Автор: Дергаль Татьяна Павловна
Должность: учитель физики , информатики и географии
Учебное заведение: Вечерняя школа №12
Населённый пункт: с. Заозерное, Хабаровский край
Наименование материала: Эссе
Тема: "Проявление мотивационно - эмоционального компонента культуры самовыражения педагога"
Раздел: полное образование
Проявление мотивационно - эмоционального компонента культуры
самовыражения педагога
Если проанализировать историю человечества, цивилизации, то образование,
школа
и
все
составляющие
этого
классического
процесса
были
всегда
в
центре
обсуждения. Реформы касались в большей степени государства и его «служанки» –
образования.
И
во
главе
этого
процесса
исполнитель
–
его
величество
Учитель:
проводник, рационализатор, исполнитель…
А
как известно, учитель – это профессия творческая, а творчеству присуще
вдохновение. Вдохновение – состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и
эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой
задачи, человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное
влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее,
повести за собой. Так и учитель по отношению к своим ученикам, к выбранной им
профессии:
вся
его
деятельность
должна
быть
мотивирована
и
эмоционально
окрашена.
На современном этапе мы больше всего предъявляем претензий педагогу, его
компетентности
в
предмете,
его
спокойствию,
выдержке,
корректности,
эмоциональности,
проще
говоря
мотивационно-эмоциональному
компоненту
культуры.
Чтобы
вдохновиться
от
профессии,
необходима
мотивация.
Что
же
такое
мотивация? Побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического
плана,
управляющий
поведением человека,
определяющий
его
направленность,
организованность, активность
и
устойчивость;
способность
человека
деятельно
удовлетворять
свои
потребности.
Наличие
мотивации
на
достижение
успеха
у
преподавателя
направляются
на
получение
положительных
результатов.
Преподаватели
с
такой
мотивацией
не
боятся
препятствий,
а
ищут
пути
их
преодоления, предпочитают нестандартные задачи, нуждаются в эффективности своих
действий. Преподаватель, мотивированный на успех, характеризуется решительностью
в нестандартных ситуациях, готовностью брать на себя ответственность, адекватной
самооценкой.
Уверенность в своих силах проявляется и в том, что она порождает чувство
удовлетворенности
своей
деятельностью.
Удовлетворенность
деятельностью
также
является
интегративным
показателем,
отражает
отношение
преподавателя
к
своей
профессии.
В немалой степени от удовлетворенности преподавателя профессией зависит и
психическое здоровье человека. Если по тем или иным причинам преподаватель не
получает удовольствие от работы, от своей педагогической деятельности, у него может
возникнуть чувство подавленности, неуверенности в себе. Кроме того, отрицательные
эмоциональные состояния вызывают эмоциональное напряжение, а это становится
причиной
психической
перегрузки
даже
при
умеренном
ритме
профессиональной
деятельности,
а
это,
в
свою
очередь,
сказывается
на
физическом
самочувствии
человека.
Удовлетворенность преподавательской деятельностью вызывает желание
совершенствовать свое профессиональное мастерство, самовыражаться.
Мы много
говорим о самопознании, а вот самовыражение? Что это? Хвастовство, показуха,
самопрезентация
или
что-то
другое?
Необходимое
каждому
человеку
в
любой
профессии
или
быту?
Самовыражение
–
это
внешняя
актуализация
(через
слово,
действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или
обходящая и даже игнорирующая их. Самовыражение педагога всегда подразумевает
выполнение
им
самоорганизуемой
деятельности.
Её
можно
определить
как
деятельность, в которой имеет место взаимодействие самоуправления поведением и
внешнего
воздействия
на
эту
деятельность
со
стороны
ситуации,
обстоятельств,
других людей.
Педагог в своём самовыражении зависим. Культура самовыражения
позволит педагогу наиболее полно реализовать себя в профессии, ориентируясь, с
одной стороны, на свои способности, предпочтения, стремления, а с другой – на
требования культуры и общества.
Эффективность
деятельности
преподавателя,
его
профессиональная
устойчивость возможна лишь в том случае, если все его мысли, чувства, эмоции
направлены на достижение поставленных целей и задач обучения и воспитания. Такая
направленность
не
создается
сама
собой,
а
достигается
путем
сознательного
регулирования,
управления
своими
мыслями,
чувствами,
т.е.
сопровождается
определенными волевыми усилиями.
Наличие волевых качеств раскрывается в способности преподавателя быстро
повышать
свою
активность,
энергичность,
сохранять
оптимальную
организацию
психических функций при возникновении непредвиденных ситуаций и нарастающей
усталости, возникающей при действии однообразных факторе.
Без
волевого
усилия
невозможно
долго
хранить
распределения
внимания,
работать в длительном напряжении, что особенно характерно для педагогической
деятельности.
Я считаю, какие бы теоретически правильные выводы мы ни сделали по поводу
мотивационно - эмоциональной культуры педагога, какие бы правильные решения
учёных ни были бы по этому вопросу, в любом случае педагогу надо создать условия
для
этой
культуры.
И
каким
бы
ни
был
педагог
эмоционально
устойчивым
и
мотивированным на свою деятельность, он как никто подвержен эмоциональному
выгоранию.