Автор: Богатикова Эльвира Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Заветинского района"
Населённый пункт: с. Заветное
Наименование материала: Методическая разроботка
Тема: Этичные и неэтичные поступки
Раздел: дополнительное образование
"Этичные и неэтичные поступки"
Цель: создать условия для становления у обучающихся осознанного отношения и
поведения; ввести их в мир культуры.
Задачи:
- учить понимать смысл и значение правил этичного поведения человека;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- развивать память и логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в начале нашего занятия давайте вспомним, какие поступки
называются этичными и неэтичными.
Ученик: Этичные поступки – когда человек поступает хорошо, правильно, а
неэтичные поступки – когда человек поступает плохо, неправильно.
Воспитатель: Вот сегодня я расскажу вам об отдельных ситуациях, которые
происходят с нашими ребятами, но имена их из меню. А вы решите, этично ли
поступили эти ребята.
Ситуация 1.
Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога
она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие
туфельки, ни у кого таких нет!»
Правильно ли, этично поступила Катя и почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Конечно, Катя поступила неэтично, так как хвалиться очень некрасиво,
надо ждать, когда тебя похвалят.
Ситуация 2. Кто из девочек поступил этично?
Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем
вчера».
Елена Сергеевна увидела Катю и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня
особенно хорошо!»
-Спасибо, - сказала Катя, - мне очень приятно.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: В этой ситуации этично поступила Катя и, конечно, воспитательница,
потому что хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, то есть
хвалить так, чтобы этим не обидеть человека. Не забывайте о тактичности.
Ситуация 3.
Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место.
Пришёл брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
Почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Я тоже думаю, что сестра поступила неэтично, так как некрасиво брать
что-то без разрешения.
Говоря об этичных и неэтичных поступках, мы говорим об этикете. Этикет – это
правила культурного поведения. Давайте повторим все вместе, что такое этикет.
(Учащиеся вместе с воспитателем повторяют определение этикета 2-3 раза)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого человека можно назвать культурным?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Культурный человек – это, прежде всего, воспитанный человек. Он не
ломает вещей, не засоряет речь плохими словами, не мешает жить другим людям
своим поведением, оказывает всем помощь, кто в ней нуждается.
Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным,
воспитанным, и я пригласила его к нам в гости. Но он появится у нас в том случае,
если вы отгадаете песню-загадку.
Воспитатель: Спасибо. Предлагаю провести небольшое соревнование. Для этого
разделимся на две команды. Справа от меня команда «Молодцы», слева –
«Удальцы». Каждой команде я поочерёдно буду задавать вопрос. Если первая
команда не отвечает на вопрос, то он передаётся второй команде. Оценивать
словесное состязание буде кот Леопольд.
I раунд.
1.Что при встрече и при расставании должен сделать культурный
человек? (Поздороваться и попрощаться)
2.Что нужно сделать, если друг ошибся? (Помочь исправить ошибку; если он
огорчился – пожалеть его, объяснить как можно тактичней, в чём его ошибка)
3. Если друг попал в беду – ваши действия? (Если возможно – помочь ему,
обратиться за помощью к взрослым)
II раунд.
Выберите правильный ответ.
1.Вы в гостях у друга, вместе играете. Случайно он что-то разбивает. Ваши действия:
-помочь другу незаметно спрятать осколки;
-посоветовать другу самому признаться во всём; +
-вместе с другом признаться во всём и разделить вину пополам.
2.Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно её сломали. Ваши действия:
-отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось;
-расскажите другу и попросите прощения;
-расскажете своим родителям и попросите их помочь вам исправить игру или
приобрести новую. +
3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия:
-извинюсь и подниму книги; +
-извинюсь и пойду дальше;
-пройду мимо.
Воспитатель: Слово жюри
III раунд.
1.Какие поступки вы назовёте неэтичными? (Ответы учащихся)
2.Кому и почему вы должны уступать место в транспорте? (Ответы учащихся)
Воспитатель: Соревнование закончилось. Слово предоставляется жюри.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, что такое этикет?
Этикет – это правила культурного поведения.
Кого мы называем культурным человеком?
Культурный человек – это воспитанный человек.
Культурный человек – это тот, кто уважает труд других людей, благодарный за заботу
и помощь.
Культурный человек – это скромный и внимательный человек.
Воспитатель: Вот и я хочу, чтобы вы все стремились к тому, чтобы быть культурными
людьми и всегда помнили слова кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно».
На этом занятие закончено. Благодарю всех за внимание и участие.