Автор: Денисова Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка открытого урока на тему "Логические операции"
Тема: Методические разработки по дисциплине "Информатика и ИКТ!
Раздел: среднее профессиональное
Тема урока: Логические операции.
Цель урока: Познакомить обучающихся с принципами построения таблиц
истинности логических выражений в электронных таблицах.
Задачи урока:
образовательные:
усвоение
обучающимися
понятий
«логическая
операция»,
«таблица
истинности»,
«сложное
высказывание»,
«равносильные
логические
выражения»;
выработка
навыков
построения
таблиц
истинности
логических
выражений;
повторение знаний по теме: «Арифметические и логические основы
работы компьютера».
изучение правил записи условной функции в MS Excel.
развивающие:
развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся;
развитие у обучающихся познавательной активности;
развитие памяти и внимания;
воспитательные:
стимулирование познавательного интереса обучающихся;
привитие обучающимся навыков самостоятельной работы;
формирование коммуникационной культуры обучающихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
учащиеся должны знать:
основные понятия и определения алгебры логики;
основные законы алгебры логики;
порядок записи формул в электронных таблицах;
учащиеся должны уметь:
строить таблицы истинности, в том числе и в программе Excel;
определять равносильность логических выражений;
определять порядок выполнения операций в логических выражениях;
записывать сложные высказывания в виде логических выражений.
Тип урока: практическое занятие
Формы и методы обучения:
словесный, наглядный – учебная лекция с применением учебно-наглядных
и технических средств обучения;
практический – индивидуальная работа, работа на компьютере;
интерактивный – разгадывание кроссворда;
Оснащение урока:
1.
интерактивная доска;
2.
компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel;
3.
презентация к уроку (приложение 1);
4.
кроссворд (приложение 2);
5.
тестирующая программа (приложение 3);
6.
закрепление нового материала (приложение 4);
7.
образец выполнения практической работы (приложение 5);
8.
тренажер «Логика» (приложение 6).
План урока
1.
Организационный момент – 3-5 мин.
2.
Актуализация опорных знаний – 15 мин.
3.
Объяснение нового материала – 20 мин.
4.
Практикум – 50 мин.
5.
Рефлексия – 10 мин.
6.
Подведение итогов урока– 3-5 мин.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
2.
Актуализация опорных знаний.
На
прошлом
уроке
мы
выяснили,
что
алгебра
логики
—
раздел
математической
логики,
изучающий
строение
сложных
л о г ических
высказываний
и
способы
установления
их
истинности
с
помощью
алгебраических
методов.
Так
же
были
рассмотрены
формы
мышления.
Разобрали,
что
в
алгебре
логики
над
высказываниями
можно
производить
различные операции (подобно тому, как в алгебре чисел определены операции
сложения, деления, возведения в степень над действительными числами).
Устный опрос с демонстрацией на интерактивной доске (приложение 1,
слайд 2).
1.
Давайте вспомним: «Какие формы мышления вы знаете?», «Приведите
соответствие форм мышления с определенными примерами».
2.
Разгадывание кроссворда на интерактивной доске. (Приложение 2)
Какие основные логические операции вы знаете? Как они обозначаются?
Дизъюнкция
(v),
конъюнкция
(&),
инверсия
(¬),
импликация
(→),
эквивалентность(↔).
Тестирование на компьютере.
Обучающиеся
самостоятельно
выполняют
задание
в Excel (приложение
3)на листе 1, затем смотрят результат работы на листе 2, проводится анализ
результатов. Один из обучающихся выполняет данную работу на интерактивной
доске с использованием электронной клавиатуры.
3.
Объяснение нового материала.
Таблицу,
показывающую,
какие
значения
принимает
составное
высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых
высказываний,
называют
таблицей
истинности
составного
высказывания.
(Приложение 1, слайд 4)
Алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания
(Приложение 1, слайд 5)
1.
определить n – количество переменных в высказывании;
2.
вычислить
количество
строк
и
столбцов
таблицы
истинности
(количество
строк
-
2
n
+2,
количество
столбцов
равно
сумме
количества
переменных
(n)
и
количества
логических
операций,
входящих
в
сложное
высказывание);
3.
начертить
таблицу
и
заполнить
заголовок
в
соответствии
с
приоритетом логических операций;
4.
заполнить первые столбцы наборов входных переменных с учетом всех
возможных комбинаций значений.
5.
заполнить остальные столбцы таблицы в соответствии с таблицами
истинности
логических
операций,
причем
при
заполнении
каждого
столбца
операции
выполняются
над
значениями
столбцов,
расположенных
левее
заполняемого.
Закрепление нового материала:
Для
формулы
А&(B
v
¬B
&
¬C)
построить
таблицу
истинности
алгебраически (в рабочих тетрадях) (Приложение 4).
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в
таблице 2
3
=8.
Количество логических операций в формуле равно пяти, следовательно,
количество столбцов в таблице истинности должно быть 3+5=8.
Заносим
формулы
в
таблицу
согласно
порядку
выполнения
действий,
вычисляем:
А
В
С
¬В
¬С
¬В&¬
C
B v (¬В&¬C)
A&(B v ¬В&¬C)
0
0
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
1
0
0
1
1
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
4.
Практикум.
Построение таблицы истинности в Excel.
Задачи на построение таблиц истинности можно решать и в электронной
таблице Excel, используя логические функции (приложение 1):
ИСТИНА, ЛОЖЬ (слайд 7);
И – проверяет все аргументы, имеют значение «истина», и возвращает
значение «истина», если аргументы истинны (слайд 8);
ИЛИ – проверяет, имеет ли хотя бы один аргумент значение «истина»,
и возвращает значение «истина» или «ложь» (слайд 9);
Н Е – изменяет значение «истина» на «ложь», «ложь» на «истина»
(слайд 10).
Алгоритм
решения
задачи
с
использованием
электронной
таблицы
аналогичен алгоритму построения таблицы истинности на бумаге. (Напомнить
обучающимся о порядке вставки формул, автозаполнения).
Обучающиеся выполняют практическую работу с одновременным показом
учителя на интерактивной доске. (Приложение 5, задание 1). Далее предложено
выполнить задания на построение таблицы истинности следующих логических
выражений (Приложение 5, задание 2, задание 3):
1.
((A v B) & (¬A ˄ ¬B)) и (A&(B v ¬B&¬C))
2.
(A v ¬B v C)&¬(A ˄ ¬B v C)
Закрепление изученного материала. Сегодня на уроке вы познакомились
с
алгоритмом
построения
таблицы
истинности
и
узнали
новые
функции,
имеющиеся в электронных таблицах.
5.
Рефлексия (Приложение 6).
Программа
предназначена
для
закрепления
понятий:
конъюнкция,
дизъюнкция, инверсия. Состоит из 5 заданий выполняемых последовательно, в
которых
необходимо
вычислить
значения
логических
выражений.
В
данном
уроке используется, как тренажер.
6.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок.