Напоминание

"Экологическое образование дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Болотина Вера Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Чебурашка"
Населённый пункт: Московская область г.Реутов
Наименование материала: Методическая разработка:Экскурсия "Путешествие по участку в Царство природы" (средняя группа)
Тема: "Экологическое образование дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экскурсия

«

Путешествие по участку в Царство природы

»

(средняя группа)

по теме: «Экологическое образование дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ № 14 «Чебурашка»

Болотина Вера Олеговна

г. Реутов

2017г.

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Тема экскурсии: «Путешествие по участку в Царство природы».

Возрастная группа: Средняя группа

Тип экскурсии: Экологическо-познавательный, информационно-

исследовательский

Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-

правильного отношения к природе во всем её многообразии.

Задачи: -углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об

окружающей их среде (растительном и животном мире),

-расширять знания детей о постепенных изменениях в природе весной

(светит солнце, стало теплее),

-учить детей радоваться весне, закреплять знания о деревьях, птицах,

насекомых, правилах поведения в природе. Развивать наблюдательность,

чувствительность, любознательность.

-формировать представление детей о состоянии природы весной.

- обогащать и активизировать словарь;

- вызвать радостные переживания от общения с природой;

- уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое.

Материалы к экскурсии: Совочки, лопаточки, ведерки, грабельки,

формочки. Лупы, разноцветные стеклышки, ветерок на палочке, бинокль,

флажки. Семена для птиц в кормушки. Коллекция насекомых.

Маски для игр. Игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.),

план маршрута; пакеты для сбора мусора, перчатки, питьевая вода, влажные

салфетки, аптечка.

Предварительная работа: Ежедневные наблюдения на участке, экскурсии в

разное время года, чтение рассказов о природе, заучивание стихов, загадок,

народных примет, игр; составление описательных рассказов, беседы,

рассматривание иллюстраций; создание коллективных работ на темы

“Берегите природу», «Мы друзья природы».

Формы и методы работы: Познавательные беседы, дидактические игры,

проведение наблюдений за объектами природы, подвижные игры, чтение

произведений о животных и растениях, чтение экологических сказок.

Этапы: 1. Детальное обследование участка детского сада и выделение

наиболее интересных объектов.

2.Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

3.Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее

объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ

п/п

Объекты экскурсии

Содержание

Виды деятельности детей

1

Метеобюро (юные

метеорологи).

Цель: показать детям многоцветность

окружающего мира. (светит солнце,

стало теплее). Вызвать эмоциональное

отношение к наблюдаемым природным

явлениям, объектам. Воспитывать

эстетическое чувство.

Дети располагаются вокруг, читают

стихи, поют песни, водят хороводы.

Ребята, давайте подышим чистым

воздухом, горьковатым острым

ароматом берез, послушаем тишину,

постоим тихо – тихо и

прислушаемся к природе. Только

помните: без любви ко всему живому

вам не удастся проникнуть в тайны

природы. Дети слушают и говорят,

что услышали.

2

«Птичий двор»

Птичья столовая.

Цель: познакомить детей с

разновидностью птиц, научить

отличать зимующих и перелетных

птиц их значение в природе,

воспитывать трудолюбие, доброе

отношение к птицам.

Игра «Добрые слова». Подчеркнуть,

что есть много добрых слов, их надо

чаще говорить взрослым и детям.

Придумать разные слова для березы,

тополя, пенька, травы, птицы.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Покормить птиц.

3

«Царство

удивительных

пеньков».

Цель: предоставить возможность для

психологической разгрузки и прогулок,

знакомить с окружающим миром,

показать детям возможность создания

условий второй жизни старых вещей.

Когда любуешься природой, то

становится хорошо на душе, светло

и радостно, хочется всему миру

пожелать этой радости: солнцу,

земле, всему живому. Вспоминаем

правила поведения в природе. Беседуем

о том, что нужно сделать, чтобы

сохранить природу.

4

Лаборатория.

(Песочница) или

«Город мастеров».

Цель: развивать любознательность,

исследовательские способности,

желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой,

природным материалом. Игровой

инвентарь: совочки, лопаточки,

грабли, формочки и т.д.) Игра «Что

какое?». Дети по очереди называют

предмет и его свойство: небо- голубое,

тропинка – длинная, камешек –

шершавый, земля – теплая.

5

Деревья – наши друзья

(чудо дерево) -

«БЕРЕЗА», «ЕЛЬ».

Цель: развивать интерес к родной

природе, способность любоваться ею, и

бережно к ней относиться,

формировать представления о

разнообразии растений, их

особенностях. Закрепить название

деревьев и их строение, внешние

признаки. Систематизировать

представления о хвойных и лиственных

деревьях. Воспитывать бережное

отношение к деревьям.

Ребята, подойдите пожалуйста, к

березе. Обнимите её, скажите ей,

что она красивая. Конкурс для детей

«Сказать как можно больше

красивых слов о березе». Водим

хоровод Вокруг берёзы «Во поле

берёзонька стояла». Игра «Что мы

видим?». Назвать одним словом, что

видят вокруг (небо, солнце, деревья).

Говорить надо быстро, не повторять

слова, сказанные другими.

Посмотрите, какое рядом с березой

дерево, кто знает, как оно

называется? (Ель). У неё один

смолистый ствол, много ветвей, а

вместо листиков – иголки. (Зимой и

летом – одним цветом). Весной

цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. (Ель)

6

Коллекция насекомых

(Муравейник)

Цель: Предложить детям рассмотреть

муравейник, познакомить их с жизнью

этих трудолюбивых и полезных

насекомых. Рассказать, что муравьи

уничтожают вредных насекомых,

поэтому муравейник нельзя разорять.

Дети по очереди рассматривают в

лупу муравьев и наблюдают за ними,

что они делают и рассказывают

воспитателю. Спросить у детей

каких насекомых они еще знают.

Загадка: Народ рабочий, весь день

хлопочет, Возле пня дом строит,

Вот так дом, в тысячу окон

(муравейник).

Игра «Лавочка – отдыхалочка.»

ЭТАПЫ ЭКСКУРСИИ:

1.Вводная часть

:

Познакомить детей с целью экскурсии. Рассказываю детям куда мы

идем и зачем. Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство

природы. Но не каждый может туда попасть… Для этого нужно любить природу, бережно

относиться ко всему, что нас окружает.

Динамическая пауза: Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого

деревца, каждого пенька, каждой птички, каждого насекомого.

По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на воздух,

небо, деревья. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря

народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади»; «Растение –

земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».

2.Основная часть

:

На этом этапе (помимо организации деятельности) помогаю детям

войти в игровую ситуацию, грамотно осуществлять собственную деятельность в решении

поставленных задач. Оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и

контролирую осуществление экскурсии.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Дети более

подробно знакомятся с объектами природы, объектами наблюдения и выполняют

поставленные задачи и задания (эксперименты, сбор материала, наблюдения, игры,

проводятся физ. минутки, чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок, читаю

им экологические сказки по объектам наблюдений).

3. Заключительная часть:

Подведение итогов. Вместе с детьми мы вспоминаем и

проговаривая повторяем чем сегодня занимались и где были. Что детям понравилось

больше всего, что было интересного, запоминающего. В группе изготавливаем поделки и

рисуем рисунки по тому что видели, что понравилось из увиденного или запомнилось.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об

окружающем нас мире, и будете природу беречь и охранять. Берегите природу!

В результате реализации экскурсии:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой

снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие

детей;

Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного

материала.

Дополнительный материал.

«Правила друзей природы»

1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

2. Не обрывайте патину и не убивайте пауков.

3. Не разоряйте птичьих гнезд.

4. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

6. Не шумите, шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите

гораздо меньше.

«

Наш девиз»: Любить и охранять природу! Звериные норы. Птичьи гнезда разорять не

будем никогда. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется рядом с нами всегда.

МАРШРУТ



В раздел образования