Автор: Яблокова Алевтина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ средняя школа №1
Населённый пункт: город Наволоки Кинешемский район Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников на
уроках литературного чтения»
Начав работать,учитель сталкивается с тем, что большинство детей не любят читать и,
самое главное, не хотят этого делать, показывают равнодушное отношение к книге и
стойкое неприятие к читательской деятельности.
А ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку,
но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Научить
детей осознанно читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом
произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного
общего
образования
включают
в
метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать
вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте
с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой
читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут
овладевать
важнейшим
метапредметным
универсальным
учебным
действием
-
смысловым чтением. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению
письменных
текстов
и
рефлексии
на
них,
к
использованию
их
содержания
для
достижения
собственных
целей,
развития
знаний
и
возможностей,
активного
участия в жизни общества.
Однако на сегодняшний день обнаруживаются противоречия:
между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и реальным
отсутствием интереса у младших школьников к чтению;
между большим потоком получаемой информации на электронных и бумажных
носителях и недостаточной готовностью младших школьников осмыслить эту
информацию.
Поэтому
каждый
учитель
должен
создать
необходимые
условия
для
формирования навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с
разными источниками информации на уроках литературного чтения.
Для достижения планируемых результатов на своих уроках я использую эффектив-
ные методы и приёмы, отбираю специальные упражнения для формирования навыков
смыслового чтения с учетом особенностей учащихся класса;
В 1 классе – для обучения детей чтению и пониманию прочитанного текста, его
осознанного восприятия: я использую:
сравнение текста и набора предложений, определение отличий;
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
усвоение
структуры
текста:
начало
текста,
концовка,
умение
видеть
последовательность событий;
оглавление текста (подбор заголовков);
составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
приём «Найди отличия»: учитель заменяет во время чтения какое – либо слово
другим, достаточно близким по значению и грамматической форме, дети должны
заметить это искажение, поднять руку и внести поправку.
- приём «Финиш»: перед учащимися ставится задача читать текст до нахождения
ответа на заданный вопрос.
2 класс - обучение детей направлено на работу с текстом:
самостоятельная постановка вопросов к тексту;
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в
парно – групповой работе;
выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;
характеристика героев и их поступков под руководством учителя;
подбор антонимов и синонимов к словам;
работа со словарём.
Во 2 классе я использую методику цветового маркера
Методика цветового маркирования текста
Прочитай стихотворение.
Валентин Берестов
УРОК РИСОВАНИЯ
Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
«Вот тот бочок в тени. Дадим штриховку.
А этот на свету. Положим блик».
Малыш трудился не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И всё ж явились рядышком с морковкой
Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.
- Что ученик видел перед собой на уроке рисования? Закрась голубым карандашом
строчку, из которой это понятно.
- А что увидел в своём воображении и затем нарисовал? Закрась жёлтым
карандашом строчки, в которых об этом говорится.
Так же хорошо использовать маркер при чтении по ролям, ребёнок ещё не знаком с
прямой речью, а цветовое отличие хорошо помогает ориентироваться в тексте.
Тексты я распечатываю на листках и дети с удовольствием работают.
Цветовое
маркирование
помогает
решать
весь
обозначенный
круг
задач
на
протяжении обучения. За это время школьники, как правило, обучаются сами видеть в
тексте его значимые элементы.
3 – 4 класс – предполагает обучение младших школьников находить информацию,
давать оценку прочитанному:
самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной
форме;
выделение главной и второстепенной информации;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными
убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный,
художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием
Вся работа с текстом делится на три этапа:
Первый этап – работа с текстом до чтения.
Работа с заголовком текста: задания на прогнозирование, предугадывания чтения
Работа с иллюстрацией
Работа со словарём: определение значения слова, его происхождение
Второй этап – работа с текстом во время чтения.
Диалог с автором
Комментированное чтение
Работа со словарём
Третий этап - работа с текстом после чтения.
Упражнения для осмысления текста
Творческие задания.
В своей работе я использую приём:
Прогнозирование
Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.
Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь, судя по названию текста?
Дети выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают.
После этого читается текст. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую
мысль,
смысл
текста
и
авторский
замысел.
В
некоторых
случаях
автор
пользуется
заголовком
–
загадкой.
Понять
скрытый
смысл
такого
заголовка
мы
сможем
после
прочтения, однако, на «пороге текста», он невольно привлекает наше внимание, настраивает
на
вдумчивое
чтение.
Например:
«Королевство
кривых
зеркал»,
«Кому
было
плохо?»,
«Какая бывает роса на траве?».
Заголовок
Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
Задания по работе с заголовком
Давайте поиграем с заголовком.
а) – Определи, о какой книге пойдет речь. Дайте традиционное название книги. «Сказка о
маленькой девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье».
« Сказочная история о том, как девочка забыла об обещаниях, данных родителям, в
результате чего случилась беда с ее братцем».
«Сказочная история об очень нежной принцессе».
б) – Выберете иной вариант заголовка из известных произведений: или тематический, или
смысловой, или «загадочный». «Снегурочка», «Три дочери», «Как черепаха с кабаном
состязались», «Спор деревьев» и т.п.
В своей работе я использую задания на ведение диалога с текстом
Задания на ведение диалога с текстом
№1.
Сейчас
ты
будешь
говорить
с
текстом.
Читай
стихотворение
по
строчкам
и
выполняй задание.
«Ива».
Вспомни или спроси у взрослых, как выглядит это дерево.
Плачет ива у обрыва.
Что захотелось спросить у текста?
Что интересно узнать?
- Кем обижена ты, ива?
Придумай свои ответы на этот вопрос текста.
Сравни ответ с текстом.
Видно, ветер, по привычке,
Дернул иву за косички.
/В. Бирюков/.
Если
ты
придумал
другой
интересный
ответ
на
вопрос
текста
–
это
очень
хорошо.
Прочитай текст целиком от начала до конца.
№2. Читай текст, выполняя задания.
«Крапива».
Почему так сиротливо
У пенька стоишь, крапива?
Здесь нужно сделать остановку. Почему? Придумай свои ответы на вопрос текста. Чем
больше у тебя будет ответов, тем лучше.
Потому, что жжется очень.
Кто с такой дружить захочет?
№3. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы
задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
№4. В этом тексте вопрос спрятался. Попробуй найти его в тексте. Найди в тексте ответ на
этот вопрос. Это серьезный ответ или нет. Придумай свой несерьезный ответ на вопрос,
который спрятался в этом тексте.
№5. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это
может быть название. С кем из героев текста ты согласен, или у тебя есть свое мнение?
№6. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный потому, что весь
текст отвечает на этот вопрос. Прочитай стихотворение и найди самый главный вопрос.
Перечитай текст, представь, что ты находишься в описываемой в тексте ситуации.
№7. Проведи беседу с текстом. Старайся на каждый свой вопрос найти в тексте ответ.
Если текст не дал ответа, спроси у взрослых о том, что тебя заинтересовало.
Очень много упражнений для понимания текста
Упражнения для понимания смысла текста
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление
диафильма.
Текст
делится
на
части
и
распределяется
между
детьми.
Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все
рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.чч
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны
вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет
разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление
текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке,
разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание
можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать
несколько статей.
15.Распространение
предложений.
В
1-2
классах
по
вопросам
учителя,
в
3-4
–
самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия
и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это
начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и
определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
Упражнения на прогнозирование
№1. Прочитай отрывок из захватывающей приключенческой истории. По ходу чтения
смотри в волшебное зеркало и делай свои прогнозы /предположения о том, что случится
дальше/.
Текст «Говорящие буквы».
… всю ночь черный человек зловеще шнырял по улицам, исправляя букву «Т» на букву
«А». К утру все остановки в городе стали автобусными.
-Посмотри в зеркало – что будет дальше?
С рассветом начался переполох.
-Подумай, что происходило?
Трамваи и троллейбусы не знали, где им останавливаться, и носились через весь город от
депо к депо. Автобусы же останавливались на каждом углу, высаживали пассажиров в
ненужных местах, везли их по ненужным маршрутам. Все перепуталось…
А. Черняев.
-Эта история окончилась хорошо. Буквы на остановках исправились, а чёрного человека
поймали и наказали. Как его наказали? – твоё мнение.
Ответ: чёрному человеку за его
чёрное дело запретили три года читать интересный журнал «Трамвай».
№2. У человека, который печатал этот рассказ, потерялся важный знак – точка. И теперь в
тексте ничего нельзя понять. Может, тебе удастся исправить текст.
Текст.
… кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна…
А. Арсирий.
№3. Читай текст и делай свой прогноз. / вставляй пропущенные слова/.
«Без чего не бывает».
Знайте, не бывает лодки без … /реки/,
Праздника без… /песни/, хлеба без …/муки/,
Дождика без… /тучки/, розы без … Шипов/,
Сказок без … /начала/, леса без … /грибов/.
Знайте, не бывает дружбы без … /друзей/,
Лестниц без … /ступенек/, дома без … /дверей/.
Утра без … /рассвета/, дыма без… /огня/.
В общем, продолжайте дальше без меня.
/М. Пляцковский/.
Прочитай стихотворение так, как сочинил его поэт М. Пляцковский.
Попробуй продолжить текст, вспомнив, чего без чего не бывает.
Типы вопросов для осмысления текста
Часто использую группу вопросов
Простые вопросы.
Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят
некую информацию.
Уточняющие вопросы.
Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?»
Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы.
Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных
связей.
Творческие вопросы.
Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут
развиваться события дальше?»
Оценочные вопросы.
«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы.
«Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи
между теорией и практикой.
Таким образом, обучение младших школьников смысловому чтению способствует
развитию умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном;
оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он по-
нимает содержание текста, и способы работы с ним.
В заключении хочется отметить, что такая работа позволяет учащимся при переходе в 5
класс не испытывать трудности при адаптации, привыкнуть к тому, что обучение ведётся
разными учителями и, самое главное, на мой взгляд, даёт возможность успешно работать
по новым учебным книгам.