Напоминание

региональный компонент Образовательной программы Перспективное планирование


Автор: Гнездилова Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10 города Алушты
Населённый пункт: город Алушта Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: региональный компонент Образовательной программы Перспективное планирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ детский сад №10 города Алушты

Республика Крым

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(региональный компонент Образовательной программы)

МЛАДШАЯ ГРУППА

Месяц

года

неделя

Содержание работы

сентябрь

2

неделя

Речевое развитие. Тема «Давай познакомимся! Вежливые слова»:

Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро!

Добрый вечер!

Художественно-эстетическое развитие произведений для слушания

муз. С. Майкапара; «Колыбельная»,

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие.

Семья. Родной дом. Наши имена

Понятие «полное имя»

Кухня

Какую посуду мама использует на кухне. Из каких продуктов она

любит готовить

Одежда

Современная одежда и обувь. Праздничная одежда. Как украшена

наша одежда

Приглашаем в гости

Как вежливо пригласить в гости/на праздник.

октябрь

2

неделя

Познавательное развитие. Животный мир

Животные: еж, белка, дикий кабан, косуля, крымский благородный

олень, заяц-русак, дельфины

4

неделя

Художественно-эстетическое развитие.

Знакомство с гончарным производством Посуда, предметы быта.

Украшение посуды (рисование или аппликация).

ноябрь

2

неделя

Познавательное развитие. Птицы: журавль, воробей, ворона, сорока,

синица, дятел, утка, лебедь, чайка

4

неделя

Социально-коммуникативное

развитие. Примерная

тематика

словарной работы

Имена моих друзей.

Давай познакомимся.

Физическое развитие. Подвижные игры Русские: «Каравай»

Крымскотатарские: «Достань камешки»

декабрь

2

неделя

Социально-коммуникативное

развитие. Гончарное

производство

украшения жилища, игры, игрушки народов Крыма

4

неделя

Познавательное развитие Природоохранные мероприятия Природу

охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным

состоянием леса, подкармливают животных в трудные зимы

январь

2

неделя

Социально-коммуникативное развитие лексические темы

Наши имена. Праздник.Еда, семья, дом.

Примерная

тематика

игр

на

взаимодействие

детей “Как

тебя

зовут?”, “Назови ласково имя соседа”

4

неделя

Речевое

развитие Примерный

перечень

считалок,

жеребьевок:

разучивание «Я куплю себе дуду…», «Заяц белый…», и драматизация

по ролям

февраль

2

неделя

Речевое развитие Примерный перечень считалок, жеребьевок:

«Мышка, мышка…», “Зайчик, зайчик, побігайчик...”

Физическое

развитие Примерный

перечень

подвижных

игр

Армянские:

«Цветы

и

ветерки»,

Немецкая:

«Метание

чулочных

мячиков», другие игры.Белорусские: «Посадка картошки»

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Примерный

п е р е ч е н ь

произведений

для

слушания

Русские:

«Котик

заболел»,

«Котик

выздоровел»,

Украинские: «Подоляночка»,исполнение

музыкально-

ритмических движений

март

2

неделя

Социально-коммуникативное

развитие

Примерная

тематика

сюжетно-ролевых игр – Семья, День рождения

для музыкально-ритмических движений

(упражнения, народные танцы, хороводы)

4

неделя

Познавательное

развитие Пресмыкающиеся

и

земноводные:

змея,

лягушка, ящерица,

Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, муравей, пчела,

оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.

апрель

2

неделя

Речевое

развитие народнопоэтические

произведения

(заклички,

загадки, пословицы, поговорки о весне);

Художественно-эстетическое

развитие Примерный

перечень

произведений для слушания

Караимские: «Бабочка», муз. С. Майкапара

4

неделя

Познавательное

развитие Природоохранные мероприятия: Природу

охраняют лесники и пожарные. Пожарные охраняют крымский лес от

пожаров.

Физическое развитие подвижная игра «Умелые пожарные»

май

2

неделя

Декоративно-прикладное искусство

Свой

дом,

одежду,

мебель

и

т.п.

люди

украшали

(коллективная

работа)

Социально-коммуникативное

Примерная тематика занятий

Я люблю дружное слово ВМЕСТЕ.

4

неделя

Речевое развитие Устное народное творчество. Крымский фольклор:

обучение пересказу и драматизация по ролям

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц

неделя

Содержание работы

года

сентябрь

2

неделя

Познавательное

развитие

Крым

это

полуостров,

соединенный

с

материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями:

Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный,

а

ближе

к

югу

появляются

невысокие

горы

(предгорье),

которые

постепенно переходят в высокие горы. На географической карте эти

природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая,

предгорная - зеленая, горная - коричневая.

Самая высокая горная вершина - Роман-Кош. Самые полноводные

реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах

В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является

Учан-Су

(самый

высокий,

в

г.Ялте)

и

Джур-Джур

(самый

полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района).

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие Имена родителей, родных в

семье, родственников. Значение своего имени. В честь кого

меня

назвали.

Святыней

для

каждого

человека

является

его

родной

дом.

Дома

отличаются архитектурой, интерьером, предметами быта. У разных

людей есть свои представления о жилище, его благоустройстве и

благополучии.

Что готовят в нашей семье и у наших соседей каждый день и во время

праздников. Как в семье сидят за столом.

Где работают наши родители. Где работают родители наших друзей,

н а ш и х

с о с е д е й .

В

н а ш е м

н а с е л е н н о м

п у н к т е

е с т ь

достопримечательности.

октябрь

2

неделя

Речевое развитие Темы «Давай познакомимся! Вежливые слова»:

Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро!

Добрый вечер! Как дела? - Хорошо! До свидания! До завтра! Всего

хорошего! Счастливо! Спокойной ночи! Счастливого пути! Будь(те)

здоров(ы)!

Извини(те)!

Прости(те)!

Спасибо!

Пожалуйста.

На

здоровье.

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Декоративно-прикладное

искусство

Свой дом, посуду, одежду, мебель и т.п. люди украшали

Гончарное производство

Посуда, предметы быта, украшения жилища, игрушки

(Рисование или аппликация)

ноябрь

2

неделя

Познавательное развитие Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий

кабан,

косуля,

крымский

благородный

олень,

лисица,

заяц-русак,

хомяк, летучая мышь

Птицы:

журавль, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец,

сойка, кукушка, дятел, утка, лебедь, чайка, цапля и др.

Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др

4

неделя

Познавательное развитие Охрана природы Крыма

Вода необходима для жизни человеку так же, как воздух, поэтому ее

нужно беречь: расчищать и благоустраивать родники и источники, не

мусорить на берегах рек и озер, не сливать и не сбрасывать в них

отходы. Природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за

санитарным состоянием леса, подкармливают животных в трудные

зимы. Пожарные охраняют лес от пожаров.

В

охране

природы

должно

принимать

посильное

участие

все

население Крыма.

декабрь

2

неделя

Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и

памятников»

Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о

том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна

звучали

разные

языки,

памятники

архитектуры

и

искусства

создавались носителями различных культур и религий.

Примерный перечень памятников, событий, предприятий,

которые сделали Крым известным во всем мире

Артек

всемирно

известная

детская

здравница

(Большая

Ялта).

Никитский ботанический сад (Большая Ялта).

Музей «Панорама» (г.Севастополь) - Крымская война.

Институт

геологии

южных

морей

музей

«Аквариум»

(г.Севастополь).

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Работа

по

ознакомлению

детей

с

народными

промыслами

и

декоративно-прикладным

искусством

Детей можно познакомиться с такими видами работ, как вышивка,

мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление

изделий

из

бисера,

объемное

конструирование,

флоромозаика,

флоропластика, вытынанки и др.

Материалы и способы их обработки

Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.

на новогоднюю тематику

январь

2

неделя

Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр

Азербайджанские: «Со спины лошадки»

Белорусские: «Заплетись, плетень!»

Греческие: «Колечко»

Крымскотатарские: «Мормалы»

Русские: «Гуси-лебеди», «Молчанка», «Золотые ворота», «В ручеек»

4

неделя

Речевое

развитие

Устное

народное

творчество.

Крымский

фольклор:обучение пересказу и драматизация по ролям

- народнопоэтические произведения (потешки, считалки,

заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы,

поговорки);

- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды,

притчи, былины, мифы);

Произведения крымских писателей и поэтов.

февраль

2

неделя

Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная

культура людей, живущих в Крыму

Примерные лексические темы

Мой сосед. Давай дружить!

Мой друг.

Примерная тематика словарной работы

Вежливые слова.

Дом, предметы быта.

Семья.

Детский сад.

Примерная тематика занятий

Зачем быть вежливым?

Твой голос: тихо или громко?

От улыбки станет всем светлей!

Человек без друзей, что дерево без корней.

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие Примерная тематика игр на

взаимодействие детей

“Как тебя зовут?”, “Назови ласково имя соседа”, “Встанем в круг”

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр

Семья.

Наши семьи живут рядом. Наши соседи.

Магазин. Супермаркет.

Идем в гости. Принимаем гостей.

День рождения.

март

2

неделя

Познавательное

развитие

Обитатели

морей: дельфин-белобочка,

дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза

Животные, занесенные в Красную книгу

Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора

малая

Примерный перечень художественно-познавательных произведений о

Крыме

Батурина Н. – «Морские физкультурники»; Бахревский В.А. – «Наше

море»;

Горская

Л.М.

«Карапуз

и

медузы»;

Донченко

А.И.

«Крылатый Айболит»;

Примерный

перечень

произведений

для

чтения

и

рассказывания

детям

Бахревский В.А. – «На окошке»; Ветров М.И. – «Камбала»; Вилеко

В. - «Водолаз», «Медуза»; Горская Л.М. - «Краб и море»;

4

неделя

Социально-коммуникативное

развитие

Примерный

п е р е ч е н ь

прозаических произведений

(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)

Армянские: Заказчик и мастер (сказка)

Болгарские: Чужие цеврули (сказка)

Греческие: Кипарис (легенда)

Крымскотатарские: ). Упрямые козы (сказка).

Украинские: Рукавичка (сказка).

апрель

2

неделя

Познавательное

развитие

Растительный

мир

Крыма

богат

и

разнообразен:

Деревья

и

кустарники:

акация,

клен

полевой,

лох

серебристый, тамариск, шиповник и др.

Дикорастущие плодовые деревья: яблони, груши, черешни

Кустарники: боярышник, шиповник, кизил

Травянистые

растения

лесной

и

парковой

зоны:

первоцветы

(подснежник, примула, цикламен), ландыши, крокусы, пион розовый

Лекарственные травы

зверобой

продырявленный,

чабрец,

полынь,

мать-и-мачеха,

подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива.

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Примерный

п е р е ч е н ь

произведений для слушания

Украинские: «Подоляночка», нар.мелодия, обр. Л. Ревуцкого; «Спи,

моя дитино», муз. Я. Степового; «Котик серенький»

Крымскотатарские:

»,

колыбельная;

«Кукольный

марш»,

муз.

Э.

Налбандова, «Кукольный вальс»

Примерный перечень песен

Украинские:

«Кукушечка»,

нар.мелодия,

обр.

Ю.

Михайленко;

«Выйди, выйди, солнышко»,

Немецкие: «Колыбельная папы», нар.песня; «Лягушка»

Примерный

перечень

произведений

для

музыкально-ритмических

движений

(упражнения, народные танцы, хороводы)

Русские:

«Ах,

ты

береза»,

обр.

И.

Арсеева,

«Круговая

пляска»,

нар.мелодия

Крымскотатарские: «Платочек», нар.мелодия

Украинские: нар.мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами»,

«Дождик»,

«Не

пустим»,

нар.мелодия,

« П е р е п е л оч к а » ,

«Подоляночка»

май

2

неделя

Познавательное развитие

Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол,

крымская

жужелица,

цикада,

тля,

муравей,

пчела,

оса,

шмель,

стрекоза, бабочка, комар и др.

Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и

др.

Физическое развитие Примерный перечень пальчиковых игр

Р у с с к и е : «Ласточка,

перепелочка»,

«Киселек»,

«Братцы»,

«Маланья»,

«Перстенек»,

«Щелчки»,

«Коси,

коса!»,

«Воробей

в

гнезде»,

«Перетяжечки»,

«Прижми

палец»

«Пчела»,

«Оса»,

«

Стрекоза», «Бабочка», «Змея» и др.

4

неделя

Речевое развитие Примерный перечень произведений для заучивания

наизусть

Асанова

Э.

«Море»,

«Помощь»;

Иванов

В.А.

«Мамина

помощница»; Ложко В.Ф. – «Горы умываются»;

Примерный перечень считалок, жеребьевок:

Крымскотатарские: «Раз,

два,

три,

четыре…»,

«Верблюды»

(считалки)

Русские: «Катился горох по блюду…», (считалки) и др.

Немецкие: «Ниточка или иголочка?», «Первенчики, бубенчики…»

Украинские: , “Я куплю собі дуду...”, “Котилася торба...”

СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц

года

неделя

Содержание работы

сентябрь

2

неделя

Познавательное

развитие

Крым

это

полуостров,

соединенный

с

материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями:

Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный,

а

ближе

к

югу

появляются

невысокие

горы

(предгорье),

которые

постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется

узкая полоска земли - Южный берег Крыма.

На

географической

карте

эти

природные

зоны

могут

быть

представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная

-

коричневая.

В

тех

местах,

где

горы

пересекаются

реками,

образуются ущелья, наиболее известное - Большой Каньон Крыма.

Некоторые

крымские

горы

имеют

плоские

вершины,

которые

называются «яйла». Крым омывается Черным и Азовским морями.

Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое,

вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море

гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая.

В Крыму много родников, в основном они расположены в горной

природной

зоне.

В

Крыму

есть

источники

минеральной

воды,

особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные

источники

-

Савлык-Су

(«Здоровая

вода»,

г.Алушта),

Аджи-Су

(«Черные воды», в Бахчисарайском р-не). Самые полноводные реки:

Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир

впадает в Сиваш, остальные реки - в Черное море. Несмотря на

большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом

многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. В Крыму

есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су

(самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у

с.Генеральское Алуштинского района).

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная

культура людей, живущих в Крыму

История

происхождения

имен

и

фамилий

у

людей

разных

национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена

детей разных национальностей.

Дом:

Как

построен

наш

дом

и

дом

наших

соседей.

Как

называются

комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем

убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются.

Предметы народной одежды (в т.ч. головной убор, обувь, украшения)

и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически.

Примерная тематика занятий

Для чего люди общаются?

Общение бывает разным.

В стране вежливости!

Благодарность: каким тоном?

Можно ли общаться без слов?

Не забудь извиниться.

Правила общения.

День рождения.

октябрь

2

неделя

Речевое развитие Подраздел «Речевое общение на родном языке и

«языке соседа»

Знакомить детей с «языком соседа» , исходя из национального состава

конкретной

группы

дошкольников,

при

этом

поощрять

детей,

использующих

формулы

речевого

этикета

на

родном

языке,

расширять разговорную практику на национальных языках.

Произведения крымских писателей и их роль в приобщении детей к

богатому национальному наследию Крыма

- народнопоэтические произведения (потешки, считалки,

заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы,

поговорки);

- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды,

притчи, былины, мифы);

-

игровой фольклор (народные хороводные, подвижные

игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).

4

неделя

Познавательное развитие. Фауна Крыма

Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский

благородный

олень,

лисица,

заяц-русак,

хомяк,

летучая

мышь,

каменная куница, ласка и др.

Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока,

грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел,

гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.

Обитатели

морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-

монах,

краб,

морская

звезда,

медуза,

барабуля,

ставрида,

кефаль,

катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др.

Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена),

трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др.

Примерный

перечень

произведений

для

чтения

и

рассказывания

детям

Орлов В.Н. – «Наша речка», «Заячий сон», Латанский В.Г «Желтые

мышки», «Почему медведь зимой спит»

ноябрь

2

неделя

Познавательное

развитие

Растительный

и

животный

мир

Крыма

разнообразен

Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой

мятлик, клевер, полынь, кермек, синеголовник, солеросы

Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб,

осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук

Кустарники: боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия,

лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др.

Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др.

Грибы

Маслята,

сыроежки,

лисички,

рыжики,

грузди,

белые

грибы,

шампиньоны и др.

Охрана природы Крыма

Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть

заповедников.

Самый

большой

Крымский

государственный

заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде

природу горного Крыма

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие Труд людей. Профессии:

Заводы, фабрики, предприятия, санатории, агрофирмы и т.д., где люди

разных

национальностей

производят/выращивают…

Профессии

людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта.

Примерная тематика словарной работы

Родной город (село, поселок).

Труд. Профессии взрослых.

Вкусы у всех разные (наша еда): что общего в наших вкусах?

Наша одежда и обувь.

Наш Крым.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр

Больница. Поликлиника.

Парикмахерская. Салон красоты. Дом моделей.

Водители.

Моряки.

Детский сад.

Театр.

Гараж.

декабрь

2

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Работа

по

ознакомлению

детей

с

народными

промыслами

и

декоративно-прикладным

искусством

- может быть организована как кружковая работа, которая обогатит

представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит

привить детям некоторые навыки и умения. Работы, выполненные

детьми,

можно

использовать

для

украшения

группы,

украшения

игровых центров, как подари или атрибуты для игр.

Вышивка

Образцы

народной

вышивки.

Особенности

орнаментов,

узоров,

цветовой

гаммы

в

работах

крымских

мастеров.

Практическое

использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища,

предметов быта.

Гончарное производство

Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке.

Особенности

росписи

глиняных

изделий

у

народных

мастеров,

живущих в Крыму.

Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.

4

неделя

Социально-коммуникативное

развитие.

Праздники

нашей

семьи

и

наших соседей: родины, крестины/обрезание/сюннет, именины, день

ангела, день рождения, свадьба.

Все люди Крыма чтят вечные всеобщие природные святыни - воду,

землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их

жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в

календарных праздниках.

Художественно-эстетическое развитие Подраздел «Музыка народов

Крыма»

Знакомство

детей

с

характерными

особенностями

традиций

и

обычаев

людей,

проживающих

в

Крыму,

знакомить

детей

целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям

необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда

к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники

бывают разные.

В детском саду рекомендуется проводить праздничные утренники по

сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание

сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и

«языке соседа».

январь

2

неделя

Речевое развитие Произведения крымских писателей и поэтов.

Примерный перечень считалок, жеребьевок:

Греческие: “Пшеница, овес»

Немецкие: «Конь вороной остался под горой…», «Кто засмеется…»

Украинские: «Бродить кіт по траві...», «Тікав заєць через ліс»

4

неделя

Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и

памятников»

Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о

том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна

звучали

разные

языки,

памятники

архитектуры

и

искусства

создавались

носителями

различных

культур

и

религий.

Это

многообразие нашло отражение в топонимике Крыма: в названиях

улиц,

кварталов,

городов,

рек,

гор,

др.

географических

объектов.

Учитывая то, что топонимика Крыма претерпевала многочисленные

изменения, рекомендуется знакомить детей со старыми и новыми

географическими названиями.

Примерный перечень памятников, событий, предприятий,

которые сделали Крым известным во всем мире

Бахчисарайский дворец – резиденция крымских ханов.

Винодельческие заводы – «Массандра», «Новый свет» (Ялта,

Судак).

Крымская астрофизическая обсерватория (с.Научное).

Ливадийский дворец – Ялтинская конференция.

февраль

2

неделя

Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений

(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)

Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка)

Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан

Арзы (легенда). Жадная собака (сказкаЩуплый – хваста (сказка)

4

неделя

Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр

Азербайджанские: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек»,

«Чья шеренга победит?»

Армянские: «Семь камней», «Три камня»

Белорусские:«Прела-горела», «Иванка»

Болгарские: «Ой, Ладо, Ладо» и др.

Греческие:«Слепая муха», «Орехи-каридья»

март

2

неделя

Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений

Крымские легенды: Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под

Ай-Петри.

Армянские: ). Мальчик и вода (песенка)

Немецкие:

Раковина

изобилия

(легенда).

Черепашка

и

богатство

(легенда)

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие

Примерный

п е р е ч е н ь

произведений для музыкально-ритмических движений

(упражнения, народные танцы, хороводы)

Белорусские: «Лявониха»,

Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса

Немецкие: «Снежный вальс», муз нар

Русские: «Кадриль»

Цыганские: «Цыганская венгерка»

апрель

2

неделя

Речевое

развитие

Примерный

перечень

х уд ожес т в е н н о -

познавательных произведений о Крыме

Орлов В.Н. – «Сказка о Крымской зиме», «Я рисую море»

4

неделя

Познавательное развитие Травянистые растения лесной и парковой

зоны:

первоцветы

(подснежник,

примула,

цикламен),

ландыши,

крокусы, пион розовый и др.

Лекарственные травы

Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь,

мать-и-мачеха,

подорожник,

ромашка

аптечная,

одуванчик,

лопух,

крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.

Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и

др.

Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол,

крымская

жужелица,

цикада,

тля,

муравей,

пчела,

оса,

шмель,

стрекоза, бабочка, комар и др.

Охрана природы в Крыму

май

2

неделя

Речевое развитие

Примерный

перечень

произведений

для

чтения

и

рассказывания

детям

Орлов В.Н. – «Лесной орех», «Небо и лужа»

Латанский

В.Г

«Осенние

задания»,

«Листья»,

«Четыре

коня»,

«Представления в кастрюле», «Корабли»

Примерный

перечень

произведений

классической

и

современной

литературы о Крыме

Алигер М.И. – «Утренняя песня»; Бунин И.А. – «… Светает… Над

морем, под пологом туч…», «Учан-Су»;

4

неделя

Люди, которые прославили Крым (примерный перечень имен

Художники: И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри и др.

Мастера слова: М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка и др.

Праздники народов Крыма

Художественно-эстетическое развитие

Выставка детских работ «Любимый Крым»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Месяц

года

неделя

Содержание работы

сентябрь

2

неделя

Познавательное развитие. Горная зона и южный берег Крыма

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где

они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж

дикой

природы.

В

уютных

плодородных

долинах

люди

могут

выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту

территорию от холодных ветров и создают условия естественной

оранжереи.

Климат

Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает

холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом,

делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных

ветров.

Особенно

ярко

это

проявляется

на

Южном

берегу,

где

высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры. В

Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и

южнобережный.

4

неделя

Познавательное развитие. Горы

Горы,

так

же

как

и

наш

полуостров,

называются

Крымскими.

Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-

Даг.

Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых

пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по

трещинам

и

углублениям

проникает

в

известняки,

размывает

и

растворяет их - так образуются пещеры. В Крыму много пещер.

Наиболее

известные:

Красная

(«Кизил-Коба»),

Холодная

(«Суук-

Коба»

с

подземным

озером),

Мраморная

и

Эмине-Баир-Хосар,

поражающие

своей

красотой.

Некоторые

из

них

специально

оборудованы для посещения.

В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и

другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик,

яшма и другие.

Речевое развитие. Легенды крымских гор.

октябрь

2

неделя

Познавательное развитие. Сезонные изменения в природе

В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло,

осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя

чувствовать ближе к ноябрю.

Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в

основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале),

бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут

деревья и кустарники.

Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что

связано с медленным нагреванием морской воды.

Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе

растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается,

сильно мелеют или пересыхают реки.

Художественно-эстетическое развитие. Рисуем крымские пейзажи.

4

неделя

Речевое

развитие. Подраздел «Речевое общение на родном языке и

«языке соседа»

В процессе общения детей на «языке соседа» формировать умения

действовать

в

речевом

и

неречевом

планах.

Уметь

пользоваться

основными

словами

приветствий,

прощаний,

благодарности,

вежливых слов и обращений. Уроки Дружбы и Толерантности.

ноябрь

2

неделя

Социально-коммуникативное развитие. Традиционная и современная

культура людей, живущих в Крыму

Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на

семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и

у наших соседей.

Праздники народов Крыма

Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица,

Св.

Николая

и

др.),

мусульмане

(Ураза-Байрам,

Курбан-Байрам,

Наврез и др.), иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).

Примерная тематика занятий

Ура! Я тебя понимаю!

Примерная тематика игр на взаимодействие детей

“Встанем в пары”,

“Угадай, кто вышел”, “Я дарю тебе подарок”,

“Соберемся вместе”, «Расскажи о своём друге»

4

неделя

Познавательное развитие. Растительный мир лесов и парков ЮБК

Деревья:

сосна

обыкновенная,

можжевельник,

можжевельник

древовидный, тис, держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис,

магнолия,

ленкоранская

акация,

багряник,

каштан,

грецкий

орех,

платан, ива и др.

Плодовые деревья: дикая груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат,

фисташка, садовая рябина, яблоня и др.

Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, сирень,

кизил,

калина,

спирея,

форзиция,

дрок,

розы; лианы: глициния,

декома и др.

Ядовитые растения

Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий,

ландыш, купина неопалимая и др.

Ядовитые

ягоды:

в о р о н и й

гл а з ,

ж и м о л о с т ь

обыкновенная,

бересклет

бородавчатый,

волчье

лыко,

крушина

майская и др.

Ядовитые

грибы:

бледная

поганка,

ложный

опенок,

ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.

декабрь

2

неделя

Познавательное развитие. Подземные воды

Подземные

воды

постепенно

стекаются

в

маленькие

ручейки,

которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на

поверхность в виде родников.

Реки

Водохранилища

Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море,

население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора

и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное

из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население

административного центра Крыма.

Озера

В

приморской

полосе

равнинного

Крыма

находится

много

озер-

лиманов

и

соленых

озер,

из

которых

с

древних

времен

люди

добывали

соль.

Их

вода

«рапа»

содержит

много

полезных

веществ,

поэтому

является

лечебной.

Самые

известные

лечебные

озера: Сакское и Мойнакское.

Растительный мир морей

Водоросли:

спирулина,

филлофора,

морская

капуста

(«ульва»),

зостера и др.

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие. Подраздел «Музыка народов

Крыма»

Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным

праздникам,

проведенным

в

доступной

для

детей

форме.

Детей

дошкольного

возраста

рекомендуется

знакомить

с

наиболее

известными

и

значимыми

праздниками

людей,

проживающих

в

Крыму.

Примерный перечень музыкальных игр

Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки»

Украинские:, нар.мелодия «Пойдем в лес», нар.песня, «Мак»

январь

2

неделя

Физическое

развитие. Примерный

перечень

подвижных

игр

для

разучивания с детьми

Крымскотатарские: «Мермерша» и др.

Немецкие: «Я не знаю, где я»,«Рыбак, глубока ли вода?»

Русские: «Горелки», «Пятнашки», «Лапта»

Украинские: “Котився горішок”, “Гоп-гоп”,

“Панас”,

“Котилася

торба” и др.

Цыганские: «Не зазвени!» .

4

неделя

Художественно-эстетическое

развитие. Декоративно-прикладное

искусство

Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в

художественных

ремеслах:

вышивке,

гончарном

производстве,

вязании,

плетении,

резьбе

по

дереву,

чеканке

по

металлу,

изготовлению ювелирных изделий.

Ковроткачество

Изготовление

безворсовых

ковров:

болгарских

п и с а н у,

крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов.

Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в

жилище. Современные тканые изделия.

Вышивка

Практическая

деятельность

детей

(по

выбору):

рисование,

аппликация – украшение игрового уголка, ручной и художественный

труд – вышивание стебельчатым швом и швом «крест».

февраль

2

неделя

Речевое развитие. Чтение детям. Примерный перечень прозаических

произведений

(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)

Крымскотатарские:). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др.

Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры

(сказка) и др.

Крымские легенды: «Кипарис», « Как был основан Бахчисарай», «

Фонтан слез», «Морское сердце»

Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича

и Алешу Поповича

4

неделя

Познавательное развитие. Степная зона Крыма

На

востоке

полуострова

(р-н

г.

Керчи)

и

в

Присивашье

почвы

засолены,

в

остальной

части

степи

земли

плодородные.

Они

распаханы

и

используются

под

сельскохозяйственные

угодья.

Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы.

Предгорье Крыма

Предгорье вобрало в себя

своеобразие севера и юга полуострова.

Продольные

долины

и

невысокие

пологие

холмы

создают

живописные

виды:

степь

перемежается

рощицами,

холмами,

лесопосадками.

Охрана природы Крыма

Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть

заповедников.

Самый

большой

Крымский

государственный

заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде

природу

горного

Крыма.

Заповедник

международного

значения

«Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является

одним

из

крупнейших

мест

гнездования

и

зимовки

диких

водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг -

древневулканический

массив

с

оригинальными

формами

рельефа,

многочисленными

выходами

редких

минералов

и

богатой

южной

лесной

флорой,

насчитывающей

более

1000

видов

растений.

Своеобразным

памятником

природы

является

и

Никитский

ботанический сад.

март

2

неделя

Речевое

и

познавательное

развитие.

Примерный

перечень

художественно-познавательных произведений о Крыме

Козеева

И.И.

-

«Крымское

солнышко»;

Кондрашенко

Л.И.

«Солнечный Крым», «Гости» и др.

Примерный

перечень

произведений

для

чтения

и

рассказывания

детям

Дьяченко Т.М. – «Котенок»; Иванов В.А. – «Мяч»; Иванова О.А. –

«Об

улыбках»,

«Барабан»;

«Удивленный

барбос»,

«Теленок»,

«Цыплята» и др.

4

неделя

Познавательное развитие. Растения, занесенные в Красную книгу

Деревья: крымский

можжевельник

высокий,

сосна

Станкевича

(судакская), земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.

Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер

крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек,

тюльпаны, крокусы, бессмертник песчаный и др.

Животные, занесенные в Красную книгу

Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора

малая и др.

Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др.

Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и

др.

Насекомые:

бражник

«мертвая

голова»,

крымская

зернистая

жужелица и др.

апрель

2

неделя

Социально-коммуникативное развитие. Подраздел «История людей и

памятников»

Учитывая то, что религия каждого народа является неотъемлемой

частью

его

культуры,

рекомендуется

дать

детям

элементарные

понятия об основных мировых религиях.

Материал о войне рекомендуется представить детям в соответствии с

их возрастным восприятием в виде бесед, проблемных ситуаций на

тему:

«Что

может

случиться,

если

люди

не

могут

договориться,

уступить, понять друг друга?».

Примерный перечень памятников, событий, предприятий,

которые сделали Крым известным во всем мире

Пантикапей – столица Боспорского царства (г. Керчь).

Предприятие «Крымская роза» (г. Симферополь).

Судостроительные заводы (г.Керчь, г.Феодосия)

Херсонес Таврический (г. Севастополь).

и другие.

4

неделя

Речевое

развитие. Произведения

крымских

писателей

и

поэтов

помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному

наследию Крыма и развить речь ребёнка.

Источниками

художественного

чтения,

рассказывания

детям,

пересказа

являются:

Произведения

классической

и

современной

литературы о Крыме (Л. Украинка, М. Коцюбинский, А. Мицкевич, А.

Пушкин, Я. Полонский, М. Рыльский, М. Волошин и др.)

3. Произведения крымских писателей и поэтов.

Примерный

перечень

произведений

классической

и

современной

литературы о Крыме

Вяземский П.А. - «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский

Я.П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А.С. – «Бахчисарайский

фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец…»

май

2

неделя

Познавательное развитие. Опасные животные

Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра,

степная

гадюка,

морской

ерш

(скорпена),

морской

кот

и

морской

дракон,

некоторые виды медуз, крымский усач (марена).

4

неделя

Социально-коммуникативное

развитие. Примерная

тематика

сюжетно-ролевых игр

Путешествие.

Столовая.

Библиотека.

Школа.

Герои-спасатели. Космонавты.

Рекламное агенство.

Старший воспитатель МДОУ д/с №10 города Алушты Гнездилова Л.А.



В раздел образования