Напоминание

Работа с родителями в начальной школе


Автор: Фролова Марина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области"
Населённый пункт: р.п. Базарный Карабулак Саратовской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Работа с родителями в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Статья « Работа с родителями в начальной школе »

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и

родителей является ценным инструментом, позволяющим составить для

каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный

вариант индивидуальной работы.

Для успешной реализации образовательных стандартов необходимо

укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и

родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия

педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В

начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими

школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и

жизненным опытом детей.

Учитель начальных классов – это не просто учитель, а – первый учитель,

который входит в жизнь ребёнка и его семьи.

Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут

эти воспоминания, зависит от нас .Родители доверяют нам самое дорогое,

что у них есть, - своих детей. В начальной школе практически невозможно

без помощи родителей научить чему – то ребёнка, а тем более раскрыть,

развить его личность, индивидуальность.

Когда учитель принимает 1 класс, его в одинаковой степени волнует, что из

себя представляют его будущие ученики, какие у них родители, как они

воспитывают своих детей, будут ли они помощниками учителя.

Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребёнка: его

подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта,

мотивации.

Думаю, что ни для кого не секрет, что в работе с детьми самое трудное –

работа с родителями. Они порой чересчур амбициозны и считают, что лучше

нас знают как обучать и воспитывать их детей.

Всех родителей можно разделить на три группы:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту

прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей.

Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований

школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к

школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый

неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в

организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и

воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического

процесса.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его

умения находить общий язык с родителями , опираться на их помощь,

поддержку. Не зная ( или плохо зная) учеников и их родителей, не создав

дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания

детей.

В. А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует

множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог

должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда

является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности,

когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”.

Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном

подходе к вопросам взаимодействия учителя-воспитателя с родителями,

который предполагает диагностику, целеполагание, планирование,

организацию работы и контроль.

Анкетирование и беседы с родителями позволили составить следующий

социальный портрет семей учащихся класса, с которым я в настоящее время

работаю:

В классе – 21 ученик

В полных семьях воспитываются 17 детей (80%), в неполных – 4 (20%).

С одним ребенком – 6 (28%) семей, с двумя – 14 (66%), с тремя – одна(4%).

По уровню образования можно выделить следующие группы родителей:

с высшим образованием 9 родителей , со средним специальным

образованием -11 родителей

По профессиональному статусу можно выделить следующие группы:

руководители -1 человек , работники бюджетной сферы 17 человек

–,рабочие – 6 ,предприниматели – 1

По обеспеченности жильём можно выделить такие группы семей:

проживают в частном доме – 13 семей, в квартирах – 7, на квартире – 1

семья.

С 1 сентября дети посещают не только школу, но и занимаются в различных

кружках ,секциях. 8 детей ( 38 %) занимаются хореографией, 1 чел – вокал, 1

чел – худож.отделение, плавание – 1 ребенок, волейбол – 1 ребенок, каратэ –

2 чел. Из них 2-е обучающихся посещают сразу 3 и 4 кружка . Балбашов

Максим – каратэ, волейбол, танцы. Аллянова Софья – каратэ, танцы, вокал,

рисование..

Это определило следующие цели совместной работы с родителями

учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры;

подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и

гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать

коммуникативные способности родителей в классном родительском

коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских

отношениях.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный

опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но школа не может ни заменить,

ни полностью компенсировать то, что получает ребенок от родителей. Мы

можем и должны педагогически направить, обогатить, усилить

положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей

воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах

нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные

возможности.

Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр

финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных

ситуаций. А РЕБЁНОК - это народ, который постоянно что-то требует,

возмущается и устраивает забастовки!

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать

принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и

терпимости по отношению друг к другу. Ни для кого не секрет, что во время

обучения детей в начальной школе , почти 100% родителей посещают

родительские собрания, интересуются учебой детей, проводят мероприятия .

Проведение совместных праздников с родителями сближает пап и мам с

детьми, с другими родителями, с учителем, а в детской среде воспитывает

дух коллективизма, единой целой школьной семьи.

Родители на внеклассных мероприятиях не просто гости, но и активные

участники.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что фундамент

зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так

важно, чтобы родители и учитель были «заодно» и действовали только

сообща, совместными усилиями.

Каков ваш взгляд на воспитание?

На доске перечень слов и словосочетаний, которые могут вызвать у вас

разные ассоциации. Нужно выбрать наиболее точно отражающую ваш взгляд

на воспитание.

ВОСПИТАНИЕ – это ЛАБИРИНТ, ФАКЕЛ, БЕЛЫЙ ЛИСТ, ЗЕРКАЛО, КНУТ И

ПРЯНИК, ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, РОДНИК или ДОРОГА БЕЗ КОНЦА.

Обсуждение показало, что самой яркой и точной ассоциацией с понятием

«воспитание» стала ДОРОГА БЕЗ КОНЦА. Некоторые выбрали

ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, и это тоже верно.

Единственного ответа на этот вопрос, конечно не существует. Но все мы

должны помнить слова Дж. Локка: « Судьба народа – в руках родителей и

учителей…»

Самым главным в своей работе считаю , чтобы родители поверили

мне,чтобы мы с ними были единомышленниками в воспитательном

процессе, способном дать образование ребёнку, воспитать его счастливым и

успешным .



В раздел образования