Автор: Тишова Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование графического навыка"
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Тишова Н. А.
Формирование графического навыка.
Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм
выполнения графических элементов, обеспечивающих лёгкость и правильность чтения
письменного текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих
эстетическим требованиям.
Психологи утверждают, что если в 4 года ребёнка не научить правильно держать
ложку, графический навык сформировать будет трудно. Развитие графических умений
можно оценить по результатам построения геометрических фигур:
2 года – короткая вертикальная линия;
2,5 года – горизонтальная линия;
3 года – окружность;
4 года – пересекающиеся линии;
5 лет – квадрат;
5,5 лет – треугольник.
Способность ребёнка к рисованию и копированию является необходимым
элементом определения его готовности к обучению в школе. В настоящее время трудности
при формировании графического навыка испытывают 30 ٪ учащихся.
Этапы формирования графического навыка.
1.Подготовительный этап (расширен во всех программах).
2. 3 основных этапа.
Аналитический
(вычленение отдельных
действий, понимание их
содержания и алгоритма
выполнения) зависит от
методики и технологии, а не
от готовности ребёнка:
правильная посадка
положение тетради
написание элементов
(не кол-во, а качество).
Синтетический
(соединение элементов в
единое целое)
Автоматизация
(образование навыка)
Приемы обучения письму:
показ написания на доске;
копировальный метод;
воображаемое письмо;
списывание с готового образца;
письмо с опорой на тактильные ощущения;
анализ, сравнение, конструирование;
анализ ошибочного написания;
«мокрое письмо»;
письмо по шаблону.
1
Почерк – это генетическое образование. Он должен установиться в 3-4 классах.
Навык считают сформированным, если при изменении условий (скорости, объёма),
качество письма не снижается. Форсирование скорости письма тормозит
совершенствование навыка. На первых этапах обучения письму дети могут писать
без смены вида деятельности не более 40 секунд. Безотрывное письмо, на которое
ориентировались учителя в прошлом, признано вредным для здоровья школьников,
т.к. в момент его происходит задержка дыхания у детей.
Оптимальная скорость письма при механическом списывании.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
I полуг.- 4-6 зн./мин
II полуг.-10-12
зн./мин.
20-25 зн./мин.
40-45 зн./мин.
60-65 зн./мин.
Работа над каллиграфией ведётся все 4 года обучения в начальной школе.
1-2 классы
3-4 классы
Работа ведётся фронтально.
Основные группы упражнений - развитие
плавности, ритмичности, связности и
скорости письма.
1 класс – написание букв и их соединений;
2 класс – написание группы букв с
похожими или различающимися
элементами.
Работа ведётся индивидуально.
Необходимо прописывание элементов, букв,
соединений.
Психологи советуют не исправлять
незначительные отклонения в каллиграфии,
сохранять индивидуальность каждого
ребёнка.
Критерии трудностей обучения:
нестабильность графических форм;
неправильное начертание буквы и неправильная траектория движения;
замена букв, слогов, слов и удвоение их;
очень медленный темп;
тремор.
Трудности при формировании графического навыка возникают у часто болеющих
или леворуких учащихся, у детей с нарушениями звукоподражания,
несформированной моторной функцией, с нарушениями слуха или фонетико-
фонематической недостаточностью.
Для таких детей необходимы:
щадящий режим и темп работы;
внимание осознанности выполнения движений, формированию зрительно-
двигательного образа буквы, проговаривание детьми вслух того, что пишут;
предоставление возможности при выполнении контрольных работ работать
в более медленном темпе;
при не проходящих затруднениях целесообразно не быть чересчур
требовательными к почерку.
Важно помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребёнка.
2