Напоминание

"Что мы знаем о птицах?"


Автор: Демидова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка НОД
Тема: "Что мы знаем о птицах?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
КОНСПЕКТ

НОД
ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ с детьми подготовительной к школе группы
ТЕМА: «Что мы знаем о

птицах»


Воспитатель: Демидова Валентина Николаевна г. Борисоглебск 2016год

Цель:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных и зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); - закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих. (На основе связи между характером корма и способом его добывания); - ввести в словарь детей слова: «перелётные», «насекомоядные», «зерноядные», «хищные», «водоплавающие», «певчие», «клином», «шеренгой», "дугой); - учить согласовывать имена существительные с глаголами; - учить образовывать сложные слова из двух слов; - развивать связную речь, зрительную память, внимание; - воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Оборудование:
изображения перелётных и зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», мяч, презентация «Перелетные птицы», схемы перелета птиц.
Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель.
Р е б я т а п о с л у ш а й т е с т и х о т в о р е н и е Е.Благининой «Улетают, улетели…» Скоро белые метели снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел. Аист крыльями полощет – улетает, улетел. Лист качается узорный в синей луже на воде. Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде. Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи. Улетают, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети.
Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель.
Верно. И сегодня мы поговорим о перелётных птицах.
2. Беседа.
В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, водоплавающие втирают в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Весной самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Летом птенцов кормят родители, учат летать. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети.
Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель.
Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети.
(Делают предположения, рассматриваем иллюстрации)
Воспитатель.
Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Теплые края – это те места, где тепло. Там у птиц много еды. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка. Они улетают первыми. Грач тоже птица насекомоядная, перелетная.
Как вы думаете, а зерноядные птицы, те, которые питаются плодами и семенами растений, улетают на юг? Не все зерноядные улетают в теплые края, некоторые остаются зимовать. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика Каких зимующих зерноядных птиц знаете еще?
Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила

игры:
воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. Позже всех улетают журавли, дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. У гуся, утки на лапках перепонки, для чего?
Дети.
Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
4. Игра « Скажи одним словом».
Птица, у которой короткий хвост-… Дети: короткохвостая Острый клюв, черное крыло, красные лапы, длинные ноги, тонкие ноги, звонкий голос, длинный хвост.
Воспитатель.
Перелётных птиц много, вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие п т и ц ы п р и д е р ж и в а ю т с я с т р о г о п о р я д к а ? П р и ч ё м , у р а з н ы х п т и ц , э т о т п о р я д о к с в о й . Ж у р а в л и , г у с и , л е б е д и л е т я т к л и н о м . Цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу. Утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую л и н и ю и л и о б р а з у ю т д у г у . Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы летят скученной стаей.
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
5. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры:
воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю. Соловей…(поёт), ласточка…(щебечет), журавль…(курлычет), ворона…(каркает), кукушка…(кукует), утка…(крякает), курица…(квохчет), голубь…(воркует), воробей… (чирикает).
6.

Игра «Нелепицы»
Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает и как должно быть на самом деле. Придумайте свои нелепицы. - Птенцы высиживают яйца. - Тело птицы покрыто шерстью. - Скворец живет в будке. - Дети сделали для аистов скворечники.
7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила

игры:
воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
8. Итог занятия:
О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравило сь? (Ответы детей).


В раздел образования