Автор: Витеско Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17 "Колобок"
Населённый пункт: Краснодарский край г-к Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совместная организованная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста - чтение рассказа Е. Чарушина "Томка"
Раздел: дошкольное образование
Совместная организованная деятельность педагога с детьми старшего
дошкольного возраста - чтение рассказа Е. Чарушина «Томка»
Вид
деятельности:
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора.
Образовательная область: речевое развитие.
Используемая
технология
-
продуктивное
чтение
(этапы
выделены
текстом «курсив»).
Материалы:
цветная
обложка
книги,
текст
к
книге,
портрет
автора
книги, иллюстрации к содержанию книги.
Цель: познакомить с произведением Е.Чарушина «Томка».
Задачи: развивать речевое творчество; знакомить с книжной культурой,
детской
литературой;
развивать
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров детской литературы.
Ход деятельности
1
этап
деятельности:
способствуем
формированию
у
детей
внутренней мотивации к деятельности.
Девчонки и мальчишки посмотрите, по-моему у нас на столике лежит
обложка к книге и иллюстрации ….. Вот это да …(воспитатель говорит
эмоционально). Пауза пока дети рассматривают.
Попробуем разобраться и собрать эту книгу.
2
этап
деятельности:
способствуем
планированию
детьми
их
деятельности.
- Подумайте, как нам собрать эту книгу? Выслушивает детей, задает
вопросы.
Детские реакции и варианты: почитать это рассказ; сложить книгу по
развитию сюжета и т.д.
Воспитатель направляет ход детских мыслей, помогает определиться с
тем как будет строиться детская деятельность.
3 этап деятельности: способствуем реализации детского замысла
I
этап
технологии:
дотекстовая
работа.
(работа
с
названием
произведения, фамилией автора, иллюстрациями и т.д.).
Ребята, как вы думаете, о чем этот рассказ и кто его написал. Ответы
детей. Воспитатель эмоционально реагирует на ответы детей, поддерживает
версии. Обращается к детям и предлагает задать интересующие вопросы,
отвечает на вопросы детей (если кто-то из группы детей не дал ответ).
II этап технологии: работа с текстом во время чтения.
Рассказ называется Томка, мы уже догадались с Вами кто это? Ответы
детей.
Воспитатель читает текст и по ходу задает вопросы.
У
охотника
я
увидел
песика.
Он
вот
какой.
Уши
длинные,
хвост
короткий.
Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и
умный-то, и не грязнуля...
-От этого песика,- говорит,- есть щенки. Приходите поглядите.
И мы с ним пошли.
Щенки небольшие - только что научились ходить.
"Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как
узнать - кто толковый, а кто не годится?"
А
Вы
ребята
как
думаете,
как
определить
какой
щенок
будет
толковым на охоте? Ответы детей.
Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не
возьму - не люблю злых.
А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У
такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть.
Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него.
Почует он ее или не почует?
Как Вы думаете, что дальше произойдет в этом рассказе? Ответы
детей.
Щенок
начал
искать.
Других
щенят
всех
обнюхал
-
не
у
них
ли
деревяшка. Нет, не нашел.
Ленивый
спит,
злой
рычит,
незлой
злого
лижет
-
уговаривает
не
сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее
спрятал. Почуял.
Я обрадовался.
"Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется".
Как Вы думаете, что будет дальше? Как мальчик назовет щенка?
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
III этап технологии. Работа после прочтения (выявление авторской
позиции, концептуального содержания произведения).
Воспитатель задает вопросы детям о сути рассказа, например: какой
должен
быть
охотничий
пес?;
как
мальчик
определил,
что
из
щенка
получиться охотничий пес?; о чем рассказ?; и т.д.
4 этап деятельности: способствуем проведению детской рефлексии
по итогам деятельности.
Напомните
мне
ребята,
зачем
мы
с
Вами
столько
обсуждаем
этот
рассказ?
Ответы
детей.
Воспитатель
задает
наводящие
вопросы,
пока
воспитанники не вспомнят детскую цель.
Совместно с детьми собирают книгу, можно предложить дорисовать
иллюстрации, если дети обнаружат недостающие.