Автор: Несмачная Анастасия Павловна
Должность: студентка 3 курса факультета иностранных языков
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курский государственный университет".
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся начальной школы на уроках английского языка".
Раздел: начальное образование
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL
LEARNERS / FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL / ACTIVE METHODS OF
TEACHING / GAME METHODS OF EDUCATION
Активизация познавательной деятельности обучающихся начальной школы
на уроках английского языка.
В статье рассматриваются методика и способы повышения познавательной
активности
обучающихся
начальной
школы
на
уроках
иностранного
(английского) языка.
Ключевые слова: познавательная активность обучающихся начальной школы,
способы
и
методы
обучения
иностранному
языку,
иностранный
язык
в
начальной школе, активные и игровые методы обучения.
Познавательная активность обучающегося начальной школы проявляется в
первую
очередь
в
желании
и
потребности
усваивать
учебный
материал,
способности
концентрировать
внимание,
память.
Поэтому
для
педагога,
конечно
же,
стоит
задача
усиления
интенсивности
процесса
обучения
и
достижения максимально качественного усвоения учебного материала.
Образовательные стандарты второго поколения требуют создания условий,
при которых бы максимально полно были раскрыты творческие способности
ребенка. Необходимо воспитать в нем умение находить выход из любых, даже
самых
сложных
ситуаций,
умение
проявлять
самостоятельность
и
инициативу, активно применять полученные знания на практике.
Ключевым
моментом
в
этом
процессе
является
опора
на
особенности
психологии детей младшего школьного возраста, которые заключаются в
проявлении живого интереса к изучению всего, что их окружает, способности
быстро
и
активно
воспринимать
любую
информацию.
Задача
педагога
–
поддержать
этот
интерес,
способствовать
его
дальнейшему
развитию,
воспитать в ребенке «желание учиться». Для этого необходимо тщательно
продумывать
формы и методы
обучения, в центре которых – педагогика
сотрудничества,
когда
учитель
стоит
не
«над
ребенком»,
а
идет
рядом,
помогая и поддерживая при необходимости.
Эта проблема не является новой, поскольку такие известные педагоги, как
К.Д
Ушинский,
Я.А.
Коменский,
И.Г.
Песталоцци,
А.С.
Макаренко
разрабатывали
и активно практиковали способы и методы активизации
познавательной активности, при этом ведущую роль в
образовательном
процессе они отдавали именно обучающимся. Учитель рассматривался как
помощник, оказывающий помощь в случае необходимости.
Следует
помнить,
что
каждый
ребенок
индивидуален:
одни
учебные
предметы могут вызывать живой интерес, активность, другие – отсутствие
всяческого интереса и даже апатию. Кроме того, дети различаются также
уровнем интеллектуальной одаренности, усидчивостью, темпераментом и т.д.
Однако большую роль играет здесь и педагог, поскольку его способность
заинтересовать, увлечь детей является залогом успешного усвоения учебного
материала. Чем более активен будет ребенок в постижении нового, тем лучше
будет результат обучения.
Новые образовательные стандарты требуют, чтобы
и ученик, и учитель
должны быть активными субъектами образовательного процесса,
В
соответствии
с
ФГОС
второго
поколения
целями
образовательной
деятельности
должны
быть:
учитель
и
ученик
должны
сотрудничать,
одновременно
быть
активными
участниками
образовательного
процесса.
Ученик
должен
овладеть
способностью
к
познанию,
раскрытию
своего
интеллекта,
исследовательской
активности.
В
этой
связи
целесообразно
разработать и применить на практике методы, способствующие реализации
вышеуказанных целей. Все методы можно условно разделить на 2 группы:
коллективные
(групповые)
и
индивидуальные,
которые
применяются
к
отдельному ученику.
А.М. Смолкин разделяет
методы активного обучения на имитационные и
неимитационные.
Первые
могут
быть
игровыми
и
неигровыми.
Среди
игровых также существует деление: деловые, учебные, дидактические игры и
т.д.
Неигровые
имитационные
методы
связаны
с
анализом,
решением
конкретных
задач,
работой
по
четко
сформулированному
заданию
и
т.д.
Различные формы обучения через общение, такие, как лекции, дискуссии,
разборы ситуаций, относятся к неимитационным методам.
Для примера рассмотрим следующие варианты методов. В процессе игры
можно
легко
и
оперативно
объяснить
и
применить
какой-то
новый
материал,
отработать
трудные
для
изучения
моменты,
разнообразить
образовательную деятельность и привить интерес к языку с самого раннего
детства. Например, при изучении алфавита в начальный период изучения
предмета игра как метод обучения уместна при отработке умения называть
буквы и звуки, запоминать порядок букв в алфавите, вставлять пропущенные
буквы в словах, составлении слов из букв и т.д.
Т.А. Самойлова считает полезным использовать разные игры в зависимости
от
текущих
задач:
лексические,
орфографические,
творческие
и
др.
Грамматические игры способствуют формированию навыков употребления
речевых
образцов,
содержащих
определенные
грамматические
трудности;
создать условия для использования речевого образца, развить творческую
активность
и
самостоятельность
обучающихся.
Задания
могут
быть
следующие:
правильно
расставить
слова
в
предложении,
составить
предложение из перечня слов, определить время глагола, поставить его в
правильную форму и т.д
Лексические игры способствуют отработке лексики в практической речи,
фонетические игры целесообразно применять в начале урока. Они развивают
речевой аппарат, вырабатывают правильное произношение звуков.
Орфографические
игры
можно
использовать
для
отработки
навыков
написания
английских
слов.
Это
развивает
лексику,
позволяет
выявить
закономерности написания английских слов.
Творческие
игры
применяются
для
развития
навыков
аудирования,
говорения, правильного написания слов.
Информационные
технологии
также
служат
эффективным
средством
повышения
мотивации
обучения,
поскольку
оперативно
и
качественно
обеспечивают
наглядность,
пополнять
образовательный
проце сс
необходимыми источниками информации, которые доступны как ученику, так
и
учителю.
Интерес
школьников
к
компьютерным
технологиям
дает
возможность насыщать уроки актуальными для обучающихся темами.
Все упомянутые методы с одной стороны, являются самодостаточными, но, с
другой
стороны,
они
взаимно
дополняют
друг
друга,
поэтому
их
целесообразно использовать в комплексе.
В
заключении
необходимо
отметить,
что
главным
условием
успешности
обучения
детей
иностранному
языку
является
активное
общение
всех
участников
образовательного
процесса,
то
есть
коммуникативный
методический
принцип.
Только
в
этом
случае
возникает
живой
познавательный интерес,
и усвоение учебного материала превращается в
увлекательный процесс, исчезают скука и безразличие, повышается качество
обучения.
Список использованной литературы.
1. Бартош Д.К., Геращенко Т.Б. Роль репрезитативной системы личности
ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста // Вестник МГГУ
им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 12-19.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 кн. М., 2003.
3. Самойлова Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.,
2005.
4. Смолкин А.М. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.,
1990.