Напоминание

"Развитие познавательной активности учащихся посредством заочной экскурсии на уроках литературы "


Автор: Лемешко Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Жабская основна общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Жабское, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности учащихся посредством заочной экскурсии на уроках литературы "
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательной активности учащихся посредством

заочной экскурсии на уроках литературы

С.В. Лемешко

За

последние

десятилетия

в

обществе

произошли

значительные

перемены,

повлиявшие

на

все

сферы

жизни.

В

современном

социуме

появилась

потребность

в

человеке

активном,

думающем,

обладающем

способностью творчески мыслить, самостоятельно определять свой выбор,

принимать решения в нестандартных условиях.

Новая

организация

общества,

новое

отношение

к

жизни

предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения –

«это подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной

деятельности [ 6; 31 ].

Федеральный государственный стандарт второго поколения строится

на

системно-деятельностном

подходе.

Следовательно,

сегодня

предстоит

отойти

от

традиционной

передачи

готового

знания

от

учителя

ученику.

Задачей

учителя

становится

не

только

наглядно

и

доступно

объяснить,

рассказать, показать всё на уроке, а включить самого ученика

в учебную

деятельность,

организовать

процесс

самостоятельного

овладения

детьми

новыми

знаниями,

применения

полученных

знаний

в

решении

познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Изучение литературы в русской школе исторически имело решающее

значение для воспитания подрастающего поколения, определяя жизненные

ориентиры личности, утверждая основы национальной культуры.

В

настоящее

время

вдумчивое

чтение

часто

подменяется

беглым

ознакомлением с содержанием произведения. Вызвать интерес у школьников

к литературе, а в конечном итоге воспитать вдумчивого, творческого читателя

- проблема, которая является наиболее значимой сейчас, когда поменялись

нравственные ориентиры общества, когда количество часов на преподавание

литературы

в

школьном

плане

значительно

уменьшилось.

Разрешением

данного вопроса является использование на уроках литературы активных

форм и методов обучения, способствующих формированию познавательной

активности.

Познавательную

активность

можно

определить

как

личностное

качество, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате

особым

образом

организованного

процесса

познания

и

с

учётом

индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В настоящее время

учебно-познавательная

деятельность

определяется

как

одна

из

ключевых

компетенций,

которыми

должны

овладеть

учащиеся

школы

в

условиях

модернизации образования.

Одним

из

эффективных

средств,

способствующих

познавательной

мотивации,

а

также

формированию

универсальных

учебных

действий,

является заочная экскурсия.

Многое учёные-дидакты обращались к экскурсии как к одной из форм

учебной работы. П. И. Пидкасистый относит экскурсии к сопутствующим

формам

учебного

процесса.

Он

пишет:

«Экскурсия

это

такая

форма

организации

обучения,

которая

объединяет

учебный

процесс

в

школе

с

реальной

жизнью

и

обеспечивает

учащимся

через

их

непосредственные

наблюдения

знакомство

с

предметами

и

явлениями

в

их

естественном

окружении» [ 5; 294].

Лихачёв Б.Т. считал, что «какого типа экскурсия не проводилась бы,

если

её

проведение

отвечает

всем

необходимым

педагогическим

требованиям,

то

она

способствует

накоплению

школьниками

знаний,

жизненных

фактов,

воспитывает

любознательность,

внимательность,

возрастную

культуру,

нравственно-эстетиче ское

отношение

к

действительности [ 3; 422].

В

«Методике

преподавания

литературы»

под

редакцией

О.Ю.

Богдановой и В.Г. Маранцмана важная роль отводится заочным экскурсиям.

Авторы отмечают, что «полезность этой формы урока объясняется тем, что

заочная

экскурсия

вызывает

большой

интерес

учеников,

содействует

развитию

их

творческого

воображения,

непринуждённо

знакомит

со

сложными

вопросами».

«Во

время

проведения

заочной

экскурсии

необходимо органичное объединение всех её элементов (речи, зрительного

ряда и звукового оформления)». «Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии,

должно представать перед учениками непосредственно, как происходящее

«сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность

речи поможет сложиться живым впечатлениям» [ 4; 204-206].

Урок в форме заочной экскурсии впервые в методике преподавания

литературы был предложен в 1966 году В.Г. Маранцманом С течением лет

изменилась

не

столько

форма

урока,

сколько

степень

самостоятельности

учащихся,

поэтому

на

современном

этапе

возникла

потребность

в

рассмотрении

новых

видов

заочных

экскурсий,

методов

и

приёмов

их

организации.

Традиционная методика изучения литературных произведений задаёт

определённую

последовательность

знакомства

с

материалом

на

уроке

литературы:

1.

Общая характеристика исторической эпохи, в которую жил

тот или иной писатель.

2.

Знакомство с творческой биографией писателя.

3.

Изучение художественного произведения.

4.

З н а ко м с т в о

с

р а з л и ч н ы м и

и н т е р п р е т а ц и я м и

художественного

произведения

в

других

видах

искусства

(изобразительном, сценическом, музыкальном и др.)

На

определённом

этапе

знакомства

с

литературным

материалом

используются различные виды экскурсий:

историко-литературные;

литературно-биографические;

литературно-краеведческие;

литературно-художественные.

При

изучении

биографического

материала

необходимо

учитывать

возрастные особенности обучающихся. При подготовке заочной экскурсии

для обучающихся 5 – 6 классов следует осуществлять отбор материала,

который бы носил как познавательную, так и воспитательную функцию.

Заочная экскурсия в этих классах не должна превышать 10 – 15 минут, так

дети

этого

возраста

не

способны

воспринимать

информацию

в

течение

продолжительного времени.

В

качестве

закрепления

можно

использовать

различные

приёмы:

листок активности, перекрёстные вопросы, чёрный ящик, биографическое

лото.

В старших классах среднего звена заочная экскурсия может занимать

как

часть

урока,

так

и

целый

урок,

а

в

её

подготовке

и

проведении

обучающиеся принимают активное участие.

Изучение биографии писателя должно вызвать у детей интерес к его

личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и

творческий

путь

писателя

ключ

к

сложным

моментам

изучения

художественного произведения

Для организации деятельности обучающихся на уроках литературы

целесообразно применять групповую форму работы, которая имеет много

плюсов: ребёнок

может побывать в роли руководителя и консультанта;

меняющийся состав группы на уроках обеспечивает гораздо более тесное

общение

одноклассников.

При

выборе

такого

вида

работы

на

уроке

реализуется совместная деятельность учителя и учащихся.

Например, перед изучением лирики С. Есенина о родине, уместно

будет

провести

заочную

экскурсию

по

есенинским

местам

«Мой

край,

задумчивый и нежный!». Эта экскурсия поможет ребятам в осмыслении роли

родного села в жизни и творчестве поэта, представить тот образ, который во

многих есенинских стихах предстаёт как поэтический символ родины.

На подготовительном этапе

ребята делятся на группы для сбора

материала по заданной теме.

1 группа «Биографы» - готовят материал о жизни С. Есенина.

2 группа «Историки» - участники этой группы готовят материал о

социальной среде, о культурной жизни общества того периода.

3

группа

«Географы»

-

готовят

материал

о

местонахождении

с.

Константиново, создают карту маршрута Есенина.

4 группа «Живописцы» - их задание – найти пейзажи есенинских мест,

рассказать о них, попробовать написать самим. Они учатся «переводить» с

одного языка искусства на другой.

5

группа

«Музыканты»

-

подбирают

музыкальное

сопровождение,

рассказывают о стихах Есенина, переложенных на музыку.

В зависимости от темы экскурсии можно предложить другие группы

и задания для них.

Проведение

экскурсии

это

деятельный

этап,

на

котором

при

необходимости учитель осуществляет корректировку деятельности групп. На

заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы.

Что даёт данный урок заочная экскурсия педагогу?

- Появляется возможность по-новому увидеть ученика.

-

Иметь

более

широкую

возможность

оценивания

обучающихся,

выйдя за рамки привычного стереотипа оценивания.

-

Возможность

эмоционального

удовлетворения

обучающихся,

стимула к их дальнейшей деятельности.

-

Возможность

формирования исследовательских умений и навыков

обучающихся при отборе информации.

- Результатом данного урока является создание творческого продукта

при совместной деятельности учителя и ученика.

Качественно новый уровень активности и осознанности школьников

достигается

посредством метода

краткосрочного

проекта.

Проектная

методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность,

творчество,

активность.

При

использовании

данного

метода

ученик

выступает не как объект, а субъект учебной деятельности. Учитель выступает

в роли помощника и консультанта. Результат работы ученика – создание

заочной экскурсии.

На примере изучения романа А.С. Пушкина можно проследить, как

происходит

реализация

краткосрочного

проекта

«Альбом

пушкинской

эпохи». Первый этап работы – создание установки на решение определённой

задачи.

Современному

читателю

зачастую

непонятны

мысли

и

поступки

героев произведений. Поэтому можно предложить

для исследования тему

бала, тему дуэли, тему воспитания дворян, тему театра.

На

втором

этапе

ребята

выбирают

каждый

для

себя

тему

исследования, исходя из интересов и степени сложности задания.

Читая классические произведения, школьник часто сталкивается с

незнакомыми

словами,

например,

в

романе:

фараон,

партер,

боа

и

др.

Слабому ученику можно предложить выполнить словарную работу.

Третий

этап

предполагает

непосредственно

осуществление

участниками

проекта

исследовательской

деятельности

и

оформление

проекта. В ходе изучения произведения ребята обмениваются информацией,

выступают с докладами.

Четвёртый

этап

заключительный

представление

совместного

краткосрочного проекта в форме заочной экскурсия в изображённую поэтом

эпоху.

Данная форма работы способствует:

- формированию исследовательской деятельности;

- интенсивному обогащению словарного запаса;

- формированию умения строить высказывание;

- развитию общей культуры обучающихся;

- повышению познавательной активности и читательского интереса

учеников.

Результаты

проекта

позволяют

оценить

глубину

осознанности

прочтения

художественного

произведения,

что

находит

отражение

в

творческих работах обучающихся.

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже,

пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли

бы своего применения. Использование различных программных продуктов,

образовательных

сайтов,

мультимедиа

технологий

приносит

пользу

образовательному

процессу, повышает качество обучения, делает уроки

разнообразнее и гораздо интереснее. Поэтому виртуальные экскурсии по

Интернету являются одной из наиболее перспективных форм проведения

учебных экскурсий. [ 2; 22].

Целью

проведения

виртуальной

экскурсии

является

развитие

у

обучающихся

навыков

работы

с

различными

источниками

информации,

умение анализировать и передавать информацию, формирование культуры

чтения в условиях современной информационной среды.

Объектом виртуальной экскурсии могут стать

размещаемые в сети

Интернет

изображения

и

отображения

реальных

объектов:

музейные

экспонаты,

описание

биографий

писателей,

фотогалереи,

иллюстрации

к

произведениям.

В процессе работы формируется:

- умение ориентироваться в различных источниках информации;

- умение пользоваться электронными каталогами;

- навык поиска по ключевым словам;

- исследовательские навыки;

- организационные навыки;

- информационно-коммуникационные навыки.

Таким образом, формы и методы организации и проведения заочной

экскурсии очень многообразны. Все они способствуют обогащению знаний

обучающихся,

установлению

связи

теории

с

практикой,

с

жизненными

явлениями и процессами; развитию творческих способностей обучающихся,

их

самостоятельности,

организованности;

повышению

познавательной

активности; воспитанию положительного отношения к учебному процессу.

Библиографический список

1.

Абдухаирова А.Т. Приёмы активизации мыслительной деятельности // Педагогика.

– 1998. - №8. – С. 18 – 21.

2.

Алексндрова

Е.В.

Виртуальная

экскурсия

как

одна

из

эффективных

форм

организации учебного процесса // Литература в школе. - 2010. - №10. – С. 22-24.

3.

Лихачёв Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993. – С. 422 – 423.

4.

Методика

преподавания

литературы

/

Под

ред.

О.Ю.

Богдановой

и

В.Г.

Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. – М.,1995. – С.204 –

206.

5.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И.

Пидкасистого. – М., РПА, 1996. – С. 294 – 295.

6.

Шевцова

Е.А.

Формирование

УУД

в

современной

школе

//

Стандарты

и

мониторинг в образовании. – 2013.- №2. С.30 – 32.



В раздел образования