Автор: Головченко Мария Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Корсаков Обл.Сахалинская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Детский фольклор и его сценическое воплощение.
Раздел: дополнительное образование
Детский фольклор и его сценическое воплощение.
Фольклор – сложное сценическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются
элементы
различных
видов
искусства:
словесного,
музыкального,
театрального,
хореографического. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности
различных периодов истории. В произведениях фольклора высоко оценено познавательное
значение, в них многосторонне отражена действительность: история, общественные отношения,
быт, воззрение и идеалы народа.
Песни, сказки, пословицы, поговорки и другие украшения речи – это подлинно народное
творчество, они важны для изучения народных воззрений, настроений, психологии, чаяний и
ожиданий.
Широкое использование фольклора во всех областях литературы и искусства не могло
сказаться и на воспитании и образовании. Уже великий Ломоносов, большой любитель и знаток
песни, обратил внимание на то, что «…сладостные звуки родимой песни и музыки в живой
человеческой
душе
ум
пробуждают
и
чувства
высокие
воспитывают».
Как
удивительно
перекликаются эти слова с высказыванием А. Пушкина, который писал в письме к брату: «…
вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Каждый вид искусства
имеет
свои
особые
изобразительно-выразительные
средства.
В
музыке
используются
чередования
и
гармония
звуков,
в
хореографии
–
пластика
движений,
в
литературе
-
изобразительно-выразительные возможности слова.
Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не
умели писать, поэтому, естественно, ему присуща устная форма слова. Не фольклор не только
устная поэзия, не только искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, как
в
песне,
то
есть
сливает
воедино
словестное
и
музыкальное
искусства.
Кроме
того,
все
произведения фольклора существуют в живом исполнении, то есть включают в себя элементы
театрального искусства (жест, мимика, интонация). Таким образом, фольклор по сути дела
синтетическое
искусство,
соединяющее
в
себе
особенности
нескольких
искусств.
Нельзя
забывать
и
того,
что
произведения
некоторых
жанров
используются
под
аккомпанемент
музыкальных инструментов. Так, былины в древности исполнялись по аккомпанемент гуслей.
Частушки и теперь исполняются под гармонь, баян или балалайку. Нередко песни сопровождает
танец,
будь
то
плясовая
задорная
темповая
песня
или
хоровод.
Все
это
–
проявление
синтетичности фольклора. Но все же основой фольклорного произведения является слово.
Слово в фольклорных произведениях может существовать и без напева, но напев без слова
обычно не существует. Поэтому фольклор рассматривается прежде всего как искусство слова.
Содержание
фольклора
вытекает
из
жизни
народа:
его
миропонимание,
взгляды,
нравственно-этические,
социально-исторические,
политические,
философские
и
художественно-эстетические.
Отличия фольклорных произведений состоят в том, что они создаются не на книжном,
литературном языке, а на живом разговорном народном языке, имеющим свои лексические и
звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров, от диалекта.
В народном поэтическом творчестве выработалась своеобразная система выразительных
средств. Это символика образов. Например: молодец – «сокол ясный», «сизый селезень»; девица
– «Павушка», «лебедь белая», «ягодка» и т.д.
1
Параллелизмы: «…не долго веночку на стеночке висеть,
Не долго Марьюшке в девицах сидеть…».
Постоянные
эпитеты:
«поле
чистое»,
«луг
зелёный»,
«море
синее»,
«руки
белые»,
«жена
верная» и т.д.
Тавтология: «дождь дождит», «горе горькое», «диво дивное» и т.д.
Синонимы: «дани – пошлины», «правда - истина», «рябина - рябинушка», «щука – рыба», «роду
– племени».
Языку
фольклорных
произведений
свойственно
широкое
употребление
слов
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами:
реченька,
младёшенька,
бережок,
пташечка,
батюшка, матушка, гусельки.
Краткие прилагательные: сине море, чисто поле, быстра речка, светел месяц.
Повторение предлогов: «…Ай, за славной, за рекой, за Камышенкой…», «Как по зорьке, по
вечерней по зорьке…», а также разнообразные типы повторений слов и словосочетаний.
Песенные фольклорные жанры (былины, исторические песни, баллады, лирические песни)
по своему стихотворному строю отличаются от произведений литературы. В русском фольклоре
наши писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый
источник совершенствования поэтического мастерства. В связи с этим А. Пушкин говорил: «…
изучение старинных песен, сказок и тому подобное необходимо для совершенного знания
русского языка». А.М. Горький признавал: «Я очень много учился на пословицах».
Фольклор в современности – это главный вопрос фольклористики, пытающейся осмыслить
место и роль народного творчества в многонациональной культуре. Правильное его решение
помогает строительству нашей культуры, включая столь важный для фольклористики момент,
как этнические традиции в современности.
Традиции – это передача из уст в уста, от поколения к поколению устных произведений. Вне
традиции
народное
творчество
не
существует,
как
дерево,
лишенное
корней.
Поэтому
правильное решение вопроса о фольклоре в современности лежит не на пути пренебрежения
исконными традициями, с учетом жизненных развивающихся прогрессивных сторон и сил
народных художественных традиций.
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его
вековой опыт и знания. Главное место в нем безусловно принадлежит песне – величайшему
музыкально-поэтическому созданию народного гения. Песня многообразно отражает жизнь
человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном
творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде,
к
счастью и справедливости.
Благодаря исключительной душевности, искренности, песня глубоко эмоционально
воздействует на всех, кто ней соприкасается. Она учит с достоинством любить свою Родину,
народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, развивает музыкально-
поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вот почему фольклор в наши дни не
только не утратил своего значения, но и получил еще более широкое применение в самых
различных сферах народной жизни. Одни и наиболее важных направлений в этом плане можно
считать серьезное привлечение его в детское музыкальное образование и воспитание.
Детское музыкальное воспитание всегда находится в поле зрения широкой общественности.
Каждый ребенок должен уже в раннем возрасте прикоснуться к живительному источнику
народной
мудрости
–
к
фольклору.
Народное
творчество
заложит
в
его
душе
основу
художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать
2
на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие
образцы.
Значение народной песни в детском воспитании и музыкальном развитии общепризнано.
Русское народное искусство дает совершенные образцы музыкального творчества, требующие к
себе
бережного
отношения.
Именно
в
детском
исполнении
наиболее
естественно
будут
переданы так присущие народной песне простота и искренность высказывания. От встречи с
настоящим
искусством
дети
получают
большую
творческую
радость.
Подлинно
народное
искусство близко их восприятию, мышлению, воображению и служит благодатной почвой для
воспитания творчески активной личности.
Для
составления
репертуара,
необходима
соответствующая
литература.
В
печати
выпускались сборники под названиями «Каравай», «Кочерёжка-дуда», «Росынька», «Гусельки»,
«Жаворонушки», «Русские народные песни для детей» и т.д., где можно взять в репертуар песни
для
детского
ансамбля.
В
составлении
репертуара
необходима
и
литература
по
устному
фольклору: прибаутки, поговорки, пословицы, стихи о временах года – это необходимо при
составлении
режиссерского
видения
программы
в
виде
блока,
картинки-сценки,
чтобы
выступление не казалось «сухим», а была
бы живая, эмоциональная картинка из быта, из
жизни. И обязательно надо помнить, фольклор – это синтез пения, жеста, мимики, движения.
Как сказала в свое время известнейшая исполнительница русских народных песен Лидия
Андреевна Русланова: «…Я песню не пою, я её играю…».
Народная песня будет полностью раскрыта и принята зрителем, если она будет дополнена
образностью, то есть актерской игрой, многовариантностью куплетов, импровизацией.
Хороводная песня уже говорит о себе, что её надо хороводить. Рисунок хоровода не должен
быть сложен, как и сама песня, впрочем, аранжировка в данных песнях должна быть не
мудрёной. В хороводах в основном используются «круговые» движения, «змейкой», «стенка-на-
стенку», «подковкой» и др. Так же в репертуар можно брать игровые песни, то есть
игры-
хороводы,
ролевые,
в
которых
распределены
роли,
свадебные,
величальные,
песни
из
календарного цикла (колядки, щедровки, заклички и т.п.).
Художественный руководитель Государственного Северного народного хора, народный
артист РСФСР, профессор Музыкальной академии им. Гнесиных Нина Константиновна Мешко
говорила: «Русская песня – это правда! Она не терпит лжи, притворства, нарочитости». Всё это
есть
именно
у
детей,
у
детского
коллектива.
А
дети
–
это
самая
благодатная
почва
для
проявления своих замыслов, своего творчества.
Детские фольклорные коллективы, исполняющие лучшие образцы народного музыкального
творчества разных областей, должны обращаться к песням своего края, области, района, села.
Репертуар фольклорного коллектива может быть расширен и за счет неопубликованных записей
собирателей
народного
музыкального
творчества.
Это,
естественно,
относится
к
тем
местностям, где издревле существуют определенные местные традиции, которые проявляются и
в диалекте, и в движениях, сопровождающих песни, и в костюмах.
На Сахалине нет традиций славянской культуры, так как в данной области живут в основном
переселенцы со всего бывшего Советского Союза: России, Белоруссии, Украины. И по этой
причине сохранить традиции, завезенные из разных местностей невозможно, а тем более
поколениям, которые родились на Сахалине. Поэтому фольклорные коллективы, созданные в
разных районах нашей области воспитываются на лучших образцах народной песни, но без
особого сохранения диалекта – важной детали фольклора, пение так называемое стилизованное,
говор средней полосы России. То же самое можно сказать и о костюмах. Но тем не менее,
3
коллективы существуют и есть руководители, искренне любящие народную песню, славянский
фольклор,
которые
с
любовью
пропагандируют
сове
творчество
и
творчество
своих
единомышленников, а именно коллективы городов Макарова, Охи, Долинска, Анивы, Южно-
Сахалинска, Корсакова и др., в концертных выступлениях которых слышатся песни в основном
на русском и украинском языках.
И если сегодня мы радуемся расцвету разноязычных народных талантов нашей отчизны, то
эта радость непременно включает в себя и радость узнавания, радость от ощущения того, что
лучшие традиции не забыты и потому не стареют.
Народное музыкально-поэтическое творчество – действенное средство развития творческих
способностей
детей.
Яркий
музыкальный
и
поэтический
язык
фольклора
воспитывает
в
подрастающем
поколении
уважение
к
традициям
своего
и
других
народов,
способствует
формированию патриотических чувств и высокой нравственности. Для ребят особенно важно
постижение
природы
музыкального
фольклора.
Подлинно
народное
искусство
близко
их
воспитанию, мышлению, воображению и служит благодатной почвой для воспитания творчески
активной личности.
Основной задачей в освоении музыкального фольклора является воспитание у детей умения
создавать
из
известных
заданных
элементов
построения,
комбинировать
старое
в
новые
сочетания,
что
и
составляет
рациональную
основу
творчества.
Такая
творческая
комбинирующая деятельность проходит в условиях эмоционального их подъема, именно она
помогает
развитию
творческих
способностей
детей
и
активному
формированию
глубоких
знаний в сфере народно-музыкального творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сборник
статей
«Народная
музыка
СССР
и
современность».
Редактор-составитель
Земцовский И.И. - Л., Музыка, 1982.
4
2.
«Русское устное народное творчество». Н.И. Кравцов, С.Г.Лазутин – Высшая школа,
Москва. 1977.
3.
«Музыка в школе» - методический журнал Министерства просвещения РСФСР – М.,
Просвещение, 1985, №2
4.
В.Попов «Русская народная песня в детском хоре». – М.. Музыка, 1985
5.
Л.Л.
Куприянова
«Основные
принципы
работы
с
детским
народно-хоровым
коллективом», методические рекомендации. – М., МГПИ, 1981
5