Автор: Демидова Валентина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка НОД Тема: "Что мы знаем о птицах?" Раздел: дошкольное образование
МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
КОНСПЕКТ
НОД
ОО «Познавательное развитие»
ФЦКМ
с детьми подготовительной к школе группы
ТЕМА: «Что мы знаем о
птицах»
Воспитатель: Демидова
Валентина Николаевна
г. Борисоглебск
2016год
Цель:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных и зимующих
птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих. (На основе связи
между характером корма и способом его добывания);
-
ввести
в
словарь
детей
слова:
«перелётные»,
«насекомоядные»,
«зерноядные»,
«хищные»,
«водоплавающие»,
«певчие»,
«клином»,
«шеренгой», "дугой);
- учить согласовывать имена существительные с глаголами;
- учить образовывать сложные слова из двух слов;
- развивать связную речь, зрительную память, внимание;
-
воспитывать
у
детей
интерес
к
пернатым
обитателям
живой
природы,
бережное отношение к ним.
Оборудование: изображения перелётных и зимующих птиц, аудиозапись
«Голоса птиц», мяч, презентация «Перелетные птицы», схемы перелета птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Р е б я т а
п о с л у ш а й т е
с т и х о т в о р е н и е
Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Аист крыльями полощет – улетает, улетел.
Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в
стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель. Верно. И сегодня мы поговорим о перелётных птицах.
2. Беседа.
В природе существует большое разнообразие птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,-
повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это
животные
с
перьями
и
крыльями.
Перья
помогают
сохранять
тепло
и
придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то
есть чистят перья, водоплавающие втирают в них свой жир. Они также
вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы
живут
в
гнёздах.
Обычно
они
строят
гнёзда
из
листьев,
травы,
веточек,
но
некоторые
птицы
живут
в
кучках
камней.
Весной
самка
откладывает
яйца,
а
потом
высиживает
их,
грея
своим
теплом,
пока
не
вылупятся птенцы. Летом птенцов кормят родители, учат летать.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель. Ребята,
как
вы
думаете,
почему
птицы
улетают
именно
осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы
знаете,
что
осенью
многие
насекомые
исчезают:
или
прячутся,
или
погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет
прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. (Делают предположения, рассматриваем иллюстрации)
Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый
или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Теплые края – это
те места, где тепло. Там у птиц много еды.
Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, соловей,
трясогузка. Они улетают первыми.
Грач тоже птица насекомоядная, перелетная.
Как вы думаете, а зерноядные птицы,
те, которые питаются плодами и
семенами растений, улетают на юг? Не все зерноядные улетают в теплые
края, некоторые остаются зимовать. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа,
зяблика
Каких зимующих зерноядных птиц знаете еще?
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила
игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и
машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат
зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Позже всех улетают журавли, дикие утки и гуси, лебеди, они собираются
в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
У гуся, утки на лапках перепонки, для чего?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
4. Игра « Скажи одним словом».
Птица, у которой короткий хвост-…
Дети: короткохвостая
Острый клюв, черное крыло, красные лапы, длинные ноги, тонкие ноги,
звонкий голос, длинный хвост.
Воспитатель. Перелётных птиц много, вы когда-нибудь видели высоко в
небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают?
Нам
редко
удаётся
увидеть,
как
они
улетают.
Потому
что
они
летят
в
основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие
п т и ц ы
п р и д е р ж и в а ю т с я
с т р о г о
п о р я д к а ?
П р и ч ё м ,
у
р а з н ы х
п т и ц ,
э т о т
п о р я д о к
с в о й .
Ж у р а в л и ,
г у с и ,
л е б е д и
л е т я т
к л и н о м .
Цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу.
Утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую
л и н и ю
и л и
о б р а з у ю т
д у г у .
Скворцы,
дрозды
и
другие
маленькие
птицы
летят
скученной
стаей.
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не
признают: летят в одиночку.
5. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она
подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на
вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт),
ласточка…(щебечет),
журавль…(курлычет),
ворона…(каркает),
кукушка…(кукует),
утка…(крякает),
курица…(квохчет),
голубь…(воркует), воробей…
(чирикает).
6.
Игра «Нелепицы»
Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает и как должно быть на
самом деле. Придумайте свои нелепицы.
- Птенцы высиживают яйца.
- Тело птицы покрыто шерстью.
- Скворец живет в будке.
- Дети сделали для аистов скворечники.
7. Словесная игра «Считай и называй»
Правила
игры: воспитатель
раздаёт
детям
картинки
с
изображением
перелётных
птиц,
предлагает
рассмотреть
их
и
назвать.
Затем
детям
предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры,
и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей
на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
8. Итог занятия: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о
перелётных
птицах?
В
какие
игры
играли?
Что
понравило сь?
(Ответы детей).