Напоминание

"Работа с текстом на уроках истории"


Автор: Чернакова Ирина Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная школа-интернат № 38"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с текстом на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа-интернат № 38»

г. Новокузнецк

Чернакова И.Ю., учитель истории

Работа с текстом на уроках истории

В ФГОС предъявляются определённые требования к предметным и метапредметным ре-

зультатам учащихся:

- умение работать с различными историческими источниками информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки исторических объектов

и событий;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.[1]

Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность

ученика, сформировать у него необходимые умения и знания для реализации требования стан -

дарта.

Обучение глухих и слабослышащих школьников работе с текстом является одной из акту-

альных проблем школы. Психофизические возможности глухих и слабослышащих обучающихся

в силу их дефекта неадекватны возможностям слышащих школьников.

В освоении письменной и устной речи у обучающихся с нарушениями слуха имеется це-

лый ряд физических и психологических проблем, недостаточно сформированы фонематический

слух и фонематическое восприятие, беден, неточен словарь, он представлен преимущественно

бытовой, обиходной лексикой, в котором преобладают слова с конкретным, хорошо им извест-

ным значением. Дети медленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в про-

цессе обучения. Отмечается неточное понимание и неадекватность употребления понятий. Как в

письменной, так и в устной речи часто встречаются аграмматизмы. Учащиеся с трудом строят

связное высказывание. [2] Большая часть слабослышащих обучающихся не умеют раскрывать

тему, понимать основную мысль текста, находить ключевые слова, определять структуру текста,

извлекать, выделять главную и второстепенную информацию, сжимать, обобщать, трансфор-

мировать и воспроизводить. Всё это осложняет процесс обучения.

Учитывая особенности детей с недостатками слуха, для достижения положительного ре-

зультата в обучении слабослышащих школьников следует регулярно работать с текстом. Эта ра -

бота должна проходить на протяжении всех лет обучения в школе и на разных предметах.

Нарушения последовательности логического высказывания слабослышащих обучающихся

приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме.

Чтобы помочь учащимся с нарушением слуха усвоить минимум исторических знаний, преду -

смотренных программой, учитель должен продуманно организовать учебную деятельность. При

изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять работе учащихся с

учебным текстом и текстом документа. Организуя на уроке работу с текстом, использую рабочие

тетради, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. Ра-

бочие тетради составлены в соответствии с содержанием программы. При разработке учитывал-

ся уровень развития обучающихся. Материал дифференцировался в зависимости от индивиду-

альных особенностей обучающихся и возраста.

Придя в пятый класс, основная масса ребят умеет самостоятельно прочитать текст, отве-

тить на вопросы к тексту или иллюстрации. Более сильные ученики могут рассказывать о прочи-

танном, высказать свое отношение к поступку героя, событию. Основываясь на этих умениях,

начинаю формировать умение выделять главную мысль параграфа, устанавливать последова-

тельность, причинно-следственные связи; делить текст на законченные по смыслу части, приду -

мывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план, объяснять выделенные

учителем слова, нахождение определение слов в тексте, словаре, подготавливать пересказ, со-

ставление рассказов по иллюстрациям, рассказ по опорным словам, и как завершающий этап это

написание конспекта.

Для лучшего восприятия учебного материала мною разработаны адаптированные рассказы,

уточняющие вопросы. Словарная работа рассматривается как обязательный вид деятельности на

каждом уроке, где ребята знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, нахо -

дить в тексте учебника, в словаре, употреблять новые слова в ответе. Работа с деформированны-

ми текстами, составление рассказа из отдельных готовых предложений сокращенного текста,

пересказ по вопросам направлена на формирование грамматического строя речи.[4]

5-6 классы

- самостоятельное ознакомительное чтение;

- постановка учениками вопросов к тексту;

- беседа по прочитанному тексту по вопросам;

- нахождение определений слов в тексте;

- составление рассказов по иллюстрациям с использованием наводящих вопросов и деформиро-

ванных текстов;

- работа с деформированным текстом;

- подготавливать пересказ с опорой.

7-8 класс

- анализ прочитанного текста при изучающем чтении;

- нахождение определений слов в словаре;

- умение выделять главную мысль параграфа;

- делить текст на законченные по смыслу части;

- придумывать заглавия к основным частям текста;

- составление рассказов по иллюстрациям по опорным словам (без опоры на наводящие вопросы

и деформированные тексты);

- подготавливать пересказ без опоры.

9-10 класс

-устанавливать последовательность, причинно-следственные связи;

-составлять план; элементы творческого рассказа;

-написание конспекта.

Алгоритм работы с текстом при ознакомительном чтении.

1.

Читать текст по абзацам, при этом фиксировать внимание на существительных, первом и

последнем предложении из каждого отдельного абзаца;

2.

Выделить важную информацию, определяя главное в процессе чтения текста записывать

или осторожно подчёркивать карандашом, делать пометки на полях: ? — мне непонятно

или ! — это интересно.

Алгоритм работы с текстом при изучающем чтении.

1.

Прочитать текст параграфа, выделяя смысловые части читаемого текста;

2.

Выделить ключевые слова текста по ходу чтения;

3.

Составить вопросы к тексту, как во время, так и после чтения текста;

4.

Составить план или графической схемы;

5.

Составить рассказ на основе прочитанного.

Алгоритм работы с деформированным текстом.

1.

Прочитать текст параграфа.

2.

Прочитать предложенные предложения из адаптированного рассказа.

3.

Подумать, какое предложение надо написать первым.

4.

Установить последовательность событий.

5.

Записать предложения.

6.

Проверить правильность написания..

Тренировочные упражнения.

1.Написать предложения по порядку. Придумать название для текста.

За малейшую провинность награждали оплеухами и зуботычинами, пороли.

Рабов кормили простой и грубой пищей.

В каждом имении трудилось по 15—20 рабов.

Они плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг.

Он следил, чтобы рабы трудились от зари до зари.

Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года — короткий плащ и деревянные сан-

далии.

Работами в имении руководил раб-управляющий

На ночь закованных рабов запирали в глубоком подвале.

2.Вставить в текст слова для справок

Из собирательства возникло

.

Первые земледельцы вскапывали землю при помощи

.

Затем они бросали в землю …

.

Когда поспевал урожай, колосья срезали

.

Растирая зерна на плоских камнях, получали

.

На углях очага женщины пекли

.

Мужчины иногда приносили с охоты

убитых животных.

Их можно было

и

.

Первым домашним животным стала

.

Из охоты возникло

.

Первобытные люди научились плести

.

Люди научились лепить из глины …

.

Был изобретен

.

Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали …

.

Старейшины управляли

.

Несколько родовых общин составляли

.

Племенем управлял

.

Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют

, на ко-

торые можно воздействовать

, жертвами и другими религиозными обрядами.

Словарь: семена, совет старейшин, горшки,

сверхъестественные силы, родовыми общинами,

скотоводство, собака, детенышей, деревья, приручить,

земледелие, молитвами, ткацкий

станок, муку, деревянной мотыги, корзины, племя, лепешки, выкормить, серпом, старейшин.

3.Из ряда слов составить предложение (на слух)

это, граждане, афиняне, свободные, все.

правило, закон, это, жить, по которому, люди, должны.

4. Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения

Древнейшие люди жили в жарких странах древнейший человек очень напоминал обезьяну люди

еще не умели разговаривать жили люди группами.

5.Исправьте предложения, если в них есть ошибки.

Люди умели заострять зверей, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать

палки-копалки или выполнять другую работу.

Умение изготовлять огонь было главным отличием древнейших людей от животных.

Древние люди научились добывать орудия труда.

Яркий огонь обогревал холодной ночью, отпугивал дикие камни.

6. Восстановление деформированного текста по иллюстрациям

Алгоритм работы:

1.

Прочитать текста параграфа и сопоставление его с деформированными предложениями;

2.

Расставить картинки по порядку и пронумеровать;

3.

Пронумеровать части деформированного текста в соответствии с пронумерованными кар -

тинками;

4.

Прочитать деформированный текст в правильной последовательности с ориентировкой

на картинки

Составление рассказа по иллюстрации.

Тренировочные упражнения.

1. С опорой на словарь.

Прочти текст, используя словарь, составь рассказ по картине.

Словарь: земляная насыпь, канал, плуг, рыхлить, сеять, серп, колосья.

Труд земледельцев

2. С опорой на наводящие вопросы

Рассмотри картинку, составь рассказ, используя ответы на вопросы:

Что делают древние люди?

На кого охотятся древние люди?

Что в руках у древних людей?

Алгоритм работы при написании конспекта.

При обучении слабослышащих школьников использую самый простой конспект схемати-

ческий плановый конспект, который составляется в виде ответов на пункты плана, сформули -

рованные в вопросительной форме или хронологический конспект, это становление хронологи -

ческой последовательности событий на фоне отражения самих событий.

1.

Записать название конспектируемого произведения (или его части);

2.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его;

3.

Подразделить изучаемый материал, его на основные смысловые части, выделяйте глав-

ные мысли, выводы;

4.

Составить план текста, сформулировав его пункты и определив, что именно следует

включить в конспект для раскрытия каждого из них;

5.

Последовательно и кратко изложить своими словами или в виде цитат наиболее суще -

ственные положения изучаемого материала;

6.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно,

выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

7.

Расположить абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяя раз-

нообразные способы подчеркивания, чтобы форма конспекта как можно более наглядно

отражала его содержание,

Обучение работе с текстом это долгий и трудоёмкий процесс. Перечисленные приемы ра -

боты с текстом являются далеко не единственными. Их использование во многом определяется

опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения

задач на уроках. Выбор определенных приемов зависит от уровня подготовленности учащихся и

их учебной мотивации. [3]Учитель создаёт условия, необходимые для формирования учебно-

познавательной компетентности, предполагающей решение личностно и социально значимых

проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению ин-

формации. А вдумчивое, внимательное и критическое отношение к тексту является важным ка -

чеством в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства.

Библиография

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. No 1897)

[Электронный ресурс]

2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с за -

держкой психического развития [Электронный ресурс]

3. Богданова Лариса Викторовна. Развитие и коррекция устной и письменной речи на уроках ис-

тории в специальной (коррекционной) школе-интернате. [Электронный ресурс]

4. Чернакова И.Ю. Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История

России с древнейших времен до конца XVI в" [Электронный ресурс]



В раздел образования