Напоминание

Программа работы кружка технического творчества специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах


Автор: Канакова Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им.В.П.Романова
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы кружка технического творчества специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение

Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Программа работы кружка

технического творчества специальности

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой комиссии

______________Н.В. Базылева

«___»____________2016 г.

Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Канакова С.Г.

Проверил

Преподаватель

Яскевич К.Н.

Версия: 1.0

стр. 1 из 14

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

____________ Т.В. Ломан

«___» _____________2016 г.

Разработка составлена для повышения интереса обучающихся к будущей

профессии, её истокам, возможностям.

Составили:

преподаватель спец. дисциплин ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический

техникум им. В.П. Романова, С.Г. Канакова.

Версия: 1.0

стр. 2 из 14

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1 Основные положения

5

2 Направления работы кружка

8

Список литературы

10

Приложение А

12

Версия: 1.0

стр. 3 из 14

Введение

Кружок технического творчества направлен на привлечение студентов тех-

никума к самостоятельной творческой работе, поиску неординарных решений в

ходе освоения специальных дисциплин, а также вовлечения наиболее одаренной

части студентов к основам учебной научно- исследовательской деятельности.

Под кружком творчества студентов техникума понимается добровольное

объединение творческой молодежи из числа студентов техникума, связанных по

интересам

будущей

специальности,

творческой

деятельности

или

поисковой

(учебно-исследовательской) работы.

Работу кружка творчества студентов организует преподаватель (группа пре-

подавателей), хорошо владеющий навыками профессиональной деятельности и

имеющий опыт практической работы по целевой организации кружка. Кружок

творчества осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы

кружка. Занятия кружка творчества проводятся при кабинетах и лабораториях

(помещениях) по целевой принадлежности кружка. Время работы устанавливает-

ся руководителем кружка совместно с его участниками.

Версия: 1.0

стр. 4 из 14

1 Основные положения

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы,

энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудо-

вой активности выступает умение каждого трудящегося технически грамотно

мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение

имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого

составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, ини-

циатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных

ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании уча-

щихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобрета -

тельской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническо-

му творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретатель-

ская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких

нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению дела-

ми производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают

новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подго-

товке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и

знающего специалиста

Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима.

Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную

организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созда-

нию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний,

используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного произ-

водства. Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию ма-

териальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окру-

жение человека-техносферу; оно включает генерирование новых инженерных

идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серий-

ном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектиро-

Версия: 1.0

стр. 5 из 14

вании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной

НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Хорошо

сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возмож-

ность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникаль-

ную идею”.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей

профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несо-

вершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и

поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твер-

до усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать

более совершенным.

Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а

затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельно-

сти, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализа-

торской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает

повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске

неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через со-

вершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание

новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творче-

ского отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое

представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессиональ-

ного роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личност-

ной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к из-

бранной профессии.

Усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повы-

сить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приве-

дет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению

научно – технического прогресса.

Выполняются, в основном, модели, которые могут быть использоваться в

образовательном процессе. Во многих случаях изготовление действующей уста-

Версия: 1.0

стр. 6 из 14

новки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает

очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов,

отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техни-

ческим

творчеством

студенты

техникума

занимаются

во

время

прохождения

практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефера-

тов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у студен-

тов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту на-

выки в работе.

Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ста-

вятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобрета-

тельства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом

современных методов научного исследования, проектирования и конструирова-

ния.

Основной целью кружка является выявление и поддержка одаренных сту-

дентов, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка

научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это вы-

движение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание

научных работ и проектов.

Версия: 1.0

стр. 7 из 14

2 Направления работы кружка

Основные направления работы кружка творчества: ознакомление с оборудо-

ванием лаборатории, кабинета (помещения) и их работой; изучение ТСО кабине-

та, лаборатории; проектирование и выполнение простейших моделей по виду де-

ятельности кружка; овладение основными научными методами исследования по

соответствующей дисциплине, определяемой целевым назначением кружка. По

ходу творческой работы кружки проводят научно-практические конференции, те-

матические олимпиады, конкурсы рефератов, выставки.

Развитие кружкового творчества студентов не только способствует процессу

творческого развития студентов, но и укрепляет учебно- материальную базу тех-

никума:

разрабатываются

методические

указания

по

организации

предметных

кружков, использованию на их занятиях производственных ситуаций;

организовывается обмен опытом по методике организации урока и вне-

классных мероприятий;

дооборудуются кабинеты и лаборатории силами студентов;

силами студентов оформляются стенды и наглядные пособия.

Цель работы кружка – развить интерес к выбранной профессии, выявить

одаренных обучающихся.

Задачи:

1)

формирование устойчивого интереса к выбранной профессии;

2)

привлечение обучающихся к работе в кружке;

3)

приобщение обучающихся к общественно-полезной работе;

Далее необходимо выделить основные направления работы кружка. Темати-

ка может быть различной, её выбор зависит от многих факторов, например:

новости рынка компьютерных технологий;

новинки в области разработки программного и аппаратного обеспечения;

исторический аспект развития средств вычислительной техники;

достижения исторических личностей.

В зависимости от направления работы кружка результат может быть различ-

ным:

Версия: 1.0

стр. 8 из 14

воссозданные прототипы;

биографии, интересные факты о жизни и достижениях;

альбомы развития средств вычислительной техники;

стенды и макеты.

Рассмотрим более подробно направления работы и возможные результаты.

1. История средств вычислений. Возможные результаты: альбом «Средства

вычислений», модели суммирующих устройств, прототипы электронных кальку-

ляторов.

2 . История

развития

накопителей

информации.

Возможные

результаты:

стенд «Эволюция носителей данных», альбом «Носители информации», воссо-

зданные информационные носители такие, как узелковое письмо, каменные дис-

ки, глиняные дощечки, бумажные свитки, рукописные книги.

3. Выдающиеся учёные. Возможные результаты: альбом «Выдающиеся име-

на», отдельно оформленные биографии и выдающиеся события в жизни выдаю-

щихся деятелей в области средств вычислительной техники. Пример работы при-

ведён в приложении (см. Приложение А).

4. Современные IT-технологии. Возможные результаты: плакат «Современ-

ные IT-технологий», плакат «Эволюция IT-технологий».

5. Языки программирования. Возможные результаты: альбом «История язы-

ков программирования», альбом «Примеры программ, разработанных на различ-

ных языках программирования».

Оценка результатов. Результаты работы кружка отслеживаются руководи-

телем. Данные по проделанной работе, уровень активности обучающихся, изме-

нения личных качеств, отношения к окружающей действительности и т.д. будут

фиксироваться, и заноситься в журнал работы кружка.

Версия: 1.0

стр. 9 из 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

ГОСТ 19.101-77

Единая система программной документации. Виды

программ и программных документов.

2.

ГОСТ 19.102-77

Единая система программной документации. Ста-

дии разработки.

3.

ГОСТ 19.103-77

Единая

система

программной

документации.

Обозначение программ и программных документов.

4.

ГОСТ 19 105-78

Единая система программной документации. Об-

щие требования к программным документам.

5.

ГОСТ 19.201-78

Единая система программной документации. Тех-

ническое задание. Требования к содержанию и оформлению.

6.

ГОСТ 19.202-78

Единая система программной документации. Спе-

цификация. Требования к содержанию и оформлению.

7.

ГОСТ 19.301-79

Единая система программной документации. Про-

грамма и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению.

8.

ГОСТ 19.401-78

Единая система программной документации. Текст

программы. Требования к содержанию и оформлению.

9.

ГОСТ 19.402-78

Единая система программной документации. Опи-

сание программы.

10. ГОСТ 19.404-79

Единая система программной документации. Пояс-

нительная записка. Требования к содержанию и оформлению.

11. ГОСТ 19.501-78

Единая система программной документации. Фор-

муляр. Требования к содержанию и оформлению.

12. ГОСТ 19.502-78

Единая система программной документации. Опи-

сание применения. Требования к содержанию и оформлению.

13. ГОСТ 19.503-79

Единая система программной документации. Руко-

водство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению.

14. ГОСТ 19.504-79

Единая система программной документации. Руко-

водство программиста. Требования к содержанию и оформлению.

15. ГОСТ 19.507-79

Единая система программной документации. Ведо-

мость эксплуатационных документов.

16. ГОСТ 19.508-79

Единая система программной документации. Руко-

водство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформле-

нию.

17. Брауде, Э. Д. Технология разработки программного обеспечения [Текст]:

Учебное пособие / Д.Э. Браудэ. - СПб.: Питер, 2004. – 256 с: ил.

18. Гагарина,

Л.Г.

Технология

разработки

программного

обеспечения

[Текст]: учебное пособие / Л. Г Гагариной. — М: ИНФРА-М, 2008. — 400 с: ил.

— (Высшее образование).

19. Липаев, В.В. Сертификация программных средств. Учебник [Текст] /

В.В. Липаев. – М.: СИНТЕГ, 2010 – 344 с.

20. Липаев, В.В. Надёжность программных средств [Текст] / В.В. Липаев. –

М.: СИНТЕГ, 1998.

Версия: 1.0

стр. 10 из 14

21. Крупский,

А.Ю.

Разработка

и

стандартизация

программных

средств

[Текст]: Учебное пособие / А.Ю. Крупский, Л.А. Фиактистова. – М.: Издатель-

ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 – 100 с.

22. Хабибуллин, И. Самоучитель Java 3-е издание [Текст] / И. Хабибуллин. –

СПб.: БХВ-Петербург, 2008 г. – 768 с.

23. Герберт, Ш. Полный справочник по Java - 7-е издание [Текст] / Ш. Гер-

берт. – СПб: ИД Вильямс, 2007 г. – 1040 с.

24. Дейтел, Х.М. Технология программирования на Java 2: Книга 2. Распре-

делённые приложения. Перевод с англ. [Текст] / Х.М. Дейтел, П.Дж. Дейтел, С.И.

Сантри. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2003 – 464 с.

25. Крёнке, Д. Теория и практика построения баз данных. 9-е изд. – СПб.:

Питер, 2005 – 859 с.

26. Конноли, Т. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровожде-

ние. Теория и практика. 3-е изд. [Текст]: Пер. с англ. / Т. Конноли, Бегг К. – М.:

Издательский дом «Вильяме», 2003 – 1440 с.

27. Райордан, Р. Основы реляционных баз данных. [Текст] Пер. с англ. /

Р. Райордан – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001 – 384 с.

28. Кенин, А.М. Самоучитель системного администратора. 3-е изд. [Текст] /

А.М. Кенин. – СПб.: Питер, 2010 г.

29. Поздняков,

В.Я.

Экономика

отрасли

[Текст]:

Учебное

пособие

/

В.Я. Поздняков, С.В. Казаков – М.: ИНФА-М, 2010 – 309 с.

30. Байкалова,

А.И.

Бизнес-планирование

[Текст]:

Учебное

пособие

/

А.И. Байкалова. – Томск, 2007 – 53 с.

Версия: 1.0

стр. 11 из 14

Приложение А

Стив Джобс и его жизненный выбор

(Работа выполнена студентом

группы ПКС-15 Дьяченко Владимиром)

«Быть самым богатым человеком на клад-

бище для меня не важно. Ложась спать говорить

себе о том, что сделал что-то прекрасное — вот

что действительно важно». (Стив Джобс)

Вклад Стива Джобса в науку и культуру

просто гигантский. Джобс – один из основателей корпораций, которые сейчас

знает каждый второй человек: Apple,

NEXT,

Pixar. Будущий гений появился в

1955 году. Его родителями были сириец и американка, которые отдали своего

сына на усыновление. Один из критериев для усыновления был, чтобы родители

смогли обеспечить ребенку высшее образование. Юного Стива усыновили Пол и

Клара Джобс. Закончил три школы, он учился в университете, в то же время, по-

сещая всевозможные дополнительные кружки, например по каллиграфии. Затем

Джобса выгнали за хулиганство и употребление различных наркотиков. Джобс

посещал лекции в компании Hewlett-Packard. Вскоре его там наняли, и он рабо-

тал со Стивом Возняком (соучредитель компании Apple) как летний сотрудник.

Ему приходилось ночевать у своих друзей и спать на полу, а чтобы выжить он

сдавал бутылки из под “Coca-Cola”. И ездил каждое воскресенье в другой конец

города, чтобы поесть в местном храме. Затем Стив устроился на работу в Atari.

Там

Джобс

занимается

разработкой

компьютерных

игр.

Через

четыре

года

Возняк создает свой первый компьютер, а Джобс, продолжая работать в «Атари»,

налаживает его продажи.

Из творческого тандема друзей вырастает компания «Apple» (имя «Apple»

Джобс предложил из-за того, что в этом случае телефонный номер фирмы шёл в

телефонном справочнике прямо перед «Atari»). Датой основания Apple считается

1 апреля 1976 года (День дурака), а первым офисом-цехом был гараж родителей

Джобса. Официально Apple была зарегистрирована в начале 1977 года. Дабы со-

Версия: 1.0

стр. 12 из 14

здать компанию Джобс инвестировал в нее 1300 долларов, эти деньги он получил

с продажи микроавтобуса отца, а также профессионального калькулятора фирмы

Hewlett-Packard, принадлежавшего Возняку. Автором большинства разработок

был Стивен Возняк, тогда как Джобс выступал маркетологом. Считается, что

именно

Джобс

убедил

Возняка

доработать

придуманную

им

схему

микро-

компьютера, и тем самым дал толчок к созданию нового рынка персональных

компьютеров. Дебютную модель компьютера назвали Apple I. За год компаньоны

продали 200 таких машин (цена каждой 666 долларов 66 центов). Количество,

приличное для начинающих, но это ничто по сравнению с Apple II, вышедшим в

1977 году.Успех компьютеров Apple I и особенно Apple II вкупе с появлением ин-

весторов

делают

компанию

неоспоримым

лидером

на

компьютерном

рынке

вплоть до начала восьмидесятых, а двух Стивов миллионерами. Примечательно,

что программное обеспечение для компьютеров Apple разрабатывалось тогда

еще молодой компанией Microsoft, созданной на полгода позже Apple. В будущем

судьба ещё не раз будет сводить Джобса и Гейтса.

Несмотря на значительные успехи, вначале 80-х гг. Стив начинает терять

свои позиции. А его авторитетный стиль управления приводит к конфликту с со-

ветом директоров. В 30 лет основатель Apple был просто на всего уволен. Поте-

ряв свою власть Джобс не отчаялся, а принялся за новую фирму (NеXT). Которая

специализировалась

на производстве сложных компьютеров для высшего об-

разования и бизнес структур. Но с этого он особо денег не поимел. Более удач-

ным его начинанием было приобретение графической студии TheGraphicsGroup

(позже переименованная в Pixar) купленная у Lucasfilm практически в два раза

дешевле её оценочной стоимости. И под руководством Джобся на свет появи-

лись такие легендарные мультфильмы как “Корпорация монстров” и ”История

игрушек”. В2006 Pixar продали Уолту Диснею уже за 7,5 миллиардов долларов,

при этом Джобс получил во владение 7% акций WaltDisney. Для сравнения, пря-

мой наследник Диснея унаследовал только 1%.

В 1997 году он возвращается в Apple. Сначала виде временного директора,

а в 2000 уже виде полноценного директора. Были закрыты убыточные объекты. И

Версия: 1.0

стр. 13 из 14

удачно завершенный работа над новым компьютером iMAС, и после этого дела

пошли в гору.

В октябре 2003 года у Джобса обнаружили раковую опухоль, но Стив отка-

зался от вмешательства врачей, так как по личным убеждениям не признавал

вмешательств в человеческий организм. Но на протяжение 9 месяцев он пытался

вылечиться сам, но все было безуспешно. Стив всё же решился довериться вра-

чам и известил общественность о своём заболевании. 31 июля 2004 года прошла

успешная операция. А уже в 2009году становится известно что Джобс перенес

пересадку печени. В 2011году представляет новый iPad2.

Умирает наш гений 5 октября 2011года.

«Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И

самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они ка-

ким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное

вторично». Стив Джобс.

Версия: 1.0

стр. 14 из 14



В раздел образования