Автор: Хакуашева Марина Мухамедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.п.Терек
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Ловушки ЕГЭ".
Раздел: полное образование
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку 11 класс
«Система подготовки учащихся
к тестовой части ЕГЭ по русскому языку.
Ловушки ЕГЭ».
Автор: Хакуашева М.М.
Пояснительная записка
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к
сдаче
ЕГЭ
по
русскому
языку» представляет
собой
систему
занятий,
направленных
на
углублённое
изучение
трудных
случаев
орфографии
и
пунктуации,
что
позволит
учащимся
качественно
подготовиться
к
выполнению тестовых заданий ЕГЭ и объективно оценить свои знания по
предмету. Программа курса предназначена для подготовки учащихся 11-х
классов к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и
рассчитана на 34 часа.
Актуальность данного курса несомненна. В нем даются подробные
методические рекомендации для выполнения каждого задания. Учащиеся
смогут
овладеть
навыками
выполнения
всех
заданий
ЕГЭ,
узнать,
какие
«ловушки» подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки»
для успешного их выполнения.
Цель: углублённое изучение орфографии и пунктуации, подготовка
учащихся
к
итоговой
аттестации,
повышение
орфографической
и
пунктуационной
зоркости
школьников.
совершенствование
практических
навыков письма.
Задачи курса:
-
систематизировать
и
углублять
знания
обучающихся
по
орфографии
и
пунктуации;
- учить осознанно применять на письме орфографические и пунктуационные
правила.
- помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать/
понимать:
- виды орфограмм;
- виды пунктограмм;
- трудные случаи орфографических норм.
уметь:
- объяснять изученные виды орфограмм и пунктограмм и грамотно писать;
- находить орфографические и пунктуационные ошибки.
- пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев
текста.
- владеть основными приёмами информационной переработки письменного
текста, создавать письменные высказывания различных типов и жанров.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны
овладеть практическими навыками выполнения работы.
1. Различные виды анализа
Проводить различные виды анализ языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
Осуществлять
речевой
самоконтроль;
оценивать
письменные
высказывания
с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм.
Проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов.
2. Чтение
Использовать основные виды чтения ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное
и
др.)
в
зависимости
от
коммуникативной
задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного
текста
3. Письмо
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в
социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
использовать
в
собственной
речевой
практике
синонимические
ресурсы русского языка.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения.
Тематическое содержание элективного курса
№
Содержательные разделы
Количество
часов
1
Речь. Текст. Информационная обработка письменных
текстов различных стилей и жанров.
5
2
Лексика и фразеология.
5
3
Нормы орфографии.
8
4
Нормы пунктуации.
8
5
Речь. Языковые нормы.
4
6
Речь. Выразительность русской речи.
Языковые средства выразительности.
4
Всего часов:
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
Тема занятия
Коли-
честв
о
часов
Тип занятия
Вид работы
1
Вводное занятие. Структура
ЕГЭ. Изменения в структуре
КИМов.
1
Открытие
новых знаний.
Знакомство с
КИМами ЕГЭ.
2
Информационная обработка
текстов различных стилей и
жанров.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение заданий
1.
3
Средства связи предложений
в тексте.
1
Практикум
Выполнение заданий
2.
4
Лексическое значение слов.
Работа со словарной
статьей.
1
Систематизац
ия знаний.
Выполнение заданий
3.
5
Орфоэпические нормы.
1
Практикум
Выполнение заданий
4.
6
Слова-паронимы.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение заданий
5.
7
Морфологические нормы.
Образование форм слов
разных частей речи.
1
Систематизац
ия знаний.
Практикум.
Выполнение задания
6.
8
Синтаксические нормы.
Нормы согласования.
Нормы управления.
1
Систематизац
ия знаний.
Практикум.
Выполнение заданий
7.
9
Ловушка.
Употребление
деепричастного
оборота
в
безличном предложении.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение задания
7.
10
Орфография. Правописание
корней.
1
Систематизац
ия знаний.
Практикум.
Выполнение заданий
8.
11
Орфография. Правописание
приставок.
1
Систематизац
ия знаний.
Практикум.
Выполнение заданий
9.
12
Ловушка. Правописание
иноязычных приставок.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение заданий
9.
13
Правописание суффиксов
различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-).
1
Систематизац
ия знаний.
Практикум.
Выполнение заданий
10.
14
Орфография. Правописание
окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
1
Практикум.
Выполнение заданий
11.
15
Орфография. Правописание
НЕ и НИ с разными частями
речи, различие НЕ и НИ.
1
Практикум
Выполнение заданий
12.
16
Орфография. Слитное,
дефисное, раздельное
написание слов разных
частей речи.
1
Практикум
Выполнение заданий
13.
17
Орфография. Правописание
Н и НН в суффиксах разных
частей речи.
1
Практикум
Выполнение заданий
14.
18
Пунктуация. Знаки
препинания в простом
осложненном предложении.
1
Практикум
Выполнение заданий
15.
19
Пунктуация в
сложносочинённом
1
Практикум
Выполнение заданий
15.
предложении.
20
Ловушка. Общий
второстепенный член в
сложносочиненном
предложении.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение заданий
15.
21
Пунктуация. Знаки
препинания
в предложениях с
обособленными членами.
1
Практикум
Выполнение заданий
16.
22
Пунктуация. Знаки
препинания в предложениях
с вводными и вставными
конструкциями.
1
Практикум
Выполнение задания
17.
23
Ловушка. Слова, не
являющиеся вводными.
1
Открытие
новых знаний.
Выполнение заданий
17.
24
Пунктуация. Знаки
препинания в
сложноподчиненном
предложении.
1
Практикум
Выполнение задания
18.
25
Пунктуация. Знаки
препинания в сложном
предложении с разными
видами связи.
1
Практикум
Выполнение задания
19.
26
Текст как речевое
произведение. Смысловая и
композиционная
целостность текста.
1
Практикум
Выполнение заданий
20.
27
Информационная обработка
текстов. Типы речи.
1
Практикум
Выполнение задания
21.
28
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
Фразеологические обороты.
1
Систематизац
ия знаний.
Выполнение заданий
22.
29
Средства связи предложений
в тексте.
1
Практикум
Выполнение задания
23.
30
Языковые средства
выразительности.
1
Систематизац
ия знаний.
Выполнение заданий
24.
31
Тропы и фигуры.
1
Практикум
Выполнение заданий
24.
32
Лексические средства.
(Задание 24).
1
Практикум
Выполнение заданий
24.
33
Синтаксические средства.
(Задание 24).
1
Практикум
Выполнение заданий
24.
34
Тестирование по заданиям
ЕГЭ.
1
Практикум
Решение тестовых
заданий.
Литература
Для учащихся
1. ЕГЭ-2015: русский язык: самые новые реальные задания/авт.-сост.
А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 158с. – (ФИПИ)
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014:
Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др.
– М.: АСТ: Астрель, 2014. – 191 с. – (ФИПИ)
Для учителя
1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с
развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло,
О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2013. – 172 с.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для
учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово - РС», 20012.- 304 с.
3. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю. Угроватова.
– М.: Эксмо, 2014. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска