретические представления о личности человека;

- собственные личностные особенности необходимые для понимания себя и

других;

- пути позитивного развития собственной личности;

- понятие социума, окружающей социальной реальности;

- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные

связи;

- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной

реальностью.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;

-самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

5

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка

(всего)

42

в том числе:

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

- тематика внеаудиторной самостоятельной работы;

- домашняя работа

Итоговая аттестация в форме зачёта

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и

практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Психология.

Социальная психология.

6

Тема 1.1. Понятие психология.

Содержание

3

Предмет, объект, задачи, методы, отросли психологии. Место

психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии и современных

наук.

2

2

Тестирование "Диагностика личности"

1

3

Тема 1.2 Понятие социальная

психология.

Содержание

3

Групповой феномен социальной психологии. История

социальной психологии.

2

2

Анкетирование

1

3

Раздел 2. Социальная адаптация

8

Тема 2.1. Понятие " Социальная

адаптация".

Содержание

2

Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная,

физиологическая, психологическая, организационная,

экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный

шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).

2

2

Тема 2.2. Механизмы социальной Содержание

3

7

адаптации.

Механизмы социальной адаптации (добровольный, вынужденный).

Дезадаптация: понятие, причины.

2

2

Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство»

1

3

Тема 2.3.Адаптация в трудовом

коллективе

Содержание

3

2

Общение как обмен информацией. Виды и функции общения.

Рассмотрение роли общения в восприятии людьми друг друга.

Беседа как вид профессионального общения.

Разрешение профессиональных и межличностных конфликтов в

процессе организации совместной деятельности.

2

2

Тренинг "развитие уровня профессионального общения".

1

3

Раздел 3. Основы российского

законодательства.

26

Тема 3.1. Конституционное право

Содержание

4

Основы конституционного строя РФ: структура органов

государственной власти, принцип разделения властей, суверенитета

и т.п.

.

Конвенция ООН о правах инвалидов.

2

2

Конституционные

права

и

свободы

граждан:

политические,

экономические, социальные, культурные.

2

2

Тема 3.2. Основы гражданского

законодательства

Содержание

9

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации".

Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

2

2

Гражданский

кодекс

РФ.

Правоспособность

и

дееспособность

граждан. Понятие гражданско-правового договора.

2

2

Основы

наследственного

права

(понятие

«наследование»,

2

8

основания наследования, наследование по закону и по завещанию,

приобретение наследства, право на отказ от наследования и т.п).

2

Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные

аспекты защиты прав потребителей.

2

2

Практическая работа. Решение ситуационных задач (по защите

прав потребителей), составление претензии

1

3

Тема 3.3. Основы семейного

права

Содержание

4

Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.

1

2

Права и обязанности супругов. Брачный договор.

1

2

Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства

членов семьи.

1

2

Практическая работа. Составление брачного договора.

1

3

Тема 3.4. Основы трудового

права

Содержание

9

Понятие

«трудовой

договор».

Содержание

и

сроки

заключения

трудового договора.

1

2

Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается

заключение

трудового

договора,

гарантии

при

заключении

трудового договора, документы, предъявляемые при заключении

трудового договора и т.д.)

2

2

Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую

работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение

трудового

договора

по

соглашению

сторон,

другие

основания

прекращения трудового договора).

1

2

Основы трудового законодательства. Особенности регулирования

труда инвалидов. Трудоустройство инвалидов.

1

2

Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность

2

1

9

рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего

времени, работа за пределами нормальной продолжительности

рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды

времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др).

Трудовой распорядок Дисциплина труда. (Правила внутреннего

трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные

взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного

взыскания).

1

2

Практическая работа. Составление резюме.

1

Тема 3.5.Медицинские права

Содержание

2

2

Медико-социальная экспертиза.

Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа

реабилитации инвалида.

2

2

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Решение ситуационных задач по вопросам наследования.

-

Решение

ситуационных

задач

по

основам

защиты

прав

потребителей.

- Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я

«за» («против») брачный (го) договор (а)».

- Решение ситуационных задач по вопросам семейного права.

- Решение ситуационных задач по вопросам трудового права.

- Подготовить сообщение: «Право работников на забастовку».

- Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих

прав.

12

3

10

-

Подготовить

развернутый

ответ

на

вопрос:

«Особенности

регулирования труда несовершеннолетних».

Дифференцированный зачёт

Тестирование

Содержание

программы

1

3

Всего:

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие

обозначения:

1

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2

- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3

- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного

кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с

лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.

Основная литература

Основные источники:

1.

Конституция РФ.

2.

Трудовой кодекс РФ.

3.

Семейный кодекс РФ.

4.

Гражданский кодекс РФ.

5.

Конвенция ООН о правах инвалидов.

6.

Конвенция о правах ребенка.

Учебные пособия:

1.

Абрамова

О.А.

Социально-психологический

тренинг

в

образовательном учреждении - СПб.: Питер, 2012. – 276 с.

2. Сухов А.Н. Социальная психология – М.: Академия, 2007. – 240 с.

Дополнительная литература.

1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.:

НГПУ, 2012. – 205 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

– М.: Форум, 2010. – 410 с.

3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста,

2008. – 137 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.:

Питер, 2010. – 368с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений –

СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и

другими – М.: Вестник, 2011г,

12

7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс,

2010. – 78 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,

а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

13

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен уметь:

-

ориентироваться

в

процессе

развития собственной личности.

- позитивно взаимодействовать с

окружающим социумом.

-

необходимые

для

понимания

с е б я

и

д р у г и х

т е о р е т и ч е с к и е

представления о личности человека.

-

собственные

л и ч н о с т н ы е

особенности.

-

пути

позитивного

развития

собственной личности.

- понятие социума, окружающей

социальной реальности.

-

коммуникативные

навыки,

укрепляющие

и

гармонизирующие

социальные связи

-

с п о с о б ы

г а р м о н и ч н о г о

в за и м од е й с т в и я

с

о к р у ж а ю щ е й

социальной реальностью.

-

использовать

нормы

позитивного

социального поведения;

-

использовать

свои

права

адекватно

законодательству;

- обращаться в надлежащие органы за

квалифицированной помощью;

- анализировать и осознанно применять

н о р м ы

з а ко н а

с

т оч к и

з р е н и я

конкретных условий их реализации;

-составлять необходимые заявительные

документы;

- использовать приобретенные знания и

умения

в

различных

жизненных

ситуациях

В

результате

о своения

у ч е б н о й

дисциплины

обучающийся должен

знать:

- Механизмы социальной адаптации;

-

Основополагающие

международные

Формы контроля обучения:

Ф о р м ы

и

м е т од ы

к о н т р о л я

о п р е д е л я ю т с я

с

у ч е т о м

индивидуальных

особенностей

обучающихся.

- Устный опрос;

- Письменный опрос (тестирование,

работа по карточкам, самодиктанты,

разбор

ситуаций,

вопросы

для

самоконтроля,

письменные

ответы

н а

в о п р о с ы ,

в ы п о л н е н и е

практических работ, и др.);

- Проверка ведения тетрадей;

-

Внеаудиторная самостоятельная

работа;

- Дифференцированный зачет.

Формы оценки результативности

обучения:

- практические задания по работе с

собственными диагностическими

результатами;

- подготовка индивидуальных

заданий проектного характера.

- традиционная система отметок в

баллах за каждое выполненное

задание или работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

Методы контроля направлены на

проверку умения обучающихся:

-

отбирать

и

оценивать

факты,

процессы, явления как личностного,

так и социального характера;

-

в ы п о л н я т ь

з а д а н и я

с

представлением

с о б с т в е н н о й

14

документы по правам человека;

-

Основы

гражданского

и

семейного

законодательства;

- Основы трудового законодательства.

личностной позиции;

-

д е лат ь

о с о зн а н н ы й

в ы б о р

собственных способов действий;

-

о с у щ е с т в л я т ь

к о р р е к ц и ю

сделанных

ошибок

в

развитии

собственной личности;

-

проектировать

собственную

л и ч н о с т н у ю

п о з и ц и ю

ч е р е з

взаимодействие с коллективом.

Методы

оценки

результ атов

обучения:

-

мониторинг

роста

личностной

а к т и в н о с т и

и

н а в ы к о в

гармоничного

взаимодействия

с

социумом.

-

ф о р м и р о в а н и е

р е з у л ь т а т а

итоговой аттестации по дисциплине

на

основе

суммы

результатов

текущего контроля.

13

15



В раздел образования