Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО"


Авторы: Третьякова Валентина Алексеевна, Аркатова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

Третьякова Валентина Алексеевна,

Аркатова Елена Викторовна

В данной статье рассматриваются принципы здоровьесберегающего

обучения,

приводятся

примеры

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

процессе

преподавания

и

подчёркивается

важность

их

использования для сохранения здоровья школьников.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье

это

ценность,

жизненное

благо,

важное

составляющее

человеческого

счастья.

Забота

о

здоровье

-

это

главное

условие

работы

каждого

учителя.

От

здоровья

детей

зависит

умственное

развитие

и

их

духовная жизнь.

Воспитание здорового поколения является приоритетной задачей для

общества и отражается в законе «Об образовании». Дети школьного возраста

имеют плохое здоровье, данные статистики показывают, что при поступлении

детей в первый класс- первая группа здоровья отмечается только у 13%

учащихся,

а

концу четвёртого класса-

процент резко снижается. Причин

ухудшения здоровья много. Поэтому уже в начальных классах необходимо

организовать процесс обучения в соответствии со здоровьесберегающими

технологиями.

Здоровьесберегающие технологии- это система мер по укреплению и

сохранению

здоровья

учащихся, которые

можно

рассматривать

и

как

технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых

перспективных

образовательных

систем XXI

века,

и

как

совокупность

приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для

здоровья,

и

как

качественную

характеристику

любой

педагогической

технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии является –

обеспечение

учащимся

в

условиях

комплексной

информатизации

образования

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

учреждениях

образования,

сформировать

необходимые

знания,

умения

и

навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа

жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

В

основе

современного

образовательного

процесса

должны

лежать

следующие

принципы

обучения:

принцип

деятельности,

минимакса,

психологической комфортности, вариативности, творчества, успеха и самый

главный принцип- «Не навреди!».

Перечисленные

дидактические

принципы

лежат

в

о снове

здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому

ребенку

условий

для

максимальной

самореализации

как

личности.

Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально

здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.

Для

успешной

организации

образовательного

процесса,

снятия

усталости,

умственного

напряжения,

гиподинамии

на

уроках

необходимо

применять различные приемы, способствующие сохранению и укреплению

здоровья учащихся

Приемы «Здоровьесберегающих технологий»

1.

Для

укрепления

здоровья

и

профилактики

нарушения

осанки

и

ОРВИ рекомендуется ежедневное проведение утренней зарядки до уроков

под музыку в течение 6-8 минут. («Вот мы руки развели», «Всем друзьям

привет»). Комплекс упражнений включает в себя 6-8 упражнений, которые

выполняются в следующей последовательности: для осанки, мышц плечевого

пояса и рук, мышц туловища и нижних конечностей, на внимание.

2.

Для

профилактики

заболеваний

верхних

дыхательных

путей

в

физкультурные

минутки

на

уроках

необходимо

включать

дыхательные

упражнения, формирующие у детей привычку правильно дышать через нос,

глубоко, ровно («Задуй свечу», «Почувствуй аромат»).

3. В целях профилактики улучшения зрения на уроках нужно проводить

упражнения

для

глаз,

используя

офтальмо

тренажеры

В.Ф.Базарного

(благодаря

тренажерам

у

детей

активизируется

чувство

зрительной

координации,

развивается

зрительно

моторная

реакция

и

повышается

работоспособность.),

зрительные

дифференцированные

физкультминутки

(«Пирамидки», «Коврик», «Часики»)

4.

Для

развития

мелкой

моторики

используется

гимнастика

для

пальчиков рук. Во время физкультурной минутки учащиеся выполняют 5-6

упражнений

и

заканчивают

обязательно

расслаблением

кистей

рук.

(«Апельсин», «Волны», «Замок»).

5.

Для

снятия

эмоционального

напряжения

у

детей

младшего

школьного

возраста

можно

использовать

аутотренинги,

упражнения

на

релаксацию («Волшебный цветок добра», «Твоя звезда»).

Все эти упражнения рекомендуется сочетать с учебными предметами и

темой урока. В силу возраста детей, физкультминутки лучше проводить в

стихотворной форме, в виде танцевальных упражнений под музыку.

С

началом

обучения

в

школе

у

большинства

детей

проявляются

поведенческие особенности: страхи, повышенная слезливость, агрессивность

и

др.

Чтобы

этого

избежать,

можно

использовать

игровые

методы

психокоррекции.

Эти

игры

проводятся

на

уроках,

во

внеурочной

деятельности, на переменах. Работу можно вести в следующих направлениях:

-развитие

внимания:

«Пожалуйста»,

«Слушай

хлопки»,

«Съедобное

несъедобное»;

-развитие

памяти

и

восприятия,

наблюдательности:

«Запомни

движения», «Испорченный телефон», «Повтори за мной»;

-развитие произвольных движений и самоконтроля: «Замри», «Море

волнуется...»;

-развитие

мышления

и

речи:

«Определи

игрушку»,

«Сочини

предложение», «Дополни рассказ»;

-игры,

способствующие

снятию

страхов

в

общении:

«Кто

за

кем»,

«Нарисуй свой страх».

На

уроках

следует

использовать

частую

смену

видов

учебной

деятельности и разнообразные формы организации работы учащихся:

работа в группах (как статическая, так и подвижная);

работа в парах;

опрос с использованием мяча.

Немаловажное место в рамках здоровьесберегающих технологий

занимает внеклассная и внеурочная деятельность с детьми и привлечение

родителей учащихся. На классных часах можно проводить беседы из цикла:

«Как вырасти здоровым», «Учись питаться правильно», «Режим дня», «О

пользе молока и мёда», «Вырастим цветок здоровья».

Эффективным приемом для формирования привычки вести здоровый

образ жизни является создание сборника «Математика и здоровье». Задачи,

составленные детьми, должны быть основаны на фактическом материале и

содержать

сведения

о

правильном

питании,

режиме

дня,

двигательной

активности

и

т.д.

Выполнение

таких

заданий

поможет

заинтересовать

учащихся вопросами устройства тела человека и необходимостью ценить,

уважать и беречь свое здоровье.

Одной

из

форм

работы

по

формированию

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни

является

проектная

деятельно сть

и

исследовательские

работы.

Метод

проектов,

исследовательские

работы

способствуют

повышению

учебной

мотивации,

снятию

психического

напряжения,

укреплению

веры

в

собственных

возможностях,

позволяют

решать

проблему

ценностного

отношения

учащихся

к

собственному

здоровью, формируют знания о здоровье и здоровом образе жизни. (В ходе

работы

нашими

учениками

были

выполнены

проекты:

«Здоровому

все

здорово!», «Хочу расти здоровым», исследовательские работы «Мое здоровье

– в моих руках» «Здоровье и сон»)

Правильная

организация

обучения

даёт

возможность

предотвратить

перегрузки

и

усталость у школьников, а также помогает детям осознать

важность сохранения здоровья.

Таким

образом,

использование

здоровьесберегающих

технологий

играет

большую

роль

в

жизни

каждого

школьника,

позволяет

легче

и

успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности,

достичь цели и задач обучения.

«Здоровье—это драгоценность ради которой действительно стоит не

только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать

ради

него

частицей

самой

жизни,

поскольку

жизнь

без

него

становится

нестерпимой и унизительной». М. Монтень.

Литература

1.

Бусловская

Л.К.

Здоровьесберегающие

технологии

в

начальном

образовании. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011

2.

Закон Российской Федерации «Об образовании», 2014

3.

Ирихин В.Н. Урок и здоровье школьников. Тирасполь: Приднестровский

университет, 2009

4.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения

в начальной

школе. М.: Вентана Граф, 2008

5.

Современная

Гуманитарная

Академия:

Зд о р о в ь е с бе р е г а ю щ и е

образовательные технологии. М.: СГУ, 2007



В раздел образования