Напоминание

Классный час "Вежливость – это сила, слабость, необходимость"


Автор: Антонова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 518
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Вежливость – это сила, слабость, необходимость"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема классного часа:

«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»

Цели:

– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежли-

вость»,

– формировать у детей умение сотрудничать,

– обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и прихо-

дить к единому мнению в команде,

– воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помо-

гать друг другу,

– принимать людей такими какие они есть.

Ход классного часа:

1 слайд

Выход на тему классного часа

– О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я ду-

маю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»

– Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

– Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Что вы можете ответить на эти вопросы?

2 слайд

Тема и задачи классного часа

«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».

– Чему посвящён наш классный час? Почему я назвала это проблемой?

В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать

старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за

это плату. Очень жаль.

– Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:

– какие слова помогают людям общаться

– какие полезные привычки украшают человека

– что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые

И ответить на главный вопрос: «Вежливость – это сила, слабость, необ-

ходимость».

– Как вы понимаете слово «вежливость»?

– Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)

Называют

3 слайд

– В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям

стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружа-

ющими.

– А можно ли научиться быть вежливым?

Анализ ситуации «Двое прохожих»

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого

в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг

упала.

– У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

– Разве? – удивился тот.

– Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет

– всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

– Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?

– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий,

с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще

не усвоил.

– Что это за правило? Для чего нужны эти правила?

4 слайд

Правила вежливых людей.

– Правила, которые можно применить в нашем классе.

(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно) (Можно правила на-

печатать заранее )

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла сти-

рать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно

устроился на диване и стал смотреть любимую передачу.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

5 слайд

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На

следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.

«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

6 слайд

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

– Привет, Серый!

– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было,

когда она упала в лужу!

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

7 слайд

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не

обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интере-

сом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ре-

бенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

8 слайд

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, игра-

ют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бы-

вает скучно.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

9 слайд

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

– Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

10 слайд

– Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли

грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют

самые серьёзные последствия.

Когда человеку приходится переживать боль и унижение от однокласс-

ников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек ни-

когда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товари-

щей, смеяться над ними.

– Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово

услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!»,

«Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и да-

вайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку

солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капель-

ку радостней сделается жизнь.

Игра «Доскажи словечко»

– Вежливые люди знают много вежливых слов.

Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доска-

жите вежливые слова.

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй).

2. Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет).

3. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста).

4. Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны),

Будьте … (добры).

5. Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

– Ну … (извините)!

6. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:

… (До свидания!).

7. Когда я что-то подарю,

Мне говорят:

… (Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

8.Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:

… (спасибо!)

9. Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришёл:

– … (Прости) меня, мама, я больше не буду!

– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.

А вот умеете ли вы их правильно использовать?

Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

Ваша задача – инсценировать ситуацию.

11слайд

Итог классного часа.

– Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит

«Быть вежливым человеком?»

«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».

Рефлексия.

– Закончите предложение.

Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

Нам был нужен этот классный час …

Я хочу себя похвалить …

Я хочу похвалить одноклассников …

Я хочу похвалить учителя …

Я думаю, что я вежлив, потому что …

Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

– Чтение стихотворения хором:

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, – стыдится!

– Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

– Кого осуждаете? Почему?

– Как бы вы поступили в этой ситуации?

– Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла сти-

рать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно

устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире живот-

ных».

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На

следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.

«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

– Привет, Серый!

– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было,

когда она упала в лужу!

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с ин-

тересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким

ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, иг-

рают, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не

бывает скучно.



В раздел образования