Напоминание

"В поисках истины" (евангельские сюжеты в русской духовной культуре).


Автор: Селина Людмила Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУД "Ровесник"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В поисках истины" (евангельские сюжеты в русской духовной культуре).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Учебное занятие.

Тема: «В поисках истины»

(евангельские сюжеты в русской духовной культуре).

Тип

занятия:

1. Изучение

и

первичное

закрепление

новых

знаний

и

способов деятельности.

Логика

учебного

занятия: организационный

этап

-

мотивация

-

актуализация

субъектного

опыта

учащихся

-

организация

восприятия

организация осмысления – первичная проверка понимания -

организация

первичного закрепления – анализ – рефлексия.

Цель: учебная

- организовать деятельность воспитанников по восприятию,

осмыслению

и

первичному

запоминанию

новых

знаний

и

способов

деятельности;

развивающие

-

содействовать

духовному

развитию

воспитанников

через

приобщение

к

православной

культуре,

развитие

интеллектуальных

и

творческих способностей;

воспитательная - приобщать воспитанников к национальной и православной

культуре.

Форма: полилог.

Технология:

традиционная

в

сочетании

с

элементами

технологий

индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков),

компьютерных (новые информационные) технологии «Диалог культур» (В.С.

Библер, С.Ю. Курганов).

Оборудование урока

Евангелие.

Портрет Портреты А.С. Пушкина, П.А. Флоренского.

Картина К.Лебедева “Крещение Руси”.

Религиозная музыка.

Презентация.

Отношения в процессе занятия: субъект – субъектные.

Эпиграф (запись на доске):

«Есть книга, истолковано,

проповедано во

всех концах земли, применено ко

всевозможным

обстоятельствам жизни…

Сия книга называется

Евангелием, - и

такова её вечно новая

прелесть, что если

мы, пресыщенные миром

или удручённые

унынием, случайно откроем

её, то уже не в

силах противиться её

сладостному

красноречию…»

А.C. Пушкин

«Верь в Истину, надейся на Истину,

Люби Истину», - вот голос смой

Истины, неизменно звучащий в душе

философа.

П.А. Флоренский

Педагог: (читает эпиграф, написанный на доске). И как был прав великий

русский поэт. Евангелие называют книгой всех времен и народов. Эта книга

всегда привлекала к себе писателей, поэтов, художников, композиторов.

Гуманизм Евангелия, его обращенность к каждому человеку, каким бы

он ни был: богатым или бедным, злым или добрым, взрослым или ребенком,

безмерная духовная мощь этой книги это пример и вместе с тем источник

вдохновения

для

мирового

искусства.

Если

Вы

когда-нибудь

посетите

Эрмитаж

или

Русский

музей

Петербурге

или

Третьяковскую

галерею

в

Москве, то Вы увидите, что девять из десяти картин прославленных русских

и зарубежных художников написаны на библейские и евангельские сюжеты.

Евангельские сюжеты, рождественская или пасхальная обрядность и

традиции

стали

основой

множества

литературных

произведений.

К

евангельским сюжетам обращались зарубежные поэты и писатели: Данте,

Гёте, Байрон. Их можно встретить и в творчестве русских писателей, начиная

от литературы Древней Руси, Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова

до

Есенина,

Цветаевой,

Ахматовой

и

Булгакова.

Эту

книгу

также

очень

любил Иван Бунин. Он ей посвятил следующие строки:

Старую книгу читаю я в долгие ночи

При одиноком и тихо дрожащем огне:

«Всё мимолетно – и скорби, и радость, и песни,

Вечен лишь Бог. Он в ночной неземной тишине.»

Ясное небо я вижу в окно на рассвете.

Солнце восходит, и горы к лазури зовут:

«Старую книгу оставь на заре до заката.

Птицы о радости вечного Бога поют».

На нашем сегодняшнем уроке мы обратимся к евангельским сюжетам в

русской

духовной

культуре.

Чем

же

всё

таки

Евангелие

привлекало

деятелей культуры России? Только ли чистой, высокой нравственностью,

всеобъемлющей

любовью?

Нет,

не

только

этим.

Просто

во

все

времена

мыслящих, духовно богатых людей России мучил один и тот же вопрос: «Что

есть

Истина?».

Вот

замечательные

слово

русского

философа

Павла

Флоренского (читает второй эпиграф на доске). Но как же русские писатели,

поэты, художники, композиторы понимали Истину?

Что такое Истина?

Истина, по их мнению, содержится в Евангелии. А истина, по Евангелию, это

Христос,

который

пришёл

в

мир,

чтобы

спасти

от

греха

погибающее

человечество, и принёс всем нравственный закон – учение о любви, доброте,

чистоте, правде. Правда, не все поняли это учение, но тем не менее это не

умаляет его истинности.

Британский писатель Джон Фрейзер в книге «Золотая

ветвь»

прекрасно сказал: «Уже две тысячи лет христианский мир держит в руках

текст, в котором есть все без исключения ответы на смятенные и бесплотные

вопросы

человечества».

Под

знаком

поиска

ответа

на

«вопросы

человечества» протекало и творчество выдающихся русских художников – А.

Иванова,

Н.

Ге,

И.

Крамского,

Васнецова

и

других,

писателей

Ф.

Достоевского, Н.Гоголя, композиторов – Турчанинова, Рахманинова…

/Звучит «Шестопсаломие» С. Рахманинова (Из Всенощного бдения)/.

Рождество… Великий праздник на Руси…Великий праздник на Руи:..

Но он не только богат различными обрядами и традициями – гаданием,

колядок, народными гуляниями. Этот праздник имеет прежде всего духовный

смысл. Родился Христос – началось новое летоисчисление.

По – разному изображали рождество русские художники. Перед нами –

картина художника XYIII века Андрея Матвеева. Посмотрите, как художник

изображает это событие? Что мы видим на этой картине?

Воспитанник: «Мы видим на картине пещеру, а в ней находится мать и

только что родившейся ребёнок. К ним в пещеру пришли пастухи, чтобы

поклониться младенцу».

Педагог: «Но давайте посмотрим, как художник показывает нам

смысл

этого

события.

Родился

ребёнок

радостное

это

событие

или

грустное?»

Воспитанник: «Радостное!»

Педагог: «Но видна ли эта радость здесь? Посмотрите на Марию.

Какая печаль у неё в глазах? Почему?»

Ученик: «Потому что её ребенок должен будет умереть мучительной

смертью

на

кресте.

И

она

знает

это!

Она

добровольно

приносит

его

в

жертву!»

Педагог: «Да, верно. У нее родился ребенок, а она очень печальная.

Глаза её как бы устремлены вдаль. Она совершенно не смотрит на свое дитя.

Кажется, что перед её глазами проходят картины его будущих страданий на

кресте. » . И от этого её материнское сердце, кажется, разрывается от боли.

Поэтому это картина написана темными, траурными, красками. Так в чём же

духовный смысл этого события?

Воспитанник: Христос родился, он ещё маленький, но, можно

сказать, что на него уже наденет терновый венок. У А. Плещеева есть такое

стихотворение. Оно называется «Легенда» /читает/:

Был у Христа – младенца сад,

И много роз взрастил Он в нём;

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал Он;

Они сорвали по цветку,

И сад был весь опустошён.

Как Ты сплетёшь теперь венок?

В твоём саду нет больше роз!

Вы позабыли, что шипы

Остались мне, сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

К этому стихотворению П.И. Чайковский написал музыку /звучит звукозапись

или воспитанник играет на фортепьяно /, этих событий нет в Евангелии, но,

мне кажется, поэт и композитор очень точно показали здесь духовный смысл

пришествия Христа в этот мир.

Педагог: А как в литературе был выражен смысл этого события?

Ведь русские поэты и писатели обращались к теме Рождества.

Воспитанник: Русский философ Владимир Соловьёв так выразил

в одном своём стихотворении смысл этого события, значение его для всего

мира:

Во тьму веков та ночь уж отступила,

Когда, устав от злобы и тревог,

Земля в объятиях неба опочила

И в тишине родился «С нами Бог».

И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят,

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,

Несокрушимо временем оно,

И словно вновь в душе моей родилось,

Рождённое под яслями давно.

Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь – средь суеты случайной,

В потоке шумном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог.

Педагог: В современной музыке тоже часто звучит тема Рождества. У

меня очень интересная звукозапись. На диске записаны духовные песни

священника иеромонаха Романа в его собственном исполнении под гитару.

Давайте послушаем его рождественскую песню.

/Звучит песня «Полночью, лунной полночью»/

Педагог: Итак, Христос родился, родился как человек, а значит ничто

человеческое ему не было чуждо. Значит, он также, как и мы, смертные люди,

мог подвергнуться искушениям. Искушение Христа в пустыне… Вот уже

много веков не смолкают споры вокруг этого евангельского событии. Давайте

вспомним его.

Воспитанник: Евангелие от Матфея, глава четвёртая:

«Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от Диавола. И,

постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к

нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, что бы камни сии

сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним

будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом

берёт его Диавол и поставляет его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты

Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам своим заповедает о Тебе,

и на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Иисус

сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт

его Диавол на весьма высокую гору, и показывает ему все царства мира и

славу их., и говорит ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано «Господину

Богу твоему поклоняйся и ему одному служи». Тогда оставляет его Диавол, -

его Ангелы приступили и служили Ему.»

Педагог: Вот как изобразил искушение Христа русский художник

Иван Крамской. Каким он нам здесь показывает Христа?

Воспитанник: Христос здесь сосредоточенный, задумчивый, какой

путь ему избрать: выбрать ли царства мира сего или крест.

Педагог: Да, конечно, Христос здесь как бы на перепутье двух дорог,

он не знает, что ему выбрать. И всё-таки он не поддался искушению, отверг

царства мира, земные богатства и выбирал крест, чтобы на нём погибнуть за

людей, которых он так любил!

После сорокодневного пребывания в пустыне он сошел к людям.

Никто из русских художников не изображал пришествия Христа в мир так,

как это сделал Александр Иванов. Перед нами его большое полотно «Явление

Христа народу». Что же изображено на картине?

Воспитанник: На этой картине мы видим, что собрался народ его

послушать проповедь Иоанна Крестителя. Рядом с Иоанном – его ученики.

Мы также видим здесь и фарисеев, которым явно не нравятся слова Иоанна.

И вдруг Иоанн резко поворачивается и как бы говорит: «Мои слова ничего не

значат. Его послушайте! К вам идёт сама Истина!» В руках Иоанна – крест.

Это символ. Он означает, что Христос погибнет на кресте за всех людей.

Христос приближается. Его фигура ещё очень маленькая. Но кажется,он

очень скоро будет среди всех этих несчастных людей и начнет говорить им

заповеди блаженств.

Звучит Е. Азеев. «Во царствии твоем»

Воспитанник: /Читает под музыку стихотворение/

«Блаженны нищие духом»…

Небо нагорное сине;

Верески смольным духом

Дышат в блаженной пустыне…

«Блаженны нищие духом»…

Кто это, люди не знают,

Но одуванчики пухом

Ноги ему осыпают.

Педагог: Итак, Христос принес людям свое учение, но они не поняли

его. Ведь во все времена материальное было выше духовного. Они ждали, что

Христос

станет

царем,

освободит

израильский

народ

от

римского

владычества и принесет людям материальные блага. Но этого не произошло.

Поэтому те, которые еще недавно кричали ему, когда он победно въезжал в

Иерусалим: «Слава нашему Господу!», через три дня кричали уже обратное:

«Распни Его! Распни!» Христос знал, что его предадут. Поэтому накануне он

собрал всех своих учеников, чтобы проститься с ними. Вот как изображает

это событие, которое в Евангелии называется «Тайная вечеря», Николай Ге.

Посмотрите на эту картину внимательно и послушайте, как это событие

отражено в музыку композитора Львова т в стихотворении М. Волошина

«Вечери Твоея тайныя»

Воспитанник: /читает стихотворение под музыку/:

И когда праздник Пасхи,

В первый день опресноков в час вечерний

Он возлёг за трапезу – и с ним «Двенадцать»

В горнице чистой.

Хлеб преломивши роздал:

Это тело моё, сегодня в жертву приносимое:

Так творите».

А когда окончили ужин,

Поднял Он чашу:

«Это кровь моя за всё проливаемая.

И рука пролиющего между вами».

Спор возник между учениками:

Кто из них больший.

Он же говорит им:

В этом мире цари первенствуют:

Вы же не так – кто больший, будет как меньший.

Завещаю вам своё царство,

Сядете судить на двенадцать тронов,

Но одним из Вас я буду предан.

Так предназначено, но предателю горе!»

И в смущеньи ученики шептали; «Не я ли?»

Он же, в соль обмакнув кусок хлеба,

Подал Иуде

И сказал: «Что делаешь - делай»,

Тот же, съев кусок, тотчас же вышел:

Дух земли – Сатана – вошёл в Иуду –

Вещий и скорбный.

Педагог: А потом был Гефсиманский сад, где Христос молился перед

смертью. Перед нами – картина художника Васнецова «Гефсиманский сад».

Иллюстрацией к этой картине может послужить стихотворение прекрасного

русского поэта Бориса Пастернака:

Воспитанник: /читает стихотворение/

Мерцаньем звёзд далёких безразлично

Был поворот дороги озарен,

Дорога шла вокруг горы Масличной,

Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.

За нею начинался Млечный путь.

Седые серебристые маслины

Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, земельный,

Учеников оставив за стеной,

Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,

Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства

И был теперь как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.

Просмотр Вселенной был необитаем,

И только сад был местом для жилья.

И, глядя в эти черные провалы,

Пустые, без начала и конца,

Чтоб эта чаша смерти миновала,

В поту кровавом он молил Отца…

…Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь,

Сейчас должно написанное сбыться.

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Педагог: В этом саду Иуда и предал своего учителя. В основном,

всегда Иуду считали мерзавцем, отщепенцем, которого и человеком – то

назвать нельзя. Но посмотрите, как изобразил Иуду после предательства

Николай Ге. Картину свою он назвал так: «Совесть. Иуда». Что он хочет

сказать этой своей картиной и почему и почему и такое название?

Воспитанник: Ночь. Иуда стоит на мостовой, освещенный лунной,

закутавшись в плащ. Он весь съежился. Кажется, что ему холодно. Но это не

так. Его мучает совесть. Он понимает, что предал на смерть невиновного. И

ему уже ничего не остается, как покончить жизнь самоубийством.

Педагог:

Вот такого же Иуду, человека, совестливого, но

поддавшегося соблазну,

диавольскому искушению, показал нам и Леонид

Андреев в своём романе «Иуда Искариот». Вот отрывок из этого романа

/читает/: «Старым обманщиком, покашливая,

льстиво улыбаясь, кланяясь

бесконечно, явился перед синедрионом Иуда из Кариота – Предатель. Это

было на другой день после убийства Иисуса, около полудня. Тут были все

они, его судьи и убийцы… Молча встретили они предателя, и надменные

лица их остались неподвижны; как будто не вошло ничего…

Иуда ещё раз поклонился и сказал:

- Это я, Иуда из Кариота, тот, что предал вам Иисуса из Назорея.»

- Так что же? Ты получил своё. Ступай!

- Тридцать серебряников…

- И заметно бледнея, быстро подхватил Иуда:

- Так, так. Конечно очень мало, но разве Иуда недоволен, разве

Иуда

кричит,

что

его

ограбили?

Он

доволен.

Разве

не

святому

делу

он

послужил? Святому. Разве не самые мудрые люди слушают теперь Иуду и

думают: он наш, Иуда из Кариота, Предатель?..

Иуда выпрямился и закрыл глаза. То притворство, которое так

легко носил он всю жизнь, вдруг стало невыносимым бременем; и одним

движением ресниц он сбросил его. И когда взглянул снова,

взор его был

прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости…

Задыхаясь под тяжестью страшных слов, который он поднимал

все выше и выше, чтобы сбросить их оттуда на головы судей, Иуда хрипло

спросил:

- А вы знаете, кто был он – тот, которого вчера осудили и

распяли?.. Он не был обманщиком. Он был невиновен и чист. Вы слышите?

Иуда обманул Вас. Он предал Вам невинного… А кто вы, умные?!

Иуда

обманул Вас - вы слышите! Не его он предал, а вас, мудрых, вас, сильных,

предал

он

позорной

смерти,

которая

не

кончится

вовеки.

Тридцать

Серебрянников! Так, так. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те

помои,

что

выливают

женщины

за

ворота

домов

своих…

Ведь

если

я

грязный, как те помои, что выливают женщины за ворота домов своих… Ведь

если я пойду в пустыню и крикну зверям: звери, вы слышали, во сколько

оценили люди своего Иисуса, что сделают звери? Они вылезут из логовищ,

они завоют от гнева. Они забудут свой страх перед человеком и все придут

сюда, что бы сожрать вас! Если я скажу морю: море, ты знаешь, во сколько

люди оценили люди своего Иисуса? Если я скажу горам: горы, вы знаете во

сколько люди оценили люди своего Иисуса? И море и

горы оставят свои

места,m определенные из века, и придут сюда, и упадут на головы ваши!

Сегодня

я

видел

бледное

солнце.

Оно

смотрело

с

ужасом

на

землю

и

говорило: где же человек? Сегодня я видел скорпиона. Он сидел на камне и

смеялся

и

говорил:

где

же

человек?

Я

подошёл

близко

и

в

глаза

ему

посмотрел. И смеялся и говорил: где же человек? Скажите мне, я не вижу!

Или ослеп Иуда, бедный Иуда из Кариота!

И Искариот громко заплакал. Был он в эти минуты похож на

безумного».

По Евангелию, Иуда, совершивший предательство Христа,

кончает жизнь самоубийством. Но обратите внимание на его обвинение,

брошенное судьям: вы убили Христа, вы убили свои души! Вы убили саму

Истину, то есть Правду!

Художник Николай Ге свою картину так и назвал «Что есть

Истина?»

На ней изображен Иисус рядом с Понтием Пилатом, который

сейчас вынесет смертный приговор Христу. Вот как об этом написано в

Евангелии: «Пилат сказал Ему: и так ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь,

что я Царь. Я на то и родился и на то пришёл в Мир, чтобы свидетельствовать

об Истине, всякий, кто от Истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему:

«Что есть Истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: «Я

никакой вины не нахожу в Нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного

отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?»

Тогда они опять закричали все, говоря: не его, но Варраву, Варрава

же был разбойник /Ин. 18, 37 - 40/.

Самое страшное, ребята, что Христа приговорил ведь не только

Пилат, Пилат лишь подтвердил своим решением желание людей освободить

разбойника и распять Христа. Желание тех людей, за которых Иисус идёт на

смерть. Так что сама правда, сама Истина распята на кресте. «Распятие

Христово» - так назвал свою картину художник Васнецов /звучит песня

иеромонаха Романа «Гора Голгофа»/. А вот другая картина Васнецова. Она

называется «Положение во гроб». Над Иисусом склонились три женщины.

Одна

из

них

была

Мария

Магдалина,

любимая

его

ученица.

Давайте

послушаем музыку композитора Турчанинова и прекрасное стихотворение Б.

Пастернака, которое он написал от имени Марии Магдалины.

Ученик: /под. музыку/:

У людей перед праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Обмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.

Ничего не вижу из-за слёз.

На глаза мне пеленой упали

Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол упёрла,

Их слезами облила, Иисус,

Ниткой бус их обмотала с горла,

В волосы зарыла, как бурнус.

Будущее вижу так подробно,

Словно ты его остановил.

Я сейчас предсказывать способна

Вещим ясновидением сивилл,.

Завтра упадёт завеса в храме,

Мы в кружок собьемся в стороне,

И земля качнется под ногами,

Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,

И начнется всадников разъезд.

Словно в бурю смерч, над головою

Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,

Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что это за страшный промежуток

Я до Воскресенья дорасту.

Педагог: Через три дня, говорит Евангелие, Христос воскрес. И

первый, кто увидел его воскресшим, была Мария Магдалина, которая и

принесла эту радостную весть Его ученикам. Потом Его увидели и ученики и

даже те люди, которые не верили в него. Сергей Рахманинов написал музыку,

которая называется «Воскресение Христово». Давайте послушаем её.

C этого момента стал отмечаться праздник также, как и Рождество,

имеет большой духовный смысл потому что своим воскресением Христос

победил

смерть.

К

пасхальной

теме

тоже

часто

обращались

и

поэты,

и

художники, и композиторы. Но у кого-то эта тема звучала радостно, у кого-то

грустно. Послушайте стихотворение Д. Мережковского и подумайте над ним.

Воспитанник:

«Христос воскрес» - поют во храме;

Но грустно мне… Душа молчит:

Мир полон кровью и слезами,

Так оскорбительно звучит.

Когда б он был меж нас и видел,

Чего достиг наш славный век:

Как брата брат возненавидел,

Как опозорен человек,

И если б здесь в блестящем храме

«Христос воскрес» он услыхал,

Какими б горькими слезами

Перед толпой он зарыдал!

Пусть на земле не будет, братья,

Ни властелинов, ни рабов,

Умолкнут стоны и проклятья

И стук мечей, и звон оков, -

О лишь тогда, как гимн свободы,

Пусть загремит «Христос воскрес» -

И нам ответят все народы:

«Христос воистину воскрес»!»

Педагог: Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какой смысл поэт

вложил в него?

Воспитанник: Поэт хочет сказать, что Христос принёс в мир Любовь и

Добро. Но слов его не слышат, в мире льется кровь, люди убивают друг друга.

Поэтому поэт призывает людей к миру, согласию, и только тогда возглас

«Христос воскрес!» прозвучит как гимн свободе.

Педагог: Мы с вами сегодня попытались разобраться, почему лучшие

люди России обращались к Евангелию – к этой вечной теме. Правда, у

каждого из них была своя трактовка евангельских событий. Но одно их

объединяло: каждый из них считал, что Христос не там, где-то, на небе, а,

прежде всего в душах людей. Если вы любите людей, если вы пытаетесь

заплатить за зло добром, если вы искренни, искренни, чисты, то в вас живет

Христос.

Послушайте стихотворение Е. Буланиной и подумайте над ним.

Поэтому снился вещий сон:

В небесной высоте летая,

Хор духов светлых

Слышал он…

Лилась, звучала песнь святая,

Чудесным звуком оглашая

Весь лучезарный небосклон.

Христа рожденье славил он…

К звезде Христовой поднимая

Свой вдохновенный, ясный взор,

Спросил поэт:

- Звезда святая!

Где здесь Христос царит, сияя?

И отвечал небесный хор:

- Не в небесах Христос рождён,

Не только здесь, за облаками,

Живёт в любви и правде Он,

Он на земле страдает с вами…

Земною скорбью и слезами

Христос – страдалец удручён,

Поверь: средь тех живёт Христос,

Кто мог с любовию живою

Стереть хоть каплю братских слёз,

Кто жертвовал за всех собою,

Чьё сердце пламенем зажглось,

В то сердце и рождён Христос.

Подумайте над этими словами. Мы ещё не раз с вами будем обращаться к

этой

теме.

Ведь

мы

поговорили

только

о

нескольких

картинах

на

евангельские

сюжеты,

послушали

только

несколько

литературных

произведений на эту тему,

звучала музыка Турчанинова, Азеева, Львова,

Рахманинова. Это только капля в море. Ведь невозможно даже перечислить

имена тех деятелей русской культуры, к Евангелию.



В раздел образования