Автор: Мосевнина Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Кошки сп д/с кв "Теремок"
Населённый пункт: село Кошки, Самарская область
Наименование материала: Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Тема: Рассматривание картины с проблемным сюжетом "Зимние заботы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
по формированию лексико-
грамматических категорий и развитию
связной речи
Тема. Рассматривание картины с проблемным сюжетом
«Зимние заботы»
Воспитатель: Мосевнина О. В.
2017
Цели.
1. Учить детей отвечать на вопросы по картине с проблемным сюжетом
полными предложениями, слушать рассказ;
2. Активизировать словарный запас детей;
3. Закреплять навык звукового анализа, умение называть слова на звуки с и
с;
4. Закреплять умение работать со схемой слов и определять место звука с и с
в слове;
5. Развивать чувство ритма, чувство рифмы;
6. Развивать общую и мелкую моторику, согласование движений с речью.
7. Развивать слуховое, зрительное внимание, долговременную память,
логическое мышление.
8. Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к
природе, умение слушать ответы сверстников, чувство уважения к их
мнению.
Оборудование. Картина «Зимние заботы», снежинка на палочке, магнитофон,
дерево с птицами и схемами.
Ход НОД
1.Организационный момент.
Дети встают в кружок. Звучит музыка «Зимняя сказка»
Воспитатель: Ребята, послушайте какая волшебная, сказочная музыка звучит.
Сегодня мне приснился сказочный сон. Приснилась мне красавица,
волшебница в бело- голубом наряде с длинными снежно-белыми волосами.
Идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Как вы думаете:
кто же мне приснился?
Дети: -Это Зима.
Воспитатель: Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться
в моем сне.
Воспитатель: У зимы есть очень много друзей. Самая лучшая подружка
Зимы – снежинка. Подставляйте ладошки. Кому снежинка на ладошку
опустится- тот назовет любое зимние слово со звуками с или с
Подбор «зимних» слов: снег, сосулька, снеговик, снежный комочек, санки,
снегоход, снегокат, Снегурочка, синица, снегирь, снежок, сугробы,
снегоуборочная машина, снежинка и т.п.
Воспитатель:- Молодцы. Вы подобрали много зимних слов
Дети садятся на стулья.
2. Беседа по картине.
– Картина «Зимние заботы» Ткаченко Т.А.
В.: --Я хочу вам показать удивительную картину. Посмотрите внимательно.
Какое время года изображено на картине? Действительно ли на улице зима?
Почему вы так решили?
Дети:- На улице зима, потому что деревья стоят голые.
На улице зима, потому что дети одеты в зимнюю одежду.
На улице зима , потому что на домах, на земле лежит снег.
В.: А на этой картине тоже живут слова со звуками с и с. Назовите эти слова.
(дети называют слова)
В.:-- А вам нравится когда выпадает много снега? Почему?
Дети:-- Нравится. Потому что можно играть в снежки, кататься на санках,
лепить снеговика.
В.:-- Я думаю, что и этим ребятам нравится снег. Они даже слепили
снеговика. А чем они сейчас заняты?
Дети:--Они лепят домик.
В:--А что это за домик? Он такой маленький…
Дети:-- Это домик для собаки—будка, конура.
В:--Как вы думаете, у этой собаки есть дом, хозяин или она бездомная?
Почему вы так решили?
Дети: --Наверно, она бездомная, потому что она очень грустная, одинокая.
В:--А как собака могла стать бездомной?
Дети:-- Ее могли выгнать плохие хозяева. Она могла потеряться.
В:--Подумайте: что бы могла сказать собачка детям, если бы умела
говорить?
Дети (жалобно):-- Ребята, мне так холодно! Спрячьте меня, пожалуйста,
чтобы я могла согреться и накормите.
Ответы 2-3 детей.
В:--А что сказали ребята, когда увидели замерзшую собаку?
Дети:-- Ребята сказали: «Ой, какая несчастная собачка. Нам так жалко ее.
Давайте накормим ее и построим ей домик из снега.»
Ответы 2-3 детей.
В.:-- От чего спасет
такой
снежный домик?
Дети: --Снежный домик спасет от сильного ветра, от вьюги, от падающего
снега.
В.:-- Из чего еще можно сделать будку?
Дети:--Будку можно сделать из кирпичей, из веток, из металла, из песка и т.п.
В.:-- Чем могла окончиться встреча детей и собаки?
Дети:--Дети могли оставить собаку жить в своем дворе и ухаживали за ней.
Во двор мог прийти хозяин собаки и найти ее.
Кто-то из детей мог взять собачку к себе домой.
В:--Как бы вы назвали эту картину?
Дети:-- «Зимние забавы», «Случай во дворе», «Зимние заботы» и т.п.
3. Динамическая пауза. В кругу.
Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем. (Топают.)
4.Слушаем рассказ.
Воспитатель: Мне захотелось составить рассказ, послушайте его.
читает рассказ.
« Был воскресный зимний день. Трое друзей: Сережа, Витя и Андрей –
вышли во двор на прогулку. Ребята решили слепить снеговика и стали
катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди
двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.
Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У нее
была гладкая шерсть. Совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая
дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она
грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать: «Помогите мне!»
Сережа первым предложил построить домик для бедняки. Ребята
быстро слепили будку из снега: сделали ровные стены, покатую крышу,
маленький полукруглый вход. Когда постройка была готова и друзья уже
собирались поселить в нее собачку, раздался крик: «Тишка! Тишка! Ко мне!»
Всем сразу стала очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.»
5. Работа со схемами слов.
Воспитатель: Кто еще нуждается в нашей помощи зимой?
-Зима трудное время для птиц.
-Посмотрите на дерево и назовите птиц, которые сидят на веточках?
-Как одним словом назвать?
-Почему зимующие?
-Помогите рассадить птиц на свои места.
В названии каждой птицы живет звук с или с. Рассмотрите схемы слов,
определите, какой птице соответствует данная схема. Определите в какой
части слова находится звук, дайте ему характеристику (гласный или
согласный, мягкий или твердый)
6. Итог НОД.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы по картине, помогли
не только собачке, но и зимующим птицам. Добрые дела всегда делать
радостно. Вечером, попробуем вместе составить рассказы по картине и
нарисовать будку для собачки.