Напоминание

Программа занятий по укреплению здоровья детей на основе метода биологической обратной связи "БОС-Здоровье"


Автор: Иксанова Резеда Раудатовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 54 "Катюша"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа занятий по укреплению здоровья детей на основе метода биологической обратной связи "БОС-Здоровье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

занятий по укреплению здоровья детей

на основе метода биологической обратной связи

«БОС - Здоровье»

Составитель:

педагог-психолог

Иксанова Р.Р.

г. Нижневартовск

2017

1

1.СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи программы

7

3.2

Планируемые результаты

8

3.3

Объём образовательной нагрузки

9

4

Содержание программы «БОС-здоровье»

10

5

Организационно-педагогические условия

13

5.1

Учебный план

13

5.2

Расписание занятий

13

5.3

Программно-методическое обеспечение

14

5.4

Материально-техническое обеспечение

15

6

Мониторинг

16

7

Список литературы

17

2. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа ДПОУ проведения занятий по укреплению

здоровья детей на основе метода технологии «БОС»

Основания для

разработки

Программы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об

2

утверждении правил оказания платных образовательных

услуг»;

Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно-

эпидемиологического требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях» от

15.05.2013 года;

Методические рекомендации ЗАО «Биосвязь» и НОУ

«Институт» для медицинских и педагогических работников

школьно-дошкольных учреждений, реализуемых программы

оздоровления и укрепления здоровья на основе БОС

технологии»;

Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые

муниципальным дошкольным образовательным учреждением

детский сад №54 «Катюша»

Заказчик Программы

МБДОУ ДС №54 «Катюша», родители (законные представители)

Составитель

Педагог-психолог Иксанова Резеда Раудатовна

Цель программы

Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем

внедрения в образовательный процесс оздоровительной

дыхательной гимнастики с использованием метода биологической

обратной связи.

Задачи программы

1.

Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на

организм ребенка для нормализации его внутреннего

физиологического состояния;

2.

Использовать способности ребенка к произвольной регуляции

дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных

упражнений;

3.

Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и

дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

4.

Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного

дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца;

5.

Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение

собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на

этой основе адаптивные возможности организма (повышение его

сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним

воздействиям)

3.Пояснительная записка

Путь к оздоровлению открыт всем

Умению быть здоровым надо

учиться, причем с детства.

А.А.Сметанкин

Гуманистическая образовательная парадигма на основе, которой в современном

образовании

происходит

коренные

изменения

в

направленности

и

содержании

3

образовательного процесса, включает в себя целенаправленное развитие физических

и

психических

способностей

человека,

реализация,

которых

возможна

при

сохранении и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания. Утверждение

здорового

образа

жизни

подрастающего

поколения

сегодня

рассматривается

в

практике

работы

образовательного

учреждения

как

одно

из

приоритетных

направлений гуманизации образования.

Здоровье является условием для раскрытия потенциала личности. От того,

насколько

успешно

удается

сформировать

и

закрепить

здоровьесберегающие

ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный

образ жизни человека (Л.Я. Башарина, Е.А.Демина, В.В. Колбанова, Э.М. Назина). В

современных

социально-экономических

условиях

возрастает

роль

личности

в

сохранении

здоровья.

В

документах

Всемирной

организации

здравоохранения

(1995год) подчеркнуто, что осознанная ответственность общества и прежде всего

каждого человека за сохранение и поддержание собственного здоровья является

фактом, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению

здоровья

для

всех

будут

недостаточно

эффективными.

Здоровьесберегающая

организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового

образа

жизни,

базирующегося

на

психолого-педагогических

и

санитарно-

гигиенических

основах

направленных

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Обеспечение здоровьесберегающей организации образовательного процесса в

дошкольном учреждении дает возможность сформировать устойчивые потребности

и ценностные ориентации воспитанников по сохранению и укреплению здоровья.

В

связи

с

этим

подготовка

к

здоровому

образу

жизни

на

основе

здоровьесберегающих

технологий

становится

приоритетным

направлением

в

деятельности нашего дошкольного учреждения. Мы предлагаем использование в

образовательном

процессе

инновационной

технологии

биологической

обратной

связи и созданных на её основе специальных оздоровительных методик, с целью

обучения детей навыкам сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Научные, методологические и методические основания программы.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о

ценностных началах здорового образа жизни и путях его стимулирования (Н.А.

Агаджанян, Н.М. Амосов, Н. Беникот, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, В.В.Ким,

Ф.З.Меерсон, Д. Уайнер, Д. Харрисон). Возникло особое направление в педагогике –

педагогика оздоровления, в основе которой лежат представления о здоровье как

практически

достижимой

норме

развития

ребенка

Методологической

основой

представленной программы является: общая теория систем и системный подход

4

(Р.Ф.Абдеев,

Л.Анциферова,

В.Г.

Афанасьев);

гуманистическая

психология

и

педагогика

(В.В.Давыдов,

А.

Маслоу,

К.

Роджерс);

содержание

потребностей

и

мотиваций к деятельности (Б.Д. Эльконин); сознательное управление механизмами

здоровья, в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи

биологической обратной связи (А.А. Сметанкин).

Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения

указанных целей и решения поставленных задач.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В

последнее

время

во

всем

мире

наметилась

тенденция

к

ухудшению

здоровья

детского населения. Экологические проблемы, различны отрицательные бытовые

факторы,

химические

добавки

в

продуктах

питания,

некачественная

вода,

накапливающиеся раздражения в обществе – лишь некоторые факторы, агрессивно

воздействующие на здоровье дошкольника. Климат нашего региона – это низкие

температуры воздуха, резкие перепады атмосферного давления, сильные ветры и

дефицит ультрафиолетового излучения. Все это неблагополучно воздействует на

здоровье

детей,

поэтому

одна

из

актуальных

задач

нашего

образовательного

учреждения на сегодняшний день – найти способы минимизации такого влияния,

необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и

укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В этой

связи технология «БОС-Здоровье» занимает достойное место по той причине, что

она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов,

предполагает

активное

отношение

воспитанника

к

формированию

собственного

здоровья. Однако следует отметить, что под здоровьесберегающими технологиями

следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников.

«БОС-Здоровье» - фрагмент этой сложной системы. Для успешного решения этой

проблемы

в

дошкольном

учреждении

(из

наблюдений

за

детьми,

мониторинга

индекса здоровья) приоритет отдается уникальным оздоровительным сеансам по

развитию

диафрагмально-релаксационнного

дыхания

(ДРД)

по

программе

А.А.

Сметанкина. В условиях ДОУ организован кабинет, где при помощи технологии

«БОС-Здоровье» дети на практике научатся купировать множественные признаки

начинающихся

соматических

заболеваний,

самостоятельно

справляться

со

стрессовыми ситуациями в жизни, используя диафрогмально-релаксационный тип

дыхания.

5

3.1 Цели и задачи

Цель программы:

Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения

в

образовательный

процесс

оздоровительной

дыхательной

гимнастики

с

использованием метода биологической обратной связи.

Задачи:

6

1)

Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм

ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;

2)

Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем

проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

3)

Регулировать

гармоничность

работы

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

системы для выработки

правильного дыхания;

4)

Сформировать

стойкий

навык

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

максимальной дыхательной аритмией сердца;

5)

Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному

физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные

возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности

по отношению к внешним воздействиям);

3.2 Планируемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

применять в повседневной жизни правила здорового образа жизни;

применять в повседневной жизни полученные знания о способах

расслабления, дыхания диафрагмой (животом) по методу БОС;

навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;

работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания;

снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания;

7

использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной

связи;

анализировать результаты, проведенного сеанса.

3.3 Объём образовательной нагрузки

Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы предполагает 1 год.

Длительность

занятий

по

системе

БОС,

зависит

от

индивидуальных

психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида

занятия

(теоретического

или

практического);

количество

т ренингов

(оздоровительного курса) – не более 2-3 раз за учебный год.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, по подгруппам 3-4 человека,

длительностью 15-25 минут.

8

Занятия

проводятся

вне

основной

образовательной

деятельности,

в

соответствии с методическими рекомендациями для педагогических

работников

дошкольных учреждений, автор А.А.Сметанкин.

4. Содержание программы «БОС-Здоровье»

Занятия разделяются на теоретические (2-3 занятия) и практические (10-12

занятий). Теоретические уроки предшествуют практическим занятиям. На них дети

знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», простейшими знаниями в области

анатомии и физиологии сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Дети

осваивают технику диафрагмального типа дыхания (дыхание животом).

Дидактические разделы.

Модуль «Уроки

здоровья» представляет

собой

единую

систему

занятий

уроков,

которые

имеют

определенную

структуру.

Разработаны

занятия-уроки

с

учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания

1.

Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание, проводится без

сигналов обратной связи)

2.

Выработка

навыка

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

максимальной

дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС).

9

Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений. В ходе урока

здоровья

(сеанса

БОС)

ребенок

видит

и

слышит,

как

работает

его

сердечнососудистая и дыхательная системы.

Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в

видимые и слышимые сигналы обратной связи.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается: цветовой столбик в

окне

программы

нарастает,

тональность

звука

повышается

ЧСС

на

выдохе

уменьшается: цветовой столбик опускается, тональность звука понижается ЧСС

ниже установленного порога — выдох сделан правильно! окно программы свободно

от цветового столбика, слышен “струнный звук”

Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения

выдоха,

помогает

выработке

навыка

диафрагмально-

релаксационного

дыхания.

Сеанс-игра (шаблон) состоит из периодов тренировки и периодов отдыха (подборки

слайдов в музыкальном сопровождении). Примеры периодов тренировки и отдыха.

Тренировочный сюжет: игра «Покрась забор» Сюжет отдыха: «Подводный мир»» В

каждый тренажер заложены 12 шаблонов, составленных таким образом, чтобы на

уроках

максимально

эффективно

обучать

детей

навыку

оздоровительного

типа

дыхания.

Педагог

специалист

БОС

дает

рекомендации

по

освоению

техники

диафрагмально-релаксационного типа дыхания, направляет и

поощряет эффективные действия ребенка.

Программа предоставляет педагогу — специалисту БОС основные показатели

пульса

и

дыхания

для

анализа

результатов

проведенного

сеанса,

оценки

динамики изменения самочувствия и успешности выработки навыка как в

течение одного сеанса, так и в течение всего курса уроков здоровья.

3.

Экран оценки результатов сеанса БОС

Тренажеры класс-комплекта не только обучают детей умению оздоравливаться,

но и формируют индивидуальный «паспорт здоровья». Он позволяет легко и быстро

оценивать изменение уровня здоровья в процессе обучения ребенка.

В

каждом

занятии,

помимо

новой

информации,

есть

повторы.

Полученная

таким образом информация лучше запоминается. Первые два занятия программы

являются вводными. Их основу составляет совместные игры, дающие возможность

детям привыкнуть к новой для них форме работы.

Перспективное

планирование

оздоровительно-коррекционных

занятий на

тренажере БОС включает в себя несколько этапов:

10

1.

Овладение

техникой

диафрагмально-релаксационного

дыхания

(дыхание

животом; далее – ДРД) - 2 занятия.

2.

Формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС – 7 занятий.

3.

Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции -

3 занятия.

Эффект оздоровления достигается индивидуально у каждого ребенка за 10-12

занятий, проводимых не реже двух раз в неделю. Необходимо также предусмотреть

повторное

проведение

уроков

БОС

-здоровье

в

течение

учебного

года

для

закрепления

положительных

респираторных

навыков.

Занятия

с

применением

мультимедийной

компьютерной

части

коррекции

начинаются

только

после

получения

допуска

врача

невропатолога

и

с

согласия

родителей

(законных

представителей).

Этапы обучения.

этапы

содержание

1 этап-

предварительный

-На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию,

имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком

проводятся все занятия;

-далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью

специального ремешка датчики, предварительно обработанные

дезинфицирующим средством.

Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.

- Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время

сеанса релаксационную музыку;

-педагог включает прибор «ПБС»;

2 этап -

собственно

оздоровительный

Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая, из

которой, решает определенные задачи и имеет определенный

временной промежуток (от 1 до 9 минут):

Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС –

Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного

типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).

Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-

11

релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит

на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор

сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики

познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-

логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка

поработать (до 9 минут).

Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного

утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и

зрительно-моторной координации; использование упражнений для

снятия физического и психического напряжения; совместное

обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога

выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья

3 этап - итоговый

Подведение итогов работы ребенка на занятии.

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Задачи

занятия

1

Знакомство с компьютером, элементарными правилами пользования

оргтехникой

1-2

2

Выработать

навык

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

изменениями

ЧСС

по

фазам

дыхательного

цикла

(выдох-

уменьшение

ЧСС,

вдох-

увеличение

ЧСС).

Акцент

делается

на

уменьшение ЧСС в фазу выдоха. Инструкция ребенку: выполнять

упражнение с максимальным чувством комфорта. Внимание! Период

перехода от старого к новому стереотипу дыхания.

1-3

3

Выработать

навык

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

максимальной величиной дыхательной аритмии сердца.

3-5

4

Навык

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

максимальной

в е л и ч и н о й

д ы х а т е л ь н о й

а р и т м и и

с е р д ц а

с д е л а т ь

автоматизированным (воспроизводить с БОС и без БОС одинаково

хорошо)

5-7

5

Закрепить

выработанный

навык

диафрагмально-релаксационного

дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца на

бессознательном уровне (во время самостоятельной деятельности

под).

8-10

12

5.2 Расписание занятий

Дни недели

Время

Вторник

16.15-16.45

Пятница

16.15-16.45

5.3

Программно-методическое обеспечение

Используемые методики, технологии.

Метод

биологической

обратной

связи

(БОС)

это

новая

массовая

оздоровительная

методика

для

детей

и

взрослых,

разработанная

российским

ученым-физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным. Основа

методики

уникальный

тип

дыхания

с

максимальной

дыхательной

аритмией

сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и

за рубежом как дыхание по методу Сметанкина. Основной объект БОС-тренинга —

физиологическая

дыхательная

аритмия

сердца

(ДАС)

или

разница

между

максимальной частотой пульса на вдохе и его минимальной частотой на выдохе.

ДАС

интегральный

показатель

здоровья,

уровня

включения

резервных

(адаптационных) возможностей организма человека.

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения.

БОС

позволяет

регистрировать

физиологические

параметры

организма

ритмы

сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с

помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную

для ребенка форму: свет, музыку,

видеофильм.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс

лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

13

На занятиях используется тренажер БОС «Дыхание». Во время практической

тренировки воспитанник видит и слышит, как происходит синхронизация работы

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учится изменять величину своей ДАС

(разницы частоты пульса на вдохе и выдохе). ДАС – явление, присущее любому

человеку.

Это

чуткий

индикатор

качества

дыхания,

уровня

защитных

сил

и

возможности организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен

организм от болезней.

Овладев техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, любой человек

получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние

организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания

для общего укрепления здоровья.

Программно-методическое, учебно-методическое обеспечение.

1.

Программа «Дыхание 2.12» (электронный вариант);

2.

Журнал 1.3. (электронный вариант в комплекте с программой);

3.

Конспекты

теоретических

занятий

«БОС-Здоровье»

под

общей

редакцией

А.А.Сметанкина (СПб., 2004. – 74 с.);

4.

Учебник здоровья для младшего школьного возраста (СПб., издательский дом

«Сентябрь», 2003. – 28 с.);

5.

Учебник здоровья для среднего школьного возраста (СПб., издательский дом

«Сентябрь», 2003. – 20 с.);

6.

Учебник здоровья для старшего школьного возраста (СПб., издательский дом

«Сентябрь», 2003 – 28 с.).

5.4 Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в кабинете «БОС-Здоровье»,

расположенном на третьем этаже МБДОУ ДС №54 «Катюша» города

Нижневартовска.

Кабинет БОС-Здоровье должен соответствовать требованиям охраны труда,

пожарной безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям (площадь

кабинета не менее 72 кв.м.– 4 ПК по 6 кв.м. на 1 чел.);

аппарат ПБС-БОС (в комплекте: датчики, резиновый пояс, наушники) – 3 шт.;

спирт 96%, ватные шарики: на обработку 1 прибора - 1,0 гр. компьютеры – 4

рабочих места;

компьютерные столы (3 шт.);

удобные регулируемые стулья с высокой спинкой (3шт.);

наличие окон, достаточное освещение;

14

окраска стен в теплых светлых тонах;

по возможности, озеленение кабинета и ионизация воздуха;

6 . Мониторинг освоения детьми навыка правильного дыхания.

Качественный и количественный анализ результатов оздоровительных занятий

на

тренажере

«БОС-Дыхание»

у

старших

дошкольников

осуществляется

по

методике А.А. Сметанкина.

Таблица 1

Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья 0-9 лет

ДАС, уд/мин

Оценка здоровья в баллах

>37

5

28-36

4

19-27

3

10-18

2

0-9

1

Таблица 2

Показатели динамики ДАС и уровня здоровья дошкольников

п\п

Ф.И.

ребенка

ДАС уд\мин (средняя)

Уровень здоровья

(баллы)

Начало

проекта

Окончание

проекта

Начало

проекта

Окончание

проекта

1.

2.

15

В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения

информации:

- наблюдение,

- беседы,

- проведение оценочно-контрольных занятий и срезов.

Оценка

элементарного

пользования

компьютерным

манипулятором

осуществляется

с

использованием

оценочной

шкалы,

фиксирующей

степень

проявления

выделенных

показателей

в

уровневом

выражении.

Принята

пяти

уровневая оценка, где

:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ - ребенку требуется минимальная помощь педагога

(в виде

подсказки, правильности направления)

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок справляется с помощью педагога или после

повторного

повторения задания, показа способа действия или разъяснения педагога.

НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ – ребенок частично справляется с выполнением

задания, не

может обойтись без помощи педагога.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего

этапа.

7. Список литература.

1.

Гаврючина,

Л.В.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ:

Методическое

пособие [Текст] / Л.В. Гаврючина. – М: ТЦ Сфера, 2007. - С. 160.

2.

Доронова, Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева, Е.В.Радуга: Программа воспитания.

Образования

и

развития

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

детского

сада

[Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М: Просвещение, 2003. – С. 78.

3.

Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления

дошкольников [Текст] / М.Ю.Картушина. – М: ТЦ Сфера, 2009. - С. 208.

4.

Малахов Г.П. Целебное дыхание: Авторский учебник [Текст] /Г.П.Малахов. –

СПб: ИК «Комплект», 1997. – С. 356.

5.

Плотуха, И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы,

16

организация, мониторинг. Методические рекомендации для работников образования

[Текст] / И.А. Плотуха. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.– С.24

6.

Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину [Текст] / А.А.Сметанкин. –

СПб: ЗАО «Биосвязь», 2004. – С.160.

7.

Сметанкин, А.А. Здоровье на 5. Книга для всех [Текст] / А.А.Сметанкин. –

СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007. – С.160.

8.

Сметанкин, А.А. Средний уровень здоровья граждан России: у проблемы

есть решение [Текст] / А.А.Сметанкин// Здоровье России и Биологическая

обратная связь. 2002. - №2. – С.4 - 11.

17



В раздел образования