Автор: Иксанова Резеда Раудатовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 54 "Катюша"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа занятий по укреплению здоровья детей на основе метода биологической обратной связи "БОС-Здоровье"
Раздел: дошкольное образование
Программа
занятий по укреплению здоровья детей
на основе метода биологической обратной связи
«БОС - Здоровье»
Составитель:
педагог-психолог
Иксанова Р.Р.
г. Нижневартовск
2017
1
1.СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование
Страницы
1
Содержание
2
2
Паспорт программы
3
3
Пояснительная записка
4
3.1
Цели и задачи программы
7
3.2
Планируемые результаты
8
3.3
Объём образовательной нагрузки
9
4
Содержание программы «БОС-здоровье»
10
5
Организационно-педагогические условия
13
5.1
Учебный план
13
5.2
Расписание занятий
13
5.3
Программно-методическое обеспечение
14
5.4
Материально-техническое обеспечение
15
6
Мониторинг
16
7
Список литературы
17
2. Паспорт программы
Наименование
программы
Программа ДПОУ проведения занятий по укреплению
здоровья детей на основе метода технологии «БОС»
Основания для
разработки
Программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об
2
утверждении правил оказания платных образовательных
услуг»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно-
эпидемиологического требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях» от
15.05.2013 года;
Методические рекомендации ЗАО «Биосвязь» и НОУ
«Институт» для медицинских и педагогических работников
школьно-дошкольных учреждений, реализуемых программы
оздоровления и укрепления здоровья на основе БОС
технологии»;
Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые
муниципальным дошкольным образовательным учреждением
детский сад №54 «Катюша»
Заказчик Программы
МБДОУ ДС №54 «Катюша», родители (законные представители)
Составитель
Педагог-психолог Иксанова Резеда Раудатовна
Цель программы
Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем
внедрения в образовательный процесс оздоровительной
дыхательной гимнастики с использованием метода биологической
обратной связи.
Задачи программы
1.
Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на
организм ребенка для нормализации его внутреннего
физиологического состояния;
2.
Использовать способности ребенка к произвольной регуляции
дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных
упражнений;
3.
Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и
дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
4.
Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного
дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца;
5.
Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение
собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на
этой основе адаптивные возможности организма (повышение его
сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним
воздействиям)
3.Пояснительная записка
Путь к оздоровлению открыт всем
Умению быть здоровым надо
учиться, причем с детства.
А.А.Сметанкин
Гуманистическая образовательная парадигма на основе, которой в современном
образовании
происходит
коренные
изменения
в
направленности
и
содержании
3
образовательного процесса, включает в себя целенаправленное развитие физических
и
психических
способностей
человека,
реализация,
которых
возможна
при
сохранении и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания. Утверждение
здорового
образа
жизни
подрастающего
поколения
сегодня
рассматривается
в
практике
работы
образовательного
учреждения
как
одно
из
приоритетных
направлений гуманизации образования.
Здоровье является условием для раскрытия потенциала личности. От того,
насколько
успешно
удается
сформировать
и
закрепить
здоровьесберегающие
ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный
образ жизни человека (Л.Я. Башарина, Е.А.Демина, В.В. Колбанова, Э.М. Назина). В
современных
социально-экономических
условиях
возрастает
роль
личности
в
сохранении
здоровья.
В
документах
Всемирной
организации
здравоохранения
(1995год) подчеркнуто, что осознанная ответственность общества и прежде всего
каждого человека за сохранение и поддержание собственного здоровья является
фактом, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению
здоровья
для
всех
будут
недостаточно
эффективными.
Здоровьесберегающая
организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового
образа
жизни,
базирующегося
на
психолого-педагогических
и
санитарно-
гигиенических
основах
направленных
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Обеспечение здоровьесберегающей организации образовательного процесса в
дошкольном учреждении дает возможность сформировать устойчивые потребности
и ценностные ориентации воспитанников по сохранению и укреплению здоровья.
В
связи
с
этим
подготовка
к
здоровому
образу
жизни
на
основе
здоровьесберегающих
технологий
становится
приоритетным
направлением
в
деятельности нашего дошкольного учреждения. Мы предлагаем использование в
образовательном
процессе
инновационной
технологии
биологической
обратной
связи и созданных на её основе специальных оздоровительных методик, с целью
обучения детей навыкам сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
Научные, методологические и методические основания программы.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о
ценностных началах здорового образа жизни и путях его стимулирования (Н.А.
Агаджанян, Н.М. Амосов, Н. Беникот, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, В.В.Ким,
Ф.З.Меерсон, Д. Уайнер, Д. Харрисон). Возникло особое направление в педагогике –
педагогика оздоровления, в основе которой лежат представления о здоровье как
практически
достижимой
норме
развития
ребенка
Методологической
основой
представленной программы является: общая теория систем и системный подход
4
(Р.Ф.Абдеев,
Л.Анциферова,
В.Г.
Афанасьев);
гуманистическая
психология
и
педагогика
(В.В.Давыдов,
А.
Маслоу,
К.
Роджерс);
содержание
потребностей
и
мотиваций к деятельности (Б.Д. Эльконин); сознательное управление механизмами
здоровья, в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи
биологической обратной связи (А.А. Сметанкин).
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения
указанных целей и решения поставленных задач.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В
последнее
время
во
всем
мире
наметилась
тенденция
к
ухудшению
здоровья
детского населения. Экологические проблемы, различны отрицательные бытовые
факторы,
химические
добавки
в
продуктах
питания,
некачественная
вода,
накапливающиеся раздражения в обществе – лишь некоторые факторы, агрессивно
воздействующие на здоровье дошкольника. Климат нашего региона – это низкие
температуры воздуха, резкие перепады атмосферного давления, сильные ветры и
дефицит ультрафиолетового излучения. Все это неблагополучно воздействует на
здоровье
детей,
поэтому
одна
из
актуальных
задач
нашего
образовательного
учреждения на сегодняшний день – найти способы минимизации такого влияния,
необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и
укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В этой
связи технология «БОС-Здоровье» занимает достойное место по той причине, что
она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов,
предполагает
активное
отношение
воспитанника
к
формированию
собственного
здоровья. Однако следует отметить, что под здоровьесберегающими технологиями
следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников.
«БОС-Здоровье» - фрагмент этой сложной системы. Для успешного решения этой
проблемы
в
дошкольном
учреждении
(из
наблюдений
за
детьми,
мониторинга
индекса здоровья) приоритет отдается уникальным оздоровительным сеансам по
развитию
диафрагмально-релаксационнного
дыхания
(ДРД)
по
программе
А.А.
Сметанкина. В условиях ДОУ организован кабинет, где при помощи технологии
«БОС-Здоровье» дети на практике научатся купировать множественные признаки
начинающихся
соматических
заболеваний,
самостоятельно
справляться
со
стрессовыми ситуациями в жизни, используя диафрогмально-релаксационный тип
дыхания.
5
3.1 Цели и задачи
Цель программы:
Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения
в
образовательный
процесс
оздоровительной
дыхательной
гимнастики
с
использованием метода биологической обратной связи.
Задачи:
6
1)
Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм
ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
2)
Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем
проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
3)
Регулировать
гармоничность
работы
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
системы для выработки
правильного дыхания;
4)
Сформировать
стойкий
навык
диафрагмально-релаксационного
дыхания
с
максимальной дыхательной аритмией сердца;
5)
Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному
физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные
возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности
по отношению к внешним воздействиям);
3.2 Планируемые результаты:
В ходе реализации программы ребенок научится:
применять в повседневной жизни правила здорового образа жизни;
применять в повседневной жизни полученные знания о способах
расслабления, дыхания диафрагмой (животом) по методу БОС;
навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания;
снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания;
7
использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной
связи;
анализировать результаты, проведенного сеанса.
3.3 Объём образовательной нагрузки
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы предполагает 1 год.
Длительность
занятий
по
системе
БОС,
зависит
от
индивидуальных
психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида
занятия
(теоретического
или
практического);
количество
т ренингов
(оздоровительного курса) – не более 2-3 раз за учебный год.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, по подгруппам 3-4 человека,
длительностью 15-25 минут.
8
Занятия
проводятся
вне
основной
образовательной
деятельности,
в
соответствии с методическими рекомендациями для педагогических
работников
дошкольных учреждений, автор А.А.Сметанкин.
4. Содержание программы «БОС-Здоровье»
Занятия разделяются на теоретические (2-3 занятия) и практические (10-12
занятий). Теоретические уроки предшествуют практическим занятиям. На них дети
знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», простейшими знаниями в области
анатомии и физиологии сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Дети
осваивают технику диафрагмального типа дыхания (дыхание животом).
Дидактические разделы.
Модуль «Уроки
здоровья» представляет
собой
единую
систему
занятий
уроков,
которые
имеют
определенную
структуру.
Разработаны
занятия-уроки
с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания
1.
Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание, проводится без
сигналов обратной связи)
2.
Выработка
навыка
диафрагмально-релаксационного
дыхания
с
максимальной
дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС).
9
Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений. В ходе урока
здоровья
(сеанса
БОС)
ребенок
видит
и
слышит,
как
работает
его
сердечнососудистая и дыхательная системы.
Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в
видимые и слышимые сигналы обратной связи.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается: цветовой столбик в
окне
программы
нарастает,
тональность
звука
повышается
ЧСС
на
выдохе
уменьшается: цветовой столбик опускается, тональность звука понижается ЧСС
ниже установленного порога — выдох сделан правильно! окно программы свободно
от цветового столбика, слышен “струнный звук”
Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения
выдоха,
помогает
выработке
навыка
диафрагмально-
релаксационного
дыхания.
Сеанс-игра (шаблон) состоит из периодов тренировки и периодов отдыха (подборки
слайдов в музыкальном сопровождении). Примеры периодов тренировки и отдыха.
Тренировочный сюжет: игра «Покрась забор» Сюжет отдыха: «Подводный мир»» В
каждый тренажер заложены 12 шаблонов, составленных таким образом, чтобы на
уроках
максимально
эффективно
обучать
детей
навыку
оздоровительного
типа
дыхания.
Педагог
—
специалист
БОС
дает
рекомендации
по
освоению
техники
диафрагмально-релаксационного типа дыхания, направляет и
поощряет эффективные действия ребенка.
Программа предоставляет педагогу — специалисту БОС основные показатели
пульса
и
дыхания
для
анализа
результатов
проведенного
сеанса,
оценки
динамики изменения самочувствия и успешности выработки навыка как в
течение одного сеанса, так и в течение всего курса уроков здоровья.
3.
Экран оценки результатов сеанса БОС
Тренажеры класс-комплекта не только обучают детей умению оздоравливаться,
но и формируют индивидуальный «паспорт здоровья». Он позволяет легко и быстро
оценивать изменение уровня здоровья в процессе обучения ребенка.
В
каждом
занятии,
помимо
новой
информации,
есть
повторы.
Полученная
таким образом информация лучше запоминается. Первые два занятия программы
являются вводными. Их основу составляет совместные игры, дающие возможность
детям привыкнуть к новой для них форме работы.
Перспективное
планирование
оздоровительно-коррекционных
занятий на
тренажере БОС включает в себя несколько этапов:
10
1.
Овладение
техникой
диафрагмально-релаксационного
дыхания
(дыхание
животом; далее – ДРД) - 2 занятия.
2.
Формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС – 7 занятий.
3.
Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции -
3 занятия.
Эффект оздоровления достигается индивидуально у каждого ребенка за 10-12
занятий, проводимых не реже двух раз в неделю. Необходимо также предусмотреть
повторное
проведение
уроков
БОС
-здоровье
в
течение
учебного
года
для
закрепления
положительных
респираторных
навыков.
Занятия
с
применением
мультимедийной
компьютерной
части
коррекции
начинаются
только
после
получения
допуска
врача
невропатолога
и
с
согласия
родителей
(законных
представителей).
Этапы обучения.
этапы
содержание
1 этап-
предварительный
-На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию,
имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком
проводятся все занятия;
-далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью
специального ремешка датчики, предварительно обработанные
дезинфицирующим средством.
Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.
- Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время
сеанса релаксационную музыку;
-педагог включает прибор «ПБС»;
2 этап -
собственно
оздоровительный
Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая, из
которой, решает определенные задачи и имеет определенный
временной промежуток (от 1 до 9 минут):
Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС –
Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного
типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).
Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-
11
релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит
на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор
сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики
познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-
логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка
поработать (до 9 минут).
Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного
утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и
зрительно-моторной координации; использование упражнений для
снятия физического и психического напряжения; совместное
обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога
выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья
3 этап - итоговый
Подведение итогов работы ребенка на занятии.
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
№
Задачи
№
занятия
1
Знакомство с компьютером, элементарными правилами пользования
оргтехникой
1-2
2
Выработать
навык
диафрагмально-релаксационного
дыхания
с
изменениями
ЧСС
по
фазам
дыхательного
цикла
(выдох-
уменьшение
ЧСС,
вдох-
увеличение
ЧСС).
Акцент
делается
на
уменьшение ЧСС в фазу выдоха. Инструкция ребенку: выполнять
упражнение с максимальным чувством комфорта. Внимание! Период
перехода от старого к новому стереотипу дыхания.
1-3
3
Выработать
навык
диафрагмально-релаксационного
дыхания
с
максимальной величиной дыхательной аритмии сердца.
3-5
4
Навык
диафрагмально-релаксационного
дыхания
с
максимальной
в е л и ч и н о й
д ы х а т е л ь н о й
а р и т м и и
с е р д ц а
с д е л а т ь
автоматизированным (воспроизводить с БОС и без БОС одинаково
хорошо)
5-7
5
Закрепить
выработанный
навык
диафрагмально-релаксационного
дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца на
бессознательном уровне (во время самостоятельной деятельности
под).
8-10
12
5.2 Расписание занятий
Дни недели
Время
Вторник
16.15-16.45
Пятница
16.15-16.45
5.3
Программно-методическое обеспечение
Используемые методики, технологии.
Метод
биологической
обратной
связи
(БОС)
–
это
новая
массовая
оздоровительная
методика
для
детей
и
взрослых,
разработанная
российским
ученым-физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным. Основа
методики
—
уникальный
тип
дыхания
с
максимальной
дыхательной
аритмией
сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и
за рубежом как дыхание по методу Сметанкина. Основной объект БОС-тренинга —
физиологическая
дыхательная
аритмия
сердца
(ДАС)
или
разница
между
максимальной частотой пульса на вдохе и его минимальной частотой на выдохе.
ДАС
—
интегральный
показатель
здоровья,
уровня
включения
резервных
(адаптационных) возможностей организма человека.
Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения.
БОС
позволяет
регистрировать
физиологические
параметры
организма
–
ритмы
сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с
помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную
для ребенка форму: свет, музыку,
видеофильм.
Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс
лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.
13
На занятиях используется тренажер БОС «Дыхание». Во время практической
тренировки воспитанник видит и слышит, как происходит синхронизация работы
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учится изменять величину своей ДАС
(разницы частоты пульса на вдохе и выдохе). ДАС – явление, присущее любому
человеку.
Это
чуткий
индикатор
качества
дыхания,
уровня
защитных
сил
и
возможности организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен
организм от болезней.
Овладев техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, любой человек
получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние
организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания
для общего укрепления здоровья.
Программно-методическое, учебно-методическое обеспечение.
1.
Программа «Дыхание 2.12» (электронный вариант);
2.
Журнал 1.3. (электронный вариант в комплекте с программой);
3.
Конспекты
теоретических
занятий
«БОС-Здоровье»
под
общей
редакцией
А.А.Сметанкина (СПб., 2004. – 74 с.);
4.
Учебник здоровья для младшего школьного возраста (СПб., издательский дом
«Сентябрь», 2003. – 28 с.);
5.
Учебник здоровья для среднего школьного возраста (СПб., издательский дом
«Сентябрь», 2003. – 20 с.);
6.
Учебник здоровья для старшего школьного возраста (СПб., издательский дом
«Сентябрь», 2003 – 28 с.).
5.4 Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в кабинете «БОС-Здоровье»,
расположенном на третьем этаже МБДОУ ДС №54 «Катюша» города
Нижневартовска.
Кабинет БОС-Здоровье должен соответствовать требованиям охраны труда,
пожарной безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям (площадь
кабинета не менее 72 кв.м.– 4 ПК по 6 кв.м. на 1 чел.);
аппарат ПБС-БОС (в комплекте: датчики, резиновый пояс, наушники) – 3 шт.;
спирт 96%, ватные шарики: на обработку 1 прибора - 1,0 гр. компьютеры – 4
рабочих места;
компьютерные столы (3 шт.);
удобные регулируемые стулья с высокой спинкой (3шт.);
наличие окон, достаточное освещение;
14
окраска стен в теплых светлых тонах;
по возможности, озеленение кабинета и ионизация воздуха;
6 . Мониторинг освоения детьми навыка правильного дыхания.
Качественный и количественный анализ результатов оздоровительных занятий
на
тренажере
«БОС-Дыхание»
у
старших
дошкольников
осуществляется
по
методике А.А. Сметанкина.
Таблица 1
Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья 0-9 лет
ДАС, уд/мин
Оценка здоровья в баллах
>37
5
28-36
4
19-27
3
10-18
2
0-9
1
Таблица 2
Показатели динамики ДАС и уровня здоровья дошкольников
№
п\п
Ф.И.
ребенка
ДАС уд\мин (средняя)
Уровень здоровья
(баллы)
Начало
проекта
Окончание
проекта
Начало
проекта
Окончание
проекта
1.
2.
15
В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения
информации:
- наблюдение,
- беседы,
- проведение оценочно-контрольных занятий и срезов.
Оценка
элементарного
пользования
компьютерным
манипулятором
осуществляется
с
использованием
оценочной
шкалы,
фиксирующей
степень
проявления
выделенных
показателей
в
уровневом
выражении.
Принята
пяти
уровневая оценка, где
:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ - ребенку требуется минимальная помощь педагога
(в виде
подсказки, правильности направления)
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок справляется с помощью педагога или после
повторного
повторения задания, показа способа действия или разъяснения педагога.
НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ – ребенок частично справляется с выполнением
задания, не
может обойтись без помощи педагога.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего
этапа.
7. Список литература.
1.
Гаврючина,
Л.В.
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ:
Методическое
пособие [Текст] / Л.В. Гаврючина. – М: ТЦ Сфера, 2007. - С. 160.
2.
Доронова, Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева, Е.В.Радуга: Программа воспитания.
Образования
и
развития
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
детского
сада
[Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М: Просвещение, 2003. – С. 78.
3.
Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления
дошкольников [Текст] / М.Ю.Картушина. – М: ТЦ Сфера, 2009. - С. 208.
4.
Малахов Г.П. Целебное дыхание: Авторский учебник [Текст] /Г.П.Малахов. –
СПб: ИК «Комплект», 1997. – С. 356.
5.
Плотуха, И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы,
16
организация, мониторинг. Методические рекомендации для работников образования
[Текст] / И.А. Плотуха. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.– С.24
6.
Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину [Текст] / А.А.Сметанкин. –
СПб: ЗАО «Биосвязь», 2004. – С.160.
7.
Сметанкин, А.А. Здоровье на 5. Книга для всех [Текст] / А.А.Сметанкин. –
СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007. – С.160.
8.
Сметанкин, А.А. Средний уровень здоровья граждан России: у проблемы
есть решение [Текст] / А.А.Сметанкин// Здоровье России и Биологическая
обратная связь. 2002. - №2. – С.4 - 11.
17