Автор: Мурылева Марина Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ №4 Населённый пункт: город Орехово-Зуево Московской области Наименование материала: конспект урока математики для 6 класса Тема: "Осевая симметрия" Раздел: среднее образование
План-конспект урока математики в 6 классе
«Осевая симметрия»
Цель
урока :
ввести
понятие
симметрии,
познакомить
с
видами
симметрии,
дать
определение осевой симметрии, показать применение симметрии в жизни.
Задачи:
- обучающие : создать организационные и содержательные условия для формирования
умений учащихся строить симметричные точки и симметричные фигуры относительно
прямой
(оси
симметрии),
определять
симметричны
ли
точки
(фигуры)
или
нет,
формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
-
развивающие :
развитие
логического
мышления,
умения
сопоставлять,
сравнивать,
анализировать, делать выводы;
- воспитательные : воспитание трудолюбия, целеустремлённости, любви к предмету.
Тип урока : урок ознакомления с новым материалом.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, устройство для воспроизведения звука
(колонки);
- раздаточный материал;
- презентация Microsoft PowerPoint.
Структура и ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Сообщение целей и задач
урока.
2.Повторение изученного материала.
Тесты на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел с последующей
проверкой в парах.
3.Изучение новой темы.
Учитель: Трудно найти человек, который не имел бы хоть какого-то представления о
симметрии. Мы живём с Вами в прекрасном гармоничном мире. Нас окружают предметы,
которые радуют глаз. Всё живое в природе обладает свойством симметрии
Симметрия! Я гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожки
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза
И снежный рой, творение мороза.
Итак, тема урока «Осевая симметрия»
Эпиграфом к уроку будут служить слова немецкого математика Г. Вейля:
«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать
порядок, красоту, совершенство»
Существует 3 вида симметрии: осевая, центральная, зеркальная. Сегодня на уроке мы
познакомимся с осевой симметрией, симметричными фигурами, будем учиться строить
симметричные точки и симметричные фигуры относительно прямой.
С симметрией вы уже встречались на уроках окружающего мира, ИЗО, трудах, математики
и даже русского языка. Симметрия – слово греческого происхождения, в переводе звучит
как «гармония». А в словаре С.И. Ожегова написано: «Симметрия – соразмерность,
пропорциональность в расположении частей чего-нибудь.
3. Усвоение новых знаний. Чтобы лучше усвоить новую тему проведем эксперимент.
Моделирование с помощью нелинованной бумаги.
Возьмите в руки лист бумаги, проведите на нем прямую, перегните лист по этой
прямой и проткните его иглой.
Разверните лист и обратите внимание на полученные точки.
Такие точки называют симметричными относительно проведенной прямой.
Внимательно рассмотрите полученную вами модель.
Мысленно повторите проделанные действия.
Продолжим работу с полученной моделью.
Проведите прямую через две симметричные точки.
Как расположены проведенная прямая и линия сгиба? (Перпендикулярно)
Проверьте свое предположение с помощью угольника.
Как расположены точки? (На одинаковом расстоянии до линии сгиба)
Проверьте свое предположение с помощью линейки.
Каким
образом
можно
построить
точку,
симметричную
данной
относительно
проведенной прямой, не прибегая к перегибанию? (Можно провести через данную
точку прямую, перпендикулярную заданной прямой, и по другую сторону от нее
отметить точку – на том же расстоянии от прямой, что и данная точка.)
Микропаузы при утомлении глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.
Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких
круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
Дальше продолжаем слушать новый материал.
Две точки А и А' плоскости называются симметричными
относительно прямой с,
если эта прямая проходит через середину отрезка АА' и перпендикулярна к нему.
Каждая точка прямой c считается симметричной самой себе.
Соответствие,
при
котором
каждой
точке А
сопоставляется
симметричная
ей
относительно
прямой с
точка А',
называется осевой
симметрией .
Прямая с
называется осью симметрии .
Две фигуры F и F' называются симметричными
относительно оси с, если каждой
точке одной фигуры соответствует симметричная точка другой фигуры.
Фигура F называется симметричной
относительно оси с, если она симметрична
сама себе.
Примем без доказательства, что при симметрии прямые переходят в прямые, причем
сохраняются расстояния и углы.
Представление об осевой симметрии дает перегибание листа бумаги. При этом
линия
сгиба
будет
осью
симметрии,
а
каждая
точка
листа
совместится
с
симметричной точкой.
В
природе
оси
симметрии
имеют
листья
деревьев,
лепестки
цветов,
бабочки,
стрекозы и многое другое.
4. Решение задач.
Задание 1. Учащимся демонстрируется вырезанный из бумаги прямоугольник.
Требуется указать оси симметрии этой фигуры.
Учитель, перегибая прямоугольник, показывает, как проходят его оси симметрии.
Затем он изображает прямоугольник на доске и проводит оси симметрии. Такие
демонстративные методы способствуют лучшему усвоению материала.
Аналогичное задание учащиеся выполняют с такими геометрическими фигурами,
как ромб, квадрат, правильный треугольник, равнобедренный треугольник, круг, и
обсуждают, какую из этих фигур можно назвать «самой симметричной».
Задание 2. Решение упражнений из учебника: №310(а), 311(а).
Задание 3. Нарисуйте от руки фигуру, симметричную
одной из данных относительно вертикальной оси (рис. 3).
Класс делится на две команды. Каждый участник эстафеты выходит к доске и
делает изображение, симметричное одной фигуре из тех, что предложены его
команде. Выигрывает та команда, которая первая справится без ошибок со всеми
своими заданиями.
Команда победит, если каждый ее участник не только выполнит свое построение,
но и проверит работу своих товарищей – вдруг где-то вкралась ошибка, тогда ее
нужно будет исправить.
Дополнительное задание. На доске изображена ломаная АВС и прямая m (рис. 2).
Требуется построить ломаную, симметричную ломаной АВС относительно
оси m.
Один из учащихся выполняет построения у доски, по ходу
комментируя свои действия: «Сначала строю точку,
симметричную точке А; затем строю точку, симметричную
точке В. Точка С лежит на оси, значит, она симметрична
самой себе. Последовательно соединяю построенные точки.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вопросы учащимся:
Как построить точку, симметричную данной относительно проведенной
прямой, не прибегая к перегибанию? (Можно провести через данную
точку прямую, перпендикулярную заданной прямой, и по другую сторону
от нее отметить точку – на том же расстоянии от прямой, что и данная точка.)
Что
необходимо
помнить
при
выяснении
симметричности
фигур
относительно прямой? ( Равенство симметричных фигур, равноудаленность
фигур от прямой, расположение фигур относительно прямой.)
Учитель: Докажите, что Вы не просто присутствовали на уроке
У Вас есть 3 смайлика. Покажите смайлик, отражающий результат урока лично для вас.
6. Домашнее задание .
№ 310 (б, в), 311 (б).
Дополнительно № 319
Творческая работа: сделать симметричные фигуры своими руками: склеить, нарисовать,
сделать аппликацию и т. п.
Литература
1. Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. Геометрия: Красота и Гармония. Волгоград:
учитель, 2007 г.
2. "Л. С. Атанасян и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2000 г.
3. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1990.
4. Тарасов, Л. В. Этот удивительный симметричный мир. Пособие для учащихся. –
М.: Просвещение, 1982
5. Тюхтин, В. С., Урманцев, Ю.А. Система. Симметрия. Гармония. – М.: 1988.
6. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. – М.: Педагогика, 1992.