Автор: Белькевич Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №63
Населённый пункт: Иркутская область г. Иркутск
Наименование материала: стаья
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное
развитие
детей
младшего
дошкольного
возраста».
Целью самообразования являлось повышение профессиональной
компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
Изучить
учебную
и
методическую
литературу
по
теме:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Подготовить
материал
для
проведения
игр
по
сенсорному
развитию детей раннего возраста.
Подготовить
и
провести
работу
с
родителями
по
теме:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
На
протяжении
всего
учебного
года
я
изучала
тему
по
следующим разделам плана:
Условия
формирования
эталонов
цвета
у
мла д ших
дошкольников.
Первая
аппликация
как
средство
сенсорного
развития
детей
раннего возраста.
Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с
мелкой моторикой.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
развитию
детей раннего возраста (картотека).
Организация предметно-пространственной среды в группе для
сенсорного развития.
Игры
с
природным
материалом
как
средство
сенсорного
развития детей дошкольного возраста.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу,
использовала интернет-ресурсы:
1. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для
родителей
и
педагогов.
Сост.
Т.В.Галанова
.-;
Ярославль:
Академия развития,2004.
2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда
в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-
Пресс», СПб.: 2005.
3.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
4.Сакулина
Н.П.,
Поддьяков
Н.Н.
Сенсорное
воспитание
в
детском саду : Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
5. Поделки из природных материалов / О.П. Куликова. - М.:
Издательский дом МСП, 2008.
На практическом этапе
Выступала
с
докладом
на
очередном
августовском
районо-
методическом объединение с темой «Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста»
Проводила мастер класс Д/И «Угадай форму на ощупь»
Подготовила
материал
и
пополнила картотеку дидактических
игр по сенсорному развитию;
Изготовила дидактические игры:
Д/И «угадай по цвету»
Цель: закреплять
знания
детей
о
цвете,
размере,
предметов,
развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,
учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать
воображение и творчество детей.
Д/И «БУСЫ»; «Пирамидки из тестопластики»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной
координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
провела работу с родителями:
привлекла к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой
Д/И (шнуровки)
Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности,
развитие
внимания,
творческих
способностей,
закрепление
навыков
самообслуживания, развитие мелкой моторики рук.
рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
папка-передвижка
«Использование
сенсорных
игр
в
развитии
речи
ребёнка»
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать
следующее: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,
вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств
(зрения,
слуха,
осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем
мире.
Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под
которым
понимаются
целенаправленные,
последовательные
и
планомерные
педагогические
воздействия,
обеспечивающие
формирование
у
ребенка
чувственного
познания,
развитие
у
него
процессов
ощущения,
восприятия,
наглядных
представлений
через
ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сказать
о
том,
что
необходимо
создавать
условия
для
упражнения
сенсорных
функций,
с
тем,
чтобы
дети
могли
систематически
тренироваться в различении, классификации признаков окружающей
действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия
с окружающим миром.
Основными
методами
сенсорного
развития
детей
раннего
возраста
являются
обследование
предмета,
в
качестве
основных
форм
выступают: дидактические игры, НОД.
Для
того
чтобы
дидактические
игры,
НОД дали
положительный
результат
в
организации
их
также
необходимо
учитывать
обще
дидактические принципы.
принцип систематичности и последовательности заключающейся в том,
что
система
научных
знаний
создается
в
той
последовательности,
которая
определяется
внутренней
логикой
учебного
материала
и
познавательными возможностями детей;
принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных
многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей
возрастного
развития
детей,
организации
и
осуществления
дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с
другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей
детей.
принцип
прочности,
в
котором
закреплены
эмпирические
и
теоретические закономерности: усвоение содержания образования и
развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса
обучения;
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды,
как
одно
из
условий
успешного
формирования
представлений
о
сенсорных эталонах.
Для
познавательного
развития
ребенка
решающее
значение
имеет
богатство окружающей его среды.
Желательно,
чтобы
ребенка
окружали
игрушки
из
различных
материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей
и
т.п.,
причем
предпочтение
желательно
отдавать
природным
материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры
с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и
переливать
из
одной
емкости
в
другую;
различные
движущиеся
игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию:
пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные
принципы
извлечения
звука;
самодельные
свистящие,
шумящие,
гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о
конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах
(бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски,
карандаши,
фломастеры,
мелки
и
т.д.).
Ручной
труд
способствует
с енсомоторике
-
согласованно сти
в
работе
глаз
и
р у к ,
совершенствованию
координации
движений,
гибкости,
точности
выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным
материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено
одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами.
Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов,
учитывающих развитие каждого ребенка.
В
результате
изучения
литературы
я
сделала
следующие
выводы:
сенсорное
развитие
ребенка
является
залогом
его
успешного
осуществления разных видов деятельности, формирования различных
способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и
систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей
педагогической деятельности по сенсорному развитию детей раннего
возраста.
Перспективы дальнейщего изучения:
Продолжить
работу
по
теме:
« Развитие
сенсорных
способностей
детей» (согласно возрастной группе);
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по
данной теме;
Изучить новинки методической литературы
В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки,
организации совместных праздников.