Напоминание

"Верность традициям"


Автор: Крылова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №6 "Солнышко"
Населённый пункт: город Семенов Нижегородская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Верность традициям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №6 «Солнышко»

Статья

из

опыта

работы

:

«

Верность

традициям

»

Выполнила:

Воспитатель:

Крылова Татьяна Леонидовна

1 квалификационной категории

г. Семенов

2017г.

Наша Нижегородская область богата разнообразием народных художественных

промыслов: городецкая роспись, резьба по дереву, Семеновская игрушка и, конечно

же, хохломская роспись.

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

Сегодня ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа,

прежде всего ближайшего окружения, т.е. малой родины. Знакомство детей с

искусством хохломской росписи – одно из направлений не только эстетического, но и

патриотического воспитания. Дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи

своего народа, получают определенный объем знаний о промысле, учатся видеть и

понимать красоту, знакомятся с технологией изготовления и декоративными

особенностями изделий. Искусство хохломской росписи является более близким для

наших детей, так как мы живем в городе Семенове – столице золотой хохломы.

В детском саду «Солнышко» с 2009 года педагоги работают в режиме

экспериментальной деятельности по эстетическому направлению «Воспитание

любви к родному краю средствами искусства хохломской росписи». Я вхожу в состав

творческой группы детского сада. Дети средней группы «Солнечные зайчики», на

которой я работаю, были включены в экспериментальную деятельность.

Моей целью деятельности было формирование интереса детей к декоративному

искусству хохломской росписи как части культурного наследия прошлого, его

истокам; воспитание чувства любви к родному городу, уважения к мастерам,

создающим произведения искусства, чувства гордости за малую родину.

Для работы по данной теме определила следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к народной культуре;

- уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи;

- формировать навыки технического исполнения хохломской росписи;

- развивать творческое воображение о хохломской росписи;

- воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство

гордости за свой родной край, город умельцев – мастеров;

- создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.

Реализации поставленных задач способствовало составление перспективного

плана с целью обеспечения системы последовательной работы по использованию

хохломской росписи как средства развития художественных способностей и

творческого воображения у детей. Мною были разработаны занятия, развлекательные

игровые упражнения, подготовлен дидактический, демонстрационный и

развивающий материал. В группе оформлены уголки детского творчества, выставка

изделий с разными видами хохломской росписи, стенд с фотографиями посещения

музея и фабрики «Хохломская роспись», альбом с фотографиями по ознакомлению

детей с профессиями по последовательности изготовления изделий.

Образовательный процесс направлен на развитие восприятия, формирования

умения наблюдать, выделять элементы, дети учатся рисовать элементы росписи

последовательно, составлять узоры из элементов хохломской росписи. Постепенно

ребята приобретают способность образной эмоциональной оценки произведений

искусства.

Вовлекаю в работу по экспериментальной деятельности не только детей, но и их

родителей. На родительских собраниях в группе были проведены консультации на

темы «Знакомство детей с хохломской росписью», «Художественно-эстетическое

воспитание детей в семье», «Творчество и воображение». Периодически в уголке для

родителей я помещала информацию на следующие темы «Семенов – край золотой

хохломы», «У истоков хохломы», «Верность традициям малой родины» и др.

Родители детей помогли оформить альбомы со стилизованными образцами

элементов росписи и дидактические игры по ознакомлению детей с хохломой. С их

помощью ребята не только запоминают виды росписи, но и развивают мелкую

моторику пальцев, мышление, внимание.

Многие мамы детей, которые посещают наш детский сад, работают на ЗАО

«Хохломская роспись». Пичужкина Н.В. была приглашена на занятие, где показала

свое мастерство по росписи хохломских изделий. Наблюдение за трудом художниц,

составляющих узоры по мотивам народного искусства, рассматривание экспонатов-

образцов – все это способствует формированию глубокого интереса детей к

народному прикладному искусству и вызывает желание самих детей составлять

красивые узоры.

Большое влияние на детей оказывают экскурсии. Мы вместе с детьми посетили

МТЦ «Золотая хохлома», Историко-художественный музей, ЗАО «Хохломская

роспись». Конечно, мы не могли пройти мимо выставочного зала и познакомить

детей со старинной росписью, с истоками золотой хохломы.

Экскурсии учат детей замечать и оценивать то, что находится вокруг них,

воспитывают интерес к мастерам - умельцам, бережное отношение и любовь к

изделиям хохломской росписи, чувство гордости за малую родину.

Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности. Они старались

украсить изделия (панно, чаши, вазы) нарядной росписью, превращая травинки в

затейливый узор с цветами и ягодами.

Экспериментальную группу дети посещают 2 года (со средней группы). В

течение этого времени дети не только получили новую для себя информацию,

явились не только слушателями и созерцателями, но и соучастниками, активными

творцами красоты. Работа по ознакомлению с искусством, развитию творческих

способностей проводилась в рамках эстетических, познавательных, музыкальных,

кружковых занятий.

Список используемой литературы:

1.Берсенева Л. «Золотые россыпи России» ( о хохломской росписи)//Дошкольное

воспитание- №- 2002- c.52

2.Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно прикладного

искусства в процессе дидактических игр//Дошкольное воспитание- №6- 2004-с. 42

3. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет/ авторы- сост. В.В. Гаврилова, Л. А.

Артемьева.- Волгоград: Учитель, 2010

4. Емельянова Т. Хохломская роспись.- Н. Новгород,2009

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.:Педагогика, 1990

6. Комратова Н. Дошкольное детство и основы национальной культуры//Дошкольное

воспитание- №9- 2008- c/ 92

7. Народные промыслы Хохлома. Альбом для детского творчества из бумаги и картона/

автор - сост. Л. Жданова. – М.: Сделал сам,2006

8. Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью.- М., 1994

9. Орлова А.В Хохломская роспись.Рабочая тетрадь по основам народного искусства.-

М.: Мозайка- Синтез, 2008

10. Эстетическое развитие детей дошкольного возроста через использования местных

художественных промыслов / авторы- педагоги дошкольного учреждения г. Семёнова.-

Н.Новгород, 1992

11. Яхнин Л. Весёлое слово Хохлома.- М.: Малыш,1989



В раздел образования