Напоминание

"Игровые технологии на уроках коми и русского языка"


Автор: Чупрова Виктория Олеговна
Должность: учитель коми языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках коми и русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Отчет по самообразованию

учителя коми языка Чупровой В.О.

2016-2017 учебный год.

В 2016-2017 учебном году я выбрала новую тему педагогического опыта

«Использование игровых технологий на уроках русского языка». Используемая

педагогическая технология «Технология развивающих игр Б. П. Никитина». Была

изучена научно-методическая литература. Тема самообразования освещена на заседании

МО в докладе «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития

познавательной активности у школьников». В ходе данной работы была изучена

следующая литература:

1.Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.:

«Просвещение», 1988

2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989

3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе /

Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой

дифференциации. М.; 1994

4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд.

НПК, 1998

5. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002

6. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.

В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание

стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.

Проводятся

различные

конкурсы,

олимпиады,

чемпионаты.

Это

говорит

о

том,

что

принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в

дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое

характеризуется

высоким

уровнем

мотивации,

осознанной

потребностью

в

усвоении

знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием

целенаправленных

управленческих

педагогических

воздействий

и

организации

педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в

некоторых

же

технологиях

эти

средства

составляют

главную

идею

и

основу

эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на

уроках русского языка.

Идея педагогического опыта.

Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне

моторики, перевести знания в опыт.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха,

переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и

сложного учебного материала.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике

преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь

использовать новые технологии в своей работе.

Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Использование игровых технологий

на уроках русского языка». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со

снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на

игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности

на уроках.

По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение

общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление

поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации

учебной

деятельности

школьников

Т.И.

Шамовой

педагогическая

игра

обладает

существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей

педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний,

мудрости, житейского опыта новому поколению.

Игра

требует

от

участников

сообразительности,

внимания,

учит

выдержке,

настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение

быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска,

вызывает стремление помочь своей команде.

Новизна.

Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше

интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.

Технология опыта.

По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные,

дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной

игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.

2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной

деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют

некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это

снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра,

сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов

(например, музыкальный), различные виды письма.

3. Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.

4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях,

учат рассуждать, доказывать, сравнивать.

5. Интеллектуальные игры, к ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы,

рассказы-загадки.

Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры

применяю

в

работе,

используя

классификацию

игр,

основанную

на

тематическом

принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-

фразеологические,

игры

по

морфемике

и

словообразованию,

синтаксические.

Такую

классификацию предлагает Л.В. Петрановская.

Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем

самым развиваю интерес и любовь к предмету.

При изучении темы «Цвета в коми языке», мы обращаемся к музыкальным

композициям, каждая композиция закрепляется за определённой мелодией. Ребёнок,

прослушав мелодию, называет цвет на коми и русском языке.

Изучая тему «Одежда», проводим игру «Поле чудес», где ребята отгадывают названия

вещей на коми языке.

Очень нравится ребятам игра «В художников», при изучении блока «Времена года»,

каждый ребёнок рисует время года, пытается рассказать о своей картине на двух языках.

Изучая тему «знакомство», проводим интервью. Ребёнок попадает в ситуацию, когда

становится популярной звездой и должен рассказать о себе на родном языке.

Вот такие игры на уроках способствуют развитию интереса к неродному языку для

обучающихся.



В раздел образования