Автор: Сонина Наталья Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Образцовская СШ"
Населённый пункт: п. Образцы Фроловский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведческая работа, учителя истории"
Раздел: среднее образование
Тема: «Краеведческая работа, учителя истории»
Цель: распространение краеведческого опыта
Образцовская земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей
планеты.
Земля
хлеборобов
и
животноводов,
беззаветных
тружеников,
вложивших душу и сердце в возрождение, и развитие своей малой родины.
Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края,
культуре,
быте,
традициях
людей,
не
вызвав
иронию,
недоверие,
а
заинтересовать, заставить думать!
Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками.
В основе моей работы лежит японская мудрость: «Скажи мне — и я
забуду; покажи мне — и я запомню; дай сделать — и я пойму».
Начинаю заниматься первоначально изучением родного края на уроках
истории,
обществознания,
затем
в
9
классе
на
учебном
предмете
краеведение, следующий этап это работа кружка «Край родной» и школьной
краеведческой комнаты.
Работу с детьми начинаю с изучения своей семьи, своего рода. В пятом
классе на уроках истории дети составляют свою родословную. Но перед этой
работой я даю стартовую анкету, состоящую из шести вопросов. И если
набирают
небольшое
количество
баллов,
то
они
стремятся
исправить
ситуацию, привлекают к работе родственников, и в завершении работы они
уже знают буквально всё о своих предках в трёх-четырёх поколениях, и это с
гордостью демонстрируют при защите своей работы.
В шестом классе, дети на уроках обществознания, после изучения
темы «Символика России», получают задание, нарисовать герб своей семьи и
составить к нему описание. Используя правила составления герба.
В седьмом классе учащиеся пишут сообщение на тему «Служба моих
родственников в армии».
Академик Д.С. Лихачёв писал: « … если не будет корней в родной
местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное
растение
перекати
–
поле».
Главная
мысль
приведённого
высказывания:
каждый
человек,
каждый
гражданин
должен
знать,
любить
свою
малую
родину, свой отчий край, формировать в себе готовность жить и трудиться в
родном крае, содействовать его возрождению и развитию. Если этого не
будет,
то
человек
не
приобретёт
важную
опору
–
стержень
в
жизни,
а
общество постепенно скатится к духовной деградации и упадку. Воспитание
любви к родному краю, родной стороне – это одновременно и воспитание
любви к Отечеству – России, частицей которой является отчий край. Я
считаю, что не все дети самостоятельно могут изучить историю своего края,
так как не владеют методами данного изучения.
Кроме воспитательного значения содержания занятий кружка по
краеведению они имеют большое значение для обучения учащихся
методам научного исторического исследования. Это вторая важная цель
проводимых мною занятий.
Исходя из этих целей и разработана методика проведения занятий кружка .
Педагогические задачи опыта:
- выявление и развитие потенциальных творческих способностей
школьников;
-
воспитание
чувства
патриотизма
и
любви
к
Родине
на
основе
ознакомления ребят с историей поселка, города и области;
-
развитие
навыков
и
умений
проведения
поисково-исследовательской
работы;
- стимулирование познавательной активности в изучении истории как
учебного предмета и науки.
Педагогические средства:
Педагогически
правильно
организованный
учебно-воспитательный
процесс в детских объединениях дополнительного образования позволяют
школе создать условия для разностороннего и полноценного воспитания
каждого учащегося, выявление развития творчески одарённых детей.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения
связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания о родном крае и его лучших людях, тем
более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе
и земле, уважении традиций своего народа, патриотизма. Изучение
родного края позволит сформировать у учащихся глубокие знания и
умения краеведческого содержания, так как программа включает
характеристику источников и методов изучения родного края, населения,
культуры и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения
территории.
Занятия кружка ориентируют учителя на организацию личностного
познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к
осмыслению.
Кружковцы
самостоятельно
изучают
особенности
своей
местности с помощью специально организованных работ, высказывания
собственных гипотез.
Содержание занятий предполагает последовательность в изучении
истории родного края: от изучения своей малой родины, истории школы
до истории возникновения и развития родного села.
Моя задача
– использовать краеведческий материал в учебном
процессе
для
формирования
общих
исторических
понятий
и
закономерностей, вовлечение учащихся в активную исследовательскую
работу.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям я
использую
разнообразные
методы
работы
(словесно
–
наглядные,
проблемно – поисковые),
при составлении плана занятий
учитываю
возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся
знания и навыки. Учитывая, что дети быстро утомляются при выполнении
однообразной работы, я заранее продумываю каждое занятие, стараюсь
использовать различные формы работы.
Теоретический материал обычно даю в начале занятия. Новую тему, то
или иное задание стараюсь объяснять просто и доходчиво. Теоретический
материал
преподношу
в
форме
рассказа
–
информации
или
беседы.
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, стремлюсь выбирать такую
форму проведения занятий, при которой предоставляется возможность
самостоятельного
творческого
подхода.
Предоставляя
учащимся
как
можно больше самостоятельности, вместе с тем направляю творческую
деятельность кружковцев, развиваю у них способность выбирать тему,
помогаю в выполнении поставленной задачи.
Мною используются различные формы кружковых занятий:
а)
«Круглый
стол»
-
форма
свободного
обмена
мнениями
по
определённой проблеме.
б )
Диспут – форма коллективного обсуждения, столкновение многих
точек
зрения,
мнений,
суждений
по
поводу
той
или
иной
проблемы.
Например:Узники
фашистских
лагерей,
кто
они,
герои
или
предатели? Это мероприятие мы провели после посещения на дому
бывшего малолетнего узника Гуменюк Анатолия Захаровича.
в) Экскурсия.
г)
Индивидуальная работа-1) подготовка сообщений на определённую
тему; - 2) составление родословных; Эта работа играет большую роль.
Во – первых, ребёнок наглядно видит и учится правильно выполнять
предложенную работу. Во – вторых, получает эмоциональный настрой, так
как
я
подбадриваю,
хвалю
и
тактично
поправляю
его
неправильные
действия. Благодаря этому у ребёнка повышается уверенность в своих
действиях. В – третьих, ребёнок видит свою работу от начала до конца, т.е.
видит результат своей работы.
д) Творческая исследовательская работа, – которая включает в себя:
цель работы;
задачи;
проблематику;
методику исследования;
результаты;
выводы.
е) Игра
ж) Поисковая работа
и) Выставки:
-Леонид Васильевич Скориков — местный поэт;
-Лицо Победы — не плакатно,оно для каждого — своё;
-Женщины — гордость России;
-История войны, написанная юными;
-Выпускники — наша гордость;
-О красоте, которая рядом;
-Абрамова Александра Анатольевна — заслуженный учитель школы РСФСР;
-Паслён Владимир Григорьевич - заслуженный механизатор страны.
к) Оформление альбомов:
история гаража;
Волго-Донской канал;
История школы;
Верность долгу и присяге;
По Афганским дорогам;
Прошлое и настоящее п. Образцы.
л) Фотохроника
м)изучение исторических документов;
н) Ведение специальных папок:
-Чернобыльская трагедия;
-Узники фашистских лагерей;
-»Блокадник — это звание, данное войной»;
-Чеченская военная компания;
-По Афганским дорогам;
-Из газетных строк Знай наших;
-Летопись Великой отечественной войны (газетные вырезки);
-История Донского казачества.
Ведение таких папок способствует тому, что дети вынуждены
просматривать периодическую печать, находить нужный материал, а затем
приносить его в школу и рассказывать суть статьи, чтобы положить данный
материал в ту или иную папку, а это можно сделать только после изучения
статьи. Таким образом, я приобщаю детей к чтению газет и журналов. Также
этот материал помогает нам при написании творческих работ, составлении
сценариев к праздникам.
-Посещение ветеранов войны и труда и запись их воспоминаний;
-Занятия-проекты:
-Города-герои;
-Города-Воинской славы;
-Узники фашистских лагерей;
-Герои Сталинградской битвы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и
её оценка.
Надо помнить, что одно только критическое замечание не по
существу
лишает
ребят
радости,
может
вызвать
нежелание
продолжать
работу, поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный
характер.
Коллективные
просмотры
выполненных
работ,
приучают
кружковцев справедливо и объективно оценивать работу свою и других,
радоваться не только своей, но и общей удачи.
Такая система педагогической работы приводит к тому, что у ребёнка
развиваются
такие
индивидуальные
качества
как
творческое
мышление,
получает
практические
навыки,
учится
самостоятельности,
приобретает
нравственные
качества,
реально
осознаёт
свои
способности,
т.е.
учится
правильной
самооценке.
В
процессе
творчества
раскрываются
скрытые
способности школьника.
Следующий этап работы с детьми - это уроки краеведения в 9 классе.
Работаю я по утверждённой программе. Она состоит из 34 часов. Учащиеся в
конце изучения курса защищают свои проекты, по выбранной ими теме в
начале
учебного
года.
Но
могут
представить
свой
проект
и
в
течение
учебного года, заранее предупредив меня об этом. Вот некоторые проектные
работы учащихся:
-Ермольева Зинаида Виссарионовна;
-Нелёгкие будни нашей фермы отделения №3;
-Волгоградские спортсмены;
-Ветераны педагогического труда;
-Наше здоровье — в надёжных руках;
-Земли родной — лицо живое;
-Книга Памяти Арчединского сельского поселения.
Дети самостоятельно работают над темой своего исследования. Они могут
использовать
любые
источники:
библиотечный
фонд,
Интернет,
периодическую
печать,
проводят
подворный
обход
жителей
хуторов,
записывают их воспоминания, работают с личным архивом односельчан. При
необходимости они могут получить мою консультацию, исправив недочеты,
если они имеются, ребята выносят свой труд на общее рассмотрение.
Центром работы для меня является наша краеведческая комната. Она
воспитывает у учащихся уважение к прошлому, не только своего села, но и
всей нашей Родины, так как судьба России, как в капле воды, отражается в
истории нашего края.
Наша краеведческая комната была основана в 1992 году. Первые экспонаты
собирали
по
домам,
уговаривая
дедушек
и
бабушек
расстаться
с
их
реликвиями. Затем, жители посёлка и близ лежащих деревень сами стали
приносить предметы старины в школу.
Сейчас сбор материала ведётся по нескольким направлениям:
Первое направление – Героика патриотическое.
Здесь собран материал об участниках Великой Отечественной войны, воинах
– Афганцах и ребятах чеченской военной компании.
Учащиеся шестидесятых – семидесятых годов нашей школы, принимали
активное участие в раскопках под Волгоградом, где проходили ожесточённые
бои времён Сталинградской битвы, у нас имеются подлинные экспонаты с
мест боевых действий.
Также у нас имеются награды, в основном это юбилейные медали
участников войны, их нам передают сами ветераны, или их родственники.
Так, например дочь, Козлова Александра Андреевича, после смерти своего
отца передала в дар нашей краеведческой комнате 13 медалей, в том числе
медаль « За оборону Сталинграда» и медаль «За победу над Германией».
К этим медалям у нас имеются наградные документы, а также есть
орденские книжки, военный билет. Но самым ценным документом является
комсомольский билет, с которым солдат Сазонов прошёл все годы войны.
Ребятами из краеведческого кружка собран и систематизирован
материал об умерших участниках войны, эти данные представлены в работе
Книга — памяти «Назовём поимённо».
Также у нас имеется материал,
рассказывающий о службе наших
земляков: в ограниченном контингенте Советских войск в Афганистане и на
территории Чеченской республики.
Второе
направление сбора материала - предметы быта наших
земляков. Эти экспонаты расположены по группам:
1.Посуда.
Готовили пищу в чугунах – для углей в печи это была самая
удобная посуда.
2) Печная утварь.
3) Измерительные приборы. Это весы и безмен.
4) Одежда и обувь. Наша гордость - женская самотканая рубаха 19 века.
5) Старинные самовары с именными надписями.
6) Лампы. .
7)
Утюги.
У
нас
имеется
паровой
утюг,
который
уже
стал
музейной
редкостью. Во внутрь утюга насыпали древесный уголь, затем его раздували
и тогда только гладили, а если угли начинали затухать, их нужно было
движением в воздухе оживить, а затем продолжить гладить.
8) Приспособления для стирки и глаженья белья.
9) Иконы
10) Зеркала и мебель.
Приоритетными видами деятельности по этому направлению являются
поисковая и исследовательская. Связывая в ходе поисковой работы разные
поколения, комната пробуждает в учащихся чувство милосердия к старшим,
ветеранам войны и труда. Она в юном гражданине формирует
чувство
сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление
принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Начало
обучения
первоклассники
начинают
с
посещения
нашей
краеведческой
комнаты.
Где
экскурсоводы
готовят
небольшую
обзорную
лекцию.
Первоклассникам
разрешается
трогать
все
экспонаты
руками,
задавать интересующие их вопросы. Если экскурсоводы не могут ответить
на
них,
то
ребятам
помогаю
я.
Наша
задача
вызвать
интерес
у
первоклассников к истории нашего края, чтобы у них появилось желание
сюда вернуться ещё раз. Обычно так и бывает. Ребята вновь приходят, но уже
не с пустыми руками, а приносят с собою какие то предметы, которые
становятся
экспонатами
нашей
краеведческой
комнаты.
Дети
не
просто
приносят предметы, они составляют рассказ об этих предметах, так у них
появляется первый краеведческий опыт. Затем ребята в течении четырёх лет
бывают нашими гостями.
Материалы краеведческой комнаты
широко используются в учебно-
воспитательном процессе нашей школы. Это в первую очередь на классных
часах,
на
уроках
окружающего
мира,
английского
и
русского
языков,
географии.
На базе нашей краеведческой комнаты проходили районные семинары
руководителей краеведческих кружков. Котельникова Света рассказала на
семинаре о своей родословной, которую она представила в виде дерева, а
Борискина Таня провела экскурсию по выставке «По Афганским дорогам».
Также мы проводим на базе нашей краеведческой комнаты мероприятия:
посвящённые афганским событиям;
игру Брейн-Ринг, посвящённую Сталинградской битвы;
-урок мужества «200 огненных дней»;
устный журнал «Подвиг»;
конкурс чтецов «Строки, опалённые войной»;
на дни воинской славы в кабинете вывешиваю листовки, посвящённые
этим событиям.
Занимаюсь я краеведческой работой с 1991 года. Выросло не одно
поколение кружковцев и поэтому родители моих учеников (а это бывшие
ученики нашей школы) остались исследователями, краеведами, если можно
так сказать, на всю жизнь. Сейчас именно родители моих учеников приносят
в нашу комнату различные экспонаты: монеты, утюги, прялки...
Имеется результат работы: Члены кружка принимают участие в районных
и областных мероприятиях.
Районные мероприятия:
Первый раз мы приняли участие в районной олимпиаде по краеведению в
2002 году, с исследовательской работой «Прошлое и настоящее п. Образцы».
Сонина Таня и Димитрова Оля заняли третье место. Затем мы ежегодно
принимали участие в олимпиаде и занимали призовые места.
В 2004-2005 учебном году первый раз приняли участие в конкурсе выставок
на районном слёте представителей школьных музеев и заняли первое место.
Выставка
была
посвящена
участнику
Великой
Отечественной
войны
Абрамову Александру Николаевичу. Также в этом году впервые состоялся
конкурс экскурсоводов, у нас по выставке проводила экскурсию Фрикина
Люба, которая заняла второе место.
В 2005-2006 учебном году Котельникова Света со своей работой «Семейное
древо
жизни»
и
Евтушенко
Людмила
с
творческим
проектом
«Моя
родословная»
выступили
в
районом
конкурсе
представителей
школьных
музеев.
Затем Котельникова Света участвовала в районном заочном конкурсе юных
журналистов «Военная история рода»;
Варламова
Настя
участвовала
в
районном
заочном
конкурсе
юных
журналистов «Военная история рода»;
Зиновьев Сергей принял участие в районном заочном конкурсе «Семейный
Летописец»;
Ткаченко Ольга районный конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб»;
Варламова Настя районный заочный творческий конкурс «История семейной
реликвии»;
Варламова Настя районный конкурс защиты путеводителей;
Слинкин
Евгений
муниципальная
научно
практическая
конференция
«Сталинградская область — Великой Победе» 2010 год;
Колпаков
Дмитрий
победитель
в
районной
заочной
олимпиаде
по
краеведению 2011 год;
Домбровская Яна 3 место в районном конкурсе военно-исторические чтения
«От Сталингада до Берлина» 2011 год;
Мамочкина Галя 2 место в районном конкурсе военно-исторические чтения
«От Сталингада до Берлина» 2011 год;
Блохина Марина 1 место 1 муниципальные военно-патриотические чтения
«Если народ един — он не победим» 2012 год;
Колпаков Дима 2 место
районный заочный конкурс «Моя малая родина»
2012 год;
учащиеся 9 класса участие 1 муниципальные военно-патриотические чтения
«Если народ един — он не победим» 2012 год;
Изотеев
Максим
участник
зональный
фестиваль
ученических
проектов
«Светоч» 2012 год;
Зарицкая Диана 3 место военно- историческая конференция «Мы помним»
2013 год;
Константинова Оксана 2 место
военно- историческая конференция «Мы
помним» 2013 год.
Также учащиеся участвовали в районном конкурсе «Эрудит» - это
Ромазанов Дима; Милюкова Ольга; Ткаченко Настя;Слинкин Евгений.
Для участия в районных мероприятиях были написаны работы «Верность
долгу и присяге» Сонина Марина;
«Простой солдат войны» Слинкин Евгений;
«Заслуженный
учитель
РСФСР
—
Абрамова
Александра
Анатольевна»
Слинкин Евгений;
«Степной хуторок Перфиловский» Милюкова Ольга;
«Женщины войны» Серикова Настя;
«Воины земляки» Слинкин Евгений;
«В жизни всегда есть место подвигу» Сотникова Зуля.
Также в рамках районного слёта юных краеведов были созданы выставки и
по ним проведены экскурсии:
«Лицо Победы — не плакатно, оно для каждого — своё»;
«Женщины — гордость России»;
«История войны, написанная юными»;
«Выпускники — наша гордость»;
«О красоте, которая рядом».
Члены
моего
кружка
приняли
участие
в
областных
конкурсах
и
соревнованиях:
1.Сонина Марина 2005 год 2 место в областном конкурсе «И помнит мир
спасённый»,
посвящённом
60-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне; работа была напечатана в газете «Вперёд». Это была наша первая
победа на областном уровне; (По дорогам военного времени).
2.Сонина Марина и Фрикина Люба 3 место в номинации «Малый уголок
великой России» областного конкурса «Моя малая Родина» 2005 год;
3.Отто
Вероника
1
место
в
областном
детско
—
юношеском
историко-
географическом конкурсе «История родного края», посвящённом 70-летию
образования Волгоградской области 2006 год;
4.Лобанова
Елена
специальный
приз
в
областном
детско
—
юношеском
историко-географическом конкурсе «История родного края», посвящённом
70-летию образования Волгоградской области 2006 год;
5.Котельникова Светлана 2 место в историка - патриотическом конкурсе
«Символы Родины» в номинации «Историческая и муниципальная символика
Волгоградской области» 2007 год;
6.Команда
Фроловского
района
занявшая
2
место
в
конкурсе
выставок
«История войны, написанная юными» областного слёта юных краеведов в
рамках туристко-краеведческого движения «Отечество» 2007 год»;
7.Ромазанов Дмитрий занявший 3 место в конкурсе эрудитов
областного
слёта
юных
краеведов
в
рамках
туристко-краеведческого
движения
«Отечество» 2007 год»;
8.Паслён Оксанка 1 место в секции «Земляки» на XI областной олимпиаде
по школьному краеведению 2008 год;
9.Бекмаметов Александр 4 место в областном детско-юношеском историко-
патриотическом конкурсе «Символы Родины» 2008 год;
10.Котельникова Светлана лауреат в номинации «Генеалогия» регионального
конкурса «Летопись земли Волгоградской» 2008 год;
11.Варламова Настя специальный приз в областном конкурсе «Судьба моя —
казачество» 2008 год;
12.Котельников Илья 3 место в региональном конкурсе «Летопись земли
Волгоградской» номинация «Генеалогия» 2010 год;
13.Котельникова Светлана 3 место в областном конкурсе «Моя малая родина:
природа. Культура, этнос» номинация «Этноэкология»;
14.Колпаков
Дмитрий
2
место
Волгоградский
молодёжный
конкурс
исследовательских работ «Музей 21 века» военная секция 2011 год;
15.Алеулова
Дарья
2
место
Волгоградский
молодёжный
конкурс
исследовательских работ «Музей 21 века» краеведческая секция 2011 год.
16.Изотеев Максим 2 место в областном конкурсе «Музей-школа-музей» 2015
год
Участие в областных конкурсах и конференциях:
1.Слинкин
Евгений
Региональная
конференция
«Сталинград
и
Сталинградская область — Великой Победе» 2010 год;
2.Слинкин Евгений XI областная олимпиада по школьному краеведению;
3.Милюкова Ольга XI областная олимпиада по школьному краеведению;
4.Слинкин
Евгений XIII
областной
конкурс
юных
журналистов
«Острое
перо» 2010 год;
5.Герасимов Андрей областной молодёжный конкурс «Село — возрождать
молодым» 2011 год;
6.Алеулова Дария областной конкурс исследовательских работ по изучению
истории и культуры Волгоградской области «Моя малая родина» 2011 год.
7.Сонин
Саша
и
Квачёв
Саша
Волгоградский
патриотический
детско-
юношеский конкурс «Сталинградская сирень» 2014 год.
Занимаются распространением своего краеведческого опыта работы не
только мои учащиеся, но и я как руководитель этой работы. В 2005 — 2006
учебном
году обобщала уже свой опыт работы «Краеведческая работа в
Образцовской
средней
школе»,
когда
принимала
участие
в
районном
конкурсе
«Педагог
дополнительного
образования
—
2006».
Я
провела
открытое учебное занятие «Экскурсия в дом казака», а в 2013 году провела
районный мастер-класс для учителей истории и обществознания.
И самое важное, что даёт краеведческая работа: духовное,
нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть
«Иванами, родства не помнящими», любить свои корни, свою Родину,
гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример во всём.