Автор: Фролова Марина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области"
Населённый пункт: р.п. Базарный Карабулак Саратовской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Работа с родителями в начальной школе
Раздел: начальное образование
Статья « Работа с родителями в начальной школе »
В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и
родителей является ценным инструментом, позволяющим составить для
каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный
вариант индивидуальной работы.
Для успешной реализации образовательных стандартов необходимо
укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и
родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия
педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В
начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими
школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и
жизненным опытом детей.
Учитель начальных классов – это не просто учитель, а – первый учитель,
который входит в жизнь ребёнка и его семьи.
Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут
эти воспоминания, зависит от нас .Родители доверяют нам самое дорогое,
что у них есть, - своих детей. В начальной школе практически невозможно
без помощи родителей научить чему – то ребёнка, а тем более раскрыть,
развить его личность, индивидуальность.
Когда учитель принимает 1 класс, его в одинаковой степени волнует, что из
себя представляют его будущие ученики, какие у них родители, как они
воспитывают своих детей, будут ли они помощниками учителя.
Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребёнка: его
подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта,
мотивации.
Думаю, что ни для кого не секрет, что в работе с детьми самое трудное –
работа с родителями. Они порой чересчур амбициозны и считают, что лучше
нас знают как обучать и воспитывать их детей.
Всех родителей можно разделить на три группы:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту
прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей.
Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований
школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к
школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый
неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в
организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и
воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического
процесса.
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его
умения находить общий язык с родителями , опираться на их помощь,
поддержку. Не зная ( или плохо зная) учеников и их родителей, не создав
дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания
детей.
В. А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует
множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог
должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда
является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности,
когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”.
Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном
подходе к вопросам взаимодействия учителя-воспитателя с родителями,
который предполагает диагностику, целеполагание, планирование,
организацию работы и контроль.
Анкетирование и беседы с родителями позволили составить следующий
социальный портрет семей учащихся класса, с которым я в настоящее время
работаю:
В классе – 21 ученик
В полных семьях воспитываются 17 детей (80%), в неполных – 4 (20%).
С одним ребенком – 6 (28%) семей, с двумя – 14 (66%), с тремя – одна(4%).
По уровню образования можно выделить следующие группы родителей:
с высшим образованием 9 родителей , со средним специальным
образованием -11 родителей
По профессиональному статусу можно выделить следующие группы:
руководители -1 человек , работники бюджетной сферы 17 человек
–,рабочие – 6 ,предприниматели – 1
По обеспеченности жильём можно выделить такие группы семей:
проживают в частном доме – 13 семей, в квартирах – 7, на квартире – 1
семья.
С 1 сентября дети посещают не только школу, но и занимаются в различных
кружках ,секциях. 8 детей ( 38 %) занимаются хореографией, 1 чел – вокал, 1
чел – худож.отделение, плавание – 1 ребенок, волейбол – 1 ребенок, каратэ –
2 чел. Из них 2-е обучающихся посещают сразу 3 и 4 кружка . Балбашов
Максим – каратэ, волейбол, танцы. Аллянова Софья – каратэ, танцы, вокал,
рисование..
Это определило следующие цели совместной работы с родителями
учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и
гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать
коммуникативные способности родителей в классном родительском
коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских
отношениях.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный
опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но школа не может ни заменить,
ни полностью компенсировать то, что получает ребенок от родителей. Мы
можем и должны педагогически направить, обогатить, усилить
положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей
воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах
нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные
возможности.
Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр
финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных
ситуаций. А РЕБЁНОК - это народ, который постоянно что-то требует,
возмущается и устраивает забастовки!
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать
принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношению друг к другу. Ни для кого не секрет, что во время
обучения детей в начальной школе , почти 100% родителей посещают
родительские собрания, интересуются учебой детей, проводят мероприятия .
Проведение совместных праздников с родителями сближает пап и мам с
детьми, с другими родителями, с учителем, а в детской среде воспитывает
дух коллективизма, единой целой школьной семьи.
Родители на внеклассных мероприятиях не просто гости, но и активные
участники.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что фундамент
зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так
важно, чтобы родители и учитель были «заодно» и действовали только
сообща, совместными усилиями.
Каков ваш взгляд на воспитание?
На доске перечень слов и словосочетаний, которые могут вызвать у вас
разные ассоциации. Нужно выбрать наиболее точно отражающую ваш взгляд
на воспитание.
ВОСПИТАНИЕ – это ЛАБИРИНТ, ФАКЕЛ, БЕЛЫЙ ЛИСТ, ЗЕРКАЛО, КНУТ И
ПРЯНИК, ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, РОДНИК или ДОРОГА БЕЗ КОНЦА.
Обсуждение показало, что самой яркой и точной ассоциацией с понятием
«воспитание» стала ДОРОГА БЕЗ КОНЦА. Некоторые выбрали
ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, и это тоже верно.
Единственного ответа на этот вопрос, конечно не существует. Но все мы
должны помнить слова Дж. Локка: « Судьба народа – в руках родителей и
учителей…»
Самым главным в своей работе считаю , чтобы родители поверили
мне,чтобы мы с ними были единомышленниками в воспитательном
процессе, способном дать образование ребёнку, воспитать его счастливым и
успешным .