Авторы: Мельникова Ирина Николаевна, Кроха Елена Владимировна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по воспитательно - образовательной работе
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация познавательно - исследовательской работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
Дети
–
по
природе
своей
исследователи.
Неутомимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно
искать
новую
информацию
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен
на открытие мира, он хочет его познать.
Исследовать,
открывать,
изучить
–
значит
получить
возможность
думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать.
Именно
исследовательская,
поисковая
активность
порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка
разворачивалось как процесс саморазвития.
К
старшему
дошкольному
возрасту
заметно
нарастают
возможности
познавательной
активности
ребенка,
которая
находит
выражение
в
форме
поисковой,
исследовательской
деятельности.
Такая
активность
обеспечивает
продуктивные
формы
мышления.
При
этом
главным
фактором
выступает
характер
деятельности.
Как
подчеркивают
психологи
и
отечественные педагоги, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а
тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Причины
встречающейся
интеллектуальной
пассивности
детей
часто
лежат
в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, они быстро
выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим
особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На
этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику педагогической
работы нашего детского сада.
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
дошкольника
в
естественной
форме
проявляется
в
виде
так
называемого
«детского
экспериментирования»
с
предметами
или
вербального исследования – вопросов почему? Зачем? Как?
Удовлетворяя
свою
любознательность
в
процессе
активной
исследовательской
деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать
основополагающими
культурными
формами
упорядочения
опыта:
причинно
–
следственными,
родовидовыми,
пространственными
и
временными
отношениями,
позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. Ребенок активно
познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию.
Упустить благоприятные возможности этого периода для исследовательского поведения и
познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию.
Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет
широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает
навыки учебной деятельности.
Одним из главных условий решения задач по опытно – экспериментальной деятельности в
детском саду является организация развивающей предметно - пространственной среды, которая
обеспечит возможность проведения опытов, экспериментов и наблюдений детьми вместе со
взрослым и самостоятельно.
Для
развития
познавательной
активности
детей
и
поддержки
интереса
к
экспериментальной деятельности в группах нашего детского сада организованы центры, в
которых представлены различные материалы и оборудование для исследования в количестве,
необходимом для обеспечения каждого ребенка.
Кроме организации традиционных опытов с водой, песком и воздухом внимание детей
привлекается и к другим объектам, поэтому в «мини – лабораториях» помещены разнообразные
коллекции камней, ракушек, шишек, семян и другие.
Все центры в группах расположены вблизи окна.
Удобное
расположение,
доступность
оборудования
и
материала
в
центре
позволяют
ребенку самостоятельно организовать свою деятельность, не отвлекая и не привлекая к себе
внимание других детей и взрослых. Так ребенок быстрее получит удовлетворение от своей
деятельности, что несомненно приведет к развитию личностных и интеллектуальных качеств.
Иногда педагоги сами оборудуют рабочий стол, заинтересовывая детей проблемными
вопросами
для
мотивации
к
деятельности.
Например:
«Как
вы
думаете,
зачем
я…»,
«Не
случайно сегодня я приготовила для вас эти предметы на столе, как вы думаете, что я хочу
узнать?»
Для
поддержки
интереса
к
экспериментированию
некоторые
проблемные
ситуации
формируются от имени сказочного героя. Например, пытливого Буратино или Мудрой Совы, от
имени которой предлагаются задания – записки, где она просит, например, объяснить, «что
появляется вначале: корешок или стебель?»
Игры
старших
дошкольников
усложняются.
Они
«покупают»
у
«пекарей»
готовую
продукцию.
Делают
заказы
на
приготовление
тортов
и
порожных,
которые
украшают
подручным, природным материалом. Сюжеты игр необходимо усложнять постепенно.
Для развития творчества хорошо использовать игры «Рисование цветным песком». Но так
как у нас цветного песка нет, то мы вместе с детьми изготавливаем материал. Для этого сухой
речной песок окрашиваем гуашью и просушиваем. Готовый разноцветный песок укладывается в
емкости
с
крышками.
Из
такого
песка
дети
создают
послойные
узоры
в
емкости
и
организовываются выставки работ детей.
Поисково – познавательная деятельность детей помогает выяснить свойства фруктов и
овощей. «Салон красоты», где можно делать маски для лица из овощей и фруктов, пользуется
большим
интересом
у
детей.
В
«салон»
можно
пригласить
мам,
бабушек,
и
сотрудников
детского сада. Такая деятельность объединяет детей, родителей, педагогов, позволяет больше
общаться и радоваться собственным успехам.
Как
показывает
практика,
приобретенный
в
дошкольном
возрасте
опыт
поисковой,
экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать
творческие способности.