Напоминание

"Современные методы преподавания английского языка"


Автор: Подлесная Алла Витальевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Современные методы преподавания английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

(Коммуникативный подход)

Подлесная Алла Витальевна

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 9, г. Севастополь

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены примеры приемов преподавания

иностранного языка по коммуникативной методике. Коммуникативный

метод позволяет улучшить навыки общения на иностранном языке. Для

этого используются следующие приемы: игры, презентации в Power

Point,

просмотры видеофильмов, видео уроки.

Ключевые слова: технологии; методика; коммуникация; иностранные

языки; метод; презентация; информация.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием,

является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением

ориентироваться в современном мире.

Коммуникативная

компетентность -

система

умений

и

навыков,

связанных со способностью анализировать ситуации общения разных

типов

и

применять

необходимые

коммуникативные

стратегии

в

определенной ситуации.

В процессе работы я решаю следующие задачи:

воспитание у учащихся уважения к уникальности культуры каждого

народа, толерантности, позитивного отношения к происходящему;

формирование

умения

сравнивать,

анализировать

и

синтезировать,

делать выводы;

развитие гибкости в принятии альтернативных решений;

организация

работы

с

учащимися

с

использованием

современных

методов обучения английскому языку;

отслеживание изменения уровня сформированности умений и навыков

учащихся.

Ведущими подходами в обучении являются:

компетентностный (в том числе формирование профессиональной и

коммуникативной

компетенции

со

всеми

её

составляющими

компонентами:

лингвистиче ским,

с о ц и ол и н г в и с т и ч е с к и м ,

социокультурным, социальным, стратегическим);

интегрированный;

личностно-ориентированный

(развитие

личности

ученика

через

создание условий, в которых обучающийся мог бы совершенствовать

свои способности);

программно-целевой

(обучение

должно

быть

подчинено

учебным

программам);

личностно-деятельностный

(задача

преподавателя

организовать

деятельность, способствующую развитию способностей ученика);

системно-структурный;

сознательно-когнитивный (осознание и осмысление учеником учебно-

познавательной деятельности, которую он осуществляет);

межкультурный.

Вся система обучения базируется на следующих принципах:

принципе коммуникативной направленности;

принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам

речевой деятельности и аспектам языка;

принципах сознательности, активности, наглядности, воспитывающего

обучения, индивидуальности и доступности, учета родного языка и

иностранного языка.

Основными направлениями моей деятельности являются:

использование систем развивающего обучения;

применение современных методик обучения иностранному языку ;

интегрирование учебной и внеучебной деятельности.

Метод проектов.

Метод

проектов, кото р ы й

я

и с п ользу ю

в

о р га н и за ц и и

с в о е й

деятельности, позволяет:

индивидуализировать учебный процесс;

дает

возможность

учащемуся

проявлять

самостоятельность

в

планировании, организации и контроле своей деятельности.

Основная

цель

метода

проектов, которую

я

ставлю

перед

собой,

предоставление

учащимся

возможности

самостоятельного

приобретения

знаний

в

процессе

решения

практических

задач

или

проблем,

которые

требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в

проекте отводится роль координатора, консультанта.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе

темы,

источников

информации,

способе

ее

изложения

и

презентации.

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой,

которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что,

несомненно,

влечет

за

собой

повышенную

мотивированную

активность

учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает, какие

источники информации использовать.

Одной

из

главных

особенностей проектной

деятельности

является

ориентация

на

достижение

конкретной

практической

цели

-

наглядное

представление результата - творческая работа.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для

всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых

главными являются следующие:

использование языка в ситуациях,приближенных к условиям реального

общения;

акцент на самостоятельной работе учащихся;

выбор темы;

отбор языкового материала в соответствии с темой и целью проекта;

наглядное представление результата.

Определение темы, проблемы и цели проекта является наиболее важным

этапом работы. Именно здесь закладываются основы решения поставленных

задач, успешного выполнения задуманного.

Этап

разработки

структуры

проекта требует

во

многих

случаях

консультации учителя (особенно на начальном этапе обучения иностранному

языку, а так же в 5-6 классах). Работа учащихся с различными источниками

информации, отбор языкового материала предполагают регулярные встречи с

консультантом.

В

ходе

таких

встреч

мы

с

учащимися

анализируем

проделанную

работу,

корректируем

ошибки,

в

случае

изменения

первоначальных

планов

разрабатываем

новые

направления

деятельности.

После выполнения задач этапов выбора темы и составления плана работы,

определения стратегии своей дальнейшей деятельности, учащиеся переходят

к этапу по сбору информации. Роль учителя заключается в том, что он

отслеживает

выбор

учеником

источников

информации,

анализирует

обоснованность подбора информации. На протяжении работы над проектом

учитель

самым

внимательным

образом

отслеживает

процесс

реализации

поставленных задач, переход ученика с одного уровня восприятия на другой.

Здесь очень важны обращение к уже имеющимся знаниям учащихся и их

жизненному опыту. Одним из существенных моментов работы на данном

этапе

является

создание

учеником

своей

собственной

системы

хранения

информации.

Работа в группах / индивидуальная работа в процессе моделирования

проекта в

любой

его

форме

предполагает

обязательную

организацию

консультативных встреч, во время которых учащиеся имеют возможность

предъявить

наработанный

материал.

Преподаватель

комментирует

проделанную

работу,

анализирует

подготовленные

фрагменты

проекта,

исправляет ошибки в употреблении языковых единиц, проводится отработка

нового материала.

Если работа организована в рамках группового проекта, то учитель обязан

четко координировать действия разных групп.

На мой взгляд самым интересным этапом работы над проектом для учащихся

является этап подготовки презентации к защите.

Кульминационная точка работы - демонстрация результатов проекта.

Этап

систематизации

и

подведения

итогов включает

в

себя

не

только

контроль

усвоения

языкового

материала

и

развития

речевой

и

коммуникативной

компетенции,

но

и

общую

оценку

проекта,

которая

касается содержания, темы, конечного результата работы, личного участия

каждого из учеников в организации деятельности на всех этапах. Оценочная

часть проектной работы предполагает также анализ деятельности учителя.

Проектные работы, выполненные учащимися, могут быть использованы в

качестве источника информации при подготовке к открытым мероприятиям,

урокам, конкурсам и викторинам.

Использование

логико-коммуникативных

опорных

схем

в

процессе

обучения говорению младших школьников

Другим

направлением

моей

работы

по

развитию

интереса

учащихся

к

изучению

английского

языка,

повышению

качества

знаний

является

использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения

говорению младших школьников.

На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения

необходимо

учитывать

связь

структуры

урока

с

психологическими

особенностями младших школьников. Важно учитывать данные психологии о

том,

что

на

запоминание

у

младших

школьников

большое

внимание

оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных

п р ед л оже н и й

д о

ц е л о с т н о го

о б р а з а

в ы с ка з ы ва н и я . Конечная

цель использования опорных схем и таблиц - научить ученика составлять

свое

собственное

высказывание,

развитие

его

самостоятельности

и

творчества.

Использование

логико-коммуникативных

опорных

схем

позволяет

реализовать

дифференцированный

подход

к

ученику,

активизировать

его

познавательные возможности: память, мышление, воображение.

Методика составления логико-коммуникативных опорных схем включает

в себя несколько этапов.

Прежде всего, необходимо составить модель монологического высказывания

- речевой

эталон,

который

соответствует

требованиям

программы

и

предусматривает возможности ученика. При составлении речевого эталона

учитель должен учитывать жизненный опыт своих учеников, их интересы,

уровень интеллектуального развития.

После составления речевого эталона начинается непосредственно создание

логико-коммуникативной

опорной

схемы. В

зависимости

от

уровня

сформированности

речевых

навыков

и

умений,

от

уровня

развития

мыслительных

способностей

ученика

выбираются

сигналы-символы:

изобразительные

и

вербальные.

Вербальные

средства

включают

в

себя

речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства

представлены рисунками, аппликациями, цифрами.

При

составлении

логико-коммуникативных

опорных

схем

необходимо

использовать следующие принципы:

Принцип доступности содержания - языковой материал не должен быть

слишком сложным;

Принцип

доступности

изображения

-

ученики

привыкают

к

определенным сигналам, выражающим то или иное грамматическое

или

лексическое

явление,

и

отождествляют

данные

сигналы

с

заложенным

в

них

смыслом

(например,

вопросительный

знак

и

многоточие означают, что данную мысль необходимо развить дальше;

короткая линия означает is, а длинная - are;

Принцип расположения информации в логическом порядке;

Принцип цветовых параметров - теплые цвета активизируют внимание

учащихся,

повышают

работоспособность.

Следует

отметить,

что

чрезмерная

перегруженность

схемы

разными

цветами

отвлекает

учеников

от

процесса

работы.

Наиболее

оптимальной

является

комбинация

4-х

цветов.

Основная

часть

лексических

единиц

представлена черным цветом, а красным, синим и зеленым цветами

выделяются

ключевые

аспекты

и

наиболее

важные

моменты

высказывания.

Например,

в

опорной

схеме

"Лондон"

названия

достопримечательностей

написаны

красным

и

синим

цветами,

а

описательные прилагательные, уточняющие существительные, глаголы

представлены только черным цветом;

Принцип достоверности.

Организация

работы

с

логико-коммуникативными

опорными

схемами предполагает их комплексное использование в процессе изучения

темы.

При первом предъявлении схемы учитель знакомит учащихся с речевым

эталоном, которым им предстоит овладеть в процессе работы над темой.

Учитель может организовать беседу с учениками, в ходе которой повторяется

материал, знакомый им по предыдущим темам.

На последующих уроках учитель обращает внимание на отдельные блоки

опорной

схемы.

Большое

внимание

следует

уделять

хоровой

и

индивидуальной отработке отдельных предложений и ситуаций.

Следующий

этап

- обучение

учащихся

целостному

высказыванию по

опорной

схеме.

Первые

монологические

высказывания

могут

быть

предъявлены несколькими учащимися, которые последовательно освещают

предложенные

учителем

ситуации.

Например,

при

работе

над

темой

"Времена года. Погода" один ученик рассказывает о зиме, второй о весне,

третий о лете, четвертый об осени. И только после этого можно предложить

желающему ученику рассказать обо всех временах года. На последних уроках

работы над темой общение учителя и учеников организуется без опоры на

логико-коммуникативную схему.

На

протяжении

нескольких

лет

мои

ученики

подчеркивают,

что

логико-

коммуникативные опорные схемы им очень помогают в обучении.

И с п о л ь з о в а н и е

л о г и к о - к о м м у н и к а т и в н ы х

о п о р н ы х

схем позволяет значительно

сократить

время

обучения

учащихся

составлению монологического высказывания по теме, а также составлению

диалогов.

Компактные,

яркие

сигналы

активизируют

работу

учеников,

обостряют

их

внимание

и

способствуют

запоминанию.

Опорные

схемы

позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между

ними,

содействуют

развитию

логического

мышления.

Многим

ученикам

опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого

материала

-

создают

психологический

комфорт

и

атмосферу

доверия

на

уроке.

Подводя итоги, хочется сказать, что интерес к изучению английского языка

растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать,

что

хорошее

знание

иностранного

языка

является

неотъемлемой

частью

современной жизни.

Список литературы:

1.Панюшкина О.А. Некоторые особенности преподавания иностранного

языка с использованием информационных технологий в современных

условиях//Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014

учебного года. Сборник материалов VII Международной научно-

практической конференции (г. Новосибирск, 2 октября 2013 г.)

Новосибирск: ЦРНС, 2013. — с. 79—85.

2.Палагутина М.А. Инновационные технологии обучения иностранным

языкам // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы

международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.) Т. 1.

Пермь: Меркурий, 2011. — С. 156—159.

3.Павловская И.Ю. Методика преподавания иностранных языков. Обзор

современных методик преподавания 2-е изд., Изд-во С.-Петербург Ун-та

2003. — С. 3—4

4.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы

коммуникативного обучения ИЯ//Иностранные языки в школе, № 4,

2000 г.

5.Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование

времени? Иностранные языки в школе – 2009. - № 2



В раздел образования