Напоминание

"Организация познавательно - исследовательской работы в ДОУ"


Авторы: Мельникова Ирина Николаевна, Кроха Елена Владимировна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по воспитательно - образовательной работе
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация познавательно - исследовательской работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ

Дети

по

природе

своей

исследователи.

Неутомимая

жажда

новых

впечатлений,

любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно

искать

новую

информацию

традиционно

рассматриваются

как

важнейшие

черты

детского

поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен

на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать,

открывать,

изучить

значит

получить

возможность

думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать.

Именно

исследовательская,

поисковая

активность

порождает

исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка

разворачивалось как процесс саморазвития.

К

старшему

дошкольному

возрасту

заметно

нарастают

возможности

познавательной

активности

ребенка,

которая

находит

выражение

в

форме

поисковой,

исследовательской

деятельности.

Такая

активность

обеспечивает

продуктивные

формы

мышления.

При

этом

главным

фактором

выступает

характер

деятельности.

Как

подчеркивают

психологи

и

отечественные педагоги, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а

тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

Причины

встречающейся

интеллектуальной

пассивности

детей

часто

лежат

в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, они быстро

выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим

особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На

этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику педагогической

работы нашего детского сада.

Познавательно

исследовательская

деятельность

дошкольника

в

естественной

форме

проявляется

в

виде

так

называемого

«детского

экспериментирования»

с

предметами

или

вербального исследования – вопросов почему? Зачем? Как?

Удовлетворяя

свою

любознательность

в

процессе

активной

исследовательской

деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает

овладевать

основополагающими

культурными

формами

упорядочения

опыта:

причинно

следственными,

родовидовыми,

пространственными

и

временными

отношениями,

позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. Ребенок активно

познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию.

Упустить благоприятные возможности этого периода для исследовательского поведения и

познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию.

Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет

широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает

навыки учебной деятельности.

Одним из главных условий решения задач по опытно – экспериментальной деятельности в

детском саду является организация развивающей предметно - пространственной среды, которая

обеспечит возможность проведения опытов, экспериментов и наблюдений детьми вместе со

взрослым и самостоятельно.

Для

развития

познавательной

активности

детей

и

поддержки

интереса

к

экспериментальной деятельности в группах нашего детского сада организованы центры, в

которых представлены различные материалы и оборудование для исследования в количестве,

необходимом для обеспечения каждого ребенка.

Кроме организации традиционных опытов с водой, песком и воздухом внимание детей

привлекается и к другим объектам, поэтому в «мини – лабораториях» помещены разнообразные

коллекции камней, ракушек, шишек, семян и другие.

Все центры в группах расположены вблизи окна.

Удобное

расположение,

доступность

оборудования

и

материала

в

центре

позволяют

ребенку самостоятельно организовать свою деятельность, не отвлекая и не привлекая к себе

внимание других детей и взрослых. Так ребенок быстрее получит удовлетворение от своей

деятельности, что несомненно приведет к развитию личностных и интеллектуальных качеств.

Иногда педагоги сами оборудуют рабочий стол, заинтересовывая детей проблемными

вопросами

для

мотивации

к

деятельности.

Например:

«Как

вы

думаете,

зачем

я…»,

«Не

случайно сегодня я приготовила для вас эти предметы на столе, как вы думаете, что я хочу

узнать?»

Для

поддержки

интереса

к

экспериментированию

некоторые

проблемные

ситуации

формируются от имени сказочного героя. Например, пытливого Буратино или Мудрой Совы, от

имени которой предлагаются задания – записки, где она просит, например, объяснить, «что

появляется вначале: корешок или стебель?»

Игры

старших

дошкольников

усложняются.

Они

«покупают»

у

«пекарей»

готовую

продукцию.

Делают

заказы

на

приготовление

тортов

и

порожных,

которые

украшают

подручным, природным материалом. Сюжеты игр необходимо усложнять постепенно.

Для развития творчества хорошо использовать игры «Рисование цветным песком». Но так

как у нас цветного песка нет, то мы вместе с детьми изготавливаем материал. Для этого сухой

речной песок окрашиваем гуашью и просушиваем. Готовый разноцветный песок укладывается в

емкости

с

крышками.

Из

такого

песка

дети

создают

послойные

узоры

в

емкости

и

организовываются выставки работ детей.

Поисково – познавательная деятельность детей помогает выяснить свойства фруктов и

овощей. «Салон красоты», где можно делать маски для лица из овощей и фруктов, пользуется

большим

интересом

у

детей.

В

«салон»

можно

пригласить

мам,

бабушек,

и

сотрудников

детского сада. Такая деятельность объединяет детей, родителей, педагогов, позволяет больше

общаться и радоваться собственным успехам.

Как

показывает

практика,

приобретенный

в

дошкольном

возрасте

опыт

поисковой,

экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать

творческие способности.



В раздел образования