Автор: Гнездилова Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10 города Алушты
Населённый пункт: город Алушта Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: региональный компонент Образовательной программы Перспективное планирование
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад №10 города Алушты
Республика Крым
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(региональный компонент Образовательной программы)
МЛАДШАЯ ГРУППА
Месяц
года
неделя
Содержание работы
сентябрь
2
неделя
Речевое развитие. Тема «Давай познакомимся! Вежливые слова»:
Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро!
Добрый вечер!
Художественно-эстетическое развитие произведений для слушания
муз. С. Майкапара; «Колыбельная»,
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие.
Семья. Родной дом. Наши имена
Понятие «полное имя»
Кухня
Какую посуду мама использует на кухне. Из каких продуктов она
любит готовить
Одежда
Современная одежда и обувь. Праздничная одежда. Как украшена
наша одежда
Приглашаем в гости
Как вежливо пригласить в гости/на праздник.
октябрь
2
неделя
Познавательное развитие. Животный мир
Животные: еж, белка, дикий кабан, косуля, крымский благородный
олень, заяц-русак, дельфины
4
неделя
Художественно-эстетическое развитие.
Знакомство с гончарным производством Посуда, предметы быта.
Украшение посуды (рисование или аппликация).
ноябрь
2
неделя
Познавательное развитие. Птицы: журавль, воробей, ворона, сорока,
синица, дятел, утка, лебедь, чайка
4
неделя
Социально-коммуникативное
развитие. Примерная
тематика
словарной работы
Имена моих друзей.
Давай познакомимся.
Физическое развитие. Подвижные игры Русские: «Каравай»
Крымскотатарские: «Достань камешки»
декабрь
2
неделя
Социально-коммуникативное
развитие. Гончарное
производство
украшения жилища, игры, игрушки народов Крыма
4
неделя
Познавательное развитие Природоохранные мероприятия Природу
охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным
состоянием леса, подкармливают животных в трудные зимы
январь
2
неделя
Социально-коммуникативное развитие лексические темы
Наши имена. Праздник.Еда, семья, дом.
Примерная
тематика
игр
на
взаимодействие
детей “Как
тебя
зовут?”, “Назови ласково имя соседа”
4
неделя
Речевое
развитие Примерный
перечень
считалок,
жеребьевок:
разучивание «Я куплю себе дуду…», «Заяц белый…», и драматизация
по ролям
февраль
2
неделя
Речевое развитие Примерный перечень считалок, жеребьевок:
«Мышка, мышка…», “Зайчик, зайчик, побігайчик...”
Физическое
развитие Примерный
перечень
подвижных
игр
Армянские:
«Цветы
и
ветерки»,
Немецкая:
«Метание
чулочных
мячиков», другие игры.Белорусские: «Посадка картошки»
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Примерный
п е р е ч е н ь
произведений
для
слушания
Русские:
«Котик
заболел»,
«Котик
выздоровел»,
Украинские: «Подоляночка»,исполнение
музыкально-
ритмических движений
март
2
неделя
Социально-коммуникативное
развитие
Примерная
тематика
сюжетно-ролевых игр – Семья, День рождения
для музыкально-ритмических движений
(упражнения, народные танцы, хороводы)
4
неделя
Познавательное
развитие Пресмыкающиеся
и
земноводные:
змея,
лягушка, ящерица,
Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, муравей, пчела,
оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.
апрель
2
неделя
Речевое
развитие народнопоэтические
произведения
(заклички,
загадки, пословицы, поговорки о весне);
Художественно-эстетическое
развитие Примерный
перечень
произведений для слушания
Караимские: «Бабочка», муз. С. Майкапара
4
неделя
Познавательное
развитие Природоохранные мероприятия: Природу
охраняют лесники и пожарные. Пожарные охраняют крымский лес от
пожаров.
Физическое развитие подвижная игра «Умелые пожарные»
май
2
неделя
Декоративно-прикладное искусство
Свой
дом,
одежду,
мебель
и
т.п.
люди
украшали
(коллективная
работа)
Социально-коммуникативное
Примерная тематика занятий
Я люблю дружное слово ВМЕСТЕ.
4
неделя
Речевое развитие Устное народное творчество. Крымский фольклор:
обучение пересказу и драматизация по ролям
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Месяц
неделя
Содержание работы
года
сентябрь
2
неделя
Познавательное
развитие
Крым
это
полуостров,
соединенный
с
материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями:
Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный,
а
ближе
к
югу
появляются
невысокие
горы
(предгорье),
которые
постепенно переходят в высокие горы. На географической карте эти
природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая,
предгорная - зеленая, горная - коричневая.
Самая высокая горная вершина - Роман-Кош. Самые полноводные
реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах
В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является
Учан-Су
(самый
высокий,
в
г.Ялте)
и
Джур-Джур
(самый
полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района).
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие Имена родителей, родных в
семье, родственников. Значение своего имени. В честь кого
меня
назвали.
Святыней
для
каждого
человека
является
его
родной
дом.
Дома
отличаются архитектурой, интерьером, предметами быта. У разных
людей есть свои представления о жилище, его благоустройстве и
благополучии.
Что готовят в нашей семье и у наших соседей каждый день и во время
праздников. Как в семье сидят за столом.
Где работают наши родители. Где работают родители наших друзей,
н а ш и х
с о с е д е й .
В
н а ш е м
н а с е л е н н о м
п у н к т е
е с т ь
достопримечательности.
октябрь
2
неделя
Речевое развитие Темы «Давай познакомимся! Вежливые слова»:
Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро!
Добрый вечер! Как дела? - Хорошо! До свидания! До завтра! Всего
хорошего! Счастливо! Спокойной ночи! Счастливого пути! Будь(те)
здоров(ы)!
Извини(те)!
Прости(те)!
Спасибо!
Пожалуйста.
На
здоровье.
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Декоративно-прикладное
искусство
Свой дом, посуду, одежду, мебель и т.п. люди украшали
Гончарное производство
Посуда, предметы быта, украшения жилища, игрушки
(Рисование или аппликация)
ноябрь
2
неделя
Познавательное развитие Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий
кабан,
косуля,
крымский
благородный
олень,
лисица,
заяц-русак,
хомяк, летучая мышь
Птицы:
журавль, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец,
сойка, кукушка, дятел, утка, лебедь, чайка, цапля и др.
Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др
4
неделя
Познавательное развитие Охрана природы Крыма
Вода необходима для жизни человеку так же, как воздух, поэтому ее
нужно беречь: расчищать и благоустраивать родники и источники, не
мусорить на берегах рек и озер, не сливать и не сбрасывать в них
отходы. Природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за
санитарным состоянием леса, подкармливают животных в трудные
зимы. Пожарные охраняют лес от пожаров.
В
охране
природы
должно
принимать
посильное
участие
все
население Крыма.
декабрь
2
неделя
Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и
памятников»
Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о
том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна
звучали
разные
языки,
памятники
архитектуры
и
искусства
создавались носителями различных культур и религий.
Примерный перечень памятников, событий, предприятий,
которые сделали Крым известным во всем мире
Артек
–
всемирно
известная
детская
здравница
(Большая
Ялта).
Никитский ботанический сад (Большая Ялта).
Музей «Панорама» (г.Севастополь) - Крымская война.
Институт
геологии
южных
морей
–
музей
«Аквариум»
(г.Севастополь).
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Работа
по
ознакомлению
детей
с
народными
промыслами
и
декоративно-прикладным
искусством
Детей можно познакомиться с такими видами работ, как вышивка,
мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление
изделий
из
бисера,
объемное
конструирование,
флоромозаика,
флоропластика, вытынанки и др.
Материалы и способы их обработки
Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.
на новогоднюю тематику
январь
2
неделя
Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр
Азербайджанские: «Со спины лошадки»
Белорусские: «Заплетись, плетень!»
Греческие: «Колечко»
Крымскотатарские: «Мормалы»
Русские: «Гуси-лебеди», «Молчанка», «Золотые ворота», «В ручеек»
4
неделя
Речевое
развитие
Устное
народное
творчество.
Крымский
фольклор:обучение пересказу и драматизация по ролям
- народнопоэтические произведения (потешки, считалки,
заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы,
поговорки);
- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды,
притчи, былины, мифы);
Произведения крымских писателей и поэтов.
февраль
2
неделя
Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная
культура людей, живущих в Крыму
Примерные лексические темы
Мой сосед. Давай дружить!
Мой друг.
Примерная тематика словарной работы
Вежливые слова.
Дом, предметы быта.
Семья.
Детский сад.
Примерная тематика занятий
Зачем быть вежливым?
Твой голос: тихо или громко?
От улыбки станет всем светлей!
Человек без друзей, что дерево без корней.
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие Примерная тематика игр на
взаимодействие детей
“Как тебя зовут?”, “Назови ласково имя соседа”, “Встанем в круг”
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
Семья.
Наши семьи живут рядом. Наши соседи.
Магазин. Супермаркет.
Идем в гости. Принимаем гостей.
День рождения.
март
2
неделя
Познавательное
развитие
Обитатели
морей: дельфин-белобочка,
дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза
Животные, занесенные в Красную книгу
Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора
малая
Примерный перечень художественно-познавательных произведений о
Крыме
Батурина Н. – «Морские физкультурники»; Бахревский В.А. – «Наше
море»;
Горская
Л.М.
–
«Карапуз
и
медузы»;
Донченко
А.И.
–
«Крылатый Айболит»;
Примерный
перечень
произведений
для
чтения
и
рассказывания
детям
Бахревский В.А. – «На окошке»; Ветров М.И. – «Камбала»; Вилеко
В. - «Водолаз», «Медуза»; Горская Л.М. - «Краб и море»;
4
неделя
Социально-коммуникативное
развитие
Примерный
п е р е ч е н ь
прозаических произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Армянские: Заказчик и мастер (сказка)
Болгарские: Чужие цеврули (сказка)
Греческие: Кипарис (легенда)
Крымскотатарские: ). Упрямые козы (сказка).
Украинские: Рукавичка (сказка).
апрель
2
неделя
Познавательное
развитие
Растительный
мир
Крыма
богат
и
разнообразен:
Деревья
и
кустарники:
акация,
клен
полевой,
лох
серебристый, тамариск, шиповник и др.
Дикорастущие плодовые деревья: яблони, груши, черешни
Кустарники: боярышник, шиповник, кизил
Травянистые
растения
лесной
и
парковой
зоны:
первоцветы
(подснежник, примула, цикламен), ландыши, крокусы, пион розовый
Лекарственные травы
зверобой
продырявленный,
чабрец,
полынь,
мать-и-мачеха,
подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива.
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Примерный
п е р е ч е н ь
произведений для слушания
Украинские: «Подоляночка», нар.мелодия, обр. Л. Ревуцкого; «Спи,
моя дитино», муз. Я. Степового; «Котик серенький»
Крымскотатарские:
»,
колыбельная;
«Кукольный
марш»,
муз.
Э.
Налбандова, «Кукольный вальс»
Примерный перечень песен
Украинские:
«Кукушечка»,
нар.мелодия,
обр.
Ю.
Михайленко;
«Выйди, выйди, солнышко»,
Немецкие: «Колыбельная папы», нар.песня; «Лягушка»
Примерный
перечень
произведений
для
музыкально-ритмических
движений
(упражнения, народные танцы, хороводы)
Русские:
«Ах,
ты
береза»,
обр.
И.
Арсеева,
«Круговая
пляска»,
нар.мелодия
Крымскотатарские: «Платочек», нар.мелодия
Украинские: нар.мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами»,
«Дождик»,
«Не
пустим»,
нар.мелодия,
« П е р е п е л оч к а » ,
«Подоляночка»
май
2
неделя
Познавательное развитие
Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол,
крымская
жужелица,
цикада,
тля,
муравей,
пчела,
оса,
шмель,
стрекоза, бабочка, комар и др.
Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и
др.
Физическое развитие Примерный перечень пальчиковых игр
Р у с с к и е : «Ласточка,
перепелочка»,
«Киселек»,
«Братцы»,
«Маланья»,
«Перстенек»,
«Щелчки»,
«Коси,
коса!»,
«Воробей
в
гнезде»,
«Перетяжечки»,
«Прижми
палец»
«Пчела»,
«Оса»,
«
Стрекоза», «Бабочка», «Змея» и др.
4
неделя
Речевое развитие Примерный перечень произведений для заучивания
наизусть
Асанова
Э.
–
«Море»,
«Помощь»;
Иванов
В.А.
–
«Мамина
помощница»; Ложко В.Ф. – «Горы умываются»;
Примерный перечень считалок, жеребьевок:
Крымскотатарские: «Раз,
два,
три,
четыре…»,
«Верблюды»
(считалки)
Русские: «Катился горох по блюду…», (считалки) и др.
Немецкие: «Ниточка или иголочка?», «Первенчики, бубенчики…»
Украинские: , “Я куплю собі дуду...”, “Котилася торба...”
СТАРШАЯ ГРУППА
Месяц
года
неделя
Содержание работы
сентябрь
2
неделя
Познавательное
развитие
Крым
это
полуостров,
соединенный
с
материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями:
Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный,
а
ближе
к
югу
появляются
невысокие
горы
(предгорье),
которые
постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется
узкая полоска земли - Южный берег Крыма.
На
географической
карте
эти
природные
зоны
могут
быть
представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная
-
коричневая.
В
тех
местах,
где
горы
пересекаются
реками,
образуются ущелья, наиболее известное - Большой Каньон Крыма.
Некоторые
крымские
горы
имеют
плоские
вершины,
которые
называются «яйла». Крым омывается Черным и Азовским морями.
Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое,
вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море
гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая.
В Крыму много родников, в основном они расположены в горной
природной
зоне.
В
Крыму
есть
источники
минеральной
воды,
особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные
источники
-
Савлык-Су
(«Здоровая
вода»,
г.Алушта),
Аджи-Су
(«Черные воды», в Бахчисарайском р-не). Самые полноводные реки:
Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир
впадает в Сиваш, остальные реки - в Черное море. Несмотря на
большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом
многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. В Крыму
есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су
(самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у
с.Генеральское Алуштинского района).
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная
культура людей, живущих в Крыму
История
происхождения
имен
и
фамилий
у
людей
разных
национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена
детей разных национальностей.
Дом:
Как
построен
наш
дом
и
дом
наших
соседей.
Как
называются
комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем
убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются.
Предметы народной одежды (в т.ч. головной убор, обувь, украшения)
и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически.
Примерная тематика занятий
Для чего люди общаются?
Общение бывает разным.
В стране вежливости!
Благодарность: каким тоном?
Можно ли общаться без слов?
Не забудь извиниться.
Правила общения.
День рождения.
октябрь
2
неделя
Речевое развитие Подраздел «Речевое общение на родном языке и
«языке соседа»
Знакомить детей с «языком соседа» , исходя из национального состава
конкретной
группы
дошкольников,
при
этом
поощрять
детей,
использующих
формулы
речевого
этикета
на
родном
языке,
расширять разговорную практику на национальных языках.
Произведения крымских писателей и их роль в приобщении детей к
богатому национальному наследию Крыма
- народнопоэтические произведения (потешки, считалки,
заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы,
поговорки);
- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды,
притчи, былины, мифы);
-
игровой фольклор (народные хороводные, подвижные
игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).
4
неделя
Познавательное развитие. Фауна Крыма
Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский
благородный
олень,
лисица,
заяц-русак,
хомяк,
летучая
мышь,
каменная куница, ласка и др.
Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока,
грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел,
гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.
Обитатели
морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-
монах,
краб,
морская
звезда,
медуза,
барабуля,
ставрида,
кефаль,
катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др.
Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена),
трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др.
Примерный
перечень
произведений
для
чтения
и
рассказывания
детям
Орлов В.Н. – «Наша речка», «Заячий сон», Латанский В.Г «Желтые
мышки», «Почему медведь зимой спит»
ноябрь
2
неделя
Познавательное
развитие
Растительный
и
животный
мир
Крыма
разнообразен
Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой
мятлик, клевер, полынь, кермек, синеголовник, солеросы
Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб,
осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук
Кустарники: боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия,
лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др.
Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др.
Грибы
Маслята,
сыроежки,
лисички,
рыжики,
грузди,
белые
грибы,
шампиньоны и др.
Охрана природы Крыма
Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть
заповедников.
Самый
большой
–
Крымский
государственный
заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде
природу горного Крыма
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие Труд людей. Профессии:
Заводы, фабрики, предприятия, санатории, агрофирмы и т.д., где люди
разных
национальностей
производят/выращивают…
Профессии
людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта.
Примерная тематика словарной работы
Родной город (село, поселок).
Труд. Профессии взрослых.
Вкусы у всех разные (наша еда): что общего в наших вкусах?
Наша одежда и обувь.
Наш Крым.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
Больница. Поликлиника.
Парикмахерская. Салон красоты. Дом моделей.
Водители.
Моряки.
Детский сад.
Театр.
Гараж.
декабрь
2
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Работа
по
ознакомлению
детей
с
народными
промыслами
и
декоративно-прикладным
искусством
- может быть организована как кружковая работа, которая обогатит
представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит
привить детям некоторые навыки и умения. Работы, выполненные
детьми,
можно
использовать
для
украшения
группы,
украшения
игровых центров, как подари или атрибуты для игр.
Вышивка
Образцы
народной
вышивки.
Особенности
орнаментов,
узоров,
цветовой
гаммы
в
работах
крымских
мастеров.
Практическое
использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища,
предметов быта.
Гончарное производство
Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке.
Особенности
росписи
глиняных
изделий
у
народных
мастеров,
живущих в Крыму.
Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.
4
неделя
Социально-коммуникативное
развитие.
Праздники
нашей
семьи
и
наших соседей: родины, крестины/обрезание/сюннет, именины, день
ангела, день рождения, свадьба.
Все люди Крыма чтят вечные всеобщие природные святыни - воду,
землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их
жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в
календарных праздниках.
Художественно-эстетическое развитие Подраздел «Музыка народов
Крыма»
Знакомство
детей
с
характерными
особенностями
традиций
и
обычаев
людей,
проживающих
в
Крыму,
знакомить
детей
целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям
необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда
к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники
бывают разные.
В детском саду рекомендуется проводить праздничные утренники по
сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание
сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и
«языке соседа».
январь
2
неделя
Речевое развитие Произведения крымских писателей и поэтов.
Примерный перечень считалок, жеребьевок:
Греческие: “Пшеница, овес»
Немецкие: «Конь вороной остался под горой…», «Кто засмеется…»
Украинские: «Бродить кіт по траві...», «Тікав заєць через ліс»
4
неделя
Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и
памятников»
Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о
том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна
звучали
разные
языки,
памятники
архитектуры
и
искусства
создавались
носителями
различных
культур
и
религий.
Это
многообразие нашло отражение в топонимике Крыма: в названиях
улиц,
кварталов,
городов,
рек,
гор,
др.
географических
объектов.
Учитывая то, что топонимика Крыма претерпевала многочисленные
изменения, рекомендуется знакомить детей со старыми и новыми
географическими названиями.
Примерный перечень памятников, событий, предприятий,
которые сделали Крым известным во всем мире
Бахчисарайский дворец – резиденция крымских ханов.
Винодельческие заводы – «Массандра», «Новый свет» (Ялта,
Судак).
Крымская астрофизическая обсерватория (с.Научное).
Ливадийский дворец – Ялтинская конференция.
февраль
2
неделя
Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка)
Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан
Арзы (легенда). Жадная собака (сказкаЩуплый – хваста (сказка)
4
неделя
Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр
Азербайджанские: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек»,
«Чья шеренга победит?»
Армянские: «Семь камней», «Три камня»
Белорусские:«Прела-горела», «Иванка»
Болгарские: «Ой, Ладо, Ладо» и др.
Греческие:«Слепая муха», «Орехи-каридья»
март
2
неделя
Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений
Крымские легенды: Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под
Ай-Петри.
Армянские: ). Мальчик и вода (песенка)
Немецкие:
Раковина
изобилия
(легенда).
Черепашка
и
богатство
(легенда)
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие
Примерный
п е р е ч е н ь
произведений для музыкально-ритмических движений
(упражнения, народные танцы, хороводы)
Белорусские: «Лявониха»,
Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса
Немецкие: «Снежный вальс», муз нар
Русские: «Кадриль»
Цыганские: «Цыганская венгерка»
апрель
2
неделя
Речевое
развитие
Примерный
перечень
х уд ожес т в е н н о -
познавательных произведений о Крыме
Орлов В.Н. – «Сказка о Крымской зиме», «Я рисую море»
4
неделя
Познавательное развитие Травянистые растения лесной и парковой
зоны:
первоцветы
(подснежник,
примула,
цикламен),
ландыши,
крокусы, пион розовый и др.
Лекарственные травы
Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь,
мать-и-мачеха,
подорожник,
ромашка
аптечная,
одуванчик,
лопух,
крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.
Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и
др.
Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол,
крымская
жужелица,
цикада,
тля,
муравей,
пчела,
оса,
шмель,
стрекоза, бабочка, комар и др.
Охрана природы в Крыму
май
2
неделя
Речевое развитие
Примерный
перечень
произведений
для
чтения
и
рассказывания
детям
Орлов В.Н. – «Лесной орех», «Небо и лужа»
Латанский
В.Г
«Осенние
задания»,
«Листья»,
«Четыре
коня»,
«Представления в кастрюле», «Корабли»
Примерный
перечень
произведений
классической
и
современной
литературы о Крыме
Алигер М.И. – «Утренняя песня»; Бунин И.А. – «… Светает… Над
морем, под пологом туч…», «Учан-Су»;
4
неделя
Люди, которые прославили Крым (примерный перечень имен
Художники: И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри и др.
Мастера слова: М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка и др.
Праздники народов Крыма
Художественно-эстетическое развитие
Выставка детских работ «Любимый Крым»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Месяц
года
неделя
Содержание работы
сентябрь
2
неделя
Познавательное развитие. Горная зона и южный берег Крыма
Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где
они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж
дикой
природы.
В
уютных
плодородных
долинах
люди
могут
выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту
территорию от холодных ветров и создают условия естественной
оранжереи.
Климат
Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает
холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом,
делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных
ветров.
Особенно
ярко
это
проявляется
на
Южном
берегу,
где
высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры. В
Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и
южнобережный.
4
неделя
Познавательное развитие. Горы
Горы,
так
же
как
и
наш
полуостров,
называются
Крымскими.
Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-
Даг.
Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых
пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по
трещинам
и
углублениям
проникает
в
известняки,
размывает
и
растворяет их - так образуются пещеры. В Крыму много пещер.
Наиболее
известные:
Красная
(«Кизил-Коба»),
Холодная
(«Суук-
Коба»
с
подземным
озером),
Мраморная
и
Эмине-Баир-Хосар,
поражающие
своей
красотой.
Некоторые
из
них
специально
оборудованы для посещения.
В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и
другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик,
яшма и другие.
Речевое развитие. Легенды крымских гор.
октябрь
2
неделя
Познавательное развитие. Сезонные изменения в природе
В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло,
осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя
чувствовать ближе к ноябрю.
Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в
основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале),
бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут
деревья и кустарники.
Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что
связано с медленным нагреванием морской воды.
Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе
растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается,
сильно мелеют или пересыхают реки.
Художественно-эстетическое развитие. Рисуем крымские пейзажи.
4
неделя
Речевое
развитие. Подраздел «Речевое общение на родном языке и
«языке соседа»
В процессе общения детей на «языке соседа» формировать умения
действовать
в
речевом
и
неречевом
планах.
Уметь
пользоваться
основными
словами
приветствий,
прощаний,
благодарности,
вежливых слов и обращений. Уроки Дружбы и Толерантности.
ноябрь
2
неделя
Социально-коммуникативное развитие. Традиционная и современная
культура людей, живущих в Крыму
Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на
семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и
у наших соседей.
Праздники народов Крыма
Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица,
Св.
Николая
и
др.),
мусульмане
(Ураза-Байрам,
Курбан-Байрам,
Наврез и др.), иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).
Примерная тематика занятий
Ура! Я тебя понимаю!
Примерная тематика игр на взаимодействие детей
“Встанем в пары”,
“Угадай, кто вышел”, “Я дарю тебе подарок”,
“Соберемся вместе”, «Расскажи о своём друге»
4
неделя
Познавательное развитие. Растительный мир лесов и парков ЮБК
Деревья:
сосна
обыкновенная,
можжевельник,
можжевельник
древовидный, тис, держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис,
магнолия,
ленкоранская
акация,
багряник,
каштан,
грецкий
орех,
платан, ива и др.
Плодовые деревья: дикая груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат,
фисташка, садовая рябина, яблоня и др.
Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, сирень,
кизил,
калина,
спирея,
форзиция,
дрок,
розы; лианы: глициния,
декома и др.
Ядовитые растения
Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий,
ландыш, купина неопалимая и др.
Ядовитые
ягоды:
в о р о н и й
гл а з ,
ж и м о л о с т ь
обыкновенная,
бересклет
бородавчатый,
волчье
лыко,
крушина
майская и др.
Ядовитые
грибы:
бледная
поганка,
ложный
опенок,
ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.
декабрь
2
неделя
Познавательное развитие. Подземные воды
Подземные
воды
постепенно
стекаются
в
маленькие
ручейки,
которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на
поверхность в виде родников.
Реки
Водохранилища
Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море,
население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора
и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное
из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население
административного центра Крыма.
Озера
В
приморской
полосе
равнинного
Крыма
находится
много
озер-
лиманов
и
соленых
озер,
из
которых
с
древних
времен
люди
добывали
соль.
Их
вода
–
«рапа»
–
содержит
много
полезных
веществ,
поэтому
является
лечебной.
Самые
известные
лечебные
озера: Сакское и Мойнакское.
Растительный мир морей
Водоросли:
спирулина,
филлофора,
морская
капуста
(«ульва»),
зостера и др.
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие. Подраздел «Музыка народов
Крыма»
Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным
праздникам,
проведенным
в
доступной
для
детей
форме.
Детей
дошкольного
возраста
рекомендуется
знакомить
с
наиболее
известными
и
значимыми
праздниками
людей,
проживающих
в
Крыму.
Примерный перечень музыкальных игр
Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки»
Украинские:, нар.мелодия «Пойдем в лес», нар.песня, «Мак»
январь
2
неделя
Физическое
развитие. Примерный
перечень
подвижных
игр
для
разучивания с детьми
Крымскотатарские: «Мермерша» и др.
Немецкие: «Я не знаю, где я»,«Рыбак, глубока ли вода?»
Русские: «Горелки», «Пятнашки», «Лапта»
Украинские: “Котився горішок”, “Гоп-гоп”,
“Панас”,
“Котилася
торба” и др.
Цыганские: «Не зазвени!» .
4
неделя
Художественно-эстетическое
развитие. Декоративно-прикладное
искусство
Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в
художественных
ремеслах:
вышивке,
гончарном
производстве,
вязании,
плетении,
резьбе
по
дереву,
чеканке
по
металлу,
изготовлению ювелирных изделий.
Ковроткачество
Изготовление
безворсовых
ковров:
болгарских
п и с а н у,
крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов.
Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в
жилище. Современные тканые изделия.
Вышивка
Практическая
деятельность
детей
(по
выбору):
рисование,
аппликация – украшение игрового уголка, ручной и художественный
труд – вышивание стебельчатым швом и швом «крест».
февраль
2
неделя
Речевое развитие. Чтение детям. Примерный перечень прозаических
произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Крымскотатарские:). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др.
Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры
(сказка) и др.
Крымские легенды: «Кипарис», « Как был основан Бахчисарай», «
Фонтан слез», «Морское сердце»
Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича
и Алешу Поповича
4
неделя
Познавательное развитие. Степная зона Крыма
На
востоке
полуострова
(р-н
г.
Керчи)
и
в
Присивашье
почвы
засолены,
в
остальной
части
степи
земли
плодородные.
Они
распаханы
и
используются
под
сельскохозяйственные
угодья.
Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы.
Предгорье Крыма
Предгорье вобрало в себя
своеобразие севера и юга полуострова.
Продольные
долины
и
невысокие
пологие
холмы
создают
живописные
виды:
степь
перемежается
рощицами,
холмами,
лесопосадками.
Охрана природы Крыма
Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть
заповедников.
Самый
большой
–
Крымский
государственный
заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде
природу
горного
Крыма.
Заповедник
международного
значения
«Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является
одним
из
крупнейших
мест
гнездования
и
зимовки
диких
водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг -
древневулканический
массив
с
оригинальными
формами
рельефа,
многочисленными
выходами
редких
минералов
и
богатой
южной
лесной
флорой,
насчитывающей
более
1000
видов
растений.
Своеобразным
памятником
природы
является
и
Никитский
ботанический сад.
март
2
неделя
Речевое
и
познавательное
развитие.
Примерный
перечень
художественно-познавательных произведений о Крыме
Козеева
И.И.
-
«Крымское
солнышко»;
Кондрашенко
Л.И.
–
«Солнечный Крым», «Гости» и др.
Примерный
перечень
произведений
для
чтения
и
рассказывания
детям
Дьяченко Т.М. – «Котенок»; Иванов В.А. – «Мяч»; Иванова О.А. –
«Об
улыбках»,
«Барабан»;
«Удивленный
барбос»,
«Теленок»,
«Цыплята» и др.
4
неделя
Познавательное развитие. Растения, занесенные в Красную книгу
Деревья: крымский
можжевельник
высокий,
сосна
Станкевича
(судакская), земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.
Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер
крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек,
тюльпаны, крокусы, бессмертник песчаный и др.
Животные, занесенные в Красную книгу
Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора
малая и др.
Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др.
Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и
др.
Насекомые:
бражник
«мертвая
голова»,
крымская
зернистая
жужелица и др.
апрель
2
неделя
Социально-коммуникативное развитие. Подраздел «История людей и
памятников»
Учитывая то, что религия каждого народа является неотъемлемой
частью
его
культуры,
рекомендуется
дать
детям
элементарные
понятия об основных мировых религиях.
Материал о войне рекомендуется представить детям в соответствии с
их возрастным восприятием в виде бесед, проблемных ситуаций на
тему:
«Что
может
случиться,
если
люди
не
могут
договориться,
уступить, понять друг друга?».
Примерный перечень памятников, событий, предприятий,
которые сделали Крым известным во всем мире
Пантикапей – столица Боспорского царства (г. Керчь).
Предприятие «Крымская роза» (г. Симферополь).
Судостроительные заводы (г.Керчь, г.Феодосия)
Херсонес Таврический (г. Севастополь).
и другие.
4
неделя
Речевое
развитие. Произведения
крымских
писателей
и
поэтов
помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному
наследию Крыма и развить речь ребёнка.
Источниками
художественного
чтения,
рассказывания
детям,
пересказа
являются:
Произведения
классической
и
современной
литературы о Крыме (Л. Украинка, М. Коцюбинский, А. Мицкевич, А.
Пушкин, Я. Полонский, М. Рыльский, М. Волошин и др.)
3. Произведения крымских писателей и поэтов.
Примерный
перечень
произведений
классической
и
современной
литературы о Крыме
Вяземский П.А. - «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский
Я.П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А.С. – «Бахчисарайский
фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец…»
май
2
неделя
Познавательное развитие. Опасные животные
Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра,
степная
гадюка,
морской
ерш
(скорпена),
морской
кот
и
морской
дракон,
некоторые виды медуз, крымский усач (марена).
4
неделя
Социально-коммуникативное
развитие. Примерная
тематика
сюжетно-ролевых игр
Путешествие.
Столовая.
Библиотека.
Школа.
Герои-спасатели. Космонавты.
Рекламное агенство.
Старший воспитатель МДОУ д/с №10 города Алушты Гнездилова Л.А.