Напоминание

"Проявление мотивационно - эмоционального компонента культуры самовыражения педагога"


Автор: Дергаль Татьяна Павловна
Должность: учитель физики , информатики и географии
Учебное заведение: Вечерняя школа №12
Населённый пункт: с. Заозерное, Хабаровский край
Наименование материала: Эссе
Тема: "Проявление мотивационно - эмоционального компонента культуры самовыражения педагога"
Раздел: полное образование





Назад




Проявление мотивационно - эмоционального компонента культуры

самовыражения педагога

Если проанализировать историю человечества, цивилизации, то образование,

школа

и

все

составляющие

этого

классического

процесса

были

всегда

в

центре

обсуждения. Реформы касались в большей степени государства и его «служанки» –

образования.

И

во

главе

этого

процесса

исполнитель

его

величество

Учитель:

проводник, рационализатор, исполнитель…

А

как известно, учитель – это профессия творческая, а творчеству присуще

вдохновение. Вдохновение – состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и

эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой

задачи, человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное

влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее,

повести за собой. Так и учитель по отношению к своим ученикам, к выбранной им

профессии:

вся

его

деятельность

должна

быть

мотивирована

и

эмоционально

окрашена.

На современном этапе мы больше всего предъявляем претензий педагогу, его

компетентности

в

предмете,

его

спокойствию,

выдержке,

корректности,

эмоциональности,

проще

говоря

мотивационно-эмоциональному

компоненту

культуры.

Чтобы

вдохновиться

от

профессии,

необходима

мотивация.

Что

же

такое

мотивация? Побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического

плана,

управляющий

поведением человека,

определяющий

его

направленность,

организованность, активность

и

устойчивость;

способность

человека

деятельно

удовлетворять

свои

потребности.

Наличие

мотивации

на

достижение

успеха

у

преподавателя

направляются

на

получение

положительных

результатов.

Преподаватели

с

такой

мотивацией

не

боятся

препятствий,

а

ищут

пути

их

преодоления, предпочитают нестандартные задачи, нуждаются в эффективности своих

действий. Преподаватель, мотивированный на успех, характеризуется решительностью

в нестандартных ситуациях, готовностью брать на себя ответственность, адекватной

самооценкой.

Уверенность в своих силах проявляется и в том, что она порождает чувство

удовлетворенности

своей

деятельностью.

Удовлетворенность

деятельностью

также

является

интегративным

показателем,

отражает

отношение

преподавателя

к

своей

профессии.

В немалой степени от удовлетворенности преподавателя профессией зависит и

психическое здоровье человека. Если по тем или иным причинам преподаватель не

получает удовольствие от работы, от своей педагогической деятельности, у него может

возникнуть чувство подавленности, неуверенности в себе. Кроме того, отрицательные

эмоциональные состояния вызывают эмоциональное напряжение, а это становится

причиной

психической

перегрузки

даже

при

умеренном

ритме

профессиональной

деятельности,

а

это,

в

свою

очередь,

сказывается

на

физическом

самочувствии

человека.

Удовлетворенность преподавательской деятельностью вызывает желание

совершенствовать свое профессиональное мастерство, самовыражаться.

Мы много

говорим о самопознании, а вот самовыражение? Что это? Хвастовство, показуха,

самопрезентация

или

что-то

другое?

Необходимое

каждому

человеку

в

любой

профессии

или

быту?

Самовыражение

это

внешняя

актуализация

(через

слово,

действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или

обходящая и даже игнорирующая их. Самовыражение педагога всегда подразумевает

выполнение

им

самоорганизуемой

деятельности.

Её

можно

определить

как

деятельность, в которой имеет место взаимодействие самоуправления поведением и

внешнего

воздействия

на

эту

деятельность

со

стороны

ситуации,

обстоятельств,

других людей.

Педагог в своём самовыражении зависим. Культура самовыражения

позволит педагогу наиболее полно реализовать себя в профессии, ориентируясь, с

одной стороны, на свои способности, предпочтения, стремления, а с другой – на

требования культуры и общества.

Эффективность

деятельности

преподавателя,

его

профессиональная

устойчивость возможна лишь в том случае, если все его мысли, чувства, эмоции

направлены на достижение поставленных целей и задач обучения и воспитания. Такая

направленность

не

создается

сама

собой,

а

достигается

путем

сознательного

регулирования,

управления

своими

мыслями,

чувствами,

т.е.

сопровождается

определенными волевыми усилиями.

Наличие волевых качеств раскрывается в способности преподавателя быстро

повышать

свою

активность,

энергичность,

сохранять

оптимальную

организацию

психических функций при возникновении непредвиденных ситуаций и нарастающей

усталости, возникающей при действии однообразных факторе.

Без

волевого

усилия

невозможно

долго

хранить

распределения

внимания,

работать в длительном напряжении, что особенно характерно для педагогической

деятельности.

Я считаю, какие бы теоретически правильные выводы мы ни сделали по поводу

мотивационно - эмоциональной культуры педагога, какие бы правильные решения

учёных ни были бы по этому вопросу, в любом случае педагогу надо создать условия

для

этой

культуры.

И

каким

бы

ни

был

педагог

эмоционально

устойчивым

и

мотивированным на свою деятельность, он как никто подвержен эмоциональному

выгоранию.



В раздел образования