Автор: Землянкина Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №17 СП-Детский сад №66
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка "Заседание родительского клуба "
Тема: "Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Конспект заседания родительского клуба
«Играем вместе»
Тема
«Особенности мышления
детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процесс.
Задачи:
- познакомить родителей с играми на развитие мышления у детей старшего
дошкольного возраста, которые можно организовать в домашних условиях;
- развивать у родителей практические навыки игровой деятельности ;
- помочь родителям осмыслить значимость развития логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать
их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Материалы:
мяч, губка, вода, карточки с изображением различных предметов, листы белой
бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Ход:
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня на заседании родительского клуба
«Играем вместе» мы поговорим об особенностях мышления детей старшего
дошкольного возраста.
Предлагаю провести небольшой эксперимент. Вот обычная хозяйственная
губка.
Сейчас
я
капну
на
неё
капельку
воды.
Что
произошло?
(Ответы
родителей). Теперь добавлю воды побольше. Что происходит? А сейчас вообще
вытру губкой вот эту большую лужу. Что мы видим? (Ответы родителей).
Каким
характерным
свойством
обладает
губка? ( О т в е т ы родителей).
Особенностью губки является способность к впитыванию.
Так же и ребёнок впитывает в себя всё, как губка. И часто родители
озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, зная эту особенность
детей, сажают за стол своих шестилеток и учат, учат, учат….. Хотят, чтобы
ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не
приносят
желаемых
результатов,
так
как
родители
забывают
о
том,
что
впитывает
ребёнок,
всё
чему
мы
стараемся
его
научить,
лишь
при
одном
условии.
Это условие – обучение ребёнка в игре. Это особенность детей дошкольного
возраста. И об этой особенности мы сейчас с вами поговорим.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок активно
познает
окружающий
мир, окружающую
действительность,
накапливает
знания. В это время заметно проявляется своеобразное мышление ребенка.
Одни
дети
хорошо
умеют
рассуждать,
другие
поражают
с во е й
сообразительностью, третьи восхищают своей изобретательностью, четвертые
легко придумывают что-либо новое, любят пофантазировать. Поэтому старший
дошкольный
возраст
является
важным
этапом
в
формировании
мышления
ребенка.
Мышление – это процесс познания человека действительности с помощью
мыслительных процессов - анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют
три
вида
мышления:
наглядно-действенное,
наглядно-образное,
словесно-логическое.
Наглядно-действенное
мышление
интенсивно
развивается
в
младшем
возрасте. На основе этого мышления у детей формируется наглядно - образное
мышление. В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое
мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. Если с детьми проводить
специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее.
Наиболее
эффективным
средством
развития
мышления
является
дидактическая игра.
Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры
вызывает интерес детей, возбуждает их активность, способствует развитию
детской инициативы. Работа по развитию мышления детей должна проводиться
систематически, не только на занятиях в детском саду, но и вами на прогулке,
по дороге из детского сада домой. Самое главное, чтобы ребенок получал от
игры только положительные эмоции.
Сейчас мы поиграем в игры, которые будут способствовать развитию
мышления вашего ребенка:
1. «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если
информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая
воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он
не спешит все принимать на веру.
Итак, я – ваш родитель, говорю вам определенную фразу, а вы - дети должны
определить, это правда или выдумка и дать логичное объяснение. Примеры
фраз:
«Все
яблоки
сладкие»,
«Дождь
бывает
холодный
и
теплый»,
«Все
животные впадают в зимнюю спячку», «Арбузы растут на деревьях», «Корабли
плавают по суше», «Зимой всегда пасмурно», «Солнце светит только утром и
вечером», «Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные
ответы. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на
сравнения,
рассуждения,
собственные
выводы.
Именно
такой
подход
дает
бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность,
когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз: «Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах
он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица,
индюк, страус, киви, пингвин.)
2.
«НАЗОВИ
ОДНИМ
СЛОВОМ».
Эта
игра
развивает
способность
к
обобщению и абстрактному мышлению. Я называю группу слов, объединенных
по общему признаку, вы называете группу одним словом.
Примеры заданий:
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
3. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
На предложенных педагогом листочках родители находят лишний рисунок и
объясняют, почему он лишний.
Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются во
многих книгах для подготовки детей к школе.
Вы можете просто предлагать ребёнку определять лишнее слово на слух.
Например:
«Какое
слово
лишнее?
Тюльпан,
роза,
одуванчик,
берёза».
Этот
вариант значительно труднее, т.к. для дошкольников естественно опираться на
наглядный материал.
4. «АССОЦИАЦИЯ».
У каждого человека с раннего детства формируются
свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный
ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать
понятия существенных и второстепенных признаков предмета.
Итак, сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще
ряд других, которые относятся к этому слову. Ваша задача назвать то, без чего
главное слово никак не может обойтись».
Во время игры с детьми обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок
обосновывает
свои
ответы,
а
вы
помогайте
ему
выделять
существенные
признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
С
точки
зрения
развития
логического
мышления,
ребенок
в
старшем
дошкольном возрасте должен уметь:
делать логические выводы;
из множества представленных предметов убрать лишний;
множество представленных предметов разложить по группам и найти их
общий признак;
придумать рассказ по предложенным картинкам;
придумать окончание рассказа;
понимать, что можно применять теорию к практике.
Предлагаю поиграть ещё в одну игру 5. «МОЯ ЛИНИЯ – ТВОЙ РИСУНОК»
Для игры нам понадобятся альбомный лист, простые и цветные карандаши,
фломастеры. Считалочкой выбираем того, кто будет начинать игру (выбирают
родители).
На листе бумаги нужно провести линию, Ваша (ребёнка) задача — дополнить
ее одной линией так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета.
Совет. Во время игры с ребёнком не торопите и не подсказывайте ему
возможные варианты решения, помните, что он видит мир своими, а не вашими
глазами. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок проводит линию, а вы
доводите ее до логического конца.
6. «ЧТО СНАРУЖИ, ЧТО ВНУТРИ?». (Можно играть стоя в кругу, кидая
друг другу мяч). Играем парами. Первый называет предмет, а второй говорит,
что может быть снаружи, а что - внутри. Например: дом – мебель (внутри),
деревья (снаружи); книга – буквы (внутри), шкаф (снаружи).
Играя можно использовать загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-
стихи, стихи-шутки. Подобные игры и игровые упражнения дают возможность
проводить время с детьми более живо и интересно. К ним можно возвращаться
неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный
или просто поиграть.
Наша
встреча
подходит
к
концу,
я
бы
хотела
узнать
ваше
мнение
о
необходимости таких встреч, насколько интересно вам было сегодня, или может
быть, кто-то зря провёл время? (Ответы родителей).